Скаутинг в киберспорте: как ищут игроков и можно ли на этом заработать

От редакции. Вы находитесь в блоге Все любят «Классику», автор которого в основном пишет про World of Warcraft, но иногда выбирает более глобальные темы: например, ведет текстовые трансляции с турниров и рассказывает про гейминг для людей с ограниченными способностями. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые посты. А если остались вопросы или хотите высказать свое мнение – оставьте комментарий.

***

После кейса с Save-, который сейчас играет в Virtus.pro, меня заинтересовала тема скаутинга: поиска молодых и перспективных игроков в киберспорте. Если брать традиционные виды, то там все более менее понятно: армии скаутов, отсматривающие тысячи игроков по всему свету и изучающие продвинутую статистику. А что есть у киберспорта?

Я немного изучил вопрос и выделил два подхода: специальные турниры для молодых игроков, где само участие уже дает возможность попасть на профессиональную сцену, и «прямой» скаутинг, когда игрок напрямую связывается с организацией, которая помогает ему совершенствоваться и плотно заниматься дисциплиной (как у Save- и Winstrike). Рассмотрим детальней.

Лиги и турниры

В первом случае у нас есть пример Лиги Gambit и Scouting Grounds – турнира в Северной Америке по League of Legends. Оба турнира объединяет одно: они позволяют неизвестным игрокам и любителям пробиться в профессионалы. Это, если хотите, «Кожаный мяч» и «Золотая шайба» от мира киберспорта. Но, как и в случае с легендарными всесоюзными соревнованиями, это не гарантия карьеры, это возможность сверкнуть и зацепиться за шанс.

Например, из прошлогоднего розыгрыша Scouting Grounds некоторых игроков подписали 100 Thieves и Team SoloMid. Они выступают не в основных командах, а в академиях, и участвуют в LCS Academy League, что на ступень ниже главной североамериканской лиги. Продолжая аналогии с большим спортом, игроки попадают в условный АХЛ или G-league НБА.

Здесь существует выстроенная вертикаль, профессиональная лестница, по которой поднимаются новички. Лига Gambit, по сути, пытается применить аналогичную модель в нашем регионе. Парни из Лиги, к слову, не потерялись! Также можно вспомнить про академию NAVI в CS:GO, куда отбор тоже проходил на основании соревнований.

Прямой поиск

Второй подход – прямой скаутинг, когда организация находит игрока и помогает ему совершенствоваться. Ярослав Комков рассказывал, что дает игрокам Winstrike:

  • Возможность бесплатно играть на арене и получить буткемп;
  • Компьютер и аксессуары;
  • Возможность собрать состав из игроков, состоящих в программе, и вместе тренироваться, играть официальные игры;
  • Форму и мерч;
  • Питание на арене; помощь с контрактами, образованием и общением с родителями.

Из этой программы и вышел Save-. 

Еще один пример такого подхода – платформа GYO Score. Вообще, GYO – алгоритм, задействованный на платформе, который учитывает, как сыграл игрок и его команда, сравнивая эти показатели. Если команда проиграла, это не значит, что игрок делал что-то не то. Такой же алгоритм и продвинутая статистика выступают в роли «тренера»: если показатели игрока падают, то платформа сообщает об этом и указывает на ошибки и показатели, из-за которых игрок не дотягивает до ожидаемых результатов.

Фишка платформы еще и в том, что игроки сами присоединяются к системе, а их статистика и прогресс доступны скаутам из киберспортивных организаций и колледжей (да, в США помимо спортивных стипендий есть еще и киберспортивные). Получается такой манибол для менеджеров, и возможность получать фидбэк для игроков. Winstrike, как мне кажется, должна двигаться именно в этом направлении, потому что так как минимум проще найти команду для молодых талантов.

«Если я выиграю линию для Юниверса – я выиграю игру». Ppd и Universe созданы друг для друга

* * *

Чтобы узнать подробнее о скаутинге в киберспорте, я обратился к Сергею «AnahRoniX» Быковскому, менеджеру спецпроектов Winstrike. Именно он отвечает за программу молодых игроков.

— В большом спорте у скаутов есть определенные параметры, на которые они непременно обращают внимание при просмотре игроков. На какие качества нужно обращать внимание при скаутинге игроков в Доту?

—Если взять за константу тот факт, что отбор ведется из игроков с определенными базовыми знаниями о игре и навыками механики, то можно выделить определенные параметры.

Как и в любом современном бизнес-процессе, в подготовке можно выделить hard skills и soft skills.

Первые – это базовые навыки в твоем ремесле, и, если брать игроков примерно одинакового уровня, здесь все зависит от того, находится игрок на пике формы или у него спад. Все могут нажимать кнопки, но есть игроки, которые тренируются всегда и имеют определенный уровень вне зависимости от результата, а есть те, у которых за меньшее время тренировок исполнять получается лучше, но при появлении определенных факторов люди перестают играть на одном уровне. При отборе по базовым навыкам важна стабильность тренировок и трудолюбие. Человек, который обладает этими базовыми навыками в своем подходе, сможет добиться большего на дистанции и это явно сыграет роль при отборе в команду.



Другой вопрос с soft skills. Это все не про Доту в целом, здесь мы делаем обоюдную картину о том, на сколько потенциальный претендент на место в команде понимает, что такое коллектив, как он может взаимодействовать с тиммейтами. Насколько он осознает то, как его поведение влияет на результат, поиск истины в споре и так далее.

Игрок может быть гениальным в механике игры, но если он замкнутый, спорит со всеми, не может найти общий язык и вносит прочий деструктив – тренировочный процесс просто выдавит его.  Здесь не важно, насколько терпеливы тиммейты, время так или иначе уберет его на второй круг до получения определенного опыта общения в профессиональном коллективе. Вкратце это можно описать не таким уж новым в психологии словом – эмоциональным интеллектом. Чем больше его наличие в отдельном игроке, тем успешнее он будет в любой команде.

Эмпатия и понимание эмоционального состояния тиммейтов дает игроку возможность принять правильное решение в критических ситуациях, которые могут происходить с командой в момент спадов. 

Вот два комплексных фактора, которые могут присутствовать у игрока при его отборе в команду. Детализировать можно как угодно, у каждого свои субъективные представления об этих характеристиках, и они зачастую индивидуальны, но основную канву я описал.

— Как ты думаешь, реально ли крупным киберспортивным клубам вроде Winstrike, Gambit, NAVI, Virtus.Pro выстроить скаутскую службу, которая бы поставила поиск молодых талантов на поток? Или киберспорт еще не созрел для этого?

— Более чем реально. Такое уже есть, в основном, в качестве структур в тир-1 командах. Это, как правило, сотрудники, в обязанности которых входит систематизация информации, которая уже есть на рынке игроков. Если существуют молодые игроки из других составов, их возьмут на тест и, скорее всего, договорятся о трансфере.

Тир-3-4 сцена сейчас выступает если не скаутами, то источником информации. Если говорить о создании службы с нуля для анализа от самого низа рейтинга на наличие новых Топсонов и Мираклов, то все зависит от спроса. На любую структуру нужно финансирование, для эффективного функционирования и обучения кадров нужны ресурсы. Не за горами то время, когда хороший скаут будет не менее важен, чем игроки, менеджеры и тренеры. Сейчас это понятие размыто, и роль скаутов единовременно выполняют все вышеперечисленные люди.

– Расскажи, как и почему решили открыть программу поддержки киберспортсменов?

– Эта идея родилась из опыта работы. Я с 2010-го года занимаюсь менеджментом в профессиональных коллективах, и для меня очевиден тот факт, что у молодых игроков мало шансов попасть на просцену. Это практически всегда сезонные движения, возникает пустота на рынке, и она тут же заполняется новым игроком на любом уровне.

Но некоторые люди просто не могут себе позволить в 16-17 лет играть 10 часов, не испытывая при этом проблем финансового и социального характера. Если есть ребята, которые подходят по ряду параметров, и они горят игрой, то при довольно скромной поддержке игроки получают шанс раскрыть свой потенциал. К сожалению, не всегда получатель поддержки выстреливает и оправдывает ожидания, но если не давать шансов, ничего не произойдет.

– В футболе есть клубы, для которых скаутинг и последующая продажа игроков основной источник дохода. Насколько реальна такая история в киберспорте? Рассматривает ли Winstrike свою программу поддержки игроков как потенциальный источник дохода?

– Для того, чтобы подобная история стала коммерческой и была поставлена на поток, нужно более серьезное развитие рынка. Особенно в тир-2-3 сегменте, потому что именно эти команды сейчас являются буфером для отбора топ-игроков.

Если стабильности, поддержки, турниров в этом звене станет больше – все от этого выиграют, и сам пул команд для отбора увеличится. Я как-то писал целый блог на эту тему. В данный момент, это происходит, но медленно. Я думаю, что это вопрос времени и политики разработчика, если рынок игроков увеличится, то подобные структуры начнут приносить стабильную прибыль. О какой-то сверхцели заработать на этом сейчас речи не идет.

У Vici Gaming полкоманды своих воспитанников, 3 года игравших в академии

Sports.ru запускает фэнтези по Доте! Можно выиграть iPhone 😎

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Все любят «Классику»
+20
Популярные комментарии
Kobe81pts
+1
У Нави тоже была академия КС. Мне кажется, тут дело в наличии средств. Все-таки даже скаутинг требует каких-то вложений, которые очень не факт, что отобьются. Гамбит, как я понял, играет в долгую со своими молодыми составами. Да уже их молодежь по КС основу заменили (основа на трансфер выставлена). У Нави тоже состав из академии уже выступает. Винстрайк вот на Сейве заработали. Вряд ли много-мне кажется около $20k - но пока все.
Ответ на комментарий Пуговка у шеи ПГГ
странно, что пока что в СНГ до этого догадались только винстрайк и гамбит
Пуговка у шеи ПГГ
+1
странно, что пока что в СНГ до этого догадались только винстрайк и гамбит
Kobe81pts
0
У Веги это было условием выживания и работающая бизнес-модель
Ответ на комментарий Евгений Ефимов
Но при этом посмотри сколько игроков засветилось и раскрылось в условной Веге, о которых раньше никто не слышал. Даже без заявленной программы.
Написать комментарий 9 комментариев

Новости

Реклама 18+