Реклама 18+
CS:GODota2
The International 2021 Qual. 11:04. Завершен
NoTechies
0 2
B8
The International 2021 Qual. 11:10. Завершен
Winstrike Team
0 2
Team Spirit
The International 2021 Qual. 13:26. Завершен
Trident Clan
0 2
Nemiga
The International 2021 Qual. 13:31. Завершен
Team Unique
0 2
PuckChamp
The International 2021 Qual. 16:16. Завершен
EXTREMUM
0 2
Natus Vincere
The International 2021 Qual. 19:27. Завершен
Monaco Gambit
1 2
HellRaisers
Spring Sweet Spring #3. 10:00. Завершен
AGO Esports
2 0
Made in Brazil
Spring Sweet Spring #3. 18:40. Завершен
Copenhagen Flames
2 1
Anonymo
Spring Sweet Spring #3. 18:44. Завершен
Endpoint
2 0
Fiend
Spring Sweet Spring #3. 10:00. Не начался
Lyngby Vikings
ALTERNATE aTTaX
Spring Sweet Spring #3. 10:00. Не начался
AGO Esports
Galaxy Racer Esports
European Development Championship S4. 19:00. Завершен
Sangal
0 0
HYENAS

Cyberpunk 2077 = «Король Лев». Нет, мы не сошли с ума, дело в структуре сценария

Женя Алексеенко все объяснил.

В одной из своих прошлых статей я писал о теории, что человек уже придумал все истории. А все новое – лишь интерпретация старого. Там я поверхностно прошелся по нескольким примерам, и обещал копнуть глубже, как только будет что-то интересное. И вот оно: Cyberpunk 2077 и «Король Лев». Интересно? Однозначно.

Одним из двигателей упомянутой теории считается Кристофер Воглер – консультант в Голливуде, который помогал в работе с огромным количеством сценариев (в том числе и к «Королю Льву»). В книге «Путешествие писателя» он структурировал концепт приключений героя, на который его вдохновил исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл. Он сдобрил работу Кэмпбела своими идеями и начал преподавать ее как наиболее современную и простую для восприятия.

А главным достижением Воглера стало создание «карты путешествия», состоящей из 12 этапов, которые присутствуют в любой истории. Благодаря «карте» авторы могут изначально, еще до написания сюжета, составить его скелет. А если они отправились в творчество самостоятельно, то схема Воглера может помочь рассказчикам выбраться из творческого тупика на любом из этапов.

Я заимствую эту «карту», чтобы провести параллели в таких разных историях, как «Киберпанк» и «Король Лев». Поэтому статья будет выглядеть следующим образом: 12 пунктов на «карте» истории, к каждому из которых дано небольшое описание, а также подтверждение примерами из этих произведений. Впрочем, хватит топтаться на месте, дельтуем!

1. Обыденный мир

Герои большинства историй переносятся из привычной повседневной жизни в особый, неизведанный мир. И авторы прежде всего должны этот мир описать, и показать, как сильно он контрастирует с новым миром.

В «Короле Льве» обыденный мир – открывающая сцена и несколько следующих. Эти кадры показывают иерархию в мире животных в целом («крещение» Симбы), и в королевской семье в частности (диалоги Муфасы со Шрамом и Муфасы с Сараби).

В «Киберпанке» обыденный мир – первые двадцать минут геймплея, которые отличаются выбранным вами жизненным путем. Независимо от места старта, нам показывают обычную жизнь Ви: с кем общается и в каких кругах крутится. Сюда же относится и нарезка «счастливых моментов» с Джеки.

2. Зов к странствиям

Герой сталкивается с вызовом или чувствует потребность что-то изменить в своей обыденной жизни.

В «Короле Льве» зов к странствиям для Симбы звучит из уст отца, который говорит, что малышу суждено стать королем. Но для этого он должен научиться ответственности. Причем не только за себя, но и за других.

В «Киберпанке» этот момент обозначен началом I акта. Джеки рассказывает, что смог раздобыть дело, которое поможет друзьям разбогатеть и стать легендами Найт-Сити. Речь о задании от фиксера Декстера ДеШона.

3. Отвержение зова

 

На самом пороге приключений герой отвергает зов, проявляя нерешительность. Он чувствует страх перед неизведанным и желает повернуть, пока не поздно. В каких-то историях это важный момент, в каких-то – лишь несколько реплик диалога.

В «Короле Льве» Симба отвергает зов к ответственности, проявляя самонадеянность и непослушание. Он поступает наперекор воле отца и идет на Слоновье кладбище, подвергая риску не только себя, но и подругу Налу.

В «Киберпанке» Ви также не принимает на правду слова Джеки о том, что это задание от ДеШона – работа мечты, и сомневается в чистоте дела. Но Джеки без особых проблем уговаривает Ви хотя бы на встречу с фиксером.

4. Встреча с наставником

 

Отправиться в путь героя могут заставить либо еще более подлая неприятность, либо напутственные речи мудрого наставника.

В «Короле Льве» Муфаса спасает своего сына из лап гиен и ругает его. А затем дает ему урок ответственности, рассказывая о круге жизни и королях прошлого, которые смотрят за ними с неба. Когда-нибудь и Муфаса присоединится к ним, а Симба будет учить ответственности своего наследника.

В «Киберпанке» Джеки принял обличье «Наставника» лишь на короткое время. А вот Декстер ДеШон – истинный наставник для таких парней как Ви и Джеки. ДеШон такой же бандит, как они сами, но при этом опытный, крутой и по-своему мудрый. Он-то и убеждает Ви на очной встрече в верности дела. 

5. Преодоление первого порога

На этом этапе герой устремляется навстречу приключениям. Вольно или же нет, но он преодолевает первый порог, оставляя обыденный мир позади. Именно с этого момента события начинают развиваться полным ходом.

В «Короле Льве» Симба учится быть лидером, начиная с грозного рыка. Но настоящим порогом выступает смерть Муфасы и побег Симбы с земель Прайда в дикие джунгли. Он оказывается в незнакомом ему мире, где ему теперь предстоит выживать.

В «Киберпанке» этому этапу соответствует похищение чипа у «Арасаки». Пройдя предварительную подготовку (собравшись в путь), Ви отправляется на задание, которое откроет ему дверь в «Высшую лигу». Однако план рушится, несколько человек погибают, в том числе и сам Ви. Его гибель и есть тот порог, который он преодолел, чтобы очутиться в новом особенном мире. Мире, где его тело делят две личности: он и его невольный спаситель Джонни Сильверхенд.

6. Испытания, союзники, враги

Преодолев первый порог, герой сталкивается с трудностями, обрастая и друзьями, и врагами. Кроме прочего, здесь он приобретает ценные знания о том, как устроен этот новый для него мир.

В «Короле Льве» на этом этапе Симба взрослеет и узнает, что жизнь беззаботна, а звезды – не короли прошлого, но лишь прилипшие к небу светлячки. Здесь происходит побег от гиен и Шрама и мученья под солнцем пустыни. Знакомство с Тимоном и Пумбой и смена рациона на жуков и червей. Здесь же встреча с Налой – забытой подругой детства, к которой Симба питает романтические чувства, и новости о Шраме, который практически уничтожил их дом. 

В «Киберпанке» данный этап занимает основную часть игры. Испытания на пути к исцелению ведут к приобретению новых друзей и врагов. Сюда входят квестовые линейки, приключения в которых сближают Ви с Джуди, Панам, Такэмурой и др. А также именно на этом этапе нарастает неприязнь в отношениях с корпорациями («Арасака», «Милитех» и др.).

Что такое абсолютная свобода в сюжетах видеоигр, и почему она не нужна

7. Приближение к «сокрытой пещере»

Центральный персонаж приближается к ужасному, глубоко потаенному месту. То, ради чего и затевалось путешествие.

В «Короле Льве» Симба понимает, что настала пора взрослеть. Нала доносит ужасные вести о загнивающем доме, бывшим когда-то прекрасным. Но Симба все еще не признает своей ответственности, отказываясь возвращаться и помогать свергнуть дядю-узурпатора. На помощь приходит старая, по-доброму безумная обезьяна Рафики, которая приводит Симбу к пещере, где кроется душа погибшего Муфасы.

В «Киберпанке» скрытой пещерой можно назвать душу Джонни Сильверхенда. Начинается сближение с ним еще на прошлом этапе, после череды воспоминаний и душевных разговоров. Но именно здесь Ви наконец понимает, что Джонни – не просто анархистский террорист. Он по-настоящему любит тех, кто был ему близок, и раскаивается в своих ошибках. Ви и Сильверхенд выходят из сокрытой пещеры на новом уровне взаимоотношений.

8. Главное испытание

 

Главное испытание – критический момент любой истории. Оно самое сложное. И не всегда физически. Центральный персонаж словно умирает, чтобы родиться заново.

В «Короле Льве» главное испытание – это встреча с призраком отца. И хотя испытание весьма условное, Симба понимает урок, осознает необходимость своего взросления, важность ответственности, которую он несет по праву рождения. Симба перерождается, умерев как балагур и отшельник, и возродившись, как король.

В «Киберпанке» главное испытание также весьма условное. Это не босс-файт с десятиметровым роботом. Это одно-единственное решение: чью жизнь поставить на кон? Кого взять с собой на самоубийственную вылазку в «Арасаку», а также позволить ли Джонни – по факту, чужому, пусть и уже близкому, человеку – забрать тело Ви? Лично я, кстати, отдал контроль, получив вполне очевидную метафору перерождения. Ви засыпает, не зная, проснется ли вновь. Джонни – просыпается.

Кстати, на этом моменте можно закончить игру самоубийством, – но это скорее красиво обставленный экран смерти, а не полноценное завершение мощного сценария.

9. Награда

 

После главного испытания герой обязательно должен получить награду, физическую или духовную. Как правило, персонаж получает то, что искал.

В «Короле Льве» Симба получает решительность и уверенность в себе.

В «Киберпанке» Ви в награду получает поддержку друзей. Настоящую, искреннюю, придающую сил и решительности. Джонни получает прощение от Бестии.

10. Обратный путь

Опасность еще не миновала. Третье действие начинается в момент, когда герою еще многое предстоит совершить. Здесь принимается окончательное решение вернуться в обыденный мир.

В «Короле Льве» обратный путь – это буквально дорога домой, в земли Прайда. Симба возвращается один, не зная, какие опасности таятся впереди, и что за ним уже спешат Нала, Тимон и Пумба.

В «Киберпанке» битва в здании «Арасаки» является тем самым обратным путем. Причем в двух смыслах сразу: в прямом и метафорическом. В прямом – Джонни возвращается в «Арасаку» вновь. Он уже проходил похожий путь, и теперь вернулся к нему же (ah shit, here we go again). В метафорическом – Ви идет в «Арасаку», чтобы вытащить конструкт Сильверхенда и вернуться в свой привычный обыденный мир.

11. Возрождение

В этот момент герой нередко оказывается на грани смерти. Тучи снова сгущаются, прежде чем окончательно рассеяться. Это своего рода последний экзамен для героев. Он должен доказать, что извлек уроки из путешествия.

В «Короле Льве» моментом возрождения становится диалог со Шрамом и сражение, в котором Симба сперва проигрывает, считая, что заслуживает смерти. Но узнав, что перед ним настоящий убийца отца, он понимает, что должен не просто отомстить. Оставлять Шраму Прайд – очередной безответственный поступок. Узурпатор погубит не только его, но и всех животных. Симба, как король, должен этому помешать. Герой проходит тяжкое испытание и мирится со своей невольной причастностью к смерти отца, а не бежит от прошлого.

В «Киберпанке» пройдя все испытания, столкнувшись со смертью не единожды, Ви и Джонни наконец добираются до места, которое они искали. Но незадача: один из них должен умереть, чтобы возродился другой. И у каждого выбора свои последствия. Если Джонни завладеет телом, он станет чужим в этом мире, а чувство вины будет глодать его всю жизнь. Если останется Ви – он никому ничего не будет должен, но и сам проживет не больше полугода. Момент возрождения по-настоящему страшен, и вновь требует смерти, чтобы дать новую жизнь.

12. Возвращение с эликсиром

Персонаж возвращается в обыденный мир, который также претерпел изменения, но путешествие было бы бессмысленным, если бы он не вынес из особенного мира какого-либо чудодейственного эликсира, сокровища или урока.

В «Короле Льве» Симба усваивает урок ответственности, который становится для него как мантра. Он возвращает себе Прайд, а Прайду – жизнь: захолустье снова полнится энергией, земля исцелена. Метафора эликсира жизни.

В «Киберпанке» независимо от финального выбора герой возвращается с эликсиром. Для Джонни – это жизнь с чистого листа и горьким опытом, который поможет избежать ошибок. Для Ви – это жизнь с острым ощущением каждого дня, с ярким спектром чувств и эмоций, разделенных с любимым человеком. Но для каждого героя эликсир оказывается с горечью: невыносимая вина или томительная смерть. В этом грязном мире ни один эликсир не может оказаться кристально чистым.

* * *

На самом деле, я очень люблю «Короля Льва», а «Киберпанк 2077» считаю, мягко говоря, не обязательным. И тем не менее, приведенным сравнением я не хочу принизить достоинств одного перед другим. Я лишь хочу показать, насколько близки могут быть два на первый взгляд разных произведения.

Вышло довольно похоже, правда? Все просто – по этой схеме строится не один и не два сценария, а большая их часть. И хотя она не обязательна, и никто ее не навязывает, все же многие авторы придерживаются «карты». Дело совсем не в лени или глупости сценаристов. Просто такая схема универсальна и включает в себя полное развитие героев, а значит обеспечивает незабываемое качественное приключение. А свои истоки она ведет не просто от выдумки пары человек, а от мономифа – теории о том, что мифы всех народов строятся по единой схеме.

Настоящий главный герой Cyberpunk 2077 – Джонни Сильверхенд, а не Ви. Объясняем разницу между героем и аватаром

Почему Cyberpunk 2077 – слабая игра, но отличное произведение

+5
Популярные комментарии
Telemax
0
ИМХО, Король Лев - это, скорее, Гамлет (история возвращения, взросления и мести за отца). С Киберпанком их роднит, в основном, "путешествие героя", в той или иной мере присущее большинству историй.
Если же воспринимать Киберпанк не как историю Ви, а как историю Джонни - тогда, да, сходство есть.
Спасибо за статью!
Andy93
0
Только недавно видел анализ сюжета ДС1 через призму этих 12 пунктов. А так да, почти все сюжеты из этого растут и есть, наверное, более схожие истории, чем Король-лев
Venya Krabov
0
Здорово, что пытаетесь думать и анализировать. Но тот чувак, о котором вы пишете тут совсем не при чем. Архетипы выделены и описаны ещё со времён древних греков. Повествовательные тропы тоже. Если интересно, то про архетипы на три лопаты глубже всех у К.Г Юнга.
Написать комментарий 6 комментариев

Новости

Реклама 18+