Реклама 18+
Dota2CS 2
Коэффициенты предоставлены
ESL One Birmingham 2024. 21:05. Завершен
Team Liquid
12
Falcons
ESL One Birmingham 2024. 14:00. Не начался
G2.IG
OG
Реклама 18+
ESL One Birmingham 2024. 17:35. Не начался
BetBoom Team
Tundra
Реклама 18+
BetBoom Streamers Battle 6: Playoffs. 21:00. Завершен
Stray Team
12
YBN Team
BetBoom Streamers Battle 6: Playoffs. 18:00. Не начался
Goodwin Team
Travoman Team
ESL Pro League 19. 20:30. Завершен
Sharks
02
Tyloo
ESL Pro League 19. 22:20. Завершен
M80
12
BetBoom Team
ESL Pro League 19. 14:30. Не начался
Fnatic
Virtus.pro
Реклама 18+
ESL Pro League 19. 14:30. Не начался
G2
Falcons
ESL Pro League 19. 17:30. Не начался
3dmax
Astralis
Реклама 18+
ESL Pro League 19. 17:30. Не начался
M80
Tyloo
Реклама 18+

Киберспортсмены заканчивают карьеру раньше обычных спортсменов. Говорят, дело в реакции – это правда?

Исследование Кибера.

В киберспорте не надо каждый день ходить в зал, являться на медосмотр перед каждым сезоном, четко соблюдать распорядок дня и следить за питанием – физическое состояние не так важно. Но почему киберспортсмены заканчивают карьеру гораздо раньше коллег из классических видов спорта? Разберем на примере CS.

Тенденции меняются, но в топ-20 сейчас только 6 человек за 30

Из 100 каэсеров в топ-20 только 6 перешагнули отметку в 30 лет. Всех их объединяет роль в игре – они капитаны (кроме Фоллена, но он забросил капитанство совсем недавно), и это напрямую связано с их нахождением в топ-командах.

Во-первых, логично, что капитан – самый возрастной игрок. Это ведь значит, что он самый опытный, наверняка авторитетный. Во-вторых, капитан в CS – та роль, на которой не требуют делать много фрагов. Потому что других хлопот полно: придумать план на раунд, проанализировать соперника, во время игры чаще остальных отвлекаться на радар и мониторы тимммейтов. Капитан слишком занят всем по чуть-чуть, чтобы еще и показывать топовый индивидуальный перформанс.

У капитанов большой запас доверия, и раскрываться они могут в том возрасте, когда другие игроки заканчивают: Snappi выиграл первый большой турнир в 32, Karrigan в этом же возрасте взял первый мейджор и запустил самый успешный период карьеры, Apex победил на мейджоре в 30, а его Vitality – топ-1 команда мира. Кто там следующий в очереди?

Karrigan напрямую связывает киберспортивное долголетие с капитанством: «Моя роль идеально подходит, чтобы играть лет до 35. И мы видим это в других видах спорта: когда Златан Ибрагимович выходит играть, на поле появляется личность. Возможно, он забивает не так много голов, как раньше, но он по-прежнему важен для команды». 

Окей, ну а почему обычные игроки – снайперы и рифлеры – заканчивают гораздо раньше? Ведь в их обязанности не входит координировать команду и ломать голову над тактикой, всего лишь надо хорошо стрелять и не выпадать из меты. Вот мы и подошли к главной теории, которая оправдывает возрастных игроков: чем старше человек, тем хуже его реакция, поэтому старички и проигрывают молодняку. Так ли это?

Реакция и правда ухудшается. После 24 лет

Чтобы разобраться в вопросе, мы обратились за помощью к медицинскому редактору раздела «Здоровье» на Sports.ru Ольге Бадриной:

«Время, необходимое для ответной реакции, зависит от многих факторов, начиная от образа жизни и заканчивая тренированностью и генетикой. Пол и возраст также имеют значение. Так, двигательные реакции у мужчин сравнительно быстрее, чем у женщин. А с возрастом скорость реакции снижается у всех, независимо от пола. Скорость реакции начинает неуклонно снижаться примерно на 4–10 миллисекунд в год после 24 лет. Вероятнее всего, это связано с постепенной гибелью нейронов, которая влияет на скорость обработки сигналов, особенно при выполнении сложных задач.

На скорость реакции влияют отвлекающие факторы: усталость, качество сна, опыт, а также некоторые когнитивные особенности. Если человек пытается выполнить определенную задачу после бессонной ночи и в очень шумной комнате, то его скорость реакции, вероятнее всего, будет значительно ниже, чем если бы он выспался и сидел в тишине».

Нормальное время реакции для взрослого здорового человека – 150-300 миллисекунд. Но реакцию можно развить – примерно на 10-20%. «Один из эффективных способов это сделать – играть в так называемые быстрые видеоигры, в которых игроку нужно быстро принимать решения и реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию. Кроме того, для таких «тренировок» используют специально разработанные упражнения, которые заставляют мозг работать нестандартно и способствуют созданию новых, более сильных и устойчивых нейронных связей. В результате это обеспечивает более быстрые реакции с меньшими умственными усилиями. Наиболее известные «упражнения для мозга» – карточные игры, кроссворды, головоломки, шахматы, судоку, математические задачи.

Регулярная физическая активность также может помочь. Например, плиометрические упражнения [прыжковые тренировки] или спринтерские тренировки помогают быстрее реагировать на определенные стимулы. Упражнения на координацию, бег по пересеченной местности и тренировки с мячом также показали хорошие результаты в улучшении скорости реакции», – говорит Ольга.

Препаратов, которые повышают реакцию, нет. Единственное, что на время может бустануть энергию, – кофеин, но с ним надо быть осторожным: «Кофеин улучшает концентрацию и скорость реакции кратковременно, но тут важно индивидуально подобрать дозу. Причем на многих кофеин действует обратным образом и может не взбодрить, а наоборот, затормозить», – говорит Иван Валерьевич Хало, главный врач медицинского центра «Компас здоровья», травматолог-ортопед, вертебролог, врач ЛФК и спортивной медицины.

А что еще заставляет киберспортсменов заканчивать карьеру раньше?

Ухудшение реакции с возрастом – научный факт, но вряд ли единственный и ключевой фактор в вопросе  раннего завершения карьеры в киберспорте. «Пилоты Формулы-1 в возрасте около 30 лет гоняют на машинах со скоростью более 350 км/ч. Реакция может немного замедлиться, но это не повлияет на вашу игру», – высказывался аналитик и бывший про-игрок Pimp.

Что еще может влиять на раннее завершение карьеры?

Мотивация. Правит всем нами и киберспортсменами в том числе. Очевидная истина: когда ты молод, и у тебя ничего нет, ты будешь грызть бетон, лишь бы пробиться в топ и закрепиться там. А зачем что-то грызть успешному человеку с трофеями, фанатами и деньгами? Далеко не все находят себе стимулы трайхайрдить, как раньше.

Но в других видах спорта находят ведь, а у нас игрок в 25 лет уже ветеран. Так что аргумент сомнительный. Обратимся к профессионалам:

«Возраст – просто цифры. Уже сломан стереотип, что старички ничего не могут добиться. У молодых меньше жизненных забот, они просто сидят и играют, потому что им нравится. Прямо как в детстве все сидели ради удовольствия. У старшего поколения уже нет той же искры, но есть опыт и понимание, что нужно делать, чтобы тягаться с молодыми», – сказал Seized. Тоже капитан. Недавно ему исполнилось 29, а перерыв между его победами на лане составил 6 лет.

 

У молодых действительно меньше забот, нет детей и семьи. Но опять все как в других видах спорта. В юности живешь на футбольном поле, в молодости закрепляешься в основе, а потом появляются и дети, и семьи, и заботы. Так что аргумент хоть и принимается, но не отвечает на главный вопрос. Надо копаться чисто в киберспортивных штучках.

● Даже в консервативном CS с понятным сценарием мета меняется: появляются новые фишки, сетапы, гранаты, прострелы. За всем этим 15-летнему пареньку уследить легче, чем состоявшемуся игроку. Этот паренек пока не играет в команде, гриндит Faceit с друзьями и изучает игру, потому что времени полно. У профессионала же есть состав, тренировки, наигрывание связей с тиммейтами и так далее. Из-за этого молодые часто знают об игре больше тонкостей, чем их старшие коллеги. Микротонкостей, конечно. Но поэтому тягаться с молодыми сложнее.

● Киберспорт молод. Когда в 2012 году состоялся переход с CS 1.6 на CS:GO, игроки заканчивали карьеры. Потому что не верили в будущее: призовые и зарплаты были смешными, никаких соцсетей с дополнительным заработком и персональных контрактов со спонсорами. Меньше возможностей – больше рисков.

А будь киберспорт развит на таком уже уровне, как сейчас, осталось бы больше возрастных игроков. И они бы сразу постигали новую игру, а не заходили в нее, когда понимали, что у CS:GO есть потенциал. Таких кейсов было очень много. Zonic возобновил карьеру спусти три года после ее завершения и собрал легендарный состав Mtw, но он очень быстро прекратил существование, потому что время было упущено – все остальные ушли слишком далеко. Именно поэтому ветеранов из 1.6, которые закончили недавно, не так уж и много.

● Деньги. Пострадать в футболе за $100 тысяч в месяц еще можно, а вот за сумму в 10-15 раз меньше в CS – тоже можно, конечно, но уже морально сложнее. Плюс в футболе зарабатывают, даже сидя на скамейке, а в киберспорте команды состоят из пяти человек, и запасных нет. Кикнули, досидел до конца контракта – и до свидания. Чтобы делать деньги, надо постоянно играть и доказывать, что ты лучше остальных.

У среднего игрока в CS или Доте лет в 28 перспективы сомнительные. Иногда проще закончить, чтобы быстрее начать искать себя в чем-то другом, потому что вариантов остаться в киберспорте после карьеры не так уж и много. Да, есть стандартный путь – тренер или комментатор, но спрос на эти позиции ограниченный. Это не футбол, где в одном клубе тысяча команд разных возрастов, помимо главной. И для всех нужен тренер, ассистент тренера и тренер по вратарям. 

 

● Вам не кажется, что быть киберспортсменом сложнее, чем спортсменом? В моральном плане. Сидение за компом по 10-12 часов в день (спортсмены вообще тренируются так много?) 10-12 лет подряд выматывает куда сильнее тренировок и сборов и быстрее превращается в рутину. А восстановления, как в спорте, нет.

«Очень редко (если не никогда) профессиональный футболист будет играть против другой команды 5 дней подряд в качестве тренировки – а именно это происходит в киберспорте. Футболисты могут тренироваться много, но их тренировки разделены на отработку тактики и техники, на повышение физических возможностей», – объяснял Каллюм Аббо, психолог Endpoint.

Киберспортсмены часть времени тренируются из дома. Их тренировки поделены на командные и индивидуальные. С первыми все понятно: есть четкий план, есть тренер, который направляет. А вот с индивидуальными... Ну, представьте, что вам нужно убивать 1000 ботов каждый день в качестве разминки. Это надоест очень быстро, даже если вы человек с железной силой воли. Надоест – будете набивать 500, потом 250, а потом и вовсе забьете. Плюс дома много соблазнов и вариантов провести время иначе. Есть и обратная сторона – кто-то будет проводить в игре весь день, к пользе такого решения есть большие вопросы. И тут ключевое отличие от спорта – проконтролировать-то некому. 

«Исследования показали, что киберспортсмены чаще сообщали о гораздо более низком качестве сна и более высоких показателях депрессии в сравнении с обычными людьми», – рассказывал ученый-когнитивист и преподаватель психологии в университете Чичестера Бенджамин Шарпе.

Pimp официально закончил карьеру в 25, а без команды был с 22 лет: «Я был на пике в 17-18 лет, большинство моих соперников были того же возраста. Если бы я играл в эпоху, когда команды стали тренироваться с 10:00 до 16:00, я бы продержался гораздо дольше». Да, сейчас график тренировок у топовых команд выстроен с умом, во многих (но далеко не во всех) клубах есть психолог, но киберспорт по-прежнему далек от эталона профессионализма.

* * *

В киберспорте не надо каждый день ходить в зал, являться на медосмотр перед каждым сезоном, четко соблюдать распорядок дня и следить за питанием. Во многом поэтому киберспортсмены заканчивают гораздо раньше коллег из классических видов спорта.

+14
3 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Чтобы быть в топе, надо проводить в игре по 9-12 часов в день. С возрастом это становится невозможным из-за семьи и забот.
+1
0
+1
Ответ UNO
Чтобы быть в топе, надо проводить в игре по 9-12 часов в день. С возрастом это становится невозможным из-за семьи и забот.
Я совсем не уверен, что 9-12 часов - эффективная тренировка. Да, есть примеры вроде Монеси, у которого 18к часов к 18 годам. Но таких единицы. Количество далеко не всегда перерастает в качество. Тем более в игре. Люди сидят в тильте и все равно бесконечно запускают новые катки на Фейсите - мало пользы от такого, думаю.
0
0
0
На самом деле спортсмены уходят из-за присущего этой среде токсичного скуфшейминга.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости