Все корабли в Артстайла: 5 причин, почему Natus Vincere упали в сетку лузеров
После поражения от LGD Natus Vincere де-юре лишились шансов на попадание в сетку «виннеров» и в раунде плейофф уже не будут иметь права на ошибку. Нельзя сказать, что это стало сюрпризом – или наоборот «не стало сюрпризом». Нави ехали на турнир в статусе «тёмной лошадки», которая весь год показывала очень плохие результат, но вдруг заиграла в последние месяцы и очень легко прошла европейскую квалификацию, заставив верных фанатов поверить, что с возвращение Артстайла вернутся и результаты некогда непобедимой украинской команды.
Разумеется, чудесного преображение не произошло, но и такого фиаско, как полное отсутствие побед, наверное не ожидали даже самые лютые хейтеры, коих у Na`vi тоже немало.
У удручающего перфоманса Na`vi есть несколько причин, и если они не хотят вылететь после первого раунда «лузеров» (там предстоит матч в формате бо1 – одна единственная карта), то три дня отдыха между раундами и последний день группового этапа стоит посвятить разбору ошибок и попытках их исправить.
Причина №1. Artstyle
Увы, но одна из главных причин поражений Natus Vincere – низкий уровень игры старого-нового капитана Нави Ивана «Артстайла» Антонова. Его возвращение вдохнуло в команду новую жизнь, ребята перестали играть в то, что не умеют и не хотят играть и результаты поползли вверх. Но уровень игры самого Артстайла, особенно на фоне игры лучших саппортов, которые собрались на TI5, просто удручает.
Artstyle часто неоправданно «бычит», лезет на рожон и оставляет команду вчетвером – лишь пять человек на турнире умирают еще чаще чем Ваня, причем среди них два игрока MVP.HOT6 – команды которая набрала еще меньше очков чем Нави. Rotk вообще можно исключить из этой пятерки – на восемь смертей у легендарного rOtk приходится более 16 асистов (у артстайла едва больше десяти). Артстайл в числе худших по количеству ластхитов (только banana делает их еще меньше). В общем по всей доступной статистике Артстайл не впечатляет. Покупать варды и расставлять их по карте может почти любой пабер.
Пул героев Ивана также довольно грустный. Пока Пуппей бегает на всевозможных Ченах, Котлах, Дриаде и прочей грязи, мы почти всегда знаем, кого возьмет Артстайл: Дизраптор, Бэйн, Андаинг, Дазл. Ну и однажды получил в свои руки шейкера, но после Соннейко смотрелся на нём не очень убедительно.
Проигрывает Artstyle и в различных стратегиях. Фактически, единственная стратегия Натус Винсере, которую мы увидели за это время – лезть в драку. Только однажды, в игре против Fnatik, в ход, совершенно неожиданно, пошёл сплитпуш от Naga Sirena в исполнении Sonneiko, но есть ощущение, что случилось это совершенно незаланировано и только потому что Sonneiko единственный, кто отыграл все шесть матчей на уровне, достойным International и будучи саппортом перефармил своего мидера и керри-героя.
Для сравнения, fng из Virtus.pro имеет похожую статистику (на полкила в среднем больше, на одну смерть меньше, на асист больше – всё плюс-минус), но именно благодаря умным стратегиям, слаженности действий и неожиданным манёврам, Virtus.pro имеют все шансы на попадание в «виннера», в частности, отжав карту у EG с помощью Broodmother. Никакой хитрости, никакой гибкости у Natus Vincere мы не видим: только вперёд, только убивать. И даже если шансов нет, Иван не крикнет «стоять, отходим, перегруппировываемся»: сколько раз уже Navi нафидили в рошпите, побежав атаковать уже после того как соперник получил аегис?
Пожалуй, с этой проблемой Natus Vincere предстоит разбираться уже после International (очередной решафл!), но прямо сейчас Артстайлу нужно перестать изображать из себя бессмертного, перестать фидить и начать исполнять роль лидера и капитана. Хвост еще в первый день сказал, что поражения от C9 и MVP.Phoenix – следствие того, что не все слушались Ваню. И вот это за три дня исправить вполне можно.
Причина №2. Dendi
Данила Ишутин – любимый игрок сотен тысяч, а может даже миллионов игроков в Dota 2. Его хуки пуджом под фонтан уже вошли в золотую классику киберспорта. Но прямо сейчас Dendi играет словно на очередном стриме, а не на турнире за 17 миллионов долларов.
Ульт Queen of Pain между соперников, ульт Shadow Fiend не по таймингу возрождения после аегиса и койлы вникуда, плохой Puck – а ведь это всё любимые герои Дани, на которых он сыграл не одну сотню игр. К сожалению, прямо сейчас Денди не войдет даже в десятку лучших мидеров International – а ведь это одна из главных позиций в игре, которая серьезно определяет ход игры. У EG – Suma1l, у Secret s4, у LGD фантастический Maybe – все они, да и несколько других ребят выигрывают для своих команд игры. Dendi на этом турнире не показал даже близко, что может это сделать для команды.
Причем, как показывают первые 10-15 минут, скилл у Дани никуда не делся – он по прежнему на линии может обыграть кого угодно – но в дальнейшем его влияние на игру снижается почти до нуля (кроме игры c MVP на Лешраке, в которой он действительно был очень хорош). Если Даня не соберётся на решающие игры и не начнёт показывать свой максимум, победы Natus Vincere не видать. Слишком уж ответственная позиция.
Причина №3. Пики
Эта причина во многом связана с причиной №1, но всё же не будем себя обманывать – Dendi и Хвост обладают авторитетом, чтобы влиять на тех героев, которые выбирает Artstyle.
Нет, откровенных закидонов Нави не устраивает – вначале разок взяли Skywrath Mage, но быстро одумались и затем брали в принципе что-то адекватное. Скажем, Vega.squadron или Alliance они такими пиками на квалификациях разваливали. Но проблема в том, что на интернейшнл приехали команды, которые месяц целенаправленно готовились к тому чтобы играть против Gyrocopter, Leshrak, Tusk и других героев, вошедших в моду с последним патчем. Чтобы выигрыать на этих героях нужно обладать более высоким скиллом, чем у соперника – а этого как раз и нет, хотя Натус Винсере отчаянно верят в это.
Пики NA’VI получаются слишком средними. Они не лейтовые (часть персонажей теряют актуальность к 50-60 минуте), но и к 25 минуте игру закончить не смогут. Показателен был пик против Secret – взяли пару героев на пуш (Leshrak + Clinkz), но вместе с ними в пике оказались герои, которые к пушу никакого отношения не имеют (Lion + Tusk). Ни то, ни сё – и так постоянно. Не говорю, что так играть невозможно – можно, конечно, более чем, но нужно при этом показывать высокий личный уровень, а этого пока мы не видим, и значит нужно как-то и что-то менять.
Нави совершенно разучились удивлять – к ним готовы, их легко контрят. Для того, чтобы выбраться из «лузеров» рожденным побеждать нужно придумать что-то категорически иное. И у них есть на это три дня тренировок и одна игра против IG. Почему не рискнуть, если уже всё потеряно (кроме чести).
Причина №4. Вардинг (на картинке показан для примера вардинг в матче Navi – LGD. Красные круги – варды LGD (dire), жёлтые – Navi (radiant).
Одна из катастрофических проблем Natus Vincere – вардинг. В современной профессиональной доте вардинг – это важнейшее сослагательное успеха. Невозможно побеждать, если ты не знаешь, что творится на карте. Безусловно, Артстайл и Соннейко квалифицированные саппорты и знают всё про вардинг, но факт остаётся фактом. Игра за игрой проходят в режиме невидимости для Нави и отличного зрения для их соперников. Семь минут стоял вард LGD между вышками t1 и t2 на миду, давая Xiao8 полную информацию о передвижениях нашей команды. Дважды там проходили неожиданные массовые замесы, с плачевным для Натус Винсере результатом. Но вард так и остался стоять там.
При этом сами Нави чаще всего смутно представляют что происходит на территории соперника (или даже у себя в лесу) – даже если варды и ставятся, они легко находятся и разбиваются соперником.
На мой взгляд, в стратегическом плане, именно момент с вардингом Natus Vincere нужно очень серьезно подтянуть за три дня и это даст очень серьезный буст командной игре.
Причина №5. Мидгейм
Но все вышеперечисленные причины меркнут перед одной главной (а может объединяющей их все) – мидгейм. В большинстве игр наша команда начинала очень хорошо. Иногда просто хорошо, иногда фантастически хорошо. Казалось, что игра спокойно дотечёт до победы – в этом патче делать перевороты гораздо сложнее чем раньше. Но каждый раз, получив преимущество в 5-10 тысяч Нави не понимали что с ним делать дальше. Какие бы герои ни были у Нави – тяжеловесные Гирокоптер и Шейкер, или лёгкие Квопа со Штормом – итог один. Всё преимущество разбазаривалось в нелепых драках (и хорошо если эти драки были хотя бы за вышку или рошана – несколько раз Нави отдались просто так, нападая из плохой позиции на случайно увиденного врага).
Если кто-то подскажет Нави как конвертировать начальное преимущество в победу, начальны игры в лузерах не станут проблемой для рожденных побеждать, потому что даже против суперскилловых Secret или LGD игры начинались очень неплохо. Но каждый раз преимущество было просто-напросто подарено сопернику.
Не надо так. И всё будет хорошо.
Нави стоит подумать над тем, почему им так сложно даётся уничтожение вышек (возможно стоит подумать об этом на стадии драфта и не забывать брать героев, которые хорошо борются против вышек). Нави стоит подумать о том, как они проигрывают массовые драки имея преимущество по артефактам и уровням (например перестать драться неподготовленными в неудобном месте имея на одного игрока меньше). Нави стоит чаще использовать смоки и наращивать как снежный ком своё преимущество, нацеливаясь на Керри соперника. Всё это – банальности, но почему-то именно они дались Нави на этом турнире с большим трудом.
Падение в лузера – это не приговор. Это просто более долгая тропа, и гораздо больше шансов вылететь – бо1 это вообще почти рулетка. Но снова и в который раз мы повторяем – Navi уже попадали в безвыходные положения и с честью выбирались из них. Нужно собраться, нужно выдать 120% от своих возможностей и немножко удачи, и тогда можно повторить даже судьбу Newbee, которые стали чемпионами The International 2014 совершенно случайно попав в плейофф через переигровки.
В конце концов, игроки Natus Vincere рождены, чтобы побеждать.
в целом, я согласен с автором, но есть пара моментов, которые он(по-моему) не учёл:
1) игра Хвоста. следил за НаВи с квалификаций, и ни разу не запомнилась игра мейн-керри команды. если от игры Соннейко я готов кричать до срыва голоса "Соннейку Акбар!", то игра Хвоста не вызывает никаких эмоций. также в групповой части турнира он часто играл на Разоре и был более чем невыразителен, так как сам герой имеет сомнительный "керри-потенциал"(здесь могу ошибаться, но это то что я видел и чувствовал).
2) в Артстайле необходимо было выделять не его маленький пул героев или фид, а координирование команды и стратегию, которые(вероятно) зависят от него, как от капитана. ведь именно необдуманные заходы на Рошана, тимфайты до последней капли крови - зачастую дарят соперникам возможность камбека. забавно, но я думаю все должны понимать и не беспокоиться, что early-game НаВи доминируют. ведь чуть позже они сами сделают для противника несколько камбеков и дадут дофармить айтемы.
пока что в НаВи можно выделить только Соннейко и Фанника, отчасти Денди(который может).
надеюсь(но не верю в это), что они поймут свои плохие моменты, означенные в этой статье, и смогут перестроить свою игру. но как этому произойти? они прекрасные ребята, кто им скажет такие вещи про Хвоста и Артстайла? ведь сказав это - ты определённо точно вызовешь море негатива и дизморали... именно поэтому люящие и болеющие за них ребята, которые находятся сейчас там, не могут сказать им этой горькой правды.
5 причин почему NaVi is Back (когда в плей оффе пару матчей выиграют)
Почему у Virtus.Pro всё через G?
AlohaDance, Lil - лучшие саппорты мира #прямосейчас
Девушка дня: капитан команды Virtus.Pro Fng))
и т.д. и т.п.)
P.S. Вот что 17 млн животворящие дотовские делают (без обид к другим дисциплинам), два ведущих спортивных сайта sports, а теперь еще и myscore.ru разделы кибеспорта добавляют, видят куда задротский ветер дует) специально зашел на чемпосом, на котором сидел когда-то, естественно ни слуху, ни духу, к следующему инту, дай бог, очухаются)
А СНГ команды как собирались 5 лет назад на буткемпе в дотку по фану погонять и шашлыки пожарить, так и собираются. Но если 5 лет назад они были в топе, то сейчас конкуренты убежали далеко вперёд, а они где были, там и остались.
смысл был его возвращать? кс:го на буткемпе гонять?
вообще раздражает весь этот хайп вокруг нави, пора уже кикать всю "старую гвардию" и собирать новую команду с Акбаром и возможно с Глебом
С остальным конечно согласен. Это непонимание общей концепции "что делаем" очень бросается в глаза. Когда команда понимает, что будет делать в конкретный момент исполнение просто феноменальное, но в основном этого нет.
> и отыгрывает на них _хуже_ чем это делают другие
Да, я согласен. Я ж про пул писал, с его пулом в принципе проблем нет, а с его драфтом (в том числе и героев для него самого) — огромные проблемы.
Саппорт — позиция очень зависимая от остального пика. Взятый под никого даззл — это по сути слабенький хил, крест и чутка брони. Даззл с брудой превращается в страшную хилбомбу, которая ваншотит на раннем этапе почти всех. И тут, как мне кажется, проявляется очередная проблема с драфтом, когда супорты не имеют никакой синергии с остальным драфтом, и фраза Вани из какого-то интервью про "Выиграть можно в принципе любым пиком" меня очень расстраивает в этом плане.
Еще меня совершенно удивляет, что они часто пытаются обезопасить пик некоторых героев в первой-второй стадии (даззл, виверна, разор, бэйн, бх, и т.д.), которые по сути дико ситуационные (даззл, виверна, бэйн, разор), зависят от твоей идеи и пика противника, а иногда и в принципе в банах не появляются (бэйн, разор). Например, у них было 4 игры с ФП виверной. Виверна очень сильный герой (особенно в руках Соннейко), но она очень жестко контрится любой магией. Брать виверну на ФП — это просто выкидывать пик. Возьмут лину, квопу, лиона, и твой Cold Embrace будет мусороскиллом, а без этого скилла персонаж не то чтобы сильный. Лучшие игры на виверне Соннейко показывал, когда герой залетал 4-5 пиком против чистых физушников.
Или бейн. Он самая обобщенная контра эскейперов (квопа, шторм, АМ), но… если этих эскейперов у противника нет, зачем вообще этот бейн?
Короче говоря, у меня лично есть немало вопросов по драфту героев. Как мне кажется, это очень серьезная проблема навей.