«Если стараться, на Ютубе можно зарабатывать по $10 000 в месяц». Интервью с DeadP47
Лецкий обсудил деньги, казино и скандалы.
Недавно YouTube-каналу DeadP47 исполнилось 12 лет. Одни знают о нем по большим разборам Metal Gear Solid и jRPG. Другие смотрели ролики о легендарных западных блогерах, которые опустились на дно. Третьи же впервые услышали про DeadP47 после скандала с iXBT Games.
На днях я созвонился с Леонидом. Обсудили долгий путь к успеху на YouTube, творчество Кодзимы, деньги и многое другое.
«После Fallout 3 я будто из пещеры вылез – прямо как герой игры»
– Первое твое видео я посмотрел три года назад. Это был большой разбор Metal Gear Solid 4.
– То видео про MGS стало большим трамплином для меня. В те времена канал как раз начал развиваться. Консоли Xbox Series и PS5 только вышли, и itpedia выпустил видео с посылом: XBOX никому не нужен. Я снял ответ, который неожиданно обрел популярность. Сейчас просмотры того ролика стремятся к миллиону, он быстро собрал порядка 150-200 тысяч просмотров. Это был невероятный скачок, раньше видосы за год смотрели максимум по 10 тысяч человек.
Тогда у меня появился принцип: куй железо, пока горячо. Я снимал провокационные ролики про PlayStation, участвовал в конфликтах с блогерами, которые любили эту консоль. Все это горячо обсуждалось и приводило зрителей.
В какой-то момент я подумал: не факт, что успех продлится долго. Раз у меня есть возможность и аудитория, почему бы не сделать что-нибудь по моей любимой игре? Не думал, что оно зайдет, но в итоге не прогадал.
– Помнишь первую игру, которая показалась не просто развлечением, а искусством?
– Большую часть детства у меня был слабый компьютер. Однажды он сгорел, и в 2009-м папа принес новый. Внезапно диски с играми, которые раньше не запускались, начали работать. У меня был пиратский диск с Fallout 3. Когда я его запустил, впервые увидел полноценный открытый мир. Графика уже тогда считалась слабой, но я вышел из убежища и был в восторге от свободы. Просто шел куда-то и взаимодействовал с миром.
Помню, как впервые встретил рейдеров и не понимал: что это за чуваки, они сейчас будут по мне стрелять? А оказалось, что в Fallout 3 можно не только стрелять по людям, с ними еще можно общаться, решать моральные дилеммы. Это казалось откровением. После Fallout 3 я будто из пещеры вылез – прямо как герой игры.

– А когда впервые попробовал Metal Gear?
– У нас показывали кабельный канал Gameland TV. Там вроде бы Константин Говорун из редакции «Страны игр» рассказывал про серию Metal Gear Solid и особенно про третью часть, где мы играем за самого Биг Босса.
У меня рассказ отложился в голове. Когда купил PSP, как раз вышла Metal Gear Solid: Master Collection. Английский я тогда особо не знал, но все части перепрошел много раз. Со временем прокачивал уровень английского и раз за разом узнавал что-то новое.
Это был невероятный опыт. В каждой части Кодзима высказывал особою идею, нес уникальный посыл, углублялся в политику и философию Солида Снейка. Причем все это удивительным образом собиралось в единое целое. MGS действительно оказала на меня большое влияние.
– Играешь сейчас в Death Stranding 2?
– Да, но немного задушился после 40 часов. Потому что я перфекционист и люблю завершать все доставки, прокачивать базы на 5 звезд. В итоге уже устал. Это ведь первая Death Stranding, только в пять раз больше, и ехать на машине нужно в пять раз дольше.
Недавно нужно было пройти по пляжу с кучей ящиков на спине, а Кодзима поставил две точки, из которых появляется черная жижа. Там Сэм должен медленно идти, прыгать от здания к зданию и стрелять по врагам-губкам, что просто впитывают урон. Это душно. Недавно на стриме просто зажал левый стик, положил контроллер на стол и чуть не уснул. Все еще говорят, что в Death Stranding 2 невероятный сюжет, а я за 40 часов до этого сюжета так и не добрался.
– Назовешь три игры, которые обязательно надо пройти?
– Точно назову первую Metal Gear Solid и Dragon Age Origins. С третьей игрой сложнее. Пусть будет Call of Duty 4: Modern Warfare. Она была невероятным опытом с точки зрения кинематографичности, веселья и отсылок.

«Меня радовал сам факт, что я рассказываю про игры и мои мысли кто-то слышит»
– Твоему каналу уже 12 лет. Первые видео посвящены jRPG и конкретно серии YS. Она тоже оказала на тебя влияние?
– Про YS я узнал, когда искал анимешные игры. Наткнулся тогда на Дениса Бейсовского, который делал обзоры новинок и рассказывал про игры в подписке PlayStation Plus. А еще он выпустил ролик про седьмую часть YS. Я в нее залетел и потом уже не смог остановиться.
Прикол серии вот в чем: она именно то, чем кажется. Взгляните на диск этой игры и сразу все поймете. Главный герой Адол Кристин – просто приключенец с красными волосами, мечом и броней. Его тянет к разным авантюрам. Каждая часть – новое приключение, так что начинать можно с любой.
В YS есть некая магия. В брутальной рок-музыке, в быстром геймплее с нарезанием толпы монстров, в сложных боссах, на которых ты раз за разом лезешь. Мне кажется, молодому человеку близка свобода отправиться, куда глаза глядят, и найти приключение.
– Ты порядка семи лет снимал видео, но они особо не заходили. Так и хочется спросить: «Зачем вы упорствовали, мистер DeadP47?»
– Люди считают успехом, когда видео собирают сотни тысяч просмотров. Для меня успех был в том, что эти видео хоть кто-то смотрит. Поначалу я фокусировался на портативках вроде PlayStation Vita и 3DS, собрал небольшую фан-базу. В общем, был микро-нано-селебрити. Когда переехал в Москву и ходил на тематические тусовки, удивлялся, что меня кто-то знает!
Радовал сам факт, что я рассказываю про игры и мои мысли кто-то слышит. Даже если это тысяча человек. Уже невероятно для того возраста. Поэтому я занимался каналом в свободное время и ни на что не рассчитывал. Просто бросал в стену все подряд и смотрел, что прилипнет. Это были простые видео. Конечно, я хотел снимать обзоры уровня IGN и стать большим игровым журналистом, но как-то не складывалось.

YS X: Nordics
– Не пробовал устроиться в какой-нибудь игровой журнал?
– Нет. Самое близкое, что у меня было к игровой журналистике – коды на игры от Nintendo и приглашения на выставки. Вообще я хотел пойти учиться на журналиста, но отец сказал, что идти надо на что-то техническое. Я и пошел. По диплому моя сфера – информационная безопасность телекоммуникационных систем. По профессии, естественно, не работал: пока ребята ходили на стажировки и занимались чем-то взрослым, я проходил игры и стримил.
– Если взглянуть на канал, то первое популярное видео – про The Last of Us 2.
– Оно залетело не сразу. Первые популярные видео вышли сразу после The Last of Us 2. Просто люди, которые их посмотрели, потом искали еще что-то интересное от меня и находили в том числе The Last of Us 2.
Тогда я и понял принцип Ютуба. Суть не в том, чтобы сделать одно видео, и оно залетело. Суть в том, чтобы сделать серию видео. Если одно залетит, то поможет всем остальным. Так было с рубрикой «Худшие стримеры». Поначалу она никого не интересовала, а потом какой-то видос залетел и забустил остальные.
📌 «В голову лезут безумные мысли, и я не могу им сопротивляться». История разработчицы с биполяркой
– Видео про The Last of Us 2 собрало 300 тысяч просмотров. Видео про itpedia – почти 900 тысяч. Во что вообще конвертируются такие цифры?
– В лояльность зрителя и новую аудиторию. После itpedia ко мне пришли его хейтеры и другие зрители, которые хотели веселья. Они охотно потребляли другой контент того же рода. А видосы в духе The Last of Us 2 мы называем вечнозеленым контентом. Они редко собирают быстрые просмотры и не приносят особых денег от монетизации. Но люди, которые их посмотрят, с большей вероятностью станут постоянными зрителями и привяжутся к каналу. Это кор-аудитория, которая ценит то, что ты делаешь именно для себя.
Такие видео из категории «для души» тоже важно снимать. Бывает, смотришь на блогера-миллионника, что построил канал на всяких разоблачениях, а у него на стриме всего 100 человек. Потому что он вообще не выпускал видео про свои вкусы и предпочтения.

– Самые популярные видео на канале посвящены западным блогерам, которые потеряли все. Как начал их делать?
– Я постоянно смотрел что-то на Ютубе и нашел в рекомендациях занятные видосы про англоязычных ютуберов. Когда-то они были популярны, но не адаптировались к новому времени, растеряли аудиторию и теперь вызывают только смех. Таких еще называют «Lolcows», то есть коровами, которые смешат.
Один такой ролик из рекомендаций был посвящен блогеру Wings of Redemption. Там были нарезки со стримов с лютой яростью, бесконечными банами и обычными зрителями, которые залетали в игру стримера и специально на него охотились. Это показалось дико смешным, так что я углубился в историю Wings of Redemption, послушал подкасты, вник в позицию его друзей.
Своих же друзей я, прошу прощения, задолбал этим Wings of Redemption. Они говорили: «Зачем тебе этот рандомный толстый мужик из интернета?» А мне хотелось рассказать его историю. Потом были похожие видосы про DSPGaming, Boogie2988 и прочих. Считал, что это никому не нужно, а контент оказался ходовым.
– Почему такой контент популярен?
– Потому что он показывает, как у человека было все, а он по собственной глупости это потерял. Для рабочего класса такие видео – величайшее удовольствие.
Другая причина в том, что на чужом примере можно увидеть ошибки. В истории с DSPGaming есть ключевой посыл: он слишком привык записывать простые летсплеи, нарезать их и выкладывать по 10 видео в день. Когда YouTube двинулся дальше и начал топить за качество, DSPGaming остался на месте – и проиграл конкуренцию. Боже, он даже в 2014-м записывал летсплеи, поставив камеру перед телевизором. Думал: «Зачем мне карта захвата, если люди и так схавают». Считаю, что такие уроки важны.
В конце концов, эти истории попросту очень интересны. Как говорилось в Metal Gear Solid 2, реальность иногда интереснее фикции.

– Мир и дальше будет меняться. Как думаешь, ты справишься с переменами?
– Я не знаю. Мир действительно меняется. Как только ты застываешь в одном виде контента и перестаешь рисковать, неизбежно становишься жертвой течения времени.
Единицы могут похвастаться, что их карьера продлилась дольше 3-5 лет. Какие-то лица остались, но вы не видите сотен блогеров, которые когда-то выпускали успешный контент, а теперь сгинули. Хочется оказаться среди тех, кто выжил, но время само все расставит на места.
– Слышал версию, что снимать экспериментальные видео опасно. Высока вероятность, что они не зайдут.
– Все зависит от самого ютубера. К примеру, у меня есть кореш Каргас. Он тратит на видосы по месяцу, платит за монтаж и прочий продакшен. Если его видос проваливается, это больно, неприятно и вообще демотивирует.
А есть ютуберы вроде меня. Выпил кофе, выкурил сигарету, наболтал что-то в микрофон за пять часов – и готово. Не зашло? Ну и ладно, сажусь за новое видео. К тому же действительно хороший ролик может не собрать на старте, но со временем получить внимание.

«К хейту нужно быть готовым. Это обязательная часть жизни блогера»
– Про тебя снимают много критических видео. Они тебя задевают?
– Я знаю, что многим не нравлюсь. Что многие относятся ко мне с пренебрежением или открытой яростью. Они имеют право меня не любить, пока не прибегают к каким-то прямым действиям. К тому же над хейтерами весело шутить в телеге.
– Многих хейт ранит. Даше Островской точно было неприятно во время скандала с iXBT.
– Думаю, Даша Островская банально не была готова. Не поняла, как действовать в конфликте и как ответить. iXBT этим жестко пользовались. Да и надо помнить, как геймеры относятся к женщинам, которые что-то делают в индустрии.
К хейту нужно быть готовым. Это обязательная часть жизни блогера, и ее не стоит воспринимать всерьез. Кто-то что-то сказал? Ну и какая разница!
– У тебя самого был затяжной конфликт с iXBT*.
– Да уж. Виталик всегда притворялся народным блогером, который за все хорошее и против всего плохого, и неоднократно снимал об этом видосы. В прошлом году мне показалось, что тенденция только набрала обороты. Виталик твердил, что только у него хорошие расследования и самая честная позиция. Что только он поддерживает российские игры.
Я тогда говорил: «Чувак, общайся нормально, зачем все это? Мы же на Ютубе все вместе сидим». Выглядело поведение Виталика дико странно. С тех пор наши отношения оборачивались то дружбой, то ненавистью. То снова дружбой, то снова ненавистью. Я уже и не знал, как общаться с этим человеком.
Потом я сделал видос, в котором постарался и посмеяться, и замотивировать Полезного Беса. Типа «не ной, а делай больше интересных видео». Внезапно появляются iXBT и говорят: «А давайте уничтожим репутацию игры Полезного Беса. Кстати, он иноагент и получает деньги из сомнительных источников». Вот это классная поддержка российских игр!
Я тогда знатно охренел, если честно. Виталик увидел, что его старый враг ослаблен и решил на него накинуться. Сам знаешь, чем все закончилось. Уничтожения iXBT в целях не было, хотя люди начали мне это приписывать. Они такие: «Хватит, не надо больше их пинать, они уже мертвы». Но у меня не было ненависти, скорее негодование. Поэтому все прошло цивильно, результатов мы добились.
* В начале июля Виталий Казунов и Михаил Шкредов выпустили ролик о том, что игра Vicious Red может содержать антироссийский подтекст. Как выяснилось позже, инсайдер был подставным, а у самого материала не было доказательной базы. О том, как проводить расследования, рассказал наш выпускающий редактор Георгий Ядвидчук в своем телеграм-канале (часть первая, часть вторая).
– В прошлом году iXBT поддержали наш фестиваль российских игр, и в интервью Виталий показался классным вежливым парнем.
– Виталик умеет быть классным и вежливым. Часто говорят: «У нас с iXBT был конфликт, а потом мы встретились, пообщались и подружились. Приятный парень». А через месяц Виталий снова начинает что-то загонять.
Но если почувствует угрозу, сразу включится добрый Виталик. Еще придет к тебе в ЛС и скажет: «Я был не прав, только никому об этом не говори». Наверное, он думал, что в этот раз схема снова сработает, но не прокатило. Думаю, многие поверили в его извинения. Хотя позже он сам сказал, что не извинялся, а просто поведал о своих проблемах.

– У тебя необычные отношения с аудиторией. Как к ней относишься?
– Честно, не знаю. Я в этом вопросе сильно запутался. Видел, что многие ютуберы мгновенно банят любой негатив, давят несогласие и обожают, когда их исключительно хвалят. Мне такое не нравится. Пусть меня лучше ругают, чем подсасываются с фразами о том, какой я классный.
Поэтому у меня в чате практически полная свобода за понятными исключениями. Зритель подкалывает меня, я при общении со зрителем тоже себя не сдерживаю. Мне кажется, это круто. Это такие дружеские, братские подтрунивания. Потому что меня подташнивает, когда в чатах других блогеров пишут что-то в духе «Мы тебя любим и всегда поддержим».
Про казино, лудоманию и деньги
– Во всех разоблачениях про тебя подсвечивают один факт: когда-то ты стримил онлайн-казино. Как так получилось?
– Это был 2020-й год, эпоха пандемии. Канал тогда еще не приносил денег. Я искал работу, и мне на почту пришло предложение от какого-то рекламного агентства, там требовался стример. Я прошел интервью, снял видео, как играю в онлайн-казино с фейковыми деньгами. Все было на английском языке. Вскоре в агентстве сказали, что я им подхожу.
В итоге контора давала реальные деньги, а я играл на них перед англоязычной аудиторией. Зачем? У нас был очень замотивированный руководитель. Он считал, что ниша казино-стримеров активно развивается. Вот он и хотел сделать своего стримера и потом его продавать. Ну как Sony продает в Marvel Человека-паука, мне нравится так это объяснять. Только все играли фейковыми деньгами, а я – настоящими.
Собственно, я стримил казино, а в чате сидело 5-10 зрителей. В основном прожженных лудоманов из разных стран, которые писали: «Жена не позволяет играть, хоть на тебя посмотрю». Но схема не принесла успеха, на который рассчитывал руководитель, да и мой Ютуб тогда раскачался и начал приносить деньги. Так что под конец 2021-го я ушел.
– Как понимаю, в твоем случае игра в казино перетекла в лудоманию?
– Да. На стримы выделяли мало денег. Вот тебе 100$, растяни их на весь стрим, хотя другим блогерам выдают по тысяче. Мне этой суммы не хватало, так что я вливал свои деньги. Потом жестко подсел и начал вливать доходы с Ютуба.
К счастью, со временем понял, что продолжать не стоит. Лучше уж заниматься своим каналом и зарабатывать. В итоге успешно заменил лудоманию на зависимость от Ютуба. Тратишь время и силы, выпускаешь видос, смотришь на цифры, показатели рекламы. Это тоже большой азарт!
Сразу выскажусь насчет той фразы, где я якобы рекламировал казино детям. Меня тогда попросили сделать видео про рулетки в CS:GO. Это то же самое казино, только со скинами. Я вставил в сценарий, как мне тогда казалось, смешной оборот: «Даже дети могут играть».
К сожалению, сейчас эту фразу используют, чтобы сказать, что я рекламировал казино детям. Но я имел ввиду совершенно иное. Я, наоборот, высмеивал конкретное казино: его ведь сделали таким, чтобы даже дети играли.

– Не жалеешь, что в прошлом вписался в казино?
– Слушай, это приносило мне тысячу долларов в месяц. Очень неплохо в эпоху пандемии. Лучше два часа в день постримить и дальше заниматься своим каналом, чем искать полноценную работу. В этом плане я не стыжусь. Хотя мне слегка неловко, что люди видели, как я коряво говорю на английском и играю в слоты.
– Насколько знаю, ты играл под псевдонимом простого канадского парня Райкера Хакерри.
– Да. Если честно, я был плохим работником, потому что вообще не знал предысторию этого персонажа. И даже не знал, что он канадец.
– Ты написал в телеге, что последнее видео про iXBT снял чисто ради «жирной монетизации». Сколько вообще зарабатывают блогеры твоего уровня?
– Вообще тот пост в телеге был озорной шуткой. Но понятно, что мы хорошо зарабатываем на видео. Если ты стараешься и снимаешь по два ролика в неделю, реально заработать по 10 тысяч долларов в месяц. И это только с монетизации.
– Есть контент мечты, который ты хотел бы снимать?
– Если честно, я уже создаю контент мечты. Просто высказываю свои мысли в интернете, иногда могу сесть и за неделю сделать что-то основательное. Учитывая, что я бездарность, то всем доволен!
* * *