«Ко всему привыкаешь – даже к отсутствию обеих рук». Как играют слепые, люди с болезнью Хокинга и без конечностей
Лецкий пообщался с настоящими супергероями.
Эту статью я подготовил для себя и других ребят, которые быстро привыкают к хорошему. К солнцу над головой, приятной работе или возможности без хлопот сесть за компьютер и пройти любую игру. Тем временем другие люди вынужденно привыкают к иному: что рук больше нет, что они привязаны к койке и не могут пошевелиться. Удивительно, но все они радуются, мечтают и проходят компьютерные игры.
У Ани Порсевой болезнь Стивена Хокинга. Она проходит игры одним взглядом
С Аней Порсевой я переписывался в день ее рождения и получал ответы, полные позитива, юмора и надежды. Трудно было поверить, что у Ани боковой амиотрофический склероз, болезнь Стивена Хокинга. Девушка привязана к постели, ее тело не работает. Но она общается, запускает стримы и играет с помощью взгляда.
«Когда кто-то спрашивает о моей жизни, я обычно отвечаю так: «Представьте, что вы попали в стеклянный кокон – видите все, понимаете все, хотите все, но не можете даже пальцем пошевелить».

Любовь к играм началась, когда под новогодней елкой отыскалась приставка SEGA. Аня проводила за ней столько времени, что консоль перегревалась и выключалась, а мама прятала джойстик. Но остановит ли это увлеченного игрока? Нет. Особенно, когда его ждут похождения знаменитого ежа.
«Ах, Соник! Мой самый любимый персонаж в мире видеоигр. Этот невероятный синий ежик покорил мое сердце с первой встречи. Есть что-то особенное в том, как он мчится по уровням, оставляя за собой лишь след восхищения».
Дальше были сотни часов в The Sims, CS и League of Legends. Другие девчонки эти увлечения не понимали, зато парни уважали.

Проблемы начались обычным утром, когда Аня потянулась за кружкой чая, но мизинец отказался разгибаться. Девушка ко всему относилась с юмором и называла палец «точкой на теле, которая объявила забастовку». Но врачам оказалось не до смеха. После долгих исследований они поставили диагноз: боковой амиотрофический склероз. Это та самая болезнь Стивена Хокинга, с которой ничего не поделаешь.
Шли годы. Вслед за мизинцем отказала вся рука. Потом ноги. Потом остальные части тела. Аня до последнего играла с помощью мышки – даже когда рабочим оставался последний палец. Но в конце концов и он, как говорит героиня, «начал стачку».
Аня все равно играет, переписывается и даже проводит стримы. Как? С помощью девайса Tobii Eye Tracker.
«Представьте, что ваши глаза – волшебная палочка, которая управляет компьютером. Хотите напечатать текст? Не проблема. Специальные программы или встроенные инструменты Windows превращают ваш взгляд в команды для клавиатуры и мыши. Выбираете букву? Просто смотрите на нее несколько секунд – и вуаля, она появляется на экране.
Сначала это кажется сложнее управления космическим кораблем. Глаза норовят убежать в сторону, как непослушные котята. Но не переживайте – практика делает мастера! Со временем взгляд полетит по экрану с такой скоростью, что даже профессиональные геймеры позавидуют».

Аня уже не может играть в «Лигу легенд», World of Warcraft и даже The Sims. Но взгляда достаточно, чтобы проходить квесты, пошаговые стратегии и карточные рогалики.
«Даже находясь за пределами игрового мира, можно оставаться его частью. Можно следить за стримерами, читать обзоры, обсуждать тактики с друзьями. Можно погружаться в истории любимых игр через книги и комиксы, которые их дополняют.
Мое сердце все равно бьется в такт с ритмом виртуальных приключений. Ведь любовь к играм – это не только про нажатие кнопок, это про страсть к историям, про желание исследовать новые миры и про общение с единомышленниками. В конце концов, быть частью игрового мира можно по-разному. Иногда именно невозможность играть помогает найти новые и неожиданные способы наслаждаться тем, что любишь».
Как и всем, Ане бывает грустно, но она твердо знает: даже жизнь человека, привязанного к койке, может быть радостной и вдохновляющей.
«Каждый новый день – не просто день, а новая возможность. Сегодня ты не можешь пробежать марафон, но можешь улыбнуться прохожему. И эта улыбка изменит чей-то день. Да и вообще: грусть – это как дождь. Он может идти, но обязательно закончится. А после дождя всегда появляется радуга. Может, не сразу, но она точно будет».

Еще у Ани есть мечта. Она ведет сообщество в VK и делится впечатлениями о книгах и кино. «Я хочу превратить свою группу ВКонтакте в самый эпический клуб по интересам со времен подпольных книжных собраний в СССР. Только у нас будет не про политику шепотом, а про кино и книги – громко, весело и с огоньком!»
Вы тоже подписывайтесь на сообщество Ани. Ей будет приятно!
Игорь Гармаш с рождения слепой. Это не помешало пройти The Last of Us 2
Игорю Гармашу я писал с неловкостью в духе «Он же с рождения слепой, как прочитает?» На деле Игорь уверенно читает и отвечает с помощью программ экранного доступа. Да и вообще живет ярче многих. Он отучился и стал преподавателем иностранных языков. Освоил клавиши и научился петь – после выступления даже познакомился с будущей женой. Нашел работу мечты: пишет о доступности игр для людей с ограничениями.
Игорь полюбил игры в 90-е. Сначала смотрел, как играют старшие сестры, затем сам садился за клавиатуру и не особо осмысленно что-то нажимал. Со временем научился ориентироваться на слух и прошел многие хиты.
«Если помнишь, в 90-е были популярны игры про Кузю. Я их очень любил. Там были отличный саунд-дизайн, простое управление и аркадный геймплей. Кузя поворачивал влево-вправо, прыгал вниз-вверх. Потихоньку я все это осваивал. Потом запускал игры сложнее и как-то справлялся. Помню, что в детстве прошел «Серьезного Сэма». А недавно попробовал снова и все время орал: «Да почему меня убивают!»

По словам Игоря, некоторые современные игры отлично подходят для слепых – например, Spider Man 2, God of War Ragnarok, Diablo 4 и дилогия The Last of Us. В каждой продвинутые настройки доступности.
«Для слепого геймера главная проблема – навигация по миру. Нет смысла в озвученном меню, если ты не понимаешь, как добежать до точки интереса. В эксклюзивах Sony вроде The Last of Us 2 есть клавиша, которая просто поворачивает героя в нужном направлении. Так точно не потеряешься. А с выходом ремастера появилась классная настройка, где слепому игроку описывают события в сценах без диалогов. Хотя я и без нее получил от игры много эмоций. Если вы переживали в той сцене с Джоэлом, знайте: я тоже нервничал.
В играх вроде Diablo 4 ориентироваться помогает звук. Ты слышишь один звук, если приближаешься к цели, и другой, когда отдаляешься. В крайнем случае, есть пример условной Black Desert: там герой сам бежит до нужного места».
Игорь рубится в Mortal Kombat 1 и зачищает подземелья в World of Warcraft. Поэтому не понимает слепых, которые жалуются на отсутствие подходящих игр. Отыскать интересный проект вполне реально. Просто некоторые игры вроде «Скайрима», «Ведьмака 3» или Baldur’s Gate 3, увы, недоступны. Игорь надеется, что однажды энтузиасты закатают рукава и выпустят для этих игр моды для слепых.

Хотелось бы, чтобы разработчики чаще добавляли нужные настройки, но в остальном слепому не требуется особое отношение.
«К слепым нужно относиться как к обычным людям. Если слепого нормально воспитывали, то он обладает огромным количеством навыков, чтобы вести быт и работать хоть в IT, хоть в музыке. Проблема в том, что ко многим незрячим с детства относятся как к фарфоровым куклам, которых нельзя тревожить. За них все делают и не дают развиваться. Хотя по факту слепой может быть обычным человеком, пусть и с небольшими нюансами.
И да, слепые – такие же геймеры, как и остальные. Мы тоже любим и хотим играть. Не просто в собственном маленьком кругу, но и нормально контактировать со зрячими ребятами».
Если хотите больше узнать об игровой жизни слепых, подписывайтесь на ТГ или YouTube-каналы Игоря.
Дмитрий Минаков потерял обе руки. И все равно побеждает в CS
В юности Дмитрий Манаков фанател по двум играм: CS и Mafia 2. Последнюю он прошел раз десять, и каждый раз грустил по Джо, который не вошел в сделку. Неудивительно, что мы с Димой долго обсуждали новую часть «Мафии»: пока он до нее не добрался, но очень хочет. Правда, пройти ее будет сложнее, ведь 10 лет назад Дима лишился обеих рук.
Тогда Диме было 14 лет. Он хотел зарабатывать, но никуда не брали, а на мелких подработках попросту обманывали. Вот парень и решился на глупость, которой и в моем окружении промышляли многие. Он пробрался на заброшенный завод и искал там металл. А еще полез к трансформаторной будке, которая казалась обесточенной. Увы, только казалась. Дальше были удар током, ампутация рук и четыре месяца в больнице. Кому-то это показалось бы концом света. Но не Диме.

«У меня по соседству жил мужчина без одной руки. Помню, что смотрел на него и не понимал: как это, жить без конечности? Но оказалось, что ко всему привыкаешь – даже к отсутствию обеих рук. Это лишь со стороны выглядит страшно, а на деле жить можно».
Когда Дмитрий вышел из больницы, сразу начал осваивать компьютер. Положил мышку на пол, поставил на нее ногу и начал водить курсором. Потом по совету друга разместил клавиатуру рядом с головой и нажимал на клавиши то плечом, то подбородком. Сначала тренировался на простых браузерках, а потом выяснил: так можно играть во многое – даже в CS.
Со временем Дима начал стримить и собрал небольшое комьюнити в 10-20 человек. Этого недостаточно, чтобы обеспечивать себя, поэтому последние четыре месяца герой работает в поддержке «Яндекса» и много думает о развитии.
«Я прохожу обучение на другую позицию. Сейчас общаюсь с клиентами «Яндекса», но еще есть вариант работать с партнерами. А еще я стараюсь дизайнить, сам делаю превью к видео. Быть может, однажды дизайн станет моей профессией».

У Димы много целей. Он хочет самореализоваться, переехать в большой город, встретить любимого человека и получать от жизни удовольствие. Все же с бытовой жизнью герой давно разобрался: единственное, что до сих пор дается с трудом, – готовка.
«Считаю себя абсолютно полноценным. Поэтому смущает, когда прохожие смотрят на меня и как будто видят человека второго сорта. Или когда спившиеся алкоголики начинают меня жалеть. Но мне не нужны ни жалость, ни особое отношение».
Жалости Дмитрий действительно не заслуживает. Только восторгов за несгибаемость!
Сейчас Дима редко что-то публикует в соцсетях, но если интересно, можете заглянуть к нему на страницы в Ютубе, Твиче и ТГ.
📌 «В голову лезут безумные мысли, и я не могу им сопротивляться». История разработчицы с биполяркой
У Александра Зенько церебральный паралич. Он рубился в Lineage 2 подбородком
У Александра Зенько церебральный паралич, или же ДЦП. То ли до рождения, то ли незадолго после него мозг повредился. Так потерялся контроль над движениями, мышечным тонусом и координацией, и Саша уселся в коляску. В детстве немного работала одна рука, поэтому он мог взять джойстик от SEGA и поиграть в NHL 97. Теперь и она не слушается. Но это не значит, что Александр не может играть.
«Несмотря на болезнь, я научился двигать мышку подбородком и играть в компьютерные игры. Этот навык стал для меня не просто развлечением, а настоящим окном в мир. Возможностью доказать себе и окружающим, что мои физические ограничения – не приговор».
Изначально Саше подходили только квесты и неторопливые стратегии. Потом хорошие люди написали специально для него две программы: MHOOK, чтобы играть мышкой в клавиатурные игры, и MishkinaMish, чтобы прыгать и стрелять с помощью, как говорит сам герой, «мычания».
Так Александру открылись практически все игры. Да, в шутерах ему некомфортно, но в хардкорной Path of Exile или многопользовательской Lineage 2 – вполне. Минус в том, что многие геймеры требуют идеальной игры. Трудно показать ее, когда управляешь подбородком.
«Однажды я забил на Lineage 2. Меня не брали на сложнейших боссов и писали, что я криворукий. Плюс не было топовой экипировки. Не сказать, что я не старался. Наоборот, дни и ночи фармил словно проклятый. Эти бесконечные мобы сливались в однообразную кашу перед глазами. Но каждая копейка копилась с большим трудом, до топовых брони или оружия было как до Луны».

Александр продолжает играть и стримить, но с каждым днем это дается сложнее. О нем всю жизнь заботилась мама, а теперь и ей требуется уход. Поэтому Саша собирает деньги на сиделку. Если есть желание и возможность, вы можете ему помочь. А если будете в Минске, Саша с радостью с вами погуляет. Каждый выход на улицу для него праздник.
У Павла Коновалова дислексия. Он с трудом читает и при этом разрабатывает игры
Большую часть жизни Павел Коновалов не замечал проблем со здоровьем и играл во все, что хотел. Потом началась взрослая жизнь с тяжелой работой и стрессом, а также проблемы с алкоголем. Возможно, это и спровоцировало развитие дислексии. Болезни, когда буквы словно танцуют и не складываются в слова.
«У меня буквы постоянно меняются местами, я их воспринимаю почти как картинки. Также я не вижу центр слова, только начало и конец. Поэтому читаю первые 2-3 буквы и потом уже додумываю смысл. Чтобы что-то понять, зачастую приходится вглядываться и прищуриваться. Иногда закрываю пальцем часть слова, чтобы рассмотреть отдельную букву. В общем, мне тяжело взаимодействовать с текстом.
Помню, как проходил Tyranny от Obsidian. Классная RPG, но там очень много текста, и он сложно написан. Я долго мучился и понял: отныне эта игра мне не по силам. Как и многие другие игры, завязанные на тексте».
В ситуации, когда каждая строчка текста становится испытанием, о разработке игр и думать странно. Но Павел решил: он обязан сделать что-то свое.
«Когда мне было 29, со здоровьем близкого случилась опасная ситуация. Тогда все обошлось, но в голове щелкнула мысль о скоротечности жизни. Я подумал: «Если умру, что останется после меня?» В итоге плюнул на дислексию и сел за разработку».
Копаться в коде было бессмысленно, для Павла это невозможно. Но если есть желание, то выход обязательно найдется. Начинающий разработчик купил ассеты для шутера от третьего лица, включил обучающие видео и почти в одиночку собрал игру Tell Some Story: Foz. Всего пару раз друзья помогли со скриптами для взаимодействия с миром и выпадения трофеев в Steam. Историю можно назвать успехом: у Tell Some Story солидные по меркам инди 135 отзывов, 92% из них положительные.
Сейчас разработчик делает вторую игру. Она называется BoomerPunk и станет смесью Silent Hill с Disco Elysium. Павел обещает вариативность и очень много текста. Сценарий он пишет самостоятельно, потом проверяет ошибки через Google Документы и отдает на вычитку близким.

Павел готов бесконечно говорить о механиках BoomerPunk, персонажах, развилках и возможности убить чуть ли не любого NPC. Он горит идеей, и никакая болезнь его не остановит. Да, игра собрана из ассетов. Да, лицо героя создала нейросеть. Но важно ли это, когда инструменты помогают совершить подвиг? Не думаю.
Чтобы поддержать разработчика, добавляйте BoomerPunk в вишлисты.
* * *
Не буду писать выводы в духе «цени то, что имеешь». Лучше отмечу пару фактов. Аня Порсева научилась радоваться и вдохновлять, будучи прикованной к кровати. Дмитрий Минаков строит профессиональную карьеру, не имея рук. А Игорь Гармаш обрел любовь, несмотря на слепоту.
Даже не сомневайтесь: если есть руки, а тело слушается, вы точно способны на все. И уж точно можете быть счастливым здесь и сейчас.
* * *






























Спасибо за такие честные истории