«Хроники русской революции» могли стать российской «Игрой престолов». Но нет
Кончаловский – не Джордж Мартин.
Андрей Кончаловский снял сериал о крахе Российской Империи – первые 4 эпизода вышли 10 октября в онлайн-кинотеатре Start. «Хроники русской революции» сходу породили множество дискуссий среди кинокритиков, историков и обычных зрителей. И не удивительно, ведь режиссер затронул один из самых непростых периодов в истории страны – с Первой русской революции 1905-го до окончания Гражданской войны в 1924-м.
Сериал еще в зародыше поражал размахом:
● За полтора года до съемок Кончаловский объявил всенародный кастинг! Менеджеры объехали всю страну, чтобы подобрать актеров на ключевые роли. В съемках было задействовано около 350 человек, причем более 150 актеров воплотили образы реальных исторических личностей.
● На киностудии «Главкино» создали макет города с центральной площадью и улицами! Во время съемок в Москве и Санкт-Петербурге перекрывались дороги, останавливалось движение катеров по Фонтанке. Работа шла в том числе в исторических зданиях и дворцах.
● Создатели покупали и арендовали предметы старины начала XX века от посуды до мебели и автомобилей!
Андрей Кончаловский под патронажем Алишера Усманова принял серьезный вызов – обладая крупными ресурсами, изложить видение на хаотичные события мрачной эпохи. Какой получилась российская революция в объективе режиссера? Давайте разбираться.
📌 Содержание сериала «Хроники русской революции». Юра Борисов спасает Николая II


«Хроники русской революции» – эстетика XX века в каждом кадре. Дух эпохи передан блестяще!
В начале нового столетия после поражения в русско-японской войне страна находится в состоянии глубокого кризиса. Российскую Империю охватывают народные волнения, а власть пытается снизить революционный накал.
17 октября 1905 года император Николай II подписывает манифест, который дает народу демократические права и гражданские свободы – политические эмигранты возвращаются в Россию. Вопреки ожиданиям власти, волнения среди рабочих и крестьян растут, как и революционный протест. Поэтому царь поручает молодому офицеру Михаилу Прохорову в исполнении Юры Борисова возглавить новый отдел по борьбе с революционерами.
Молодой подполковник сходу попадает в пучину политических интриг: пытается настигнуть лидеров повстанческого движение, вникнуть в заговор элит и раскрыть загадочные убийства в рядах оппозиции Николая II.

Идеологически противостоят Прохорову еще три вымышленных персонажа:
● Лютер (Александр Мизев), чьими руками выполняются самые коварные заговоры и кровавые поручения по свержению режима.

● Ариадна Славина (Юлия Высоцкая) – самый безрассудный участник подпольного движения. Актриса получила одну из главных ролей, но пока принесла пользу лишь в первом эпизоде во время ограбления банка и перевозки взрывчатки.

● Алексей Тихомиров (Никита Каратаев) – юный ухажер Ариадны и наивный революционер, который пока лишь дрейфует на волнах любви и путается под ногами.

Разобраться в перипетиях большевиков и меньшевиков – непростая задача не только для неподкупного офицера, но и обычного зрителя, так как сюжет изобилует десятками важных исторических личностей: Ленин, Троцкий, Сталин, Парвус, отец Гергий Гапон, Максим Горький, премьер-министр Витте, генерал Курловский, Столыпин, Пугачев и многие-многие другие. Но благодаря классному подбору актеров и их самоотдаче в кадре знакомиться с каждым персонажем оказалось безумно любопытно.
Отдельным упражнением для меня стало сравнение внешности исторических персон с их образами в сериале. Если насчет актерской игры можно спорить бесконечно, то сходство героев приятно поражает. Разве вы могли предположить, что Никита Ефремов – вылитый Николай II, а Николай Куглянт так похож на Троцкого?

Радуют отдельные сцены, которые с точностью реконструированы по архивным кадрам: большевистские съезды, Ленин на броневике, выступления Троцкого, работа царя в личном кабинете. Весь этот антураж притягивает внимание зрителя и компенсирует не самый эпичный сюжет.

На протяжении четырех эпизодов сериал раздувает политические интриги в духе «Игры престолов», но опускает важные экшен-сцены. Например, в первом эпизоде лишь по касательной показан взрыв в гостинице, в третьем оставлена без внимания жестокая смерть от удара карандашом, в четвертом вынесен за скобки выстрел в Столыпина. Возможно, именно поэтому редкие перестрелки и безумства фаталиста Богрова ощущаются сильнее, чем есть на самом деле.

Но даже без особого экшена эпизоды смотрятся легко. И тому есть несколько объяснений:
● Операторская работа, постановка кадров и их наполненность – браво! Каждая сцена проработана до мелочей, декор и костюмы передают дух эпохи. Зритель получил наилучшие кадры с умело расставленным фоновым окружением. Известно, что операторы подолгу выбирали нужные улицы и здания города, пытаясь повторить ракурсы дореволюционных фотографий и кинохроники.


● Создатели буквально за руку ведут зрителя по основным событиям ХХ века. Появление каждого значимого персонажа сопровождает историческая подпись, а многие важные повороты проговариваются героями либо представлены в виде архивных исторических вставок.

● Приглушенная колористика придала сериалу шарм старины. Словил ощущение, будто в детстве с дедушкой смотрю «Петербургские тайны» на пузатом телевизоре. Андрей Кончаловский делился в интервью, что изначально планировал выпустить сериал в черно-белых тонах, но отошел от идеи в угоду современному зрителю. Не исключаю, что в его изначальной задумке сериал ощущался бы глубже.
С другой стороны – проект получил бы излишнюю атмосферу исторической достоверности, который в сериале нет и в помине. Несмотря на дотошность в постановке отдельных сцен и воссоздании антуража, в сериале пропущены важные революционные события, а взгляд на историю подается однобоко.
«Хроники русской революции» – лишь фантазия Кончаловского о госперевороте в Российской Империи: карикатурные персонажи и сплошная отсебятина
Для понимания концепции проекта лучше всего подходит откровение Юры Борисова: «Я очень переживал браться за этот проект, потому что не понимал, как можно удержать все это в голове одновременно. Мы встретились с Андреем Сергеевичем, я ему говорю: «Я не знаю, как это возможно сделать!». А он в ответ смеется: «Я и сам не знаю, потому и делаю».
Сериал действительно выглядит неплохо, если закрыть глаза на историческую достоверность, да и Кончаловский подчеркивал, что «Хроники русской революции» – не детальное воспроизведение событий. Вместо этого режиссер сосредоточился на людских судьбах и желании очеловечить плакатных героев эпохи:
«Этот фильм – попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела. И те, и другие имели право быть неправыми. Мне очень важно, чтобы исторические личности в этой картине вызывали эмоциональный отклик: не император или Ленин, как вождь и трибун, а просто люди со слабостями, с претензиями, с надеждами».

Если опираться на ремарку Кончаловского, смотреть сериал становится проще – претензии к достоверности частично отпадают. Но я так и не отделался от душных мыслей, что многие зрители не знают о вольном трактовании автора, скорее даже наоборот – воспримут сюжет за чистую монету благодаря архивным вставкам и громкой фамилии режиссера.
Но что же мы получаем в таком случае? Вместо сложных исторических персонажей наблюдаем карикатурные образы. Ленин – жадный и фриковатый, Троцкий – неуверенный и трусоватый. Максим Горький обязан славе лишь богатеям, которые продвинули его на Западе. Вся революция сводится к борьбе коррумпированной шайки за финансы Запада – лидеры протеста пока выглядят слишком мелкими фигурами. Никогда не поверишь, что они взбудоражат общество и создадут Красную армию!

«Когда мы начинали, я не думал, что фильм будет называться «Хроники русской революции». Я называл его «Герои и выродки» – меня интересовало, кто герой в этой истории, а кто, собственно, выродок», – признавался Кончаловский. Режиссер хоть и заявлял о непредвзятом взгляде на историю, но держит крен в поддержку царя, за спиной которого строят козни скупые и наглые заговорщики.
Сериал прямо утверждает, что любой шаг Николая II навстречу демократии ведет страну к еще большей катастрофе, которую пытаются предотвратить премьер-министр Столыпин, верные жандармы и отважные особисты. Зато кровавое воскресенье 9 января 1905 года толком не показали – именно на эту дату пришелся расстрел властями мирной демонстрации в Петербурге. Выглядит такое однобокое трактование истории как минимум странно, как максимум – нелепо.
Бросаются в глаза скачки персонажей в пространстве. Вот Прохоров в Зимнем дворце на приеме у Столыпина, затем прибывает к Распутину в Царское Село, после возвращается в Санкт-Петербург, но вынужден мчаться в Киев и снова ехать в Питер – все перемещения происходят так быстро, будто в ХХ веке использовали самолеты. Некоторые герои появляются и исчезают из сюжета слишком быстро – поди догадайся сам об их судьбе!

Проект такого масштаба обречен на киноляпы. Вот парочка самых заметных:
● В сериале показан кинотеатр «Аврора» на Невском проспекте. Но в 1906 году кинотеатра не существовало – он открылся в 1913 году, причем до 1930 года назывался «Пикадилли». Название «Аврора» получил в честь крейсера-символа революции.
● Исторически Ленин в Париже не только спорил с Троцким, а занимался с большевиками важной партийной работой в школе Лонжюмо. Как это показано в сериале? Никак.

● Огорчил образ Максима Горького. Великий «буревестник революции» и совесть эпохи показан молчаливым, изредка «окающим» статистом бандитских разборок.

● Персонаж Борисова блестяще сорвал операцию со взрывчаткой, поймал Лютера, но тут же его отпустил под соусом «будем за ним следить». В итоге про него совсем забыли! В другой сюжетной линии Прохоров вышел на след Ариадны, но поверил подозреваемой на слово и просто отпустил. И это царская охрана, особый отдел!

Герои Высоцкой и Каратаева пока выглядят лишними в сериале
В «Хрониках» полно вымышленных основных героев. Если персонажи Борисова и Мизева органично и плотно вписаны в сюжет (пусть и слегка шаблонно), то сюжетная линия Тихомирова и Славиной никуда не годится – пока герои выглядят инородными в канве общего повествования:
● В первом эпизоде Ариадна и юноша страстно влюблены друг в друга. Она – часть революционной группировки, поэтому и парень подтягивается к рискованным делам. При этом оба выступают в роли массовки на общих мероприятиях революционеров. Их удел – лишь любовные дрязги.
● Во втором – Славина ругается с Лютором из-за их романтической предыстории, на ровном месте устраивает вырвиглазную истерику Тихомирову.
● В третьем – в качестве массовки присутствует с Лешей при расправе над Гапоном, клянется в юноше верности, но утром внезапно уезжает с Лютором.
● В четвертом – музыкант мчится в Париж на поиски любимой. Там Ариадна лечится от чахотки и рассуждает о промозглом сером Петербурге.
Только вот зачем все это зрителю? Как персонажи двигают общий сюжет? Если их вырезать, ничего не изменится. Подари Кончаловский своей жене хотя бы роль исторической важности – вопросов об органичности Высоцкой в сериале было бы куда меньше.

Но, к сожалению, сценарный образ Ариадны так же плох, как и актерская игра Юлии. Ее сцена допроса у Прохорова выглядит настолько не убедительной, что даже зеленый курсант посчитал бы женщину подозрительной. Славина в исполнении Высоцкой пока выглядит странно – переигрывает с эмоциями в одних сценах и выглядит совершенно непластично в других. Если в будущем Ариадна и Алексей не будут органичнее вшиты в сюжет, их присутствию можно будет поставить твердый кол.

***
«Хроники русской революции» – самый неоднозначный сериал 2025 года. С поддержкой Усманова и такими профессионалами на площадке он мог стать отечественной «Игрой престолов» или хотя бы масштабной, исторически верной экранизацией. Пока проект выглядит красивым, размашистым, но не самым эпичным детективом.
Надеюсь, в следующих эпизодах даже вымышленные персонажи плотнее впишутся в историческую канву, а лидеры революции перестанут быть шайкой заговорщиков и обрастут фактурой.
Еще по теме:

































а че не "могла стать российской версией звездных войн или гари потером"?
пс
царь почти что святой уже ведь разговаривает вежливо и слезинка потекла(Путин, ой!)