San Andreas – 20 лет! Рассказываем о культовой игре в цифрах
Празднуем юбилей.
26 октября Grand Theft Auto: San Andreas исполнилось 20 лет! За это время игра была продана миллионными тиражами, обрела культовый статус, попадала в безумные скандалы и, конечно же, нагенерировала тонну мемов. Переоценить вклад в индустрию сложно. Еще сложнее – переоценить вклад в наше детство и юность.
В честь двадцатилетия игры Кибер рассказывает всю непростую историю San Andreas в цифрах! Сколько стоила разработка? Когда игра официально вышла в России? Какое число встречается в игре чаще всего? И сколько копий игры недовольные покупатели вернули в магазины? Давайте разбираться.
Разработка
2 года – столько заняла разработка San Andreas. Она стартовала сразу после релиза Vice City. По заявлениям бывшего технического директора Rockstar North Оби Верми, над игрой работало примерно 80 человек. Среди них были не только авторы предыдущих частей, но и сотрудники других подразделений. В какой-то момент к команде присоединились создатели Manhunt и The Warriors. Однако даже при увеличенном штате сотрудников избежать переработок все равно не удалось. Многие работали по 17 часов в день, о чем писал Дэвид Кушнер в книге «Потрачено». Rockstar пришлось даже нанять шеф-повара, чтобы он готовил ужин для всех работавших сверхурочно.
$10 млн – стоимость разработки в 2002 году. Для сравнения: бюджет вышедшей всего через 4 года GTA IV оценивался уже в $100 млн. Бюджет GTA V – ~$137 млн без учета маркетинга.
363 дня прошло между анонсом и релизом игры: анонс состоялся 29 октября 2003, релиз – 26 октября 2004. Снова сравниваем с последней на данный момент частью – разница между анонсом и релизом GTA V составила уже 685 дней. Шестую часть, если верить отчетам Take-Two, стоит ожидать в 3-4 квартале 2025 года.
Выпуск в других регионах: во всем мире игра вышла практически одновременно. Североамериканский игрок получил игру 26 октября, британцы и австралийцы смогли поиграть только спустя три дня. А вот до Японии игра добиралась долго – релиз состоялся только спустя три года, в октябре 2007-го. Издателем игры выступила сама Capcom!
До России игра официально добралась спустя шесть лет – в феврале 2010-го. Официальное издание с не «потраченным» переводом выпустила «1С СофтКлаб».
Мир игры
1992 год. Си-Джей прибывает в аэропорт родного Лос-Сантоса, откуда он уехал еще пять лет назад. Не успев доехать до дома, его сразу арестовывают двое продажных полицейских. Те предложат ему сделку, от которой Си-Джей откажется. Но быстро выяснится, что от нее не отказались некоторые участники его родной банды.
Так начинается всем нам известный сюжет, в ходе которого нас помотает сразу по трем городам: Лас-Вентурас, Сан-Фиеро и Лос-Сантос. Их прообразами выступили Лас-Вегас, Сан-Франциско и Лос-Анджелес соответственно. Сеттинг для игры был выбран неслучайно.
Во-первых, в третьей части игроки уже побывали на Восточном побережье в Либерти-Сити, аналоге Нью-Йорка. Vice City представил альтернативу другого важного региона США – штат Флорида и город Майами. Разработчики посчитали, что следующий логичный шаг – Западное побережье и Лас-Вегас.
Во-вторых, начало 90-х стало важным временем для всех трех городов. В Лос-Анджелесе в 1992 году случился громкий лос-анджелесский бунт, во время которого погибли несколько десятков человек. Шестидневные погромы стали реакцией афро-американского сообщества на оправдательный приговор четырем полицейским, избившим при задержании чернокожего. Эти события отражены и в игре: ближе к концу тех самых коррумпированных полицейских, арестовавших Си-Джея, оправдали в суде, что также привело к погромам.
Сан-Франциско бунт тоже коснулся, но куда более важно, что в 1989 году на город обрушилось землетрясение Лома-Приета. Оно разрушило более 18 тысяч зданий и унесло жизни 62 человек. Эти события нашли отражение в игре: в 1988 году аналогичное случилось в Сан-Фиерро. В городе можно отыскать ряд домов, которые власти еще не успели восстановить. К слову, землетрясение разработчики использовали и в геймплее: из-за землетрясения вышли из строя мосты, соединяющие регионы. Таким образом Rockstar ограничила действие первого акта одним Лос-Сантосом.
А вот в Лас-Вегасе в этот период случился строительный бум. В начале девяностых в городе открылись многие значимые казино и отели. В Лас-Вентурасе можно найти 17 отелей и казино, имевших прототипы в реальной жизни.
Площадь карты игры составила 36км² – в 6 раз больше GTA Vice City (меньше GTA V ~ в 3,5 раза). По словам бывшего технического директора Оби Верми, руководство долго спорило о способах реализации такой объемной площади. Память PlayStation 2 попросту не позволяла держать в себе всю карту San Andreas. Оби хотел, чтобы карта была бесшовная, но с этим были несогласны другие руководителей. Они предлагали создать три локации, между которыми игрок будет перемещаться через загрузки, как это было сделано в GTA III. Их смог переубедить еще один руководитель, вставший на сторону Оби.
Таким образом все 16 000 уникальных объектов и зданий появились на просторах одной карты. Ограничения памяти PS2 обошли просто: консоль хранила лишь небольшой участок карты вокруг героя, прогружая местность по мере его передвижения. Такое решение привело к забавному багу: начали падать самолеты. Перед их генерацией система просчитывала маршрут, проверяя карту на наличие препятствий. Если их нет – самолет появлялся и летел по заданной траектории. Стоило игроку сдвинуться, как на пути самолета мог возникнуть новый объект, о который самолет благополучно разбивался. В сети десятилетиями расследовали загадочные падения самолетов, и только в этом году Оби Верми рассказал о нем в блоге.
Мифы San Andreas – важная часть культуры GTA. Увлеченный поиск секретов в игре привел к созданию целой мифологии. Например, игроки считают, что в игре существуют Черепашки-ниндзя, а где-то гуляет вырезанный из игры медведь. Самым ходовым из мифических существ оказался Бигфут, якобы бродящий где-то в окрестностях Сан-Фиерро. Всего игроки насчитали 145 мифических существ.
Одно из доказательств существования Бигфута – его рев, который можно услышать на горе Чилиад. Все тот же Оби Верми опроверг это доказательство наличием в игре фастфуда, из-за которого герой может потолстеть. Игроки просто откармливали Си-Джея, а потом отправлялись на гору. Рев Бигфута – лишь урчание живота героя.
К слову, о еде!
7 540 калорий употребил Биг Смоук со своим знаменитым заказом – это рассчитал ютубер WarBear, сопоставив меню ресторана Cluckin’ Bell с его аналогами из реальной жизни. Если расчеты верны, то за один прием пищи Биг Смоук прикончил пять бургеров, ролл, ведро крылышек, семь порций картошки-фри и восемь содовых. И все это на заднем сиденье авто!
У игрока в распоряжении 180 видов транспорта. Vice City мог похвастаться лишь сотней, а в вышедшей позже GTA IV было всего 123 моделей. San Andreas так и оставался рекордсменом до релиза GTA V, где появилось около 255 транспортных средств. Но это на момент выхода игры в 2013 году – сейчас их более 700.
San Andreas предложил невиданную ранее вариативность транспорта: велосипеды, монстр-траки, джетпак и судно на воздушной подушке. Но главным нововведением в части транспорта стали самолеты. В предыдущих частях был только кукурузник Додо с обрезанными крыльями, управлять которым практически невозможно.
Однако кое-что из предыдущих частей в San Andreas не оказалось: традиционный радиоуправляемый транспорт. Все, что у нас есть – радиоуправляемый горшок в вырезанных файлах игры. Он должен был служить скрытой камерой в одной из миссий, но так и не пригодился. Почему в него можно сесть и поехать? Откуда у него свет от фар, звук двигателя, рабочее радио и дополнительное пассажирское? Ответ мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
В San Andreas 155 песен на 11 радиостанциях, 8 радиошоу и 53 уникальных рекламных сообщения. Садимся в наш любимый горшок и включаем радио, на котором звучит уже легендарный саундтрек! Радио в San Andreas до сих пор самое проработанное в серии. Впервые это были не просто зацикленные плейлисты, а рандомно сменяющиеся композиции, между которыми брали слово настоящие радио-диджеи (и Аксль Роуз из Guns’n’Roses). Они реагировали на сюжет игры, сообщали актуальную погоду и даже вступали в конфликты. Например, станцию Playback и его ведущего Forth Right MC ненавидят многие персонажи игры, потому что он пускает в эфир хип-хоп восточного побережья. В игре даже можно услышать Дэна Хаузера, основателя Rockstar. Он озвучил рекламу агентства британских нянь, любящих бить детей по попе.
У внутриигрового радио удивительное жанровое разнообразие: хип-хоп западного и восточного побережья, кантри, рок, джаз, техно, фанк, хаус и множество других.
Всего в игре свыше 60 000 строк текста, которые произнесли более 400 актеров озвучки. Среди них затесались и голливудские звезды: Сэмюэл Л. Джексон, Питер Фонда, The Game и Ice-T. Самого Си-Джея озвучил рэпер Young Maylay, которому пришлось произнести более 3500 строк диалогов в катсценах и 4200 строк в открытом мире. Впоследствии Young Maylay поссорится с Rockstar, обвинив их в расизме и низком гонораре за участие в таком успешном проекте.
Число 69 – начиная с GTA 2 в серии регулярно появляется число 69. San Andreas до сих пор держит первое место по количеству упоминаний – 26. В GTA IV оно появляется лишь 17 раз, а ближе всех подобралась GTA V: там число упоминается 24 раза. В игре существует морской пирс под номером 69, футбольная команда The San Fierro 69ers, мотель «69» и отель «The 69 Golden Palms». Все взлетно-посадочные полосы обозначены этим числом, оно же встречается на слот-машинах в казино. И, конечно, все знают о пародии на «Зону 51» – Зоне 69. Но знали ли вы, что в баре рядом с ней можно найти кипу фотографий НЛО. Сколько их? Правильно!
Релиз и влияние
За первую неделю San Andreas продалась тиражом в 4,5 млн копий. Помните про релиз игры в Японии? Она заняла первое место в чарте в октябре 2007 года с 227 тысячами копий игры. К сентябрю 2011 года продано уже свыше 27,5 млн копий игры по всему миру. К сожалению, Rockstar перестала делиться данными о продажах San Andreas, а потому неизвестно, сколько копий было продано за следующие 13 лет.
San Andreas, возможно, самая портируемая игра в истории: она вышла на 18 платформах, в том числе на MacOS, Android, iOS, Kindle и даже на Netflix. Сейчас ожидается выход еще одного порта – на шлемы виртуальной реальности Meta* Quest (Кибер: Meta – организация, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ).
95 – оценка Metacritic версии для Playstation 2 на основе 80 рецензий от журналистов. San Andreas могла бы стать самой высокооцененной игрой 2004 года, но ее всего на один балл обогнал другой хит – Half Life 2. Ближайшие конкуренты: Halo 2, Burnout 3, Splinter Cell: Pandora Tomorrow, Unreal Tournament 2004 и World of Warcraft.
А помните Hot Coffee? Это мод на основе вырезанной мини-игры, где главный герой занимается сексом с девушками после успешного свидания. Саму активность из игры вырезали, но файлы остались. Мод быстро стал популярным и повлек за собой ряд судебных исков. Результатом разбирательств стала выплата в размере 20 млн долларов и возможность любому недовольному вернуть игру в магазин.
За возврат копии им предназначалась выплата компенсации в размере 35 долларов. Таким образом в магазины вернули всего 3000 копий. Впоследствии суд даже отменил это решение: посчитал, что такое малое число недовольных при миллионных продажах – доказательство преувеличенности всего дела.
***
Это не скриншот из игры на PS2, а картина из 70-х. У художника был особый стиль
Мы ждали 14 лет: Red Dead Redemption вышла на ПК. Как создавали великую игру
Как создавали GTA 4. Сняли тысячи фото Нью-Йорка, а интернет в игре стал прорывом
Но радиоуправляемый транспорт в СА всё же был. Как минимум миссии гика-очкарика — единственные, что я не осилил при недавнем перепрохождении. Там адище, словил флэшбеки из детства, когда не давалась та самая миссия из Вайсы.