Устами Демидова. Часть 2
Продолжаем тему сопоставления киберспорта и покера. В первой части мы выяснили, что множество известных ныне профессиональных покеристов – бывшие киберспортсмены. Что касается России, то, по словам Ивана Демидова, 50% наших покеристов, а то и больше – все выходцы из компьютерного спорта. Собственно, расшифровкой этого постулата в первой части я и занимался. Во второй части попробую развернуто пояснить еще одно утверждение Ивана: «для того, чтобы добиться вершин в старике, нужно очень много качеств, которые просто необходимы и в покере. Этих качеств еше недостаточно для успеха в покере, но задел они дают хороший. Ведь у старика и у покера очень много общего». В конце поста, как и обещал, залью раритетные (без всякого преувеличения) фотки Ивана и Бертрана Elky Гроспеллье, которые вы вряд ли найдете в интернете.
Сравнивая киберспорт (у меня, по привычке, все равно будет уклон в сторону StarCraft, не обессудьте) и покер, хотел бы сказать а) что мы будет разделять подход на уровне «вокруг игры» (ментальность, психология, режим) и собственно, конкретных стратегий и тактических ходов и б) чтобы опытные покеристы не били меня ногами, потому что я уверен, что все покерные тактики имеют свои конкретные слэнговые названия, но я их не знаю. В Старкрафте так же, но я никогда не перегружаю мозг читателям специальными названиями. Главное – суть, а назвать, скажем, блеф, можно и наколкой, и разводкой, и обманкой, иногда и пугалкой. Хотя, судя по всему – напрячь все-таки придется. :)
МЕТАЛЬНОСТЬ И ПОДХОД К ИГРЕ, КАК К РАБОТЕ
Итак, первое что лично мне бросилось в глаза, когда окунулся в мир покера – это совершенно одинаковый подход киберспортсменов и покеристов к своему делу. Я уже писал подробно о режиме киберспортсменов и демонстрировал в чем разница между ними и массой обычных геймеров. Что кибератлеты, что покеристы во главу угла ставят победу – это победители по своему духу, цельные и талантливые личности, умеющие в нужный момент сосредотачиваться и на игре, и на жизни. А это подразумевает, в свою очередь, повышенные требования к самодисциплине.
Это понятие включает в себя не только режим, но и самое главное умение, особенно на старте карьеры – умение проигрывать и скурпулезно анализировать свои неудачи. Как только геймер решает достичь каких-то высот в своей дисциплине, он неизбежно сталкивается с проблемой поражений, так как на первых порах будет терпеть их постоянно. Тоже самое касается покеристов: не всегда приходит карта в нужный момент в соответствие со стратегией, выбранной на конкретном игровом столе или конкретном розыгрыше. Умения терпеть, ждать и анализировать – определяющие. И это очень тяжело.
Как правило, после, скажем, месяца тренировок ты прямо чувствуешь, как уровень твоей игры серьезно подрос: стало больше побед, приходит уверенность в себе, ты достаточно легко обыгрываешь нубов (новичков или слабых игроков). Не сразу приходит понимание, что это только вершина айсберга – дальше идут соперники намного сильниее, и именно в этот момент разочарование от игры становится очень сильным. Знаю и по своим примерам, и по опыту своих соратников, что в такие моменты кулаки часто с треском опускаются и на клавиатуру, и на рабочий стол, мышка также периодически терпит незаслуженные удары. В самом деле ну как же так? Я уже хорошо играю, убиваю всяких нубов в хлам, но вот ТУТ – вообще выиграть не могу.
Этот, назовем его средним, уровень – самый тяжелый для психики. На первых порах, после вроде как наметившегося «света в конце тоннеля», начинаешь проигрывать ВСЕГДА. Соперники и быстрее, и четче да и просто умнее; кажется они видят все, что ты делаешь и читают твою игру, как на ладони. Вот тут-то и оказывается определяющей ментальность игрока, я вкладываю в это понятие силу духа, способность терпеть и преодолевать, наличие внутреннего стержня. Именно тут начинается киберспорт.
Среди моих знакомых, бывших старкрафтеров, много покеристов – просто они не известны. Они также рассказывали, что в покере начинаешь всегда неплохо. И новичкам везет, и соперники на малых стэках слабые. Все меняется, как только переходишь на большие стэки. Начинаются неизбежные денежные потери, что психологически очень сложно перенести: ну я ж вроде хорошо играл, делаю все также, а тут мне приходится обратно опускаться на низшие уровни? Это тоже тяжело. Умение правильно проанализировать игру, не разочароваться и двигаться дальше снова выходит на первый план. Вот тут-то мы и видим первое пересечение между киберспортом (если хотите – StarCraft′ом) и покером, о которых говорил Демидов: чтобы добиться вершин в старике, нужно очень много качеств, которые просто необходимы и в покере.
Тоже самое касается чемпионатов. Подготовка к ним – штука сугубо индивидуальная, но общие правила все равно имеются. Умение сосредотачиваться в нужный момент, трезвая (в смысле свежая) голова, отсутствие мандража перед соперником, способность в нужный момент проявить инициативу. Стратегическое движение по ходу чемпионата – еще одно важное умение. Например, если киберспортивный турнир начинается с группового этапа, а дальше переходит в олимпийскую систему плей-офф, некоторые игроки намеренно занимают второе (проходное) место в группе, чтобы в играх навылет пересечься с удобным по стилю для себя соперником. Или наоборот. В свою очередь опытный покерист обязательно оценивает стол, за которым играет: стиль знакомых ему игроков (агрессивный, тайтовый), их стэки, свою позицию – и выбирает соответствующую стратегическую линию игры за конкретным столом. «Душит» игроков с малыми стэками (по-моему Миньери обожает это делать), заставляет других срываться на необоснованные all-in.
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Раз уж прозвучал специфический покерный термин, самое время сравнить логику принятия решений старкрафтера и покериста. Я возьму только несколько основных примеров тактик, так как пост итак уже длинным получается.
БЛЕФ
В покере: часто после подъема ставки перед открытием первых трех общих карт (я специально пишу понятными словами, а не «после рейза на прифлопе») игрок со слабой рукой, если ему ответили (заколлировали) после флопа идет ва-банк. Логика: я продемонстрировал сопернику, что у меня серьезная карта, сделав рейз до флопа. Оппонент, видимо, тоже питает какие-то надежды, однако своим ва-банком я пытаюсь убедить его, что у меня не только сильная рука, но и то, что карты «попали» во флоп. Оппоненту предстоит принять сложное решение – во-первых, возможно, он не попал во флоп, во-вторых, ему остается только коллировать ва-банк либо самому идти в all-in, на что он может не решиться. А потому банк – мой. Расписывая все это, я хотел бы, чтобы вы не в детали вдавались, а следили за цепью логических размышлений.
В StarCraft: возьмем партию терран против протосса. Терран идет в частую стратегию – быструю вторую базу, что позволит ему в будущем заиметь преимущество по ресурсам, а значит по технологиям и войскам. Это - рейз на прифлопе. Терран позволяет рабу-разведчику протосса увидеть это, затем его убивает. Логика: оппонет знает, что у меня выход в быструю вторую базу, а значит мало войск. Его пути действия. 1. С одной базы у себя наделать войск и попытаться меня проломить, воспользовавшись малым кол-вом моих войск, но терран – очень устойчивая раса с огромным, сильнейшим в игре защитным потенциалом, а значит, соперник в это не пойдет. Очень велика вероятность провала атаки, а это будет практически 100% поражение. 2. Он скорее всего тоже поставит вторую базу, а затем и третью – то есть пойдет, как и я в малое количество войск, но у него будет уже 3 базы, против моих двух, а значит, по его логике, он должен будет завладеть преимуществом. Это и есть блеф. Как только раб-разведчик соперника погибает и тот лишается разведки, терран отменяет свою строящуюся вторую базу, ставит на основной базе 3 завода и начинает безпрерывно строить войска. Протосс, ушедший в стратегию трех баз, но экономящий войска через несколько минут оказывается совершенно застигнутым врасплох приехавшими в атаку войсками террана и проигрывает.
Таких обманок в StarCraft – море, все они отличаются по исполнению, глубине и изощренности – но логика мышления при этом абсолютно одинаковая: как и в покере – заставить соперника поверить в то, чего у тебя нет на самом деле и на этом сыграть. В любом случае это всегда обманка.
ОБРАТНЫЙ БЛЕФ
В покере: игрок с очень сильной рукой (скажем, пара KK) на прифлопе только коллирует большой блайнд, стремясь показать всем, что карты у меня так себе, видите, только коллирую, хочу дожить до флопа, не более. Соперники начинают хорохориться, делая рейзы или ререйзы. А если не делают, то игра для обратного блефа становится еще более сладкой. Логика: я показываю свою слабость, стремясь ввести всех в заблуждение. Желательно не открыться до флопа (другие рейзят не сильно или вообще не рейзят), и вот когда откроется флоп – тогда и поиграем. Можно будет прикинуться, что только сейчас флоп мне помог остаться в игре и потому я играю. Например, если на флопе пришел еще один К, А, и 6, то соперники, при моих настойчивых коллах могут подумать, что у меня максимум пара КК, тогда как на самом деле уже будет триплекс ККК. А у кого-то из них к этому моменту вполне возможно уже будет пара АА, и оппонет будет думать, что он сильнее. Основная задача, оставить в игре соперников до ривера, набрать банк, а там all-in. А ведь все начиналось с легкого колла на прифлопе.
В StarCraft: возьмем партию зерг против террана. Зерг ранним рабом уезжает в угол карты и ставит там, далеко, вторую базу. Приезжает раб-разведчик террана и видит, что зерг собирается играть с одной базы (технологии, раши?), что само по себе довольно слабо – но вольному ведь воля. Это – обратный блеф. Терран начинает выстраивать схему игры против одной базы соперника, в то время как в углу карты у зерга уже есть вторая база, где он добывает ресурсы, а значит соперник гарантированно ошибется, рассчитывая мое количество и тип моих войск. Терран позже обязательно поймет, что к чему, но разожравшегося по карте зерга а) будет сложно остановить и б) самому террану перестроиться на принципиально другую схему игры. Короче, как и в покере: демонстрируем якобы свою «слабость», заставляем думать соперника, что он сильнее, в то время как мы, оказывается, далеко не слабы.
СМЕШЕНИЕ ТАКТИК
В покере: в течение всей игры за столом покерист играет очень агрессивно, с рейзами, ререйзами и ва-банками. Затем идет в обратный блеф. Или – постоянно блефует, показывая всем сбросившим карты свою руку на вскрытии, затем также играет с реальной рукой. Логика: соперник постоянно в напряжении и не может угадать, как именно вы играете в этот раз. То ли у вас опять ничего нет, и вы блефуете, играя агрессивно, то ли у вас сильные карты, но вы играете сдержанно, стремясь нанести решающий удар после ривера или терна.
В StarCraft. Сначала возьмем отдельно взятую партию терран против зерга. Зерг ставит вторую ресурсную базу, терран подъезжает рабом-разведчиком и начинает строить бункер куда в последствии залядет первый морпех, потом второй, третий и т.д. и они из бункера безнаказанно расстреляют незащищенную пока строящуюся вторую базу оппонента и тот проиграет. Логика: зерг обязан среагировать на это, ведь это агрессивная тактика бункер-раша, но так как на такой ранней стадии войск у него еще нет, он должен подорвать своих рабов с добычи ресурсов и погнать их на убийство и бункера, который строится и раба террана, которые его строит. В этот момент терран отменяет строительство бункера – и зерг несет существенные материальные потери, так как его рабы воевали, а терран спокойно добывал и развивался на своей базе. Зергу придется уйти в глухую оборону – в лучшем случае.
В следующей партии против того же оппонента можно применить стратегию «тайтовой» игры против зерга – просто поставив вторую раннюю базу, в то время как оппонент снова будет ждать от вас агрессивных действий и игры через войска. Я применял этот прием на практике много раз. В певой партии играешь очень агрессивно, и если победил, то во второй – просто и разумно, желательно с выходом в какую-нибудь «подколку» – и соперник гарантированно теряется.
Уф, что-то я устал писать! :) Надеюсь, все вышеизложенное (это далеко не все, что можно было сказать) даст вам представление о том, почему киберспорт и покер так похожи. Цепь принятия решений, не смотря на разность игровых оболочек да и самих правил игры – поразительно схожи. Да, правильно сказал Демидов – «этих качеств еще недостаточно, чтобы достичь успеха в покере, но задел они дают хороший». Поэтому среди покеристов так много бывших и конкретно старкрафтеров и в целом бывших киберспортсменов.
А теперь – обещанные фотки.
Слева направо – Androide, о котором я писал в одном из вводных материалов, Soul (Иван Демидов), Ranger, посередине Cooler – известнейший квейкер. Эта фотка с большого финала WCG-2002 из Южной Кореи. Кстати, я задумался, а что там делает Демидов, ведь в старкрафт тогда он уже не играл, а WarCraft-3 еще не вышел?! И вспомнил, что в том году Иван стал чемпионом России по Age of Empires2 и преставлял нашу страну! Так что оцените его киберспортивный путь: StarCraft – Age of Empires2 – WarCraft3 – спортивный покер :)
Иван Демидов комментирует матч на турнире по WarCraft-3.
Бертран Elky Гроспеллье: старкрафтер рядом с турнирной сеткой WCG-2002.
До новых встреч, пока!