Третий Инт – важнейший турнир в истории. Ничто так не влияло на Доту ни до, ни после
Третий эпизод сериала о главном турнире в Доте.
Кибер запустил серию текстов о The International. Один текст – один турнир! В первом выпуске Роман Галеев рассказал все, что стоит помнить о турнире, который перевернул индустрию киберспорта:
А во втором Руслан Керимов вспомнил о первом Инте в театре Benaroya Hall, где развернулась шикарная пьеса:
Я же расскажу о третьем Инте, который долгое время оставался идеалом турнира и зафиксировал TI как икону.
Третий The International – первый турнир по Dota 2, который я наблюдал своими глазами от начала и до конца. Во вторую Доту я стал играть как раз феврале того года – за несколько месяцев до Инта. Если вам интересно узнать об этом поподробнее, то вам сюда:
Я подошел к главному турниру года, практически ничего не зная о соревновательной сцене второй Доты и слабо представляя, какая из команд на что способна. Кроме, конечно, Alliance, ставшей фаворитом задолго до старта The International.
И именно на TI3 я увидел потрясающие вещи, после которых окончательно влюбился в детище Valve.
Чем и как жила соревновательная Дота в 2013-м?
2013-й стал настоящим восходом соревновательной сцены: турниров было в десятки раз больше, чем в 2012 году. В Доту стали верить все: игроки, клубы, организаторы турниров, зрители. Уже никто не допускал и мысли, что TI когда-нибудь не случится. Только посмотрите, какое количество крупных турниров прошло перед Интом:
► В мае прошла G-1 Champions League, крупный турнир в Китае на 400 тысяч юаней (~$65 тыс.), куда с западной квалификации прошли Alliance и Liquid, а с восточной – DK Бернинга и Rotk, LGD с Xiao8, Orange с Муши и действующий на тот момент чемпион TI – Invictus Gaming.
Там LGD в тяжелом полуфинале cперва разобралась с Orange, а в гранд-финале встретилась с Alliance. Лода сперва сожрал LGD на Найксе, а затем – порезал на Фантомке. Команда Xiao8 сделала всего 11 фрагов за две получасовые карты. А AdmiralBulldog, кстати, играл обе игры финала на Лон Друиде.
► В июле был еще один китайский топ-турнир: Dota 2 Super League c призовым аж в миллион юаней (~$163 тыс.)! К вышеупомянутым командам-участницам добавились Vici Gaming (там уже тогда играли ZSMJ, Cty, Fy и Fenrir), TongFu и LGD.International Сергея «G» Брагина. Да-да, нынешний тренер Virtus.pro успел и поиграть, и пожить в Китае:
► В июле же прошел Alienware Cup 2013 с примерно тем же составом участников, что и предыдущие два турнира, за одним исключением: здесь добавляются NAVI, которые в начале года поменяли состав и вместо Лоста и Смайла в команду пришли, как тогда говорили: «друг Пуппея и друг Хвоста» – Куро и Фанник. NAVI же и победили на турнире в близком Bo5-финале против LGD.
► Alliance по ходу сезона залутали несколько сезонов Premier League – небольших европейских турниров с призовыми по $10 тыс. на каждом. На этих турнирах играли буквально все главные команды Европы и Америки – от Virtus.pro и RoX.KIS до Fnatic, Liquid и EG.
► Победила шведская команда и по итогам шестого сезона «Старладдера» в том же июле. В финале ей противостояла команда iCCup с совсем юным Резолем, Флаем (правильным), Магом и Зиком. Уверен, что вы помните Зика и его потрясающие истории в студии!
Третье место на турнире заняла Virtus.pro NS’а, а четвертое – уже подписанная Quantic Gaming команда Сайлента, Гоблака, Себа и Сокса. В ней перемешались бывшие игроки Team Empire и DD.Dota.
► И, конечно, здесь стоит упомянуть два сезона The Defense – 3-й и 4-й, которые выиграли Virtus.pro и NAVI. Турниры серии The Defense того времени действительно можно сравнить по масштабу с мейджорами: VP, к примеру, дали инвайт на The International 3 именно из-за победы на «Дифенсе».
А где-то позади топов, около топ-5-6 всех турниров постоянно обитали Fnatic, с перешедшими в 2012-м из HoN Нотейлом, Флаем и Эрой...
В общем, в 2013-м в Доту играли ОЧЕНЬ много и в Европе, и в Азии. Никакой пропасти в скилле между регионами, как на втором Инте, не было. А международные турниры не были редкостью и диковинкой, как во времена первого Инта.
Вторая Дота довольно быстро стала полностью интернациональной, а стили игры стремительно смешивались и трансформировались. И интернациональность игры больше всего подчеркивает состав LGD.Int с Годом, участники которого стали в 2013-м первопроходцами.
«После второго The International, на котором жестко доминировал Китай [Кибер: в топ-8 второго Инта было целых 5 китайских команд, в том числе и действующие чемпионы – Invictus Gaming], ряд европейских игроков очень хотел уехать потренироваться в Китай. А потом выяснилось, что одна из китайских организаций хочет создать интернациональную команду, проспонсировать ее и посмотреть, как это будет работать. Мне сделали предложение, я согласился. Помимо меня в команде были американец, канадец, швед и датчанин. Такой набор уродов из разных стран с разными вкусами и разным восприятием мира. Вместе жили, вместе тренировались, вместе ели рис – девять месяцев», – вспоминал God.
В целом, развитие Доты во всех аспектах понятно: игра улучшалась внешне и внутренне с каждым патчем, добавлялись новые возможности, новые-старые персонажи, обычные игроки получали все больше инвайтов. И, как следствие, больше игроков ➝ больше интереса игрового сообщества и организаций ➝ больше турниров. И так по кругу.
Уже на TI2 и после него пиковый онлайн Доты составлял ~100 тысяч игроков, а в августе 2013 года – прямо во время третьего The International – он вырос аж в 5 раз: до 486 тысяч игроков. Пятикратный прирост за год!
Это было начало огромного подъема второй Доты.
И Valve, словно чувствуя подходящий момент, выкатила в 2013-м одну из главных вещей, ныне символизирующих праздник Доты и приближение TI, – первый интерактивный компендиум The International.
Коротко о том, каким был первый компендиум
Он был зеленым – в цвет руны Регенерации.
Стоил компендиум 10 долларов (умоляю, не гуглите сколько это было в рублях в 2013-м, иначе расстроитесь, как я). 25% от дохода с каждой покупки «Интерактивного компендиума» (так он тогда назывался полностью) направлялись на увеличение призового фонда TI.
Да, именно с 2013 года сообщество получило возможность вносить свой вклад в призовой фонд Интов, что сыграет громадную роль в популяризации как самого турнира, так и Доты в целом.
Этой возможность комьюнити воспользовалось с лихвой: за 98 дней пользователи увеличили призовой Инта почти на $1,3 млн! Это в 1,8 раза больше призовых любого из двух предыдущих Интов и самый большой призовой фонд в истории киберспорта на тот момент!
Сообщество увеличивало призовой за эксклюзивные награды, которые тогда были в новинку:
- Цель 1: $1,700,000, обладатели компендиума получат эксклюзивный усилитель боевых баллов 125% до конца The International.
- Цель 2: $1,850,000, курьер получает дополнительные улучшения.
- Цель 3: $2,000,000, владельцы компендиума получат особый стиль интерфейса.
- Цель 4: $2,200,000, владельцы компендиума получат новую насмешку.
- Цель 5: $2,400,000, владельцы компендиума получат право голоса в выборе участников «Чемпионата 1х1» на 8 игроков во время The International.
- Цель 6: $2,600,000, владельцы компендиума получат новый предмет качества «Immortal».
- Цель 7: $3,200,000, владельцы компендиума получат право выбрать следующего героя, который появится в игре.
Как вы понимаете, последняя цель сообществом достигнута не была, а жаль! Это сейчас, спустя 10 лет, все награды, кроме последней, кажутся пшиком – после сотен второсортных имморталок и курьеров для многих сотен тысяч игроков. Но в тот момент они были для всех чем-то совершенно уникальным.
Помимо наград все владельцы компендиума при его приобретении получали доступ к:
- Основной информации о The International и квалификациях к нему, собранной внутри компендиума;
- Интерактивным прогнозам на турнире, которые в русскоязычном сообществе более известны как «предикты»;
- Профилям игроков команд;
- Фэнтези-турниру и карточкам игроков.
Кто ехал на третий TI за Аегисом?
Особенно выделялись четыре команды:
Alliance
Конечно, главным претендентом на победу на TI3 была Alliance. Ни одна другая команда не выиграла столько турниров в том году: 12 титулов на шести тир-1 и двух тир-2 турнирах перед TI, включая сам TI! Более того, команда выиграла еще один тир-1 турнир – 5-й сезон Starladder в феврале 2013-го, – еще будучи No Tidehunter с EternalEnvy в составе.
Это была сумасшедшая доминация. Неудивительно, что очень многие в том году поставили на победу Alliance в «предиктах» первого в истории Компендиума.
Loda так вспоминал TI3 для команды:
«Думаю, то, что мы были полностью шведской командой, очень помогло с синергией. Помню, что знал, чего ожидать: мы должны были стать сильнейшей командой, и только так мы можем победить. И если у вас есть очень хорошая связь внутри команды, то вы вместе найдете ответы на все вопросы.
Мы были уверены в себе, прекрасно подготовлены – все как будто бы в пазл сложилось. Мы шли вперед на чистом импульсе и не боялись рисковать. Все знали, что от нас ожидать, но мы все равно играли вокруг своих сильных сторон».
И это сработало!
Alliance с момента своего появления, еще будучи No Tidehunter, непременно играла умом. Вспомните легендарный «The Bait» в исполнении Бульдога: он специально убился об Рошана до крипов, чтобы враги подумали, что его команда не слишком удачно забирает Камнеголового в этот момент! И враги поверили – это была потрясающая ловушка.
NAVI
NAVI мощно набрали форму после двух замен в составе и разогнались чуть позже, чем Alliance, – только в июле, выиграв 3 подряд топовых тир-1 турнира: 4-й сезон «Дифенса», 3-й – Raidcall Dota 2 League и первый сезон Alienware Cup.
Обратите внимание на сезонность всех турниров – организаторы уже тогда смотрели в светлое будущее Доты!
Вот как описывал плейстайл тогдашней NAVI оффлейнер команды Глеб «Funn1k» Липатников:
«Мы пытаемся играть вместе, не задумываемся о экономических моментах. Просто двигаемся впятером. Агрессивно играем, не даем врагу фармить самому. Создаем давление. Мы часто бегали впятером, и за счет этого выигрывали драки – были в большинстве. Мы чувствовали силу в своем нажатии кнопок, понимали как строить тимфайты. В этом во многом и была наша фишка.
Китайцы тоже всегда набирали большое количество дизейблов и шли впятером. Условные Лионы, Шейкеры – это были для них очень ценные герои. Всегда на саппах были герои с дизейблами, не было условного Котла. Всегда станы + тимфайт, условный Тайдхантер, Гирокоптер. Даже если у врага был тимфайт сильнее, они все равно принимали драки. Пытались с тобой драться, не отдавать территорию. В этом плане мы что-то переняли у них, потому что были на буткемпе в Китае перед The International около двух недель. Мы там очень сильно выросли. Мы были что-то вроде европейско-китайской команды.
До буткемпа в Китае мы точно не рейтили Алхимика и, возможно, еще нескольких героев – Найкса, Дарк Сира. В Китае мы прочувствовали китайскую мету, она была правильной, даже сломанной в каких-то моментах – передвижений впятером, тимфайтов, раскачки Алхимика. Была такая мета, что просто брали Алхимика, покупали ему 4 слота на 22-й минуте и заканчивали игру».
LGD
Если на турнире по Dota Allstars или по второй Доте была команда Xiao8 – она неизменно была фаворитом, ведь «Директор» был выдающимся капитаном.
Однако, по ходу сезона у одного из саппортов возникли проблемы со здоровьем, и ему предстояла серьезная операция. Как говорил Xiao8: «DD практически потерял слух». И ему на замену пришел LongDD.
Ближе к Инту команда посовещалась и решила вернуть уже поправившегося после операции DD в основной состав. И из-за этого возникла проблема: cначала LGD получила прямой инвайт на TI3, но после того, как она сделала обратную замену, Valve лишила ее слота и отправила играть азиатскую квалификацию. Которую, впрочем, команда Xiao8 прошла без особых проблем.
Плейстайл LGD сильно отличался от плейстайла NAVI или Alliance и был довольно характерным для Китая того времени: 4+1. Sylar всегда был большим жадиной, и был в этом хорош. Остальные игроки создавали много пространства, навязывая бесконечные драки по карте.
Invictus Gaming
Chuan так говорил перед TI3: «Никто еще дважды не выигрывал The International. NAVI почти сделали это в прошлом году, поэтому я хочу победить в этом!»
Конечно, действующий чемпион ехал за победой и первым получил прямой инвайт на турнир. Имея в своем распоряжении одного из лучших мидеров поколения, главного творца победы на TI2 – Ferarri_430, в окружении сплошь легенд еще Dota Allstars.
Стиль IG на третьем Инте cерьезно отличался от других китайских команд: если в Китае все поголовно играли 4+1, то IG делала серьезный упор на жадного кора в миде. Как правило, выбирая керри-мидера той меты – СФ, ОД, ДК – для 430 и более активного керри, нежели у других китайских команд, для Zhou. Антимагу или Спектре предпочитали Вивера, Морфа или Найкса.
* * *
А еще на свой первый The International в составе Dignitas приехал 18-летний паренек Цзинцзюнь Ву – четвертый самый молодой игрок и самый молодой мидер турнира. Через почти 10 лет он поднимет свой Аегис, пусть в 2013-м он еще этого и не знает.
Как играли в Доту 10 лет назад?
Loda вспоминал: «Когда мы выиграли TI3, уровень Доты очевидно был пониже, но в целом топовые команды были очень-очень хороши. Но их было не так много».
Да что уж говорить, если керри чемпионской команды и сам был несовершенен. Александр «ХВОСТ» Дашкевич так отзывался об игре Лоды на третьем Инте:
«Loda играл постоянно на Наге, на ЦК и на прочих героях. И он не контролил свои иллюзии. Он давал контроль над иллюзиями Akke, и Akke бегал контролил за него иллюзии. Они нам признались, когда мы на афтепати одного турнира потом сидели, и он нам рассказал. Я такой: «##### [Ничего себе], чел, а ты Инт выиграл у меня же...»
И я, без возможности загрузить реплей с первого Source, нашел момент, о котором говорил Хвост! 4-я карта гранд-финала третьего Инта (!), Akke на ЦМ’ке действительно бегал и контролил доминаторного крипа Лоды! Скаутил темноту, фармил лес со скелетиками и бросал в драке сеточки! Кто ж тогда мог это знать?
Идеи
В целом, Дота еще никуда не ушла от каких-то протостратегий с масс-ультами и тимфайтами – тогда действительно все было куда проще. И китайцы (включая Orange и Zenith) крайне хорошо прочувствовали силу мощных тимфайтов.
Включив прямо сейчас матчи The International 3 вы, помимо драк 5х5, увидите только:
• Статичные линии: керри пушит линию, саппорт пулит крипов. Никакого роаминга в традиционном понимании. Второй саппорт часто был полулесником: Энигма, Чен, Энча.
• Движение, чаще всего, исключительно впятером. Не бывало отдельных смоков от 2-3 героев и практически не было сплитпуша противоположных от врага линий. Была лишь одна команда, у которой один или сразу оба мобильных кора регулярно оказывались на противоположных от врага линиях при давлении по карте. И вы прекрасно знаете, что это за команд[А].
Вот как Funn1k рассуждал о мете того времени:
«Тогда понимания большого не было. Это сейчас все в учебнике Доты записано, а тогда это только писали. Мета такая была: секьюришь керри фарм втроем, к тебе приходит один оффлейнер. А если придут вдвоем, то эти двое будут умирать постоянно. Поэтому в дабле не было смысла – или приходишь один терпеть, или приходите 3 на 3 воевать.
На оффлейнерах тебе хотелось хоть что-то получить. И с этого «получить» ты пытался что-то делать. Я играл на таких героях как Dark Seer, где ты щит просто кинул, и линия пошла пушиться, или на условных Бэтрайдерах-Баунти Хантерах, где ты должен цеплять героев и драться. Насчет пуша линий не особо-то и задумывался, потому что другие задачи были».
Герои
Главная стратегия по ходу всего турнира: Infest-бомба с Паком или Бэтрайдером и Найксом. Те же TongFu вообще играли Найкс-бомбой с Антимагом-керри и Гулей-мидером – настолько хороша и универсальна была эта стратегия! Все просто: Пак/Бэтрайдер блинкаются в цель, а Найкс выпрыгивает и сжирает любой таргет без БКБ за сайленс или Лассо.
Главные герои: помимо вышеупомянутых четырех был еще абсолютно сломанный OD эпохи «13 mana boy» – самый запрещаемый герой на TI3. Причем из 116 его банов 83 были сделаны в первой же стадии.
Он был сломан, потому что против него совершенно никак нельзя было стоять на интовике, а большинство мидеров – как раз интовики! От Астрала ты получал минус ману и минус урон, не мог убить крипа с руки, не мог добить способностями. Да что там – не мог добить, потому что сидел в Астрале! Легендарный мем от Пуппея «13 mana boy» появился именно тогда:
Помимо этого:
- Был концептуально поломанный, как и всегда, сверхмобильный кор-Фурион;
- Полулесной и всегда богатый Чен;
- Китайский Визаж-cаппорт;
- Гиро, как отличный керри против всех героев-саммонеров;
- Алхимик с Мидасом;
- И статовая мощная Нага-саппорт с БКБ-контролем, нивелирующая любую агрессию своим ультимейтом.
Отмечу, что Вивер-керри блистал в группах, но забылся к финальным стадиям турнира. Висп еще станил Тизером и мощно баффал своего кора. Кажется, что с момента своего создания и до сих пор Висп – самый сломанный герой в истории. Ведь и сейчас Гиро-Висп или Висп-Лешрак крайне сильны на про-сцене.
В серьезных матчах на поздних стадиях турнира выходила из тени мощнейшая жадная Энигма – особенно ее любил Пуппей.
Ни на одном The International не произошло столько эпохальных событий, как на третьем
Sockshka – убийца кабанчиков
Это случилось до начала самого турнира в Wild Card, куда Sockshka попал вместе с Quantic Gaming. Команда боролась за слот на TI с Rattlesnake Ланэма и проиграла китайской команде со счетом 1:3. В одной из решающих драк третьей карты Сокс вместо вражеских героев запустил Storm Hammer Свена в кабанчика Бистмастера.
После этого Сокса прозвали убийцей кабанов, а сам эпизод стал мемом.
Сумасшедший Blinding Light от Акке против LGD
Потрясающий эпизод, один из моих любимых в истории. В первом же матче плей-офф Акке вытолкнул шестислотового Алхимика без телепорта из рошпита... В область, из которой никак нельзя спуститься! Вся команда бросилась его спасать, а Alliance напала, выиграла драку и забрала Рошана!
LIQUID ARE DOING IT!!!
Еще одно воспоминание с TI3 – Bo1-cерия имени Бульбы на Клокверке, которая вошла в историю Доты как «LIQUID ARE DOING IT!!!».
Если коротко, это был первый значимый победный матч в истории североамериканской Доты в плей-офф Интов. Прежде были только по два поражения в плей-офф у EG и Complexity на втором Инте, а на TI1 команд из Северной Америки не было вообще.
Матч Liquid с LGD рассматривался как проходной для китайского гегемона: LGD приехала на Инт фаворитом, куда уж там «Жидким»?! Но необычный драфт от Liquid в два керри в 2013 году (Гиро фармил в трипле в сложной, а Разор – один на один на легкой) удивил опытных китайцев во главе с Xiao8. Представляете, у Liquid никто не терпел в сложной, а у китайской команды был только один хард-керри и два ютилити-кора!
И, конечно, Бульба в центре на мидовом Клоке, который бегал по всей карте, ловил Фуриона от Xiao8 на попытках сплитпуша и раз за разом убивал.
Той серии Valve посветила выпуск «Архивов The International». Именно в нем показали, как Бульба после победы вылетел на сцену «Бенарои» и прыгал как сумасшедший.
Хук на фонтан – баг или фича?
Конечно, ярчайшее событие, по масштабу которое до сих пор невозможно превзойти – легендарные Хуки Денди под фонтан против TongFu.
На первой карте полуфинала верхней сетки NAVI раздавили TongFu c Пуджом и Ченом, навязывая темп и убивая их по всей карте. На третьей NAVI точно так же хотели задавить китайскую команду теми же героями, но все пошло не по плану. Они проиграли все линии, TongFu заполучила преимущество, выиграла несколько тимфайтов и сама давила NAVI, уверенно шагая к победе.
И NAVI, проигрывая много золота, пошли на большой риск: Денди с Пуппеем решили абузить хук Пуджа и телепорт на фонтан Чена в попытке сделать хоть что-то в игре.
И у них все получилось: китайцы летали на хуке под фонтан один за одним! И в конце концов выпустили выигранную игру из рук.
Буквально сразу же возможность хукнуть врага на фонтан под телепортацией Чена Valve поправили патчем. А как вы считаете, баг это или фича?
Мне очень близка позиция Ppd по этому поводу. Он сказал: «Вы должны уважать мастерство, которое потребовалось для того, чтобы эти хуки под фонтан случились». Многие не осознают этого до сих пор.
Я думаю так: вот вы только представьте, а что если бы Денди зафейлил большинство хуков, и NAVI проиграли, что было бы тогда? Стала бы Valve это фиксить? Истерил бы по этому поводу Лода, выкрикивая легендарное «Is that balanced?» Вошло бы это в историю Доты и как? Как «позор Денди в матче с TongFu» или «самые кривые хуки на Инте?»
Все почему-то склонны недооценивать саму потрясающую идею хукать так под фонтан и то, как филигранно она была исполнена со всех точек зрения. И особенно сейчас, когда все, связанное с Денди, принижают и недооценивают. Возможно, зря.
«ВР’КА! ЗАДЕНАИЛА! АЕГИС!»
Третья карта финала нижней сетки Orange против NAVI – один из лучших камбэков в истории Интов. Но вообще-то дело даже не в камбэке, а в денае Аегиса от Kyxy!
Команда Orange тотально доминировала на третьей карте, убивая героев NAVI по всем ее уголкам. Loda рассказывал, что Alliance за кулисами уже готовилась к игре именно против Orangе.
Лидируя всю игру, команда зашла на второго Рошана, убила его, но после небольшой суматохи выяснилось – Аегиса ни у кого в инвентаре не появилось! Все из-за того, что Kyxy его случайно заденаил.
«Когда Рошан был при смерти, я старался не подобрать Эгиду, но и Рошана надо было атаковать. Так что я нажал на «А» и случайно разбил Эгиду. Тиммейты даже не поняли, что произошло. Все подумали, что я забрал Аегис себе», – вспоминал Kyxy.
После происшествия Orange посыпалась, замкнулась и не смогла додавить NAVI. Неудачные драки от Orange, потрясающая Найкс-бомба от NAVI, шикарные Блэкхолы от Пуппея – и команда Муши останавливается в шаге от гранд-финала. В одном Аегисе от гранд-финала.
Burning отжал у Alliance единственную карту до гранд-финала на Антимаге
Этот момент случился в полуфинале верхней сетки третьего The International – в матче Alliance против DK.
Бернинг – живая легенда еще первой Доты. Возможно, лучший Антимаг в истории Доты – в истории Dota Allstars уж точно – отнял у Alliance единственную карту до гранд-финала The International 3, где еще пару отняли NAVI.
Конечно же, сделал это исключительно стильно: китайские 4+1 на суперсигнатурном Антимаге, взятом на закрывающий пик еще в первой стадии. Все, кто видел эту карту живьем, никогда ее не забудут: Бернинга было не поймать и не убить. Сейчас бы сказали, что он был в зоне.
Loda так вспоминал эту серию спустя 8 лет: «Про DK мы подумали: «Вау, они реально очень хороши! Они заслужили наше полное уважение, для победы нам нужно сфокусироваться на 100%. Давайте сделаем все, чтобы победить».
Но на последней карте серии Alliance действительно выразила уважение легенде Доты, сразу же забанив Антимага, и DK упала в нижнюю сетку.
* * *
Практически каждый из эпизодов с TI3 Valve зафиксировала в истории выпуском «Архивов The International». И это точно не просто так, ведь все эти события – летопись игры, она у каждого любителя Доты давным-давно записана на подкорке.
Лучшим игроком на TI3 был не Бульдог
Любой, кто хоть как-то был погружен в Доту на тот момент, сейчас скажет: «Да MVP третьего Инта – AdmiralBulldog, здесь и думать нечего». И, конечно, будет по-своему прав. Великий и ужасный Хенрик Анберг – главный прорыв Дота-сцены и лучший новичок 2012-го. Лучший Фурион и Лон Друид в мире.
Вот только я в ответ на это скажу, что этот человек турнир The International 3 точно не смотрел. Может, глянул матчи NAVI, гранд-финал – и все на этом! И что вообще-то, Бульдог хоть и уникальный, но все равно довольно шаблонный игрок. Пусть и паттерны его на этом турнире были практически совершенны, и был он на своем пике. Все помнят победителей – это легко.
Я не считаю, что MVP – всегда победитель турнира. В моем случае это даже не финалист, но однозначно индивидуально лучший и самый яркий игрок турнира. Это Mushi, мидер Orange.
У меня есть железобетонный аргумент: Муши совмещал в Orange позиции керри и мидера, и сыграл на турнире аж на 19 разных героях! И разваливал на всех!
Надо выкинуть Fnatic Нотейла и Флая в Bo1? Пожалуйста: 9-0-2 безупречный неуловимый Антимаг-керри в лучших традициях Бернинга. Надо уничтожить DK самого Бернинга? Легчайший СФ в миде, шикарная линия, роскошные ультимейты – просто без шансов. А его непобедимая Queen of Pain...
Когда Муши играл на керри, то Orange демонстрировала невероятные 4+1, которые оказались даже эффективнее аналогичной стратегии DK, где на Бернинга едва ли не молились! И Mushi не подводил – он делал для команды все, что мог, расширяя ее пул и количество стилей игры до чего-то невообразимого на тот момент.
Например, мощно разрубил на Свене: 7-2-18. Именно во время его хайлайта появился один из лучших войслайнов Доты: «They’re all dead!» А ведь Свена за турнир взяли лишь однажды.
Но больше всех мне запомнилась Ursa от Муши под Магнусом: купить на Урсе Форс, чтобы догонять форснувшихся от тебя врагов (я напомню, что Eartshock тогда не прыгал вперед) – однозначный next level play.
19 персонажей – уровень современных Интов! А у «народного MVP» Бульдога пул героев на Инте всего 6:
Вы вообще помните Бульдога на Думе? Да, такое было! И ведь это был матч против Virtus.pro, между прочим!
И помимо успеха на керри Муши на третьем Инте лишний раз подтвердил, что он потрясающий мидер, заняв второе место на довольно странном турнире 1 на 1 – первом в истории TI. Муши по ходу турнира буквально раздавил Денди, но в финале, примерно в такой же манере, без шансов уступил Айсайсайсу. Уже тогда гениальному микроигроку и мидеру на тот момент.
Стоит отметить и первый в истории матч всех звезд, в котором Муши тоже поучаствовал. Матч всех звезд проходил в формате Bo1 между двумя командами, которые были выбраны владельцами компендиума перед The International 3:
- International All-Star Team A: Burning, Mushi, Ferrari_430, Puppey, Akke.
- International All-Star Team B: Loda, Chuan, Dendi, Hao, Ars-Art (Smile).
Неплохая компания, согласитесь?
В самом матче команда А победила якобы из-за того, что Burning, Mushi и Ferrari «потели», а не фанились. «Вот Денди – фанился, хукал Пуппея на Пуджике и выбегал на сцену, танцуя «Gangnam Style» (композиции и клипу, кстати, уже целых 11 лет, какой кошмар!). А азиаты – потели, зачем-то добивали крипов, качались», – так тогда думало большинство фанатов Доты с легкой руки Вилата.
Муши был прекрасен, и его главным отличием от Бульдога было то, что он играл именно в Доту: показывал скилл на всем, к чему бы ни прикоснулся, его игра выглядела волшебно и вдохновляла. Он был тем самым мастером, который изучил 10 тысяч различных ударов. И каждый из них был достоин лучших дотеров мира.
В конце концов, невыдающихся игроков не зовут на следующий год в «команду мечты»: Муши объединился в DK с Бернингом, финалистом турнира 1х1 на TI3 – Айсайсайсом, Ланэмом и Х!! (он же MMY). И я до сих пор не верю, что эта команда не выиграла ни одного The International.
Даже в 2023-м пять карт NAVI-Alliance смотрятся блестяще, серьезно
Сразу отмечу: я никогда не был согласен с критиками, которые говорят или пишут, что финал третьего Инта в 2023 году несмотрибелен. Мол Дота там доисторическая, топорная, нет половины вещей и объектов. И играют все там настолько ужасно и криво, что стак 6К-паберов заехал бы на тот TI и развалил бы турнир подчистую: раз уж Денди 3 года подряд был в гранд-финалах! Так говорят последние лет 5 – и это полнейший абсурд.
Финал третьего Инта – прекрасен. Особенно он хорош, если смотреть внимательно и замечать мелкие детали в игре Alliance. А их там была масса. Через эту призму и предлагаю рассмотреть все 5 карт.
NAVI уже встречались с Alliance по ходу TI3 в финале верхней сетки и проиграли абсолютно без шансов: это были самые безвольные игры всего турнира. Два поражения меньше, чем за час и падение в нижнюю сетку.
Alliance же с уникальными стратегиями и пулом героев просто оправдала статус фаворита и дошла до финала, проиграв за весь турнир всего одну карту.
«Мы не понимали, как выиграть у Alliance. Думали: «Как так? Мы не можем их обыграть». Мы придумывали разные темы, и только когда пришли в гранд-финал, потихоньку отыскали к ним ключ», – вспоминал Dendi.
И этим ключом стала блестящая идея Пуппея: «Не трожь ни Медведя, ни Фуриона, а забань лучших саппортов и укради Виспа». Ведь каждая команда против Alliance до матча с NAVI обязательно банила Медведя (куда реже – Фуриона) и кого-то из важнейших саппортов: Чена, Котла или Виспа.
Пуппей же отпустил Медведя на волю и куда серьезнее озаботился проблемой сигнатурок Акке и EGM’а.
Первая карта
Примечательна лишь тем, что «GG» было написано Куроки на 16-й минуте.
«Плавленный» пик от Пуппея: украденный Визаж, рандомный Веномансер, которым всерьез играла только Alliance, вторая керри-Венга на турнире... Казалось, что мы в продолжении финала верхней сетки, и Alliance расправится с NAVI за час.
Картинки с результатами карт кликабельны.
Вторая карта
Спектра против Алхимика. Сейчас это выглядит как мертвейший матчап, но тогда так почему-то не казалось. Возможно, после первой карты все уже серьезно переоценивали Alliance.
И этот самый Алхимик в исполнении Хвоста остался один на фрифарме против крипов – Бульдог даже не пришел контестить линию. Хенрик отправился с нулевой фармить лес, чтобы со старта получить побольше – настолько Alliance была уверена в себе после первой карты.
Итог такой затеи: Мидас Алхимику прилетел на 4-й минуте – совершенно выдающийся тайминг даже по современным меркам! ПТ и Лотар у с четвертой «монеткой» появились уже на 9-й. Страшно?
Нетворсы игроков на 10-й минуте игры.
А было страшно!
К тому же Денди на Бэтрайдере уничтожил Биста от S4 в миде, Фанник получил 6-й уровень и Track. NAVI собрались и раздавили Alliance уже к 15-й минуте.
Карта получилась зеркальной: снова какой-то бесполезный рандомный Веник-пятерка с 623 нетворса на 10-й и сверхуверенная доминация одной из команд. Вечер переставал быть томным.
Третья карта
На третьей карте Alliance поняла ошибку и решила во что бы то ни стало не давать Алхимику фрифарм. Для этого шведы придумали интересную триплу: Огр, Лина и керри-Мирана, и отправились в сложную сражаться с нулевой секунды!
Денди на сворованном Пуппеем Виспе отправился в мид, и его там ждал не S4 на Бэтике, а Бульдог на Друиде! А вы говорите: «Статичные, неподвижные линии» – вот как Alliance круто все пересвапали, и они так делали регулярно! И, как следствие, получали хорошие матчапы: Бэт против Разора, Медведь против Виспа и трипла на триплу.
И огромный Бульдог с фрифарма против Виспа практически засолил эту карту. Однако, NAVI разгромили свою триплу, и Алхимик тоже получил прилично.
Из интересных и важных микромоментов: Лода играл на керри-Миране с боттлом и трижды сэйвил в нем руну двойного урона для драки! А Бульдог на ЛД, найдя руну иллюзий, перекладывал Радик в основного героя, чтобы его иллюзии жгли и могли фармить лес и распушивать линии. А вы говорите: «Играли тогда плохо». Да потрясающе играли!
Третья карта с ее крутым драками и переворотами – особенно на Рошане! – классика Доты, обязательная к просмотру.
Один медведь, какой бы великий игрок на нем не играл и как бы он ни старался, с Разором и Алхимиком под Виспом не справился, и NAVI повели в гранд-финале 2-1!
Картинки со сборками кликабельны.
Четвертая карта
Карта имени S4 на ластпик Баланаре в четыре съедобных булочки: Рубика, Пака, Бэта и Бейна. Ну какой же потрясающий ластпик!
В этот раз Бульдог все-таки пошел в одиночку в сложную и сыграл идеально: Хенрик прекрасно знал, как и куда послать пеньков, чтобы они спрятались в деревьях, заблочили кемпы или вывели/переагрили пачку крипов. Этим он и занялся, сломав легкую линию NAVI и лишив саппортов опыта и денег с отводов. Это было невероятное мастерство о котором когда-то рассказывал Funn1k:
– А разве у оффлейнеров не было опции выводить крипов, как это делают сейчас?
– Вот Бульдог именно и занимался этим – на Медведе и Фурионе. Тогда никто этого не делал, все приходили и смотрели на крипов. Да и на героях с саммонами тогда никто не играл, он такой единственный был своем роде. Все китайцы играли на условных Тайдхантерах, тимфайт-героях.
В легкой Висп с Вертолетом избивали Бэтрайдера, а Акке на ЦМ’ке... Фармил лес! Да, Акке не был пятеркой в традиционном понимании, а был очень похож на Пуппея тогдашнего и нынешнего – он был довольно жадным полулесником. Часто стоять втроем против одного не было смысла, поэтому Акке на сигнатурных Энче, Чене, Котле или ЦМ’ке просто мощно подкачивал лесок и выходил с уровнем и приличным нетворсом, чтобы защищать свои или ломать вражеские вышки. Очень вероятно, что именно у Акке Пуппей и перенял такой стиль игры. Хотя кто знает, может, у него просто психологическая травма.
На этой карте у Alliance сработала каждая задумка: они отлично постояли все три линии, ЦМ подкачала лесок и в первую же ночь мидового Баланара, которого нечем останавливать, NAVI были раздавлены и размазаны по всей карте – 2:2 в гранд-финале TI!
Пятая карта
Впервые гранд-финал The International дошел до пятой карты. И она началась сами помните с чего: Хвост в одиночестве вместо убийства крипов танцевал в дебрях за Т1-вышкой и разменивался один против четверых! Лучше, чем сыграл Александр тогда, вряд ли было возможно сыграть.
Но даже несмотря на то, что Хвоста крепко избивали, у NAVI все было неплохо: Денди в миде на Темпларке полностью законтрил Пака и уничтожил его, а Пуппей хорошо фармил в лесу на Энигме. Хвосту не нужно было быть полноценным богатым кором в этой игре, достаточно было иметь хоть что-то. Основным керри был Денди на Ланайе.
И NAVI с огромной Темпларкой и мощной Энигмой с Мекой довольно рано собрались в кулак и устроили серьезное давление по карте: выиграли пару крутых драк, убили вышку в центре и вернули в игру потрепанного Алхимика.
Первый тревожный звонок – ошибка на Рошане, где растянутая затяжная драка превратилась в катастрофу. После нескольких байбэков Alliance удалось защитить Рошана, попутно камбэкнув Пака в игру. Alliance лишила Денди Годлайк-стрика и забрала Аегис.
Но главное, чего добились Alliance защитой Рошана, – темп NAVI был сбит и Темпларка с Годлайком не получила Эгиду. Тогда NAVI вряд ли осознавали, что упустили победу на TI из-за одной дракой.
NAVI продолжили двигаться впятером и создавать давление, но Alliance перехватила инициативу и полностью забрала игру. Все игроки были четко распределены по разным линиям, разным частям карты. Фурион, Висп-ЦК и Пак старались максимально далеко распушивать линии, в то время как NAVI продолжали бегать всей командой.
И пока NAVI забирали следующего Рошана, Alliance отпушивали две боковые линии, даже не защищая его, хотя за первого команда дралась совершенно зверски. Ключевой момент случился именно здесь: Денди, забирая Аегис, выложил на землю ТП и оставил Стик с одним зарядом. Что лишний раз подтверждает: никто из NAVI не понимал, что происходит на самом деле.
Все, что было дальше, – история. NAVI идут впятером по миду заканчивать игру. Но после Рошана никто не вернулся на базу и не отпушил боковые линии. Уверен, что никто и не подумал о подобном. И получилось так, что:
- NAVI впятером бьют только мид-линию;
- Пак и ЦМ’ка старательно мешают им;
- А Фурион и Висп-ЦК доходят уже до Т3 и начинают бить сразу две стороны: нижнюю и верхнюю!
NAVI забирают мид и отступают. Их база горит с двух сторон. Что было дальше вы наверняка помните – «Dream Coil на миллион долларов».
Когда S4 использовал Dream Coil, то он вообще-то сбил всего один телепорт – Энигме, в остальном же – просто выиграл время. Кучу времени.
ТП у Денди просто не было, ведь он, как мы выяснили, выложил его в рошпите! И он бежал на базу пешком, наблюдая, как ЦК под Виспом ваншотает его одиноких саппортов, прилетевших вразнобой защищать стороны. А затем сносит бараки. А Фурион параллельно занимался тем же самым на противоположной линии.
Две стороны пали, и если в первые минуты NAVI еще попытались выйти с базы, организовав какой-то смок-выход и пару убийств, то через пару минут Фурион полностью пресек эти попытки. Прямо на вражеском фонтане Бульдог купил Некрономикон 3-го уровня и отправил «покемончиков» разрушать строения – это был next level, никто и никогда такого в Доте не видел.
Не представляю осознание катастрофы в головах NAVI в тот момент.
Через несколько минут будет еще одна, теперь уже последняя попытка выхода NAVI с базы – на Рошана. Дальше, я думаю, все помнят развитие событий помоментно, посекундно:
⚠️ Пак на Рошане снова сбивает телепорты: Энигме Хексом, а Темпларке – ультом, еще один потрясающий Dream Coil от S4! NAVI вынуждены по частям возвращаться на горящую базу пешком.
⚠️ Фурион, ЦК и Висп убивают Фанника за Хекс прямо на базе – Бэтрайдер без байбэка! Alliance отправляются в трон.
⚠️ Хвост накручивает в игроков «Альянс» стан – и мгновенно погибает за Reality Rift. Александр байбэкается.
⚠️ NAVI прожимают глиф. Денди только прибегает на базу пешком.
⚠️ «Альянс» после глифа в полном составе бьет только трон.
⚠️ Денди сначала станят на 4 секунды станом ЦК, затем закрывают в Спрутах, а после – дают Алебарду. При защите трона основной керри команды NAVI делает всего 5 ударов.
⚠️ Трон NAVI падает.
Картинки с результатами карт кликабельны.
Результат Io в гранд-финале – 5-0, персонаж победил на всех картах со своим участием. А Финал TI3 – до сих пор одна из лучших серий в истории Доты.
«Once You Go Rat, You Never Go Back»
Нечего и добавить.
Ни одной секунды после падения трона NAVI Дота не была прежней. Все увидели, что можно играть ВОТ ТАК, доведя уникальный и умный игровой стиль до совершенства. Игра мгновенно шагнула в другую плоскость – стала массовым явлением. TI3 для Доты – это Большой взрыв для Вселенной, не иначе.
«Rat Dota» или «крысодота», если хотите – стала именем нарицательным и ассоциируется теперь только с одной командой. И будет ассоциироваться с ней вечно, пока существует Дота.
Все в мире увидели, что можно быть как Бульдог, который был простым пабером с миллионом игр на Друиде. А на соревновательную сцену его вообще привел Денди, пригласив однажды постендинить за NAVI. Кайфанув от про-сцены, Бульдог стал искать себе команду и в итоге попал в No Tidehunter.
Как говорил Брюс Ли: «Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз». Бульдог изучил к TI3 два удара – и выиграл его! Такая выдающаяся история много лет не давала покоя игрокам в Доту – как действующим, так и начинающим.
* * *
Без TI3 просто не было бы Доты, какой мы ее знаем. Не возникло бы интереса и желания играть у сотен тысяч людей, не было бы никакой про-сцены в нынешнем понимании. Это один из двух турниров, про которые так можно сказать. Первый – первый The International.
Меня, как личности, например, просто не существовало бы, не посмотри я от начала и до конца третий The International. Уверен, не было бы и этого текста на сайте, да и Кибера не было бы тоже!
Остановить телепортацию Фуриона, купить на базе Дасты и полететь чуть вперед невидимого врага – это был высочайший уровень игры на тот момент. Я не шучу, это буквально эпизод от которого все в «Бенарое» ахнули. От которого, сидя у себя дома за компьютером, когда-то ахнул я.
Сейчас от такого уровня игры мы все ушли на световые годы вперед и это база даже на «Геральдах». Но издалека, на потертом ютубовском видео 10-летней давности в качестве 480р, это выглядит, как нечто прекрасное.
Новый китайский билд на Урсу ломает игру. Легкие победы... с Октарином и Еулом?!
И да, я помню, какая грязь была, когда видишь, как выкатили Пака, Шторма или Квопу в пике и пикаешь ОД в мид. Или обратная грязь - пикать Разора, когда видишь ОД.
А микс гоблака с сайлентом, и те самые РПшки от Фунзи в землю в матче за вайлдкард)))
И это только Европейская квала)