Война форматов
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В разгаре финальная серия РХЛ, на носу очередной сандей кап, подходит к концу групповой этап чемпионата Европы – но сегодня мы предлагаем вам поговорить не об этом. Речь пойдет о форматах игры.
Все, кто знаком с хаксболом достаточно долго, начинали играть на классике. Тогда еще не было разнообразия в выборе поля для игры, поэтому единственным вопросом становилось количество игроков .
Дуэльный формат – 1х1 – вещь по-своему интересная, но очень уж специфичная. Турниры такого рода сводятся к разборкам небольшой группы высокотехничных игроков, практически не оставляющих шансов новичкам, и со стороны выглядят не слишком-то зрелищно. Как правило, голы в таких матчах – на высоком уровне – возникают из-за явных промахов игроков, а наблюдать комедию ошибок нравится далеко не всем.
2х2 – первый шаг к командной игре. Динамичный формат, требующий высокого уровня взаимопонимания между игроками и четкого распределения обязанностей на поле. В таких играх хорошо оттачивать умение точно отдавать передачи и открываться под удары в касание – иначе, если не брать в расчет ошибки, выиграть очень сложно. И поначалу это тоже выглядело интересным, но эволюция и жажда результата дают о себе знать. Контратаки оказались главным оружием в такой игре, поэтому стремление играть инициативно и агрессивно зачастую оборачивалось серией голов в пустые ворота - что, конечно, вряд ли радовало нападающих. Инициатива наказуема - и из открытых и остроатакующих матчи такого формата постепенно становятся осторожными и выжидательными.
Это и привело к возникновению 3х3 – наличие одного игрока сзади, страхующего всю команду, позволило раскрыть игру с новой стороны. Теперь уже недостаточно было просто дождаться ошибки и забить с центра поля в пустые ворота – возникла необходимость наигрывать комбинации, искать счастья в нападении. Появились разные схемы – кому-то уровень мышления и скилла позволяет читать игру и атаковать практически втроем, с выдвинутым опорником, который при необходимости первым возвращается назад. Однако такой вариант порой чреват оплошностями и повышенной степенью риска (спросите Lazur’a), и большинство команд предпочли играть с ярко выраженным вратарем, в чьи обязанности входят действия на линии и вынос мяча при подстраховке. Ну а умение отдать первый пас делает игрока на этой позиции просто бесценым кадром для коллектива.
Появление формата «большого» поля внесло разнообразие в игру. Остальные разновидности площадок рассматривать не будем – не прижились, по сути, ни «раундед», ни хоккей. На большом поле сейчас играют либо 3х3 (ладдер ESL), либо 4х4 (Country Championship).
Долгое время именно 3х3 на классике было вне конкуренции. Матчи получались зрелищными, высокими по накалу борьбы и достаточно результативными. Но, как и с форматом 2х2, в дело вмешалась нацеленность на результат. «Все научились защищаться, это вам не февраль»(с).
Любая команда заявляется на турнир с целью выиграть его – и появилась практически беспроигрышная тактика, которая наглядно показала свою успешность на последних турнирах серии Сандей Кап. Среди игроков она именуется «рубином» - то есть игрой в обороне, без осмысленных и методичных контратак, просто до ошибки соперника. «Засушить» игру на небольшом поле стало практически не проблемой – все чаще матчи переходят в долгие овертаймы, а счет 1-0 теперь куда популярнее, чем, к примеру, 5-2. Впору убирать лимит на голы – провалы если и случаются, то только у очень несыгранных команд, либо у начинающих игроков. Да и забиваются теперь мячи в большинстве своем либо рикошетами, либо после грубых ошибок вратарей. Оговорюсь, что это касается не всех матчей в целом, но тенденция – налицо.
Однако переход на большое поле тоже радует далеко не всех. Если формат «биг 3х3» внешне очень похож на «классик 2х2» в плане действий и тактики, то вот конкуренция между 4х4 на большом и нынешними 3х3 вызывает много споров. На то есть ряд причин, главными из которых можно назвать высокий (эпизодически) пинг от большого числа игроков в комнате и необходимость «долго катиться через все поле – и потом обратно». Действительно, порой бывает скучно – и голов в матчах равных команд, как и в 3х3, забивается не слишком много. Увеличение пространства привело к уменьшению динамичности – однако вместе с тем придало игре новый, более тактический характер. Забить по-прежнему не так-то просто, но, по-крайней мере, есть возможность атаковать и использовать прессинг без опаски получить случайный пауэршот от чужих ворот в свои. Плюс – возможость комбинировать и делать это красиво. Минус – сложнее собрать команду, да еще наиграть ей тактику взаимодействия. На это нужно время и желание, и это, возможно, идет в ущерб тому моменту хаоса, случайности и веселья, за который многие любят хакс.
Выбор, как говорится, за вами. Мы не ставили цель в этом обзоре рекламировать какой-то из форматов, наоборот. Статистика показывает примерно равное количество мнений по этому вопросу, по этому хотелось бы увидеть от вас более развернутые комментарии и обоснования приверженности тому или иному формату. Дискуссии приветствуются, желательно – без срача) Не забывайте, что не за горами второй сезон РХЛ – и вопрос по его формату пока еще не закрыт. Всех благ!
Alkeep.