Настоящий главный герой Cyberpunk 2077 – Джонни Сильверхенд, а не Ви. Объясняем разницу между героем и аватаром
Что общего у Ви и капитана Шепарда?
Джонни Сильверхенд – анархистский рокербой, лидер популярнейшей музыкальной группы «Samurai», а также один из главных героев Cyberpunk 2077. Но на самом деле, он – не просто один из, а самый настоящий главный герой «Киберпанка». Возможно, даже единственный.
ВНИМАНИЕ: ввиду предмета разговора, в статье есть ключевые спойлеры к сюжету обсуждаемой игры. Поэтому, если вы еще не прошли Cyberpunk 2077, то лучше отложите текст, а потом обязательно возвращайтесь.
Ви – вообще не настоящий персонаж. Он болванка, через призму которого ведется повествование
Для начала определим разницу между персонажем и аватаром. Персонаж – это полноценная личность, созданная авторами произведения со своими проблемами и переживаниями, историями и моральным компасом. Аватары же такой личностью не обладают. Они простые болванки, в которых вдыхают жизнь сами пользователи. Если персонаж совершает какой-либо поступок, игрок может разобраться почему тот так поступил, сделал он правильно или же нет. Все вопросы к аватару игрок должен направлять напрямую к себе. Примерами аватаров можно назвать протагонистов из серии TES или Fallout.
А еще в их число входит Ви. Да, нам говорят кое-какую информацию в качестве предыстории, но это то же самое, что мы знаем о Довакине: он совершил некий проступок и его приговорили к казни. По ходу игры мы обогащаемся информацией лишь о мире и людях вокруг, но не о самом герое. Ви под нашим управлением с первых минут и до финальных титров, Джонни Сильверхенд – далеко не на всем пути, но о последнем мы узнаем гораздо больше – и благодаря его предыстории, и благодаря информации по ходу развития сюжета. И именно эти знания и позволяют говорить о Сильверхенде как о герое, и не позволяют назвать этим словом Ви.
Что-то Сильверхенду удается легко (например, вдохновлять), а что-то приводит к катастрофическим последствиям (например, нежелание и/или неумение слушать других). Это в нем и привлекает – он не идеален. Он показывает, какой может быть жизнь недоступная нам, и какие ошибки в ней можно совершить. Он учит нас.
В то же время Ви, повторюсь, не обладает никакой личностью. Чтобы знать, почему он интеллектуально развитый или социально зажатый, нужно понимать, какие события предшествовали этому. Чтобы знать, почему он стал хакером или стреляет как снайпер – то же самое. Но все, что у нас есть, это знание, что Ви сильный, потому что игрок вкачал на старте «Силу», а хакерство дано не от природы, а от прокачки. Это не рисует перед зрителем персонажа. Это рисует аватара.
У каждого героя должна быть основная призма, через которую ведется повествование. Например, Геральт раскрывается через Цири, Джоэл через Элли. В Mass Effect капитан Шепард сам является призмой сразу для нескольких героев, при этом оставаясь по сути аватаром. В романтических комедиях в качестве такой призмы выступает любовь главного героя. И подобно последним, Ви – призма, через которую нам раскрывают Джонни. По сути, нам просто дали поиграть за неглавного героя, чтобы внимательнее рассмотреть главного со стороны.
Ви ведет конфликт лишь в одной плоскости, в то время как Джонни – в двух
У каждого хорошего героя в истории должны быть конфликты на двух уровнях: внешнем и внутреннем, с окружающим миром и с собственной душой. У Ви конфликт разворачивается лишь на первом уровне. Его цель – выжить. Не нужно мириться с родителями, спасать возлюбленную, исправлять ошибки прошлого, бороться с зависимостью. Единственная его задача – вытащить Джонни из своей головы и жить дальше. Даже в сайд-квестах Ви выполняет что-то для кого-то, но не для себя. Такое положение вещей всегда делает героя плоским, но не в данном случае. В данном случае – мы уже выяснили – Ви вообще не герой.
А вот Джонни воюет на двух уровнях. Внешний конфликт – разрушить тоталитарный корпоративизм и, по возможности, вернуть себе жизнь. Но на внутреннем поле боя Джонни сражается совсем за другое. Он сражается за прощение, которое ему так необходимо, и которое он не успел получить при жизни, обидев всех и каждого, до кого мог дотянуться. Именно это делает персонажа глубоким и непростым, сочетание анархистского рокера и чуткого человека, мечтающего уничтожить зло, сотворенное не только другими, но и собой.
Почему в одних играх классные персонажи, а в других пустышки? Объясняем хитрости сценаристов
К слову о капитане Шепарде из Mass Effect, упомянутом выше. С ним такая же картина, как и с Ви. Несмотря на то, что он очень крут и даже входит в списки самых крутых персонажей, на деле он тоже плоский аватар. У него есть внешний конфликт – спасти мир. И на этом все. Вся предыстория заключается в тройке предложений при создании персонажа и больше практически не отражается в игре. Все выборы и действия зависят только от игрока, а не от внутренних переживаний, а задания всегда связаны с командой Шепарда, потому что с ним самим связать нечего. Он – призма для развития других героев. Кристально чистый «герой», как раз для спасения Галактики.
Джонни Сильверхенд проходит все необходимые пути для внутреннего изменения. Ви – не меняется
Ну и самый главный момент: любой удавшийся персонаж должен пройти путь внутренних изменений. А для главного героя это буквально обязательный атрибут. Конечно, если держать в уме, что авторы хотели рассказать хорошую историю.
Однако Ви в Cyberpunk 2077 так и не изменился. Во-первых, как уже говорилось, у него не было никаких внутренних конфликтов, никаких целей и задач, а значит, никаких мотивов к изменениям. Он использовал те же методы, что использовал и до всей этой истории с конструктом Сильверхенда: грабежи, похищения, угрозы, нанесение вреда и даже умерщвление.
Во-вторых, мы итак ничего не знаем о Ви. Поэтому если в нем что-то и изменилось, то как мы должны об этом догадаться? Откуда бы взялась уверенность, что он в финале не такой, каким был всегда еще до начала истории? И говорит ли это о том, что опытные авторы из CD Projekt Red так оплошали с главным героем? Нет. Ведь Ви – не он.
На сцену вновь врывается обаятельный Джонни Сильверхенд. Он проделал длинный путь от эгоистичного ребенка во взрослом теле до человека, готового пожертвовать собой. Это читается даже в смене архетипа персонажа. Начав как «Тень», он скоро становится «Возлюбленным», а в конце превращается в самого настоящего «Героя».
Слово «герой» происходит от греческого корня, значащего «защищать и служить». Герой – это человек, готовый пожертвовать собственными интересами и даже жизнью ради блага других. Именно на этот шаг в финале и идет Сильверхенд. И именно это заставляет прочувствовать сильные эмоции после того, как при первом появлении Джонни зверски измывается над Ви в попытке получить всего лишь сигарету.
Этот пункт – финальный и ключевой в понимании, что авторы Cyberpunk 2077 рассказывают нам не историю Ви, на долю которого выпало соседство с Джонни, а наоборот – историю Джонни, чьи приключения продолжаются даже после смерти. Ви – случайный попутчик.
* * *
Недостаток информации, слабый психологический портрет, конфликт в одной плоскости, отсутствие мотивации к изменениям и, как следствие, изменений – вот что не позволяет называть Ви хорошим персонажем. И все то же самое, но с диаметрально противоположным окрасом, делает Джонни Сильверхенда настоящим главным героем Cyberpunk 2077. Пишите в комментариях, было ли вам интересно, узнали ли вы что-то новое и что вы сами думаете по этому поводу.
Думаю, поэтому и заложены в игре несколько концовок.
Во-первых, если персонаж - прописанная разрабами личность, то почему персов созданных во всяких дьяблах и ММО называют именно "персами", а не "авами"?
Во-вторых, при чем тут значение корня? В той же литературе есть понятие ГГ и далеко не во всех произведениях ГГ - защитник и чем-то жертвует.
Главный герой - тот, вокруг кого крутятся события и тот, кто может повлиять на них в максимальной степени. Тут это Ви, а Джонни - досадная помеха, вызывающая интерес только в нескольких квестах.
Получается, такие себе игроки.
2. А почему люди называют «лоджию» «балконом», или «софу» «диваном»? Это близкие по смыслу и значению вещи, и люди просто не хотят усложнять и путаться. Или даже банальная привычка. То же самое и в вашем примере. Более того, MMO – не сюжетные произведения, причем здесь вообще этот жанр? От скуки взялся?
3. Значение корня идет в довесок тому, что Джонни Сильверхенд изменил свой архетип на «Героя». Что подтверждает наличие изменений, необходимых персонажам.
Я верю, что вы очень хороший человек, но в данном случае написали какую-то глупость. Надеюсь, этому посодействовало лишь раннее утро и скука долгих праздников.
Но Ви мне сразу не понравился. Нытик и сопляк. По мере прохождения игры Джонни начинает выделяться все сильнее и к концу действительно понимаешь что это ОН главный герой, а Ви действительно просто так, ходячий сосуд. В Ви нет ни характера, ни шарма, ни крутости. В конце абсолютно выбесила его реакция (ну, в моей игре по крайней мере), нытье, хныканье и требования отдать тело, несмотря на то что Джонни мог бы продолжать жить, а Ви откинул бы копыта через полгода. А что такое полгода? Может это я с высоты своего возраста так смотрю, а Ви вроде как прилично помоложе, но полгода это вообще нет ничего. Короче, Ви - говно. Отдал тело Джонни. Если буду когда-то переигрывать, то поступлю так же.
Второе. Ви – это персонаж игрока, которому каждый придумывает свою историю. Но ведь это и есть «аватар» – проекция человека в созданный игровой мир. Персонаж без четкой истории и психологического портрета – слаб. Если каждый может придумать ему принципиально другую личность, то в чем его ценность как конкретного персонажа в остальном прописанной истории? Как ему сопереживать? И без указанных пунктов (и др.) он никак не может быть полноценным.
Да, Ви – главный герой игры, верно. Он ходит куда хочет, прыгает где хочет. Но Сильверхенд – главный герой рассказываемой в игре истории: он двигает ее, влияет на нее, извлекает из нее опыт. Вот о чем говорю я.
1) Ну давайте, расскажите, в каких сферах кроме игр активно используется "аватар"? Дурной тон - обобщать и не приводить в пример никакой конкретики.
2) Да не за чем, потому что и то, и другое - персонаж. И для компьютерных игр есть гораздо более прозрачное разделение, игровой перс и непись, при этом, любой болванчик без лора и логики - все равно непись, неигровой !персонаж!.
3) Бред. Если, конечно, не понимать под "героем" класс, который иногда присутствует в играх.
Еще раз, читайте внимательно, я писал "аватара", а не Ви. И нет, замени Джонни на любого другого или убери из чипа конструкт вообще, Киберпанк будет играться и чувствоваться не хуже, а может и лучше, впрочем, я понимаю, что говорю с джонни-фанатиком, так что, эти слова не для вас.
ЗЫ "максимально полностью", "А вот поменяй Джонни на любого другого человека без истории из Найт-Сити – не изменится практически ничего."
Остыньте и выражайтесь грамотнее и без фактических ошибок.
1) Все указанное – действенные методы создания персонажа, которыми в том или ином виде руководствуются 99% авторов во всех сферах. Если вы с этим не сталкивались, то зачем говорите? Дурной тон.
2) Дело не в неграмотности, а банальном удобстве. Зачем для рядового игрока вводить различия между «персонажем» и «аватаром»? Более того, в статье я указал, что есть игры, в которых аватары – главные герои, и игры не становятся от этого хуже (TES, Fallout, Mass Effect). Поэтому ваш сарказм совершенно не к месту.
3) Архетипы никуда не подъезжали. Про них речь уже заходила в статье. И если для вас «создание персонажа» и «архетипы персонажа» – разные плоскости, то, боюсь, больше нам обсуждать нечего.
P.S. Как раз-таки наоборот: убери из игры Джонни – сюжет поменяется максимально полностью, т.к. именно Сильверхенд был катализатором многих событий и решений. А вот поменяй Джонни (upd. Ви) на любого другого человека без истории из Найт-Сити – не изменится практически ничего.
Как какие, я же четко написал: сначала субъективщина на счет аватаров и персонажей, затем полезли в семантику, делая на основе нее какие-то выводы
2) Ну да, все неграмотные (разрабы и локализаторы тоже, ведь они пишут/переводят "создание персонажа"), один автор шарит в истине, кого можно персонажем называть, а кого нет.
3) Во, уже третья плоскость поехала, архетипы теперь.
Мне нет дела до вашей веры и субъективной оценки, я просто знаю, что убери из КК2077 Джонни (оставь просто чип, убивающий Ви, без конструкта), то мы получим игру, которая не особо сильно отличается от текущего КК, а вот убери "аватара", то игры не будет вообще.
Ви ведом не по сравнению с Джонни. В моих глазах он такой ещё с похода за чипом с Джеки. История настолько дурно пахла, что опытный, зрелый человек без крайней нужды в неё не полез бы. Мне в прологе казалось, что Джеки заражал Ви своим излишним оптимизмом, мешая взглянуть на ситуацию критически. И миссии, исключая финал, построены так, что Ви — эдакий добряк, готовый вписаться за всех. Он не задумывается, что на самом деле хотят его компаньоны. (особенно заметно с вудуистами, где его по сути обманывают дважды). Ну и концовка, где Джонни вырезают, самая безнадежная. Ви, будучи пешкой, оказался причастен к тому , что тела людей стали валютой. “Мнение Джонни — это мнение Джонни и ко взгляду игрока (Ви) оно не имеет никакого отношения” — да, это так. Но мнение Джонни дает альтернативу. У Ви есть мозги, но нет опыта. У Джонни мозгов поменьше, но жизненный опыт богаче. Без Джонни Ви ждет незавидная роль марионетки.
По поводу Джонни:
Терроризм оправдывать нельзя. Ядерная бомба — это точно лишнее. Джонни СЛИШКОМ много на себя взял. Но я не согласна с вами по поводу второго шанса, мне кажется, его заслуживают все (даже Сабуро).
И Ви тоже не одуванчик, людей убивает направо и налево. Те, кого он убивает, такие же люди. Разница только в масштабе.
"И миссии, исключая финал, построены так, что Ви — эдакий добряк, готовый вписаться за всех."
А вот тут вы путаете, если вы выбираете такие опции, это не значит, что альтернативы нет.
Сделать так, что бы у Озоба взорвалась граната во время спарринга, оставить мужика с горящим х*ем страдать, насмехаться над уголовником-мессией, предать Панам, забить на Уорда во время миссии (уже упоминал выше), порешать судьбу проституток в свою выгоду, цинично доставить мужика в багажнике когтям и многое другое, это то, что делает альтруистичный добряк?
Ну и на счет "убивает направо и налево". Хотите, можете и без убийств пройти, разрабы позволяют это.
ЗЫ
"Без Джонни Ви ждет незавидная роль марионетки."
И кстати, чьей марионетки? Панам, которая может быть вообще любовницей? Братцев-самураев, которые, в итоге, оказались, все же, людьми чести? Корпорации? Ну так иные концовки дают понять, что у Ви достаточно "огневой мощи" в одиночку эту корпорацию выпилить, если припрет.
Ну как сказать, основные вудуисты в том прохождении были выпилены с помощью Альт и мужика из дозора, а их остатки потом добиты собственноручно. Так что, это еще вопрос, кто кого использовал.
Корпорация в течение своей деятельности убила людей и причинила убытка в разы больше, чем Джонни. И продолжает это делать.
И кто же злодей? Сабуро? Он в первую очередь, но также все те, кто там работают. Как в книге “Банальность зла”, где Эйхман объясняет, что он просто “ делал свою работу”, каждый день отправляя евреев на смерть. Когда ты работаешь в корпорации Амбрелла, ты не удивишься, если за твою деятельность прилетит обратка. Мне не жалко сотрудников Арасака, жалко только жителей соседних домов, которые реально ни в чем не виноваты.
Насчет альтернативы: это либо закрывает тебе нормальные концовки и квесты. Либо мелко. Ви будучи злодеем должен найти соответствую тусовку, должен открываться ряд других квестов в идеале. По сути в этой альтернативе мало толку, потому что поступать хорошо выгоднее.
Если отыгрывать без убийств (не знала об этой возможности), то да, Джонни стоит послать куда подальше. Но для меня даже одно убийство равняет тебя со Смешером, Джонни и другими.И мне кажется, что для Ви логично убивать. Наемники этим и зарабатывают. Если бы я была на мести Ви, я устроилась бы в лапшичную торговать, рипером попыталась бы или нетраннером, даже куклой и то лучше. А наемник — выбор, говорящий о человеке.
“И кстати, чьей марионетки?” Марионетки корпорации, конечно. Братья-самураи хоть и люди чести, а служат злу. Концовки с надиранием зада корпорации возможны только при дружбе с Джонни. Концовка с Панам — это просто бегство от проблем в пустошь.
Не совсем так, если почитать дневники из Пасифики, то примерно начнешь понимать, как работают вудуисты, поэтому сделка с дозорным - осознанный риск, который выгоден для игрока (т.е. ты решаешь смертельную проблему которая должна тебя убить, это взаимовыгодная сделка, а не использование, ну, а выживание если на сделку с дозорным не пошел - случайность, которую не предугадать)
"это либо закрывает тебе нормальные концовки и квесты."
Нормальность, в случае отыгрыша - вещь относительная, а вот отсутствие контента/уникального лута для "плохиша" - проблема, но не смертельная.
"Братья-самураи хоть и люди чести, а служат злу."
Это очень условное "зло", но здесь не место для дискуссий на эту тему.
"Концовки с надиранием зада корпорации возможны только при дружбе с Джонни."
Но дружба с Джонни не добавляет огневой мощи Ви, т.е. условная возможность провернуть это и без Джонни есть.
В целом, считаю каноничной концовку Арасаки, именно в ней начал меняться мир, а не закончилось все местячковым фарсом, ну и, к слову говоря, слабо верится, что Собуро действительно записал себя в Еринобу, уж слишком разительно отличается вечно держащий руки за спиной Собуро, говорящий медленно и уверено, от активно жестикулирующего "Собуро"-Еринобу из той концовки. Скорее, я бы поставил, что это происки его сестры - реформатора, сами посудите, война милитеха и корпы закончена, это плюс, существование чипа раскрыто, весь мир возмущается и направил негодование на одного человека.
Но это так, теорикрафт. И на этом, пожалуй, закончим обсуждение, оно уже далеко в оффтоп ушло.
И мир и сеттинг богаче, когда ты взаимодействуешь с Джонни: он тебе то на кошку внимание обратит, то комментарий отпустит, от которого твое понимание проблемы изменится. Сам Ви очень юн, наивен, ведом и без харизмы к сожалению. Он один сюжет киберпанка не тащит. Для меня субъективно весь смак игры — в взаимодействии Ви и Джонни, а остальное было скучно.
“А еще можно не проходить цепочку квестов Сильверхенда и тогда на выходе (к концу игры) мы получим просто спятившего наркомана, который взорвал тысячи людей и убил радиацией еще больше, и заслуживает он только того, что бы его стерли.”
Не поняла эту мысль, напишите, поподробнее. Я проходила цепочку, поэтому альтернативу не знаю.
"Ви не меняется по ходу игры" - как раз только Ви по ходу игры и меняется. Если в начале Ви движет вперёд желание получить богатство и славу (в широком смысле), то в хорошей концовке он/она понимает, что единственный способ выиграть в этом казино - это не играть и потому просто уходит. Это вообще довольно сложная тема, которая требует чуть большего погружения, чем три абзаца учебника по сценарному делу.
Джонни с другой стороны - это воплощённая анархия, эдакий положительный Джокер из Тёмного Рыцаря. Его борьба не имеет никакого смысла и не несёт никакой цели, поэтому всё чо он может сделать - взорвать здание корпорации ядерной бомбой, только для того, чтобы эти же самые корпорации зарабатывали деньги с его образа сколько-то лет спустя. Джонни хочет взорвать Арасаку при пером своём появлении, Джонни хочет взорвать Арасаку при последнем появлении. Да, он становится к тому моменту ближе и понятнее игроку, но как персонаж не меняется абсолютно. Он не герой, он предупреждение, и игра прекрасно отдаёт себе в этом отчёт.
Ви в этой вселенной это то персонаж каким ты его сам сделаешь, какой опыт ему дашь, какие поступки совершишь, в зависимости от прокачки ты будешь принимать разные решения так как требуется определённый вид отдельной раскачки
Местами от этого зависит концовка игры
Предыстория тут не так важна, хотя местами нам и её рассказывают, если все квесты проходить
Перво наперво это то как ты видишь персонажа
И как ты поступишь в зависимости от прохождения
Я к этому вернусь еще, чуть позже.
"Не поняла эту мысль, напишите, поподробнее. "
Под квестами Сильверхенда я понимаю цепочку квестов, в которых ему можно отдать тело либо задания просто связанные с его прошлым, именно во время них Джонни раскрывается и наименее "избегаем", но все эти квесты опциональны. Т.е. это воля Ви (игрока) не проходить эти квесты и тогда Джонни в глазах Ви (игрока) останется психопатом, наркоманом, террористом, который убил тысячи людей. С другой стороны, это, опять же, добрая воля Ви (игрока), общаться с Джонни и дать ему возможность увидеть, что можно принимать иные решения и за те "пару недель" совместного времяпрепровождения Ви может изменить Джонни сильнее, чем вся его предыдущая жизнь и ошибки. Так кто тут ведомый в итоге?
Если вкратце, то на начало "сожительства", Джонни - ядерный террорист погубивший тысячи жизней во имя своего эгоизма и идеи фикс (и не стоит забывать об этом факте во время общения с ним) и ничуть в этом не раскаивающийся и более того, желающий продолжить терроризм. И он изменится, только если Ви (игрок) этого захочет и позволит ему. Ну, а лично на мой взгляд, Джонни не заслуживает этого шанса.
ЗЫ
"Джонни — внутренний голос Ви, разом и совесть и интуиция."
Ну, если внутренний голос и совесть персонажа, которого вы отыгрываете - террорист, то не стоит считать, что это для всех верно, мнение Джонни - это мнение Джонни и ко взгляду игрока (Ви) оно не имеет никакого отношения. Это декорация, кому-то заходит, а кому-то портит зрелище.
И именно поэтому разрабы дали официальный механизм который может "заткнуть" Джонни практически в любой ситуации? Я не про таблетки, а про то, что когда отходишь от персонажа, он говорит что-то типа "ладно, потом" и замолкает. А еще можно не проходить цепочку квестов Сильверхенда и тогда на выходе (к концу игры) мы получим просто спятившего наркомана, который взорвал тысячи людей и убил радиацией еще больше, и заслуживает он только того, что бы его стерли.
И еще пара слов о механике прекращения разговора упомянутой ранее, это не просто заплатка, это полноценная механика, например, в миссии по спасению племянника детектива, если на ферме уйти от него и игнорить, то мы получим уникальную концовку квеста.
У вас тоже субъективное мнение. Из песни слов не выкинешь: Джонни может и не главный герой, но его нельзя заменить, потому что весь сюжет построен на нем и его отношением с Арасакой, Альт, Бестией, Смешером , Керри и Ви. Если убрать Джонни, то надо весь игровой сюжет переписывать, и ещё Ви будет другим, так как Джонни раскрывает нам его характер и меняет самого Ви. Поэтому игра заканчивается, когда героев разделяют. И нельзя побегать в открытом мире за Ви или Джонни отдельно. В этой игре они словно две части одной личности.
Да, я – скучный и галимый аватар, все верно. И я играю в игры и смотрю в кино, чтобы сопереживать более интересным персонажам. Зачем мне ассоциировать себя с такой же скучной личностью, как я сам и настоящие люди вокруг? Если вам нравится играть за максимально реалистичных героев, то сочувствую вам со всей силы.
Эк у тебя пригорело то
По поводу моего персонажа и чужого – чужой мне интереснее. Мой персонаж, по определению, не научит меня ничему, чего не знаю я (т.к. он проекция меня). Чужой же подарит мне позитивный опыт, или негативный, что тоже опыт, поскольку я смогу не повторять его ошибок. Да, чужой персонаж мне гораздо интереснее (при условии, что он сделан качественно). Как и всем людям, что смотрят кино, читают книги и играют в сюжетные игры (именно сюжетные, а не ММО, как тут особенно развитые индивидуумы пытались приплести, PvP и пр.)
И творческий процесс в «Киберпанке»... Признаю, что мне игра не понравилась, и я субъективен, но по-моему творчество в игре сильно ограничено мертвым миром. Не исключено, но сильно ограничено.