Иранский фильм «Герой». Победил в Каннах и мог выиграть Оскар, но его режиссеру теперь грозит тюрьма
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Жизнь снова оказалась лучшим сценаристом.
Режиссер Асгар Фархади дважды выигрывал Оскар за лучший иностранный фильм: «Развод Надера и Симин» (2012) и «Коммивояжер» (2017). Новый фильм Герой вполне мог принести иранцу третью статуэтку, что позволило бы сравняться по количеству наград с великим Ингмаром Бергманом. И все начиналось успешно. В Каннах режиссерская работа удостоилась одним из Гран-при (другой у «Купе №6» с Юрой Быковым). После этого фильм был выдвинут на Оскар от Ирана. Но потом, как не подметил только ленивый, Фархади сам стал героем своего (своего ли?) сюжета.
Дело в том, что в фильме герой не происходит ничего геройского. Это скорее история о том, как в современном мире соцсетей и медиа героем сначала легко стать, а потом точно также легко перестать им быть, превратившись в антигероя. Нет даже необходимости пересказывать сюжет. Просто представьте: хороший поступок обычного человека попал в фокус общественного внимания, но в силу обстоятельств историю пришлось совсем немного видоизменить. Ну, потому что так лучше для всех. А после короткого чествования нового героя, происходят уже знакомые нам процессы по развенчанию. Их можно свести к двум фундаментальным фразам: «Не все так однозначно» и «Кому это выгодно?».
В Иране строгая цензура, поэтому Фархади приходится многое говорить зрителю не напрямую. Раньше этим искусством тонких намеков, двусмысленностей и недосказанностей в совершенстве владели советские режиссеры. Теперь подобное мастерство полезно вновь. В одних странах контроль государства за выражением мнения усиливается прямо на глазах. В других расцвела «культура отмены», подталкивающая авторов к более строгой самоцензуре, особенно в юморе (эх). Никому не хочется терять репутацию и работу.
После успеха в Каннах, как вы могли догадаться, началось развенчание триумфатора. Бывшая студентка Фархади (Азаде Масихзаде) обвинила его в краже сюжета своей студенческой работы — короткометражки по реальным событиям, произошедшим в ее родном городе. Режиссер ответил, что идея пришла к нему намного раньше, все совпадения случайны. А еще у него (внезапно) есть подписанный отказ студентки от авторских прав. Предусмотрительно, но юридической силы не имеет. Мнения разделились, всей правды мы уже не узнаем. В итоге «Герой» не попал в число номинантов на Оскар, Каннский кинофестиваль передумал назначать Фархади председателем жюри в этом году (в жюри все же позвали, хоть это и вызвало скандал), а сам он проиграл в Иране уже два суда. Первый — по его иску на бывшую студентку о клевете, второй — уже по ее иску о нарушении авторских прав.
Да, в Иране не особо соблюдают авторские права и уже давно крутят в кинотеатрах цензурированные пиратские копии голливудских фильмов. Но такое допускается только по отношению к продукции недружественных западных стран. Решения судов еще неокончательные и драматизма добавляют возможные последствия для обоих участников в случае проигрыша. Прославленному режиссеру грозит штраф или тюремный срок, а его бывшую студентку за клевету могут как посадить в тюрьму, так и ВЫСЕЧЬ ПЛЕТЬМИ. 73 удара по спине, между прочим.
«Герой» стоит посмотреть, чтобы лишний раз убедиться: жизнь бывает круче любого фильма. И заодно получить представление как там вообще в Иране люди живут.