LoL – ошибка всей моей жизни. Но без нее я не справляюсь с депрессией
Исповедь Погорского.
Не знаю, в каких отношениях с играми жанра MOBA состоят мои коллеги из Дота-раздела и их постоянные читатели, но мой случай – крайне симптоматичный. Неудивительно, в школьные годы я играл в MOBA – чуть-чуть в первую DOTA, немного во вторую, а потом перманентно в League of Legends – ради фана и вот этой призрачной амбиции «стать киберспортсменом».
Это было во времена, когда в Москве проходил один из этапов мирового турнира по игре, а наша команда Gambit что-то представляла из себя на международной сцене. Я не то чтобы планировал однажды сделать LoL своей работой, но эта мысль подпитывала меня где-то на подкорке мозга.
Спустя годы все изменилось: я окончил школу, у меня появилась работа, сменились приоритеты и интересы. В «Лигу» резко перестал играть, потому что меня раздражало, сколько времени отнимает игра, не давая ничего взамен. И мало того что от нее сложно оторваться глобально, так еще и не получается перестать играть в моменте: я, конечно, мог ливнуть посреди матча при крайней необходимости, но за это полагалось наказание. Я находился в странном цикле прокрастинации, где снова и снова попадал в 30-40-минутные (а то и часовые) сессии ментального рабства игре, которая объективно приносила мне как минимум столько же негатива, сколько и позитива.
Однако моя завязка с LoL не была перманентной. Стабильно раз в 1-2 года я скачивал клиент и с головой нырял обратно в любимую и ненавистную мной игру. Что меня подталкивало на саморазрушительные марафоны длительностью в несколько месяцев? Нехитрый самоанализ подсказал: я возвращался в «Лигу легенд» всякий раз, когда был на грани депрессии.
В сложные периоды, когда мое ментальное состояние подрывали тяжелые личные обстоятельства, я уходил от реальности в «Лигу». Меня совершенно не привлекают сигареты, я пью алкоголь без особого удовольствия и только за компанию, но мои заплывы в LoL напоминали именно уход в запой.
Вместо того чтобы успокоить нервы или забыться пагубными веществами, мозг под давлением стресса каждый раз подталкивал меня установить LoL. Она давала мне иллюзию того, чего я жаждал больше всего: контроля над ситуацией. В жизни ведь чертовски сложно добиваться чего-то, особенно когда обстоятельства настроены против тебя. В MOBA все иначе: каждый матч все начинают на равных, у тебя есть масса возможностей показать себя и привести команду к победе. Конечно, и здесь бывают неудачные обстоятельства – ливер, смурф или жесткий контрпик, – но к началу следующего матча все магическим образом сбросится вновь.
Каждый из этих заплывов на дно давал мне пугающе яркую перспективу того, что испытывают люди с более серьезными зависимости. Я почти всегда рассказывал кому-то, что снова начинаю играть в LoL, подавая сигнал бедствия: мол, пожалуйста, отговорите меня. Мне не хочется тратить жизнь на то, что не приносит мне пользы и удовольствия, но течение уносит меня. Конечно, я не говорил этого напрямую, но хотел, чтобы кто-то проследил связь и схватил меня за руку. И когда кто-то пытался, реагировал излишне негативно – мол, это мое дело.
В попытках обмануть мозг иллюзией контроля над ситуацией (матчем) я, по иронии, терял контроль над собственным поведением. Не счесть разы, когда я убеждал свое отражение, что мне нужно завязать с игрой, потому что она только делает хуже – и уже через пару часов начинал очередную сессию. К сожалению, подсознание иногда сложно подчинить здравым смыслом.
Однако эти запои всегда через какое-то время завершались. Не чудесным образом, а в результате ментального усилия и, в какой-то степени, самоистязания. Первый месяц, как правило, проходил с полной вовлеченностью в игру без задних мыслей. Дальше ко мне возвращалось осознание ситуации и начинался длительный процесс дезомбирования.
Я, во-первых, все чаще напоминал себе, насколько бессмысленный и даже вредный способ я выбрал, чтобы совладать с реальной ситуацией. Мог бы за время, потраченное на матч, сделать что-то полезное или по-настоящему отдохнуть.
Во-вторых, я постоянно перечислял, как мантру, все недостатки игры, постепенно настраивая себя против нее. О недостатках MOBA как формата можно написать отдельную статью, но, если кратко: в часовых матчах что-то может пойти не так с самого начала, но тебе придется играть до конца без надежды на победу – чтобы избежать штрафа за выход из игры. Полно и других неприятностей вроде неудачных патчей, токсичных тиммейтов и прочих характерных черт для любой MOBA.
В итоге наступал переломный момент, когда я просто терял интерес к игре, убедив себя в ее ущербности – что характерно, не постепенно, а резко. И забывал о «Лиге» еще на пару лет, до очередного личного кризиса.
И вот мы здесь. Не так давно я сдался и вновь установил League of Legends, но с нюансом: вместо полноценной версии игры, скачал мобильную Wild Rift на мой планшет. В целом это та же игра с теми же чемпионами и правилами, но с массой точечных изменений, сделанных с учетом нового формата.
Насколько Wild Rift лучше полноценной League of Legends – настолько же страшнее мне становится. Из-за сжатой карты и других изменений матчи здесь длятся в среднем 20 минут вместо 40. Получить дозу эндорфина за счет хорошей игры здесь куда проще: у многих персонажей упростили механики, поэтому для доминации над противником не нужно потеть над микродействиями – достаточно общего понимания игры и ситуаций. Более того, в Wild Rift можно развернуть в свою пользу практически любую игру – соответственно, побеждаешь здесь намного чаще.
С точки зрения хардкорных игроков и киберспортсменов Wild Rift – жалкая тень полноценной версии. В ней меньше персонажей, хуже баланс, гораздо уже кривая сложности. Для меня, наоборот, это намного лучше: теперь я могу получать то же, что и от большой «Лиги», но быстрее и с меньшими усилиями.
Это мой личный кошмар. «Лига легенд» мутировала и застала меня врасплох в самый тяжелый этап жизни, уничтожив почти все аргументы завязать с игрой. И, разумеется, ускоренный темп матчей не означает, что я буду играть меньше – наоборот. Ведь куда проще втиснуть пару 20-минутных матчей в распорядок своего дня, чем один 40-минутный. Тем более когда для этого достаточно планшета.
* * *
Если вы дочитали текст, вероятно, вы ждете какой-то развязки моей истории – ее, к сожалению, пока нет. Более того, я прекрасно понимаю, что скоро найду время для еще нескольких матчей в Wild Rift, ведь сегодня это даже можно оправдать туманной «необходимостью по работе» – нет, нельзя, но мое подсознание все равно попытается. И обстоятельства, которые снова отправили меня на эмоциональное дно, вряд ли исчезнут в ближайшее время.
Этот текст, стыдный и некомфортно личный – моя форма самотерапии. Ведь зависимость от конкретной видеоигры, как и многие другие пагубные модели поведения, имеют исключительно эмоциональную силу. От них можно и нужно избавляться – честный диалог с самим собой станет хорошим первым шагом.
В конце концов, даже в самых чудовищных обстоятельствах, где ты объективно мало на что можешь повлиять, важно хотя бы оставаться хозяином собственной жизни – и двигаться дальше, отталкиваясь от этого фундамента. Этим я и займусь.
Но все чаще вместо героических историй я вижу на главной нытье посредственных публицистов, как товарищ выше, который даже свой текст закончить не может и уходит в патетику.
Если модераторы/администраторы тут отпишутся, что не будут стирать мои посты, а в комментах накидают плюсов, согласен завести блог на спортсе, где буду раскидывать по полочкам, почему каждый такой текст - это плохо.
главное, не открыть для себя ✨дивный мир тиктоков по лолу✨ и не улететь в 8 часов экранного времени в день
Лучше приведи аргументы, почему ты считаешь, что этот твой текст достоин публикации на главной. Только, пожалуйста, без историй про то, что "каждый может стать автором" и выразить свое мнение. Если аргументацией будет "наболело - решил высказаться", чем это отличается от поста в инстаграме?
Другими словами, в чем здесь заключается работа, за которую заплатят?
1. Автор любит жалеть себя. Создается ощущение, что данная статья написана по большей части поэтому.
2. Тяга к играм это способ сказать себе "как же мне плохо, попробую утешить себя в игре", вернуться в детское состояние, где не нужно решать проблемы. То есть таким образом человек жалеет себя.
3. Попадая в игру человек начинает проигрывать паттерны жертвы: "все не так, все делают не то, что нужно мне, я несчастен". Забавно, что про токсиков говорит игрок в игру, где даже войсчата нет. Что было бы, если бы он столкнулся с дед инсайдами в доте? xdd
Ни в коем случае не осуждаю автора, но и жалеть не хочу, ибо жалость это суррогат любви. Человек получает ее, удовлетворяется на короткое время и забивает на попытки помочь себе. Затем он снова ищет способы сделать себя несчастным, чтобы окружение пожалело, посочувствовало. Не удивлюсь, если депрессия возникла для этого.
P.S. ставить диагнозы и вообще разбирать человека онлайн я не имею права, все это лишь мои догадки
Не стоит создавать условия, в которых ваше эмоциональное состояние зависит от того, что вам попадается в интернете. Особенно сейчас