Обзор Life is Strange: True Colors. Детектив, в котором главная суперсила – логика. И у героев ее нет
Погорский устал от нелепой истории.
Первая Life is Strange о девушке Максин, получившей способность перематывать время вспять, стала мегахитом по нескольким причинам. Во-первых, от игры толком никто ничего не ждал, а она оказалась как минимум неплохой, а для кого-то даже шедевральной. Во-вторых, авторы Life is Strange отлично передали «tumblr-эстетику», в то время находившуюся на пике популярности: важнейшую роль в сюжете играли Polaroid-снимки, главная героиня была милым современным гиком, а сама история осознанно ссылалась на культовые произведения поп-культуры вроде «Эффекта бабочки» и «Твин Пикс». Life is Strange получилась «стартовым набором» для зумеров, миллениалов или тех, кто хотел себя ими почувствовать, и заняла нишу, в которой на тот момент не было жесткой конкуренции.
Life is Strange: True Colors – третья самостоятельная история в уже известной серии – выходит спустя шесть лет после оригинала и конкурирует в первую очередь с той же историей Максин и Хлои. Хотя у True Colors сильно изменился движок и ее сделала совершенно другая студия, разработчики во всем воспроизвели формулу серии. Снова в главной роли молодая девушка (хоть и несколько старше Максин), обладающая суперсилой и ввязывающаяся в опасную историю. Снова маленький американский городок, населенный преимущественно молодежью. Снова саундтрек почти целиком состоит из душевных инди-треков.
С одной стороны, желание сделать Life is Strange: True Colors максимально похожей на оригинал понятно: так она точно привлечет поклонников серии и, вероятно, даст ровно то, чего ожидает аудитория. С другой стороны, подражание – заведомо более проигрышная стратегия, чем стремление найти уникальные сильные черты. Поэтому судьба True Colors во многом была предрешена: она хорошая, но почти во всем хуже взятой за эталон Life is Strange 2015 года.
Сильнее всего это заметно по сюжету – как и прежде, ключевой составляющей игры. В отличие от Максин, главная героиня True Colors Алекс уже совершеннолетняя, но она тоже приезжает в маленький городок Хейвен-Спрингс к близкому человеку – старшему брату, – чтобы наладить с ним отношения после многолетней разлуки. У Алекс другая суперсила: девушка видит и слышит сильные эмоции окружающих в виде разноцветных аур, а при приближении буквально перенимает их на себя и даже слышит связанные с ними мысли и воспоминания.
Суперэмпатия – не такая зрелищная и эпичная способность, как путешествие в прошлое, но проблема True Colors в другом. Алекс практически всегда использует свой дар в исключительно эгоистичных целях, хотя по сюжету это подается как акты героизма. На улицах города можно встретить случайных людей, переживающих по какому-то поводу: Алекс подслушивает чужие мысли, предлагает помощь и даже в случае отказа впивается в разум незнакомца еще сильнее, чтобы самостоятельно получить информацию и использовать ее «во благо».
Например, в баре сидит студентка, мысленно ностальгирующая о любимой песне, которая куда-то пропала из музыкального автомата. Алекс узнает об этом с помощью своей эмпатии, молча отыскивает нужную пластинку и включает ее – позже девушка порадуется и расскажет подруге об удивительном случае. В другой раз Алекс застает местного чудаковатого мужчину, грустно сидящего наедине с бутылкой выпивки во время городского фестиваля – как выясняется из его «ауры», вспоминает о годовщине свадьбы с давно покойной женой. Алекс предлагает поговорить об этом, собеседник вежливо просит оставить его в покое. Героиня вместо этого сканирует окружение, собирает воспоминания пары (некоторые предметы тоже заряжены чужой аурой) и ставит любимую песню мужчины и его жены, чтобы взбодрить его совместным танцем. Таких ситуаций много, а мораль всегда одна: даже если человек обозначает какие-то личные границы, нужно любой ценой нарушить их, влезть в чужое личное дело и заработать дофаминовый заряд непрошенным «подвигом».
Подобным грешила и первая Life is Strange, где Максин использовала перемотку времени, чтобы изобразить из себя внимательного друга и выпытать нужную информацию у ничего не подозревающих людей. Алекс, впрочем, можно сделать еще большим социопатом: в одной сцене позволяют буквально украсть страх персонажа, чтобы притупить его инстинкт самосохранения и тем самым сподвигнуть совершить поступок, выгодный главной героине. Хуже всего, что позже это эгоистичное решение даст положительный результат, а решение оставить бедолагу в своем уме приведет к негативным последствиям.
Конечно, многие ситуации из True Colors сложно переложить на реальную жизнь из-за использования суперсил, но в целом игра учит каким-то спорным поведенческим моделям. Что особенно странно видеть в произведении, созданном как своеобразный эквивалент «сейфспейса» для молодых игроков, ищущих поддержки и совета.
Сверхъестественный элемент игры загубил и основную сюжетную линию – детективную. Вся история True Colors завязана на том, что старший брат Алекс погибает вскоре после воссоединения, а героиня пытается выяснить, кто в этом виноват. За пять эпизодов общей продолжительностью 8-10 часов Алекс предпринимает всего несколько действий для расследования: одна половина очень глупая, вторая была бы невозможна без «эмоциональной телепатии».
Все это приводит к максимально нелепой финальной главе, в которой девушка добивается справедливости абсолютно неправдоподобным образом – настолько, что в него сложно поверить даже с учетом суперсил. Для сравнения, Макс и Хлоя, которых неоднократно выручала перемотка времени, были куда более компетентными детективами, чем наивная и откровенно глупая Алекс. Причем это тот случай, когда за героиню обидно: ее интеллектом словно пожертвовали, потому что сценаристам было лень придумать чуть более убедительную развязку истории.
(В каждой главе по желанию можно менять наряд Алекс)
Сложно сказать, что вообще можно вынести из путешествия Алекс: она вроде бы морально вырастает к финалу и побеждает внутренних демонов, но это происходит где-то на фоне. Эмоционального катарсиса игра тоже не дарит: тут и близко нет ничего настолько душераздирающего, как ключевые сюжетные повороты в той же Life is Strange.
Впрочем, стоит сделать важную оговорку. Тем, кто ждет чего-то нового и более впечатляющего в плане повествования, игра скорее не понравится как раз из-за слабого финала. С другой стороны, менее критически настроенных игроков True Colors вполне способна порадовать – помимо посредственной центральной сюжетной линии в ней много хорошего.
Эффектнее всего получились сцены, в которых Алекс метафорически залезает в душу других людей, чтобы найти корень проблемы и помочь с ней справиться. В такие моменты игровое окружение визуально трансформируется: из-за паранойи героиню показывают через призму камер наблюдения, в разуме больного деменцией окружающие символы путаются местами и так далее. Прием каждый раз выглядит по-разному и всегда удивляет.
Интересна и попытка разработчиков добавить в линейную по структуре игру подобие открытого мира. В каждом эпизоде Алекс может не только перемещаться между определенными локациями в заданном порядке, но еще и исследовать Хейвен-Спрингс самостоятельно. Правда, свобода здесь очень условная: играбельную зону и без того крошечного шахтерского городка ограничили одной улицей с несколькими магазинами и прилегающему к ней микро-парку. Сама нелинейность заключается в возможности выполнять не только основную сюжетную задачу, но и навещать других персонажей для опциональных сцен, а также собирать предметы с дополнительными воспоминаниями.
Про главное достоинство Life is Strange: True Colors особо нечего сказать: игра выглядит несравнимо лучше предыдущих частей. Если раньше при разговоре о визуале Life is Strange хотелось сместить акцент на «атмосферу» и «стилизацию», то True Colors красива в буквальном понимании: это интерактивный сериал, который хочется смотреть на большом телевизоре и разглядывать каждую локацию. И действующих лиц теперь гораздо проще воспринимать как живых людей: в игре появились нормальная анимация и убедительная мимика.
* * *
Теперь у Deck Nine есть фундамент, чтобы наконец сделать более впечатляющее произведение, чем первый сезон Life is Strange – но из True Colors оно не получилось.
Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только
Меня пугали длинные игры. Но я поборол фобию – через японские RPG
Обзор «Шан-Чи и легенда десяти колец». Восточное боевое фэнтези с минимумом привычного Marvel