Обзор Scarlet Nexus. Наконец-то можно играть за мечника с суперсилами из аниме!
Стас Погорский в аниме.
Современные большие игры часто утомляют своей «размытостью»: разработчики гонятся за количеством механик вместо того, чтобы вложиться во что-то конкретное, «продающее». Поэтому в последнее время я все чаще заглядываюсь на инди: там, как правило, все внимание уделяется определенной фишке, чью крутость можно прочувствовать в полной мере. Правда, в таких проектах не остается бюджета на внятный сюжет, продуманных персонажей и остальное.
Scarlet Nexus – здоровый компромисс между двумя крайностями. Она хоть и не дотягивает до настоящих AAA-проектов, но все равно ощущается большой, полноценной игрой. В которой можно весело и зрелищно крошить монстров мечом и суперсилами – все в стиле аниме-сражений.
Сеттинг «брейн-панка» – антиутопический футуризм с подростками, спасающими мир
Даже если вы не следите за новинками каждого аниме-сезона, а только смотрите время от времени что-то заинтересовавшее – как я, – мир Scarlet Nexus сразу покажется вам чем-то родным. Действие разворачивается в вымышленном футуристичном мегаполисе, главная головная боль жителей которого – регулярные нападения Иных. Так называют жутких монстров, которые падают с неба (есть даже специальный «прогноз погоды», такой же точный) и начинают жрать человеческие мозги. Scarlet Nexus вообще довольно очаровательно сочетает образ «исключительно подростковой истории» с жестокостью и крупными ставками.
В этом опасном мире геймер оказывается на передовой бесконечной войны с тварями. Можно играть за одного из двух кадетов специальной военной организации, созданной именно для борьбы с Иными. В специальных отрядах служат, разумеется, преимущественно подростки. Они лучше всего совместимы с нейро-интерфейсами, пробуждающими скрытые таланты (суперсилы) человека: в случае с главным героем или героиней это телекинез. Некоторые взрослые тоже сражаются с Иными, но считаются скорее аутсайдерами. Поэтому в Scarlet Nexus – по канонам аниме – практически невозможно угадать возраст героев: самые молодо выглядящие девушки и юноши могут оказаться ветеранами-генералами и наоборот.
Сюжет массивен: здесь больше десятка ключевых действующих лиц, сложное устройство вымышленного мира и несколько крупных тайн. Если вникать в происходящее и проходить не только обязательные миссии, но и сайдквесты сослуживцев, игра заменит марафон нескольких сезонов не самого плохого сериала.
Меня, правда, с самого начала раздражало огромное количество довольно стереотипных аниме-персонажей: неприступная загадочная цундере, мрачная тихоня, самоуверенный умник, оптимистичная подруга детства. Поэтому вскоре сюжет Scarlet Nexus для меня отошел на второй план, я сосредоточился на сражениях и совершенно не пожалел.
Scarlet Nexus – экшен для тех, кто хочет всегда чувствовать себя крутым
Англоязычный термин power fantasy, означающий примерно «возможность насладиться своими могуществом и силой», идеально описывает мой опыт прохождения Scarlet Nexus. Похожие эмоции дарят многие игры, но там до «точки наслаждения» еще надо добраться, заслужить ее. В Scarlet Nexus же все получается с самого начала, причем «читером» из-за низкой сложности (я играл на Normal) себя не чувствуешь. Ты просто клевый мечник, вот и все.
Кроме сюжетных сценок, от сражений практически ничего не отвлекает. Исследования в Scarlet Nexus минимум: можно собирать не самый нужный лут в укромных уголках локаций, а в остальном все время бегать по коридорным уровням. Честно говоря, старомодному левел-дизайну я только обрадовался: не всегда хочется прочесывать полупустые открытые миры в поисках развлечений. Я пришел сюда шинковать демонических тварей – это и получил.
Цели уничтожаются чередованием двух основных инструментов: катаны и телекинеза. Из них складываются незамысловатые комбо: подбегаешь к монстру, делаешь несколько выпадов, параллельно запускаешь в цель каким-нибудь предметом окружения, повторяешь. Пользоваться только ближним боем или только суперсилой можно, но это непродуктивно. Телекинез наносит значительно больше урона, но расходует специальную шкалу (условную ману), которая восполняется атаками в ближнем бою. Мечом можно пользоваться бесконечно, но толку от него мало.
Герой всегда держит оптимальную дистанцию для атаки. Если кромсать врага вблизи и чем-то в него швырнуть, протагонист отскочит на безопасное расстояние. Наоборот, если начать с телекинетического броска, то во время ближней атаки герой сделает рывок к цели. Двигаться приходится только для уворота, либо чтобы подобраться к уязвимому месту цели – у каждого вида монстров оно свое.
Сражения с боссами проходят по похожим правилам, но с дополнительными механиками-головоломками. Например, с первым гигантским Иным (по сюжету, такие монстры уже убили бойца спецотряда) мы встречаемся на стройке. Босса нужно провоцировать так, чтобы он с разгона врезался в балки по краям арены, после чего сбрасывать на него телекинезом чан с маслом. Остается только поджечь чудовище огненной атакой меча – в игре несколько стихийных модификаторов, добавляющих стратегическое разнообразие.
Впрочем, по-настоящему механики Scarlet Nexus раскрываются чуть позже, во время миссий с несколькими союзниками. Ими нельзя управлять напрямую, но можно настраивать модель поведения: сражаться аккуратно, сразу бросаться на врага и так далее.
Главное, что с помощью упомянутого нейро-интерфейса герой может заимствовать суперсилы союзников. Активировать временную невидимость, чтобы подкрасться к цели сзади, зарядить меч огнем или электричеством для увеличения урона против определенных врагов. В этой чуть более замысловатой механике сохраняется негласный принцип Scarlet Nexus, за который я и полюбил игру: она дает возможность менять стратегию на лету и экспериментировать, но при этом не сильно наказывает за ошибки. На нормальной сложности умираешь редко: практически всегда можно отбежать на безопасное расстояние и использовать аптечку. Они здесь встречаются довольно часто и покупаются за копейки в точках сохранения – совсем не такой дефицитный ресурс, как в soulslike-играх.
Благодаря системе уровней и древу навыков сражения постоянно становятся глубже и интереснее. Не все перки полезны: покупать «+5% к атаке мечом», например, бессмысленно. Ну а то, что опрокинутый герой не может быстро встать на ноги по нажатию кнопки, пока не выучит нужный скилл – дико. Впрочем, все это компенсировало заимствование сразу несколько способностей сопартийцев – можно постоянно пробовать что-то новое и, потенциально, более эффективное в конкретной ситуации.
Scarlet Nexus не такая механически безупречная игра, как некоторые более хардкорные hack-and-slash игры и тем более слэшеры. Тем не менее за 20-30 часов, которые уйдут на прохождение кампании умеренным темпом, боевая система не выдыхается.
В отрыве от некоторых проблем, которые я упомяну ниже, Scarlet Nexus оказалась шикарным симулятором аниме-мечника, спасающего мир собственной крутостью. До прохождения я даже не знал, что в моей жизни не хватает чего-то подобного.
Бои выглядят зрелищно и дорого, все остальное – не очень
Трехмерная стилизация под аниме обычно выглядит дешево и как-то лениво, но этот случай – исключение. Мне нравится, что локации выдержаны в слегка приглушенной, но не «грязной» оранжево-коричневой палитре. На этом фоне шикарно выглядят красные акценты, которые встречаются во всем – от пряди волос героя и цвета глаз героини до «нитей», играющих важную роль в развитии сюжета.
Больше всего я тащусь с дизайна монстров. Их подчеркнуто «органические», искаженные тела, будто созданные для визуальной хоррор-новеллы, мощно контрастируют со стерильным миром и аккуратными симпатичными персонажами. Еще после превью меня настолько впечатлил гигантский плотоядный букет цветов с козлиными каблуками, что я пошел смотреть, чья это работа – уж очень похоже на демонов из Shin Megami Tensei (серии, славящейся запредельной планкой художественного стиля).
Оказалось, что монстров в игре придумывал независимый художник Масакадзу Ямасиро, специализирующийся на визуальном скрещивании жутких существ. Его имя я запомню и буду следить за будущими работами, будь это Scarlet Nexus 2 или другая игра. Правда, Ямасиро в основном создает дизайны для футболок и обложек дисков – надеюсь, в игровой индустрии обратят на него внимание.
Анимации, к слову, тоже великолепные. Каждый взмах меча оставляет после себя светящийся след ломанной формы, а суперсилы ощущаются эпично и мощно. Вскоре после начала герой открывает способность добивать некоторых врагов особо жестким использованием телекинеза – эти мини-сценки выглядят не хуже, чем фирменные приемы и заклинания героев в обычном аниме.
Хотелось бы закончить обзор восторгами, но проблемы у Scarlet Nexus есть. Сильнее всего впечатления от прохождения испортили копеечные кат-сцены: подавляющее большинство роликов подается чередой статичных, пусть и озвученных слайдов. Даже сюжетные сцены сражений, задуманные как кульминация эпика, анимированы не полностью. Наверное, хорошо, что большую часть бюджета вложили именно в дизайн и геймплей, а не в постановку кат-сцен, но из-за этого следить за историей тяжелее.
Наконец, в Scarlet Nexus стоит избегать второстепенные квесты, не касающиеся развития отношений с сопартийцами. Они всегда сводятся к «пойди-убей-принеси», совершенно не дополняют сюжет и просто тратят время. Его лучше сэкономить, чтобы повторно пройти кампанию за второго персонажа – оба управляются примерно одинаково, но показывают разные перспективы сюжета.
* * *
Пожалуй, тем, кто прочитал эту статью, в любом случае стоит попробовать демо-версию Scarlet Nexus. Не потому, что это величайшая игра в истории и даже не из-за наступившего летнего игрового затишья. Важнее, что Scarlet Nexus – та редкая большая игра, в которой можно расслабиться, но не уснуть от медлительного и однообразного геймплея. Даже в отрыве от сюжета это очень компетентный экшен: не короткий, но и не затянутый.