5 причин, почему платформеров типа «Марио» должно быть больше
Погорский скучает по жанру.
После прохождения (очень хорошей) Ratchet & Clank: Rift Apart я осознал, что жанр больших платформеров почти мертв, и загрустил.
Современные игры расслоились на непредсказуемые яркие инди-проекты со скромными бюджетами и «взрослые» релизы за большие суммы с мрачными темами и жестокостью. 3D-платформеры были связующим звеном между этими двумя противоположностями, а теперь они выходят редко и не всегда получаются успешными: на каждого «Рэтчета» приходится по несколько Balan Wonderworld. О ней вы могли слышать исключительно из катастрофических новостей: демо вызывала приступы эпилепсии из-за графической ошибки, продажи и оценки оказались такими ничтожными, что создатель ушел из Square Enix (и, вероятно, из игровой индустрии).
Такое положение дел с платформерами меня не устраивает как минимум по 5 причинам.
Платформеры позитивные (в основном)
Мне нравится осознавать, что мой любимый вид искусства – видеоигры – давно внятно показывает и раскрывает даже самые сложные и взрослые темы. Будь это зацикленность насилия, жуткие предательства, ослепляющая жажда мести или другие человеческие страдания и пороки – переживать их в изолированном формате видеоигр интересно и даже познавательно. Только часто бывает, что после тяжелого произведения вроде The Last of Us: Part II хочется отдохнуть в чем-то простом и светлом. Тут начинаются проблемы: подходящих игр слишком мало.
Именно 3D-платформеры отвечают этому требованию лучше всего. Даже Crash Bandicoot 4: It’s About Time с его порой невыносимыми скачками сложности и безумно замороченными испытаниями на время позволяет расслабиться и перевести дух. Одно дело позлиться минуту из-за того, что ты завалил идеальный ран падением в пропасть. Совсем другое – впасть в экзистенциальный кризис от несправедливой судьбы героя очередного экшена или шутера.
Их приятно зачищать на 100% (или пытаться)
Другая, пожалуй, более субъективная особенность платформеров – они буквально созданы для комплиционизма. Сложно вспомнить игры жанра, которые ограничиваются банальным «беги из точки А в точку Б», в них всегда есть интересные и местами сложные дополнительные задачи. Собрать все кристаллы, перепройти уровень за определенное время, найти всевозможные секреты, пробежаться по знакомым локациям за других персонажей и так далее.
Можно возразить, что в каких-нибудь больших песочницах тоже навалом опциональных задач. Это верно, но, как по мне, в платформерах зачищать уровни приятнее и интереснее: за этим занятием еще сильнее проникаешься уважением к левел- и гейм-дизайну, получаешь кайф от совершенствования своих прыжков и скорости реакции. В то время как в больших современных экшенах стопроцентное прохождение зачастую сводится к абьюзу быстрого перемещения и монотонному вычеркиванию пунктов чек-листов – к исключительно механическим, искусственным действиям.
Мультяшная и стилизованная графика на современном железе – огонь
Одна из основных причин изначального появления платформеров и персонажей-маскотов – технические ограничения железа зари 3D. Проекты с претензией на реализм, конечно, были, но низкополигональные модельки выглядели гораздо лучше в виде различных антропоморфных зверей.
Примерно после появления Xbox 360 и PS3 разработчики освоили значительно возросшие мощности: играбельные человечки уже не смотрелись настолько топорно, игры стали выглядеть «как кино». Яркий пример такого развития – Naughty Dog: когда команда поняла, что может делать кинематографические боевики уровня Uncharted, то потеряла интерес к мультяшной серии Jak and Daxter.
Тенденцию легко понять и принять, но почти полное отсутствие больших 3D-платформеров на новых консолях и современных ПК – упущение. Просто посмотрите, как выглядит Ratchet & Clank: Rift Apart на PS5. Я сомневаюсь, что это предел возможностей консоли в мультяшной графике, и не думаю, что бюджет «Рэтчета» сравним с тем, сколько создавшая его Insomniac Games потратила на какого-нибудь «Человека-паука». А получилось все равно впечатляюще.
Платформеры редко становятся скандальными
В таких играх довольно простые, часто совсем безобидные сюжеты, позитивный настрой и общая «нейтральность» в хорошем смысле. Ничего такого, что могло бы с высокой вероятностью спровоцировать очередной невыносимый скандал на всех игровых форумах и в соцсетях.
Ни в коем случае не агитирую за то, чтобы все игры были травоядными – это было бы кошмарно скучно. Тем не менее платформерам без особых усилий удается не рушить мировоззрение геймеров и позволять всем спокойно, кхм, играть, а не устраивать недельные дебаты. И это хорошее качество.
Детям тоже нужны крутые игры
Недавно я задумался, какие игры можно посоветовать родителям, если их маленький ребенок (может, даже не подросток) хочет поиграть во что-то на компьютере или консоли. Полистал каталог основных онлайн-площадок и взгрустнул: для детей подходят в основном ретро-релизы, инди-игры и... очевидные Minecraft и Fortnite (последний – пожалуй, для подростков).
Получается несправедливая ситуация: пока взрослые бьются в экстазе от какой-нибудь Red Dead Redemption 2, детям достаются зачастую тоже классные, но не настолько большие, «полноценные» релизы. Это, конечно, не вина разработчиков игр с высоким возрастным рейтингом – они делают то, что продается, и не «душат» свои задумки в угоду рейтинговых агентств. Зато платформеры, опять-таки, легко решают конфликт интересов: у той же Ratchet & Clank: Rift Apart в России рейтинг «6+», но за все прохождение мне и в голову не пришло, что я играю во что-то «детское».
* * *
Надо сказать, изредка большие платформеры еще выходят – правда, почти всегда это «Марио» от студий Nintendo и для платформ Nintendo. Но я не теряю надежды, что потенциально успешный «Рэтчет» и, может, нормальная новая игра с Соником несколько изменят положение вещей. Пока этого не произошло – радуюсь тому, что есть.
Redfall – большой шутер от авторов Prey с зомби, роботами и кооперативом. Выглядит эпично
Трейлер «Сталкер 2»! Шутки про маслины, атмосфера – кайф, пушка, бомба!