Фанаты Mass Effect придумали гениальную теорию. Но разработчики ее опровергли!

Вот нелюди.

После релиза Mass Effect 3 в марте 2012 случился один из самых масштабных скандалов в истории индустрии: многомиллионная фанбаза серии, мягко говоря, осталась не в восторге от финала трилогии. Игроки не понимали, каким образом BioWare испортила сюжет и выпустила настолько слабое продолжение шедевральной (94 балла на агрегаторе Metacritic) Mass Effect 2.

Пытаясь рационализировать пережитый «кошмар фаната», геймеры придумали гениальное объяснение концовки игры – так называемую Теорию индоктринации. Она превратила откровенно бессмысленный финал в нечто гениальное и смелое, и впечатлила даже разработчиков.

Теория индоктринации обыгрывает самый интересный сюжетный ход Mass Effect

На протяжении всей трилогии разработчики постепенно обрисовывают угрозу Жнецов в полной мере. В первом Mass Effect они описаны как древняя раса машин, предположительно уничтожившая Протеан, самую развитую цивилизацию Млечного пути 50 тыс лет назад. В финале героям предстоит непосредственно сразиться с одним из Жнецов (правда, общественности его представляют как флагманский корабль другой, менее страшной расы синтетиков). В сиквеле капитан Шепард сотоварищи сражаются с Коллекционерами – как выясняется, переработанными Жнецами Протеанами, а в финале команда уничтожает Протожнеца – недостроенного Жнеца, созданного по подобию людей из них самих. В триквеле Жнецы наконец возвращаются из глубокого космоса и начинают истребление всех развитых цивилизаций Млечного пути.

На поверхности Жнецы – разумные машины с ужасающей огневой мощью. Но страшнее другая их функция – способность индоктринировать, то есть подчинять разум разумных существ. Индоктринированные люди (и не только они) могут выглядеть здоровыми внешне, но выполнять приказы Жнецов и постепенно терять чувство реальности – они, как правило, даже не осознают воздействие на собственную психику со стороны.

Более 50 скриншотов Mass Effect Legendary Edition. Стало лучше или хуже?

От индоктринации нельзя гарантированно защититься – достаточно даже косвенного контакта со Жнецами, чтобы постепенно сойти с ума. Шепард на протяжении трех игр несколько раз встречается с разными Жнецами и даже общается с одним из них, но при этом сохраняет здравомыслие. Или нет?

Согласно Теории индоктринации, Шепард все-таки поддался влиянию машин. Разные версии теории перечисляют собственный набор «опасных контактов», но вот основные:

  • Диалог Шепарда с Властелином (одним из Жнецов) в Mass Effect;
  • Сражение с Протожнецом в финале Mass Effect 2 и само пребывание на базе Коллекционеров;
  • Контакт с артефактом Жнецов в DLC «Прибытие» для Mass Effect 2;
  • Другие контакты с существами, подвергшимися полной индоктринации.

Таким образом Шепард, что логично, и сам постепенно оказался в ловушке Жнецов – это объясняет некоторые странности в Mass Effect 3.

На протяжении всей игры Шепард так или иначе взаимодействует с безымянным мальчиком в белой толстовке. Впервые протагонист встречает его в Ванкувере сразу после вторжения Жнецов: мальчик на секунду появляется в вентиляционной шахте, но исчезает, после того как герой на секунду отвлекается. При эвакуации Шепард видит, как один из Жнецов уничтожает шаттл, на который забрался мальчик.

Как включить оригинальную озвучку и русские субтитры в Mass Effect Legendary Edition

Позже парень продолжает мерещиться Шепарду в кошмарах, а в финале ИИ Цитадели использует внешний вид этого мальчика, чтобы общаться с Шепардом. Простое объяснение: герой переживает сильнейший ПТСР на почве чувства вины за судьбу человечества и галактики, а мозг машины по какой-то причине решает, что именно образ мальчика будет оптимальным для переговоров с капитаном.

У сторонников Теории индоктринации другая трактовка: «мальчик из Ванкувера» изначально существовал только в голове Шепарда – это аватар, созданный Жнецами для манипуляций сознания героя.

Теория индоктринации идеально сочеталась с изначальными концовками Mass Effect 3

Игроки были недовольны многими аспектами Mass Effect 3, но наибольшей критике подверглись последние полчаса игры. Шепард высаживается на Землю, чтобы добраться до луча Жнецов, который телепортирует его в сердце закрывшейся Цитадели (едиственного оружия, способного остановить вторжение). Когда полумертвый от ранений Шепард все-таки добирается до луча, он оказывается на Цитадели. Там ему предстоит финальный разговор по душам с давним товарищем Андерсоном (непонятно как там оказавшимся) и противостояние с другим знакомым, Призраком, уже поддавшимся индоктринации. Он пытается убедить Шепарда, что Жнецов следует не уничтожить, а подчинить своей воли – тогда человечество сможет стать главной силой в галактике.

В финале Шепард добирается до центра станции, чтобы активировать Горн – то самое секретное оружие, оставленное Протеанами. Капитана встречает ИИ станции в образе того самого мальчика и предоставляет на выбор три опции: Контроль (стать ИИ, способным управлять Жнецами), Синтез (пожертвовать собой, чтобы сделать всех существ галактики органическо-синтетическими гибридами) и Уничтожение (истребить все синтетические формы жизни и все механизмы в галактике, включая Жнецов).

После любого решения игроку показывают очень поверхностную и короткую кат-сцену, в которой Горн выпускает залп энергии, которая распространяется по всей галактике с помощью ретрансляторов массы (они при этом уничтожаются). Если игрок набрал достаточное количество «очков готовности галактики», то его ждала хорошая концовка, в которой «Нормандия» (без Шепарда) успешно улетает в неизвестном направлении, а в плохом сценарии корабль взрывается.

Легчайший тест по трилогии Mass Effect. Его пройдут даже те, кто играл десять лет назад

До выхода бесплатного DLC Extended Cut концовки глобально отличались только цветом залпа энергии (синий, зеленый или красный), за что получили народное название «Светофор». При любом раскладе Шепард трагически погибал на Цитадели, но только в хорошем варианте концовки Уничтожения игроков ждал сюрприз: после титров на секунду показывают лежащего в обломках Шепарда в броне, после чего раздается характерный вдох – такой, какой бывает у людей, только что пришедших в сознание.

Согласно Теории индоктринации, это значит, что только Уничтожение при достаточной готовности галактики – истинная концовка. Всю третью часть Шепарда якобы стараются склонить на сторону Жнецов, пытаясь расшатать его психику видениями с погибшем (или никогда не существовавшим) мальчиком.

Теоретики даже предполагают, что финальные минуты игры происходят в голове Шепарда – перед прыжком в телепортационный луч он чудом пережил залп Жнеца, уничтожающий все на своем пути. Логично предположить, что после этого Шепард очутился в индоктринационной коме, где ему предстояло дать финальный психологический отпор захватчикам. Если он выбирает Контроль или Синтез, то поступается своими идеалами и так или иначе принимает Жнецов, окончательно поддаваясь индоктринации. И только Уничтожение означает, что Шепард победил.

Авторы теории вполне допускали, что в финале концовки Уничтожения Шепард приходит в себя на Земле, то есть уже после этого он мог бы продолжить настоящую, а не выдуманную борьбу со Жнецами и, возможно, победить. Сторонники теории думали, что именно так начнется потенциальный Mass Effect 4.

Разработчики сломали теорию DLC и признались, что она «слишком умна» для них

Первые месяцы после релиза Mass Effect 3 фанаты, разочарованные бессмысленными концовками игры, утешали себя именно Теорией индоктринации – она объясняла все сюжетные дыры и превращала сценарий триквела из посредственного в гениальный. И тут в ситуацию вмешалась сама BioWare: после волны негативных отзывов разработчики принялись чинить концовки.

Летом того же года вышло бесплатное DLC Extended Cut («Расширенная версия»): в ней после каждой концовки показывалась серия слайдов, рассказывающая дальнейшую судьбу галактики (с учетом решений Шепарда, принятых на протяжении трилогии), а ретрансляторы взрывались только в Уничтожении (что логично), в то время как в других концовках они просто ломались.

Добавили и четвертую концовку Отказ, в которой Шепард после разговора с ИИ Цитадели отказывается использовать Горн и уходит, решая продолжить сражение со Жнецами своими силами. Понятное дело, война заканчивается победой синтетиков: в захороненном послании Лиара сообщает цивилизациям следующего цикла о неудаче и делиться информацией, необходимой для подготовки к следующему вторжению Жнецов.

Учитывая эти изменения, Теория индоктринации выглядела уже не так убедительно, но у нее все еще оставалось много сторонников. Только в начале 2021 года Крис Хеллер в интервью изданию TheGamer официально опроверг теорию.

«Теория индоктринации – очень интересная теория, но она целиком придумана фанатами. Хотя мы сделали некоторые части концовки довольно триповыми, потому что Шепард находится на грани смерти, и в словах ребенка [искусственного интеллекта] может быть какой-то скрытый смысл, мы никогда не проводили встречи, необходимые для заложения необходимого фундамента [этой идеи] в игре.

Мы были не настолько умны. Конечно, делайте моды, пишите фанфики [о Теории индоктринации] и наслаждайтесь всем подобным, потому что это классный способ интерпретировать игру. Но мы такого не задумывали. Мы этого не прописывали».

* * *

Даже спустя столько лет и после опровержения Теории индоктринации фанаты продолжают обсуждать концовку Mass Effect 3 и перспективы, которая она открывает. Сейчас BioWare работает над следующей частью серии, чьи события, судя по всему, развернутся уже после после войны со Жнецами. Там мы наконец узнаем, какой финал был каноничным и что произошло с галактикой на самом деле.

Mass Effect Legendary Edition – сплошная ностальгия. Я вспомнил, почему люблю эту серию

Первый Mass Effect наконец стал нормальной игрой – в Legendary Edition. Но теперь фанатам делают больно по-другому

+5
1 комментарий
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Фанатам не понравилась концовка со скупым выбором, после которого сразу шли титры, делая его эмоционально пустым, а не "испорченный сюжет". Сюжет на высочайшем уровне и только из-за запоздавшего финала, добавленного в DLC (что, безусловно, недопустимо), третья часть получила оценки на несколько пунктов ниже тех самых шедевральных у ME 2, что почему-то в превью опущено. Как и то, что они превзошли первую часть на обеих консолях, а низшая оценка - 89 баллов на ПК.
Мультиплеер был куда большей бедой игры. Те, кто использовал импорт сохранений, не имели больших проблем с заполнением боеготовности, однако новые игроки оказывались в трудной ситуации, особенно до выхода многочисленных DLC.
+2
0
+2
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости