В ремастер Mass Effect добавили омерзительный графический эффект. Он пришел в игры из кино
Вспышка слева, вспышка справа.
Трейлер Mass Effect Legendary Edition показал обновленную трилогию о Шепарде: BioWare внесли множество изменений в игры, в том числе освежив их графически. В ремастере будут улучшенные тени и освещение, более детализированные модели персонажей, намного более четкие текстуры и так далее... Но кроме этого авторы добавили еще и агрессивный графический эффект, который в оригинале не привлекал столько внимания.
Вы наверняка поймете, о чем речь, если посмотрите на скриншоты Mass Effect Legendary Edition. Их кое-что объединяет.
На каждом из 4 изображений визуально доминируют lens flare – блики на линзах. Это фотографический артефакт, который нельзя увидеть в реальности невооруженным взглядом, но возникающий при преломлении и рассеивании света в системе линз камер.
В отличие от многих других артефактов (например, вроде визуального шума при съемке ночью) от lens flare часто и не пытаются избавиться, а оставляют как художественный прием. Это легко объяснить: такие блики увеличивают динамический диапазон кадра (делают его контрастнее), добавляют драматизма происходящему и, при грамотном использовании, делают изображение как бы естественнее – ведь мы привыкли видеть lens flare на фотографиях и в фильмах, а без него «что-то не то».
Но применение искусственных бликов в «Mass Effect издание Legendary» уже вызывает опасение – авторы будто пытаются утопить этим эффектом довольно устаревшую (даже с новыми текстурами) графику трилогии. Местами изменения целиком меняют восприятие сцены. Например:
Получается, жнецы теперь приносят не смерть и разрушение, а хорошую погоду – даром что без двойных радуг?
Эффект был и в оригинальных играх – но намного реже
Справедливости ради стоит отметить, что lens flare был частью визуального профиля Mass Effect изначально. Другое дело, что в оригинальной трилогии блики использовались довольно умеренно, как правило, чтобы подчеркнуть действительно ослепляющие источники света вроде ядер ретрансляторов или глаз жнецов.
Lens flare встречается часто, но как правило лишь раздражает
Игроки слэшера Devil May Cry 5 на PS4 жаловались, что первое время в этой версии игры была странная цензура: голый зад героини закрыли гигантской фиолетовой вспышкой.
Авторы Killzone с этим эффектом совсем забыли о чувстве меры.
Да и серия Battlefield грешит злоупотреблением lens flare – видимо, часть «крутой эстетики» франшизы. А может, современные солдаты просто носят линзы и действительно так видят мир.
Хотя lens flare в виде вертикальных или горизонтальных линий часто наиболее раздражающий, к этому термину относятся и другие световые артефакты – например, круги и пятна.
В «Ведьмаке 3: Дикая Охота» так подчеркивают влажность окружения Геральта.
В Sonic Adventure 1998 года солнечные блики стали простым способом добавить небу деталей – тогда трехмерная графика еще была примитивной.
Впрочем, при правильном использовании lens flare действительно усиливают атмосферу картинки, а не конфликтуют с ней. Ниже примеры из Uncharted 2, Soulcalibur V, Lego Harry Potter: Years 5-7 и Infinity Blade II.
Раньше киноиндустрия презирала lens flare
Сейчас lens flare считается еще довольно модным эффектом: разработчики игр, например, делятся друг с другом гайдами и лайфхаками, как лучше всего добавлять блики в игры. А в середине XX века режиссеры, наоборот, считали признаком профессионализма (и хорошего вкуса) фильмы, снятые целиком без неестественного преломления света в объективе. Этого достигали сложными манипуляциями с фокусом и техникой, а также съемкой в полностью контролируемых студийных помещениях.
Посмотрите «Гражданина Кейна» или «Звуки музыки» и обратите внимание, насколько чиста и натуральна там картинка. Это – результат огромных трудов и мастерства съемочной команды.
«Гражданин Кейн»
«Звуки музыки»
Таких стандартов придерживались примерно до конца 60-х, а затем в кино случилась очередная революция.
Lens flare стал трендом, а сейчас уже всем надоел и считается дурным тоном
Идеально выверенные кадры уступили более «искренним» работам постановщиков, которые не стеснялись случайно пойманного lens flare, а наоборот, гордились тем, что не бросились из-за него переснимать дубль. Яркий пример – «Хладнокровный Люк» Стюарта Розенберга, вышедший в прокат 1967 году. Режиссер не избегал артефакта, а старался обыграть его композицией кадра и подчеркнуть «достоверность» своей работы.
Спустя несколько десятилетий, примерно в начале XXI века, тренд ушел в крайность: lens flare не просто перестали стыдиться, а начали добавлять в кадр искусственно на этапе постпродакшена. В частности, так делали режиссеры фильмов с использованием CGI, чтобы замаскировать искусственность картинки. Так было в фильмах вроде «Парка Юрского периода» и «Инопланетянина». Логика простая: если зритель видит такие блики, значит, охотнее верит в происходящее, даже если в кадре присутствуют внеземные формы жизни или динозавры.
В 2010-е lens flare достигли пика и превратились из модной фишки в раздражитель. Больше всего в злоупотреблении эффекта обвиняют режиссера Джей Джей Абрамса, особенного его перезапуск «Звездного пути» 2009 года. Тут и говорить нечего – достаточно просто увидеть:
Теперь вы не сможете спокойно смотреть такие фильмы.
* * *
Lens flare – далеко не единственный кинематографический эффект постобработки, который ненавидит значительная часть геймеров. К ним относятся еще как минимум размытие в движении и хроматическая аберрация. Их практически всегда можно просто отключить в настройках – и хочется верить, что и с агрессивными бликами в Mass Effect Legendary Edition будет такая же опция.
Например, на скриншоте с Тейном (зеленый чувак) совершенно не к месту.