Обзор Xbox Series X: игровые PC больше не нужны
Стас Погорский провел с консолью неделю.
С консолями Microsoft я знаком лично еще с первой модели Xbox 360, поэтому наблюдать за положением бренда в последние годы было тяжело: оригинальный Xbox One совершил много серьезных ошибок и сильно уступил главному конкуренту. В то время как продажи PS4 превысили 112 миллионов консолей, Xbox One разошлась тиражом приблизительно 50-60 миллионов штук – Microsoft давно перестала делиться официальными показателями. Вышедший в 2017-м Xbox One X частично выправил ситуацию, но отставание было уже слишком велико.
Теперь, когда пришло время очередной смены поколений, Xbox может взять у PlayStation реванш. Потому особенно важно, чтобы новые Xbox Series X (стоит 45990₽ и рассчитана на гейминг в разрешении 4K) и Xbox Series S (бюджетная модель за 26990₽ для тех, кому достаточно 1080p или 1440p и не нужен дисковод) получились удачными во всем.
Xbox Россия предоставила на обзор именно флагманскую модель Series X, так что о ней и пойдет речь.
Необычный монолитный дизайн вписывается куда угодно
Первое впечатление от реальной консоли – сразу после распаковки, о которой я писал отдельно – производит ее внешний вид, материалы, вес и прочие физические свойства.
Внешне Xbox Series X – самая необычная домашняя консоль, наверное, со времен кубического Nintendo GameCube. Это действительно один большой монолит высотой 30 см и весом 4,5 кг. Корпус выполнен в виде правильного параллелепипеда – его можно положить на бок и поместить в стандартные ячейки телевизионных тумб под технику, но консоль либо не влезет, либо будет выглядеть неуклюже. В частности из-за несъемной подставки и неповорачивающегося логотипа на кнопке включения.
Логичнее поставить устройство вертикально, да и горячий поток воздуха, предположительно, так будет выходить через верхнюю часть эффективнее. Нет, Series X не будет нагреваться сильнее в горизонтальном положении, но так за долговечность устройства переживаешь меньше.
Из-за такого формфактора многие наверняка столкнутся с проблемой размещения консоли. Я в итоге просто поставил ее за телевизор, чтобы иметь доступ к дисководу и кнопкам. Смотрится лучше, чем я ожидал:
Корпус сделан из того же материала, что и у One X: мгновенно собирает отпечатки, хотя в обычном использовании у вас не будет повода лапать консоль. Я специально неделю не протирал грани, чтобы посмотреть, сколько пыли они соберут в недавно убранной комнате. Результат на фото ниже, сделанном в агрессивном ночном режиме iPhone. В реальной жизни (фото выше) это почти не заметно.
К слову, когда я вставлял флэшку в передний USB-разъем, обнаружилась неожиданная фишка консоли – ее прорезиненная подставка фиксирует положение настолько хорошо, что даже усилием корпус тяжело сдвинуть в сторону, не приподнимая.
В целом дизайн Series X по-хорошему минималистичный – сложно представить интерьер, в который консоль не впишется, главное придумать, куда ее поставить. Единственная яркая деталь корпуса – вогнутая вентиляционная решетка сверху, которая будто бы светится ярко-зеленым изнутри, хотя это просто покрашенный пластик внутренней части отверстий. Зеленый круг радует каждый раз, когда проходишь мимо телевизора, а во время игры не отвлекает, потому что его не видно.
Интерфейс консоли практически идентичен Xbox One
Мой переход на Series X прошел так: утром я немного поиграл на One X, а днем получил новую консоль и пересел на нее. Получился очень нетипичный для консолей опыт: по большому счету, ничего не изменилось. Буквально несколько недель назад Microsoft выпустила очередное масштабное обновление для Xbox One с новым дизайном меню и магазина, а также ускорением работы его элементов. Твист в том, что практически та же система установлена на Xbox Series X и S.
(Series X не дает скриншотить меню, так что держите официальное изображение)
Сложно назвать это недостатком, ведь пользоваться текущей ОС консоли удобно, а на новом железе все летает. Просто при покупке новой игровой системы ожидаешь какой-то кардинально новый опыт во всем, а тут он разве что качественно лучше, значительно лучше. Первые ощущения от Xbox Series X такие, будто установил чистую Windows 10 на новое игровое железо. При желании, кстати, можно восстановить резервную копию с предыдущей консоли, тогда переход будет совсем бесшовным.
Начальная настройка системы производится так: пока консоль качает обновление, через приложение для смартфона можно выбрать все от профиля до опций приватности.
Еще одна полезная интеграция приложения: при захвате скриншотов или клипов в играх – процесс, кстати, стал намного быстрее и удобнее – можно поделиться ими с помощью телефона. Либо с самой консоли, по-старинке – как вам удобнее.
Приятная фишка: можно запустить музыку в приложении Spotify на консоли, открыть какую-нибудь медитативную игру вроде Forza Horizon 4 и играть под собственный саундтрек. Треки переключаются в боковом меню, баланс громкости между Spotify и игрой настраивается отдельным ползунком. Также можно управлять плейлистами с телефона.
И больше о самих меню сказать особо нечего: все очень быстро, довольно эргономично, красиво. Единственная замеченная странность: если на консоли запущена любая игра, то скорость загрузки программ и игр в очереди падает до смешных 20 мбит/сек – в иных условиях Series X тянет из моего гигабитного интернета около 250 мбит/сек по воздуху, что чуть-чуть больше того же показателя на One X.
Да, для хранения игр из терабайта внутреннего сверхскоростного SDD доступно всего 802 Гб. Еще около 900 Гб можно получить благодаря проприетарной карте расширения стоимостью около 20 тысяч рублей. Ее я покупать пока не планирую: игры скачиваются и устанавливаются достаточно быстро, чтобы их не складировать. В крайнем случае можно использовать внешний HDD для игр по обратной совместимости – даже на таком накопителе они будут грузиться быстрее, чем на Xbox One X.
Играть на Series X кайфово – хочется делать это как можно чаще
Хотя отсутствие чувства новизны в программном плане немного расстраивает, есть и однозначный плюс: обратная совместимость. На Series X доступны тысячи игр с Xbox One, сотни с Xbox 360 и десятки с оригинального Xbox. Также полностью поддерживается периферия предыдущего поколения от геймпадов – у меня как раз остался второй контроллер от One X – до нишевых гаджетов вроде музыкальных инструментов от Rock Band.
Игры по обратной совместимости ощущаются по-новому. До перехода на новую консоль я допроходил Assassin’s Creed: Odyssey – игру, улучшенную под One X (на которой я играл), но не оптимизированную под Series X. На ее примере даже исключительно железный апгрейд кардинально меняет игровой опыт.
Во-первых, игра на Series X выглядит лучше: динамическое 4K-разрешение полностью или почти полностью залочилось на максимальном значении, а текстуры стали смотреться немного лучше из-за дополнительной фильтрации. Во-вторых, просадки FPS исчезли полностью. В-третьих, теперь игра грузится из меню в разы быстрее, а быстрое перемещение из одного конца Древней Греции в другой занимает не больше 6-8 секунд.
Ночью обнаружилась еще одна киллер-фишка: Xbox Series X практически бесшумен. Что шокирует, поскольку One X и так редко был слышен, особенно если сравнивать с PS4. Но та же Odyssey ночью заставляла предыдущую консоль заметно гудеть, а с новым железом этого не происходит даже после многих часов беспрерывной игры.
Не исключаю, что какие-то будущие игры заставят Series X подать голос, либо она просто постепенно забьется пылью – за неделю проверить это невозможно. Скажу лишь, что сейчас играю в некстген-версию одного грядущего крупного релиза и даже с ним система охлаждения остается практически бесшумной. И греется при этом не сильнее той же One X, максимум до уровня «довольно тепло».
Самая громкая операция с консолью – установка игры с диска, но это, разумеется, происходит редко и длится около 10 минут.
Функция мгновенного возобновления игр – настоящий некстген и революция
Вот чем я пользуюсь постоянно, так это новой функцией Quick Resume. На Xbox One можно было возобновлять прохождение одной игры с того же момента, где вы остановились, но фишка работала ненадежно и хранила в памяти только одну игру. Здесь же сохраняется 4-7 игр в зависимости от их сложности и работает практически без ошибок.
Скажем, вы проходите какую-то большую сюжетную игру вроде «Одиссеи», но иногда делаете перерыв на что-то более чилловое а-ля Dead Cells. На Series X переключение занимает около пяти секунд и прогресс в играх действительно не сбрасывается – магия! Что особенно круто, функция работает даже при полной перезагрузке консоли и сэкономит тысячи бесценных секунд жизни за несколько лет.
Другой актуальный для Quick Resume кейс – использование одной консоли на семью. То есть теперь дать кому-то полчасика побегать во что-то гораздо проще и даже не нужно «добежать, чтобы сохранилось». Единственный нюанс: консоль пока не умеет хранить в памяти несколько сессий одной и той же игры, так что внутри них придется переключать сохранения и профили вручную.
Пока под Quick Resume продолжают оптимизировать часть игр: где-то она еще не поддерживается, в единичных случаях ведет себя некорректно. Онлайн-игры, понятное дело, с этой функцией плохо сочетаются, поскольку вас все равно выкидывает с сервера после долгого простоя.
Что по играм?
У обеих Xbox Series намечается довольно странный запуск, поскольку единственный консольный лонч-эксклюзив от Xbox Game Studios – Halo Infinite – перенесли на 2021 год. Получается, первые покупатели консоли будут играть в основном в те же игры с Xbox One, но с максимальным комфортом, а также в оптимизированную под Xbox Series платформу.
В моем случае основной игрой оказалась Assassin’s Creed: Odyssey и еще пара тайтлов, о которых я не могу говорить еще несколько дней. Их сложно назвать настоящим некстгеном, но я окончательно потерял желание собирать игровой PC – настолько удобно и приятно играть в мультиплатформу на Xbox Series X.
• Watch Dogs: Legion – пока без обновления с рейтрейсингом, но зато избавилась от просадок FPS и стала сильно быстрее грузиться.
• Destiny 2 на Xbox Series X летает и без патчей, больше не нужно ждать 1-2 секунды при загрузке окна инвентаря, а полеты между планетами занимают раз в 5 меньше. Да, это тоже без некстген-патча.
• Gears 5 уже обновилась и выглядит чуть лучше, чем PC-версия на максимальных настройках. Почти полное 4K, 60 FPS в компании и до 120 FPS в мультиплеере – кайф.
• Yakuza: Like a Dragon тоже получила оптимизацию – это не некстген-проект, но очень фановая jRPG с безумными мини-играми вроде мемного караоке. Работает в стабильных 4K при 30 FPS (или 1440p при 60 FPS), грузится практически мгновенно.
• «Ведьмак 3: Дикая Охота» сейчас дает очень необычный опыт: быстрое перемещение в игре происходит быстрее, чем появляется экран загрузки, из-за чего возникает небольшой графический баг.
• 9 Monkeys of Shaolin – новый beat-‘em-up от российской студии Sobaka на Xbox Series X запускаться отказался. Мизерная часть игр по обратной совместимости на платформе сейчас недоступны, и чтобы это исправить, разработчикам придется выпустить патч. Хотя есть шанс, что проблема уйдет с очередным системным обновлением: Microsoft предупредила, что сейчас ОС Series X близка к финальной, но ее будут дорабатывать вплоть до старта продаж (и, конечно, после).
В общем, в ближайшее время Series X действительно будет даже слишком мощной машиной для игр по обратной совместимости и мультиплатформы. Хотелось бы более яркого запуска поколения, но теперь я, по крайней мере, смогу немного разгрести бэклог и сделать это с ощутимым удобством.
Тем, кто раньше с Xbox не связывался, будет достаточно оплатить подписку Game Pass с сотнями хороших и десятками отличных игр (DOOM Eternal, Mortal Kombat X, Gears 5, много Halo, Destiny 2, а в будущем все игры от Bethesda и S.T.A.L.K.E.R. 2) – это все еще главное конкурентное преимущество Xbox как платформы и экосистемы. Особенно в мире, где новые большие игры иначе стоят почти 6 тысяч рублей.
Нужно ли менять телевизор под консоль?
Лучше подождать хотя бы год – будет виднее.
Для Series X однозначно стоит купить 4K-дисплей – если вы до сих пор играете в 1080p и не планируете обновляться, то стоит присмотреться к более дешевой Series S с более слабым железом и без дисковода.
Самая разрекламированная фишка некстгена – 120 FPS – пока остается скорее номинальной. Такой режим есть в Dirt 5, Gears 5 и Ori and the Will of the Wisps: в первой ради этого сильно режется графика, второй игре больше года, а третья – двухмерное инди, пусть и очень красивая. Нет причин полагать, что в будущем режим 120 FPS появится в большом проценте релизов – скорее всего, это будет нишевая фишка для инди, шутеров и гонок.
Если у меня будет выбор, то я всегда выберу в игре режиме не 120 FPS, а 60 FPS. Очевидно, что телевизоров с поддержкой вывода изображения 120 Гц в разрешении 4K пока очень мало, а потому разработчики не будут уделять этой опции достаточно внимания.
Другое дело – выбрать модель с честным HDR и поддержкой технологии VRR, которая сгладит небольшие рывки в производительности игр. Это тоже довольно новая фишка, которая встречается не у каждого дисплея, но она имеет больше смысла, чем 120 Гц.
А что с геймпадом?
В целом он поменялся не так сильно, как у PS5, да и вообще можно играть со старым контроллером (комплектным или сторонним), либо подключить свой любимый Xbox Elite Controller – игры их полностью поддерживают.
О том, что изменилось в стандартном геймпаде Xbox Series X и S, я рассказал отдельно.
* * *
Пускай Xbox Series X осталась без эксклюзивной стартовой линейки и не привнесла никаких кардинально новых фишек кроме Quick Resume, это все равно потрясающе продуманное игровое устройство. Тихое, мощное, компактное, с огромной библиотекой игр прошлых и безумно выгодным Game Pass. Словом, настоящий антикризисный некстген.