Почему ругают сюжет The Last of Us 2
И почему критика преимущественно необоснованна.
The Last of Us 2 ожидаемо вызвала яростные споры игроков, критиков, блогеров и вообще всех причастных к игровой индустрии. На момент написания материала средний балл игры на Metacritic составляет на 95 из 100, а вот пользовательская оценка держится на ужасающей отметке в 3,4 балла из 10. 7,5 тысяч пользователей поставили оценку (в большинстве случаев, категоричные «0» или «10») почти 30-часовой игре, вышедшей сутки назад в Новой Зеландии и еще позже в Европе и России. Это классический случай ревью-бомбинга – флэшмоба, когда пользователи массово топят среднюю оценку игры из-за недовольства каким-то связанным с ней событием или фактом.
Конкретно TLOU 2 разносят за отдельные сюжетные моменты: кто-то увидел что-то на стримах, другие увидели апрельские слитые кадры раннего билда игры, третьи просто впечатлились текстовыми пересказами, зачастую искаженными до абсурда.
Так что на самом деле происходит с игрой и заслужила ли она такой гнев? Разберем распространенные претензии по пунктам и без прямых спойлеров – разве что затронем концовку оригинальной The Last of Us.
Сиквел изначально был лишним
Первая «Одни из нас» закончилась сильнейшей сценой. Джоэл отказывается жертвовать Элли ради шанса создать вакцину от кордицепса (зловещего гриба, превращающего людей в зомби) и забирает ее прямо из операционной, убивая старшего хирурга. Когда Элли приходит в сознание, Джоэл врет ей, что она не единственная с иммунитетом и лекарство благодаря Элли создать не получится.
Хотя концовка была открытой (распознала ли Элли ложь Джоэла?), история ощущалась завершенной. Нил Дракманн исчерпывающе показал серую мораль человека и заставил игрока сопереживать герою, который в итоге объективно оказался редкостным гадом, поставившим свои чувства выше судьбы всего человечества. Добавить тут было нечего.
Поэтому само существование «Части II» воспринимать сложно. С одной стороны, это скорее самостоятельная история в первую очередь о цикличности насилия и том, что в жизни не бывает героев и злодеев – похожий на первую игру посыл, раскрытый совершенно по-другому. С другой стороны, это именно сиквел, в котором Элли и Джоэл все еще в центре истории, берущей начало из событий оригинала.
Неоднозначное позиционирование стало искрой, которая разожгла недовольство тысяч людей. В сюжетном плане TLOU 2 – совершенно другое произведение, которое плохо вяжется с любыми ожиданиями в контексте первой игры, но использующее при этом любимых героев. И отсюда произрастает вторая, основная претензия.
Нилу Дракманну плевать на чувства фанатов
Хочется сравнить The Last of Us Part II с фильмом «Звездные войны: Последние джедаи», фанатские ожидания в ней в основном идут вразрез с происходящим на экране. Но «Джедаев» снял режиссер, раньше не имевший отношения к серии, поэтому фильм будто пинает священную корову шутки ради. А вот у Нила Дракманна было полное моральное право делать с The Last of Us все, что ему захочется, поскольку он придумал этот мир и персонажей. При создании оригинала его партнером был Брюс Стрейли, покинувший Naughty Dog после выхода Uncharted 4, но именно Дракманн вынашивал прототип The Last of Us еще со студенческих годов. Это его личный проект мечты и больше ничей.
Поэтому Нил Дракманн никому ничего не должен, как и Джордж Лукас не обязан был делать приквелы «Звездных войн» похожими на оригинальную трилогию. Если бы игры делались под запросы игроков, индустрия бы пребывала в стагнации. Кажется, когда игры получаются «беззубыми», это никому не нравится – так в чем дело?
Дракманн издевается над персонажами
Да, в The Last of Us Part II и Элли, и Джоэлу приходится, мягко говоря, не сладко – они страдают прямо как обычные люди, их мучения не украшены героизмом или пафосом, о них не слагают легенды. Но в этом-то и суть дилогии: она о простых людях, которые с переменным успехом проходят через всякое дерьмо, потому что иначе никак. Непонятно, как их судьбы в сиквеле могут расходиться с чьими-то ожиданиями, поскольку даже первая игра делает акцент на смертности, уязвимости, неидеальности каждого центрального персонажа. Там Элли была еще относительно наивным и невинным подростком, что немного смягчало тон повествования. В сиквеле она уже взрослая, у нее свои травмы и тараканы в голове.
Можно было бы понять такую претензию, если бы Naughty Dog вдруг выпустила Uncharted 5, в котором Нейтан Дрейк неожиданно запил и теперь едва перелезает через ограду закрытого супермаркета, чтобы стащить ящик пива со склада. Вот это было бы издевательством над персонажем – хотя посмотрите мне в глаза и скажите, что такой твист не вызвал у вас хотя бы небольшой интерес.
Вот этот герой сделал то-то и то-то нелогично. Где мотивация?
Люди вообще очень иррациональные существа, порой импульсивно совершающие самые странные поступки. Придирки к конкретным действиям конкретных персонажей в The Last of Us 2 звучат как «он поступил нелогично», хотя на самом деле подразумевают «он поступил не так, как я хотел, чтобы он поступил». Снова злая шутка обманутых фанатских ожиданий, идеализирующих персонажей и лишающих их человеческой, несовершенной натуры.
Когда вы находите дыры в логике, попробуйте, наоборот, найти произошедшему объяснение – в TLOU 2 это всегда возможно. Критика последовательности сценария имеет смысл, только когда слова или поступок персонажа ощущаются чужеродными в контексте всего остального. Такие дискуссии интересны, но для участия в них все-таки все-таки нужно пройти игру, а не прочитать нанопересказ отрывков сюжета в чьем-то комментарии или твите.
Меня заставляют делать то, что мне не нравится
Да – и это оправдано. «Одни из нас: Часть 2» не претендует на жанр RPG – это полностью линейный экшен, в котором вы отыгрываете не себя, а управляемую вами героиню. Совершенно нормально в какие-то моменты чувствовать отторжение от нее – было бы странно полностью разделять позицию сломленных и глубоко травмированных персонажей. В большинстве тяжелых сцен вас заставляют не просто наблюдать за происходящим, а эти самые мерзкие действия совершать – это тоже часть авторской задумки, даже (особенно) когда вы делаете что-то против своей воли.
Тут вас лишают власти над происходящим (подходящий англоязычный термин – agency) и не дают быть «лучше всех на свете». Мало какие игры так делают, потому что геймеры очень не любят дерьмово себя чувствовать во время развлечения. Мы хотим быть героями, умиляться, смеяться, а не страдать. В «Одни из нас: Часть II» все наоборот.
Такие игры действительно не для всех, их даже можно назвать нишевыми. Справедливости ради, TLOU 2 дает знать о своей отталкивающей сущности каждым трейлером, скриншотом, интервью с разработчиками. Даже по обложке игры предельно очевидно, что она будет какой угодно, но точно не «приятной и воодушевляющей».
Элли сделали лесбиянкой, сюжет про ЛГБТ – все ради повесточки!
Как бы вы ни относились к ЛГБТК-людям, в The Last of Us Part II это тема далеко не центральная. Да, Элли лесбиянка (что было показано еще в дополнении «Оставленные позади» к первой игре) в отношениях с бисексуалкой Диной. В игре есть еще как минимум один примечательный персонаж, относящийся к квир-людям, но у него эпизодическая роль и это не тот, о ком вы могли подумать из мемов по игре и искаженных пересказов сюжета. Сексуальная идентичность Элли акцентируется даже меньше, чем чувства Нейтана к Елене в Uncharted 4. В постапокалиптическом мире всем наплевать, кто с кем спит (удивительно, правда?) – и даже этот посыл никак не выделен.
И феминизма как такового в игре нет. Среди ключевых персонажей примерно поровну мужчин и женщин, никакого акцента на гендерную принадлежность в их словах, поступках или статусе нет. Часть недовольных игроков возмутило, что одна из героинь очень накачанная, а другая не бреет подмышки. В первом случае вам даже дают контекст, почему и как девушка добилась такого телосложения. Вторая претензия просто поразительна – ну да, наверное, рожденные в разрушенном мире женщины и усы особенно часто не отбеливают. И, скорее всего, даже не знают о такой процедуре.
Феминизм? Нет, логика.
Сюжет игры скучный/неизобретательный/примитивный
Пересказ истории первой «Один из нас» (кстати, читайте и смотрите наш пересказ, если еще не успели!) тоже похож на невыразительный набор клише постапокалиптических фильмов и зомби-жанра в целом, но игру полюбили миллионы. Потому что в случае с ней, как и с сиквелом, все решает подача и режиссура – «Часть II» сохранила их примерно на том же уровне. Даже на бумаге здесь поднимаются и раскрываются интересные темы: природа насилия, трайбализм, одержимость, психологические травмы, самосаботирование и не только. Это точно не пустышка.
Ну и скучной игру тоже объективно назвать нельзя – иначе не было бы таких яростных споров, не было бы ревью-бомбинга, не было бы и этой статьи.
* * *
У нас много разных материалов про The Last of Us 2:
• Обзор The Last of Us 2. Эта игра – причина простить 2020 год
• Боевая система и прокачка The Last of Us 2: так хорошо, что забываешь про сюжет
• 12 советов перед прохождением The Last of Us 2: как получить максимум от игры
• The Last of Us 2 – самая красивая игра поколения. Доказываем скриншотами с обычной PS4
• Сравнение графики The Last of Us 2 на PS4 и PS4 Pro – ощутима ли разница?
Одного этого в любой из игр (не только в этой) достаточно, что бы большинство геймеров не получало удовольствия от игры в нее, но если игра еще и расхайплена (как сабж), то, естественно, это большинство не просто не будет в нее играть, но еще и помидорами закидает. Так в чем нелогичность низких оценок от геймеров в свете этого?
UPD а обвинять голосующих пользователей во флешмобе и "ничегонепонимании" ничуть не лучше и не правильнее, чем чем обвинять различных игрожуров в продажности и заказных рецензиях, думаю, намек весьма понятен?
Шедеврально, просто олицетворение иронии, ни прибавить, ни убавить. Сочетание фраз "Я художник, я так вижу", "Не нравится, не покупай" и конечно же "Ваши ожидания ваши проблемы". Наверное этим руководствуются "эффективные менеджеры" из крупных игровых компаний, когда пихают везде всё то, что им взбредёт в голову, а если "пипл не хавает, то они хейтеры и вообще не под ваши запросы делались". Близзард с халтурой и ложью о Warcraft:Reforged, EA с лутбоксами в Star wars Battlefront 2 и боевыми феминистками во время второй мировой в Battlefield 5, BioWare со своим Anthem и Андромедой, Ubisoft со своим конвейером ассасинов и фаркраев, вот это вот всё вообще не стагнация.
Ещё более комичным данное утверждение становится, если вспомнить что Игры и прочие Развлечения (особенно ААА-класса) создаются далеко не ради искусства и из видения одного человека, а большими командами ради прибылей крупных корпораций и за огромные деньги, а спрос большинства и создаёт предложение в капиталистическом обществе, а не производитель диктует потребителю, что он должен хотеть и потреблять.
С одной стороны утверждать, что игрожурам и различным площадкам выставляющим оценки ничего не платят, а с другой, называть большинство голосующих пользователей предвзятыми и необъективными, это так профессионально (сарказм). А на счет развернутых рецензий, ну так это ваша работа, еще бы их не было.
Еще раз, что бы не было недопонимания, я не о вашей рецензии на игру говорю сейчас (она развернута и, хоть и спорна, но это ваш личный взгляд), я говорю о вашей попытке объяснить сложившуюся ситуацию путем обвинения геймеров (первый абзац статьи), и это подается как некая непреложная истина.
третьей части не будет, потому что никто больше не поведется, игра - конфета с говном, красивая обертка и содержимое из фекалий