Обзор Gears Tactics. XCOM для жестоких модников
Как Капитан Америка, Солид Снейк и Железный человек с Саранчой воевали.
Серия стратегий про инопланетное вторжение XCOM никогда не была мне близка, но вот в шутеры Gears of War я играю еще с Xbox 360. Поэтому неожиданный тактический спин-офф серии Gears Tactics с анонса вызывал у меня осторожный интерес. Запускал игру я с открытым сердцем, но понятия не имел, чем она может зацепить.
Интриговало то, что Tactics вписана в канон основной серии. Ее действие разворачивается спустя год после начала войны людей с неизвестно откуда появившейся расой Саранча – то есть после шутера Gears Tactics, но за 40 лет до новейших частей серии. Протагонист игры, лейтенант Гейб Диаз – отец Кейт, ключевой героини Gears 4 и 5, так что события Tactics еще наверняка обыграют в неизбежной Gears 6. Впрочем, пересказывать сюжет я все-таки не стану: нефанаты не поймут, а поклонникам лучше все-таки испытать как минимум один большой твист лично.
Пока я ожидал раскручивания сюжета, Gears Tactics удивила другим – кастомизацией персонажей. Тут есть несколько ключевых героев вроде Гейба и его сослуживца Сида, смерть которых обернется геймовером, а в остальном отряд заполняют случайно сгенерированные (и смертные) рекруты, как в XCOM. Настраивать экипировку можно у всех, но болванчикам позволяют еще и менять прическу и небритость, надевать повязку на глаз и придавать уникальности другими штрихами.
Тем, кто пришел в Tactics из XCOM, эта система вряд ли покажется важной. В первые минуты я тоже не придавал ей значения, пока не осознал, что авторы наконец дали мне возможность выкачать (почти) всю маскулинность и пафос из серии, буквально живущей ими. В моем отряде быстро появился жесткий дресс-код: обязательное ношение брони в ярких цветах, оружие – только хром ярко-красного цвета с принтом из звезд.
Своей снайперше я поручил закосплеить постаревшего Снейка из Metal Gear Solid 4 (кислотно-фиолетовая броня и накладная небритость – авторский штрих), а другого бойца превратил в собирательный образ рок-звезды 80-х. Спустя несколько десятков миссий он умер, его место заняла новенькая – тоже с рыжим париком и накладными усами, но в броне Железного человека. Самому Гейбу тоже досталось: у меня он выглядит то ли как Капитан Америка, то ли как Дядя Сэм. И вообще похож скорее на профессионального клона без парика и грима, чем на военного.
Кроме шуток, кастомизировать можно и функциональные части экипировки. Вид оружия у каждого бойца предопределен (пехота с автоматами, снайперы, тяжеловесы с пулеметами, разведчики с дробовиками), но вот части оружия настраиваются. За выполнение миссий можно получить, например, дуло с повышенным уроном или уникальным перком, либо, скажем, эпические штаны с дополнительным здоровьем. Кроме того у персонажей есть ветка с прокачиванием активных и пассивных умений – уровни качаются медленно, жетоны на сбор очков попадаются редко, так что лучше продумывать билды с умом.
Epic Games показала геймплей на Unreal Engine 5. Это эпичнее, чем анонс новых игр
Как оказалось, вложился (по времени и эмоционально) в легенду своих бойцов я не зря. Сюжет Gears Tactics размазан тонким слоем по примерно 20-часовой кампании, так что придуманный мной нарратив скрашивал прохождение в моменты, когда события почти не развивались. Происходило такое часто.
Миссии в игре бывают нескольких видов и отличаются как количеством бойцов (где-то можно взять только одного или двух, в большинстве позволена команда из 4 человек), так и задачами. Игроку нужно либо прорваться с боем до определенной точки, либо вызволить пленников из пыточных камер (после чего их можно завербовать), либо удерживать определенные точки на карте, либо собирать ящики с боеприпасами на постоянно уменьшающейся из-за бомбардировок карте. Побочные миссии односложны, а вот сюжетные обычно сочетают сразу несколько целей, там же бывают редкие битвы с боссами вроде знакомого фанатов Брумака.
В моей версии идеального мира Gears Tactics бы проходилась часов за 7 и состояла сплошь из сюжетных заданий: с кинематографическими катсценами (почти как в «больших» Gears) и предвкушением сюрпризов. В реальности такие эпизоды сильно разбавлены промежуточными заданиями-филлерами. В них не происходит ничего интересного, но пропустить такие миссии нельзя.
И когда сюжет в очередной раз уходит на паузу, Gears Tactics развлекает только своими механиками и оказывается не самой скудной стратегией. Геймплей действительно списан с XCOM: во время вашего хода бойцы перемещаются по полю битвы, прилипают к укрытиям поблизости, стреляют, используют способности. На все тратится разное количество очков действия – изначально у каждого бойца их три на ход, но можно получить бонусы за пассивные перки или, например, казнь врагов. Кстати, Tactics адаптировала фирменную расчлененку серии: Саранчу тут можно распилить на куски лансером и проткнуть штыком, при критических попаданиях и взрывах монстры разлетаются на сочные мясные ошметки.
Разнообразия происходящему добавляет приличный бестиарий: тут два-три десятка врагов, есть даже новые монстры вроде накачанных газом чуваков, швыряющих бойцов поблизости в разные стороны. Также у миссий бывают модификаторы: например, определенные виды врагов наносят больше урона, либо ваши бойцы получают возможность передвигаться на большие расстояния. Главное шоу, как и в XCOM – стрельба с процентным шансом попадания. У меня почему-то чаще всех мажет снайперша, и делает это исключительно в ответственные моменты, но в остальном система работает относительно честно.
В остальном Gears Tactics довольно обычная, я бы даже сказал ровная игра. На стандартном (не минимальном) уровне сложности она позволяет почувствовать себя не совсем дурачком, но наказывает только за серьезные просчеты – например, когда три раза подряд промахиваешься в упор, вместо того чтобы отступить в укрытие. При этом придумывать хитроумные комбо, правильно подбирать бойцов для каждой миссии и просчитывать каждый клик имеет смысл на максимальной сложности.
* * *
Gears Tactics подходит и для расслабленного гейминга, и для хардтрая – и так, и так она по большей части показывает себя с хорошей стороны. Главное, не проходить игру наскоком, чтобы репетитавность миссий не превратилась из-за терпимого раздражителя в серьезную проблему.