5 игр, поссоривших критиков и игроков. Кто прав?
Мнения разошлись.
Игры можно оценивать по техническим параметрам вроде производительности, продолжительности или количества багов, но в целом это такие же субъективные произведения, как и, например, фильмы. Поэтому неудивительно, что мнения геймеров и игровых критиков не всегда сходятся, а иногда полностью противоречат друг другу. И мы говорим даже не о случаях ревью-бомбинга, когда оценку определенной игры массово занижали из-за какого-то скандала.
Sports.ru вспомнил 5 игр, оценки которых вас только запутают.
Dragon Age 2
После релиза шедевральной Mass Effect 2 в начале 2010 года BioWare не смогли отдохнуть. Electronic Arts срочно требовался какой-нибудь крупный релиз для красивых цифр в финансовых отчетах, так что почти всю канадскую студию бросили на ускоренную разработку Dragon Age 2. Первая часть серии, Origins, отличалась нелинейностью, просторными локациями и масштабом – и в сиквеле фанаты ожидали развитие формулы. Вместо этого Dragon Age 2 получилась максимально камерной: несколько десятков часов кампании игроки проводили в небольшом портовом городе Киркволле и его гористых окрестностях. Стратегические механики оригинала тоже обнищали, боевая система стала ближе к чему-то вроде слэшеров.
Mass Effect 2 исполнилось 10 лет. До сих пор лучшая!
Поклонникам серии сиквел показался настоящим предательством. Игре недоставало эпика и амбиций, что особенно бросалось в глаза на фоне практически идеальной Mass Effect 2. Критики же высказывались об игре восторженно. Во многом из-за того, что ее действительно сделали чуть больше чем за год – чудо по меркам современной AAA-разработки.
Deadly Premonition
Deadly Premonition – очень специфический приключенческий экшен-хоррор от третьего лица, в котором главному герою, агенту ФБР, нужно раскрыть серию загадочных убийств в небольшом городке. Мейнстримовые критики разнесли игру за откровенную дешевизну и посредственную графику, странность сценария.
С инди-сайтами и геймерами ситуация получилась противоположной. Они сравнивают игру с культовым сериалом «Твин Пикс»: тут такая же атмосфера, колоритные и не очень человечные персонажи. К тому же Deadly Premonition хвалят за актерскую игру и музыку, а еще боевую систему в духе Resident Evil – получается такой неожиданный мини-шедевр для тех, кто любит необычные сюжеты и может стерпеть уродливую картинку.
Кстати, 10 июля на Nintendo Switch выйдет эксклюзивное продолжение, Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise.
Gone Home
Кажется, именно Gone Home популяризировала негласный жанр симуляторов ходьбы – сюжетных приключений, которые удерживают внимание игрока исключительно сценарием и, в меньшей степени, дизайном окружений. За годы разработчики научились выкручивать правила жанра: возможность влиять на сюжет (The Stanley Parable), иллюзия открытого мира (Firewatch), а вот Gone Home – самый классический представитель своей ниши. В ней игрок просто бродит по заброшенному дому, изучая записки и фотографии, открывая ящики комода и в редких случаях решая простые головоломки.
7 игр, где можно просто ходить и расслабляться
Сочетание геймплейной простоты и тогда еще новизны симуляторов ходьбы привело к разгромным отзывам от игроков. Они возмущались, что это пассивное приключение вообще считается за игру и не понимали, как Gone Home может кому-то понравиться. Хвалебные рецензии критиков, увидевших в игре трогательную и нетипичную историю о ностальгии по прошлой жизни, только усугубили ситуацию. Геймеры не читали тексты обзоров, но покупали Gone Home из-за высоких оценок и еще сильнее недоумевали.
Sonic Unleashed
Sonic the Hedgehog был суперхитовым 2D-платформером в 90-х, но с переходом в третье измерение серия стала очень проблемной – чудо, что она до сих пор жива. Каждая новая часть основной серии обещает стать «грандиозным возвращением» синего ежа, но игры тонут из-за багов, странных геймплейных решений, нелепых редизайнов персонажей. Вот и Sonic Unleashed могла стать хорошей 3D-игрой о Сонике. У нее явно был приличный бюджет, в ее основных уровнях чувствуется скорость, но при этом их можно пробегать разными маршрутами. Все портит только оригинальная фишка Unleashed: в ней Соник стал оборотнем, поэтому привычные дневные уровни стали чередоваться с ночными секциями, геймплей в которых похож на дешевый закос под Devil May Cry. Хуже всего, что такие уровни длятся в среднем по 20-30 минут, в то время как дневные сегменты – примерно по 5 минут.
Фанатов же Sonic Unleashed удовлетворила даже с учетом всех ее странностей. Дневные уровни, по их мнению, получились действительно крутыми и напомнили о лучших годах персонажа, а секции за Соника-оборотня – ну, неплохими.
Spore
Последний большой проект легендарного геймдизайнера Уилла Райта – человека, придумавшего симов (SimCity, The Sims и не только). В Spore игроки создают существ, которым предстоит пройти все этапы эволюции от простого организма до завоевателей космоса. На каждой ступени развития доступна подробная кастомизация: можно лепить самых разных монстров из доступных частей тела, делать их травоядными или хищниками, менять внешний вид их городов и транспорта. Концепт звучал максимально круто, потенциал у игры был огромным.
Spore вышла 11 лет назад и сильно опередила свое время. Там можно было все
Игрокам же одних лишь обещаний и мечтаний о возможностях проекта оказалось недостаточно. Spore вышел не таким глубоким и бесконечным, как казалось по трейлерам и словам разработчиков – вместо революции получился оверхайп. К тому же игра встречала своих первых покупателей ужасной антипиратской защитой SecuROM, требующей подтверждать лицензионность активированного ключа каждые 10 дней через интернет.
При этом средние отзывы критиков (отсеивающие ноунеймов и рекламщиков) работают просто превосходно. Я знаю не больше 10 игр, где оценка оказалась ощутимо не такой, какую бы дал я сам.
Для меня очевидный пример - FIFA, в которую я много и давно играю. При выходе очередной части издания ставят игре дежурные 7-8 баллов, поскольку с их точки зрения вроде все корректно: игроки бегают, графика стала немножко лучше, футбольные клубы на месте. Но они не дают оценку матчмейкингу, стабильности серверов и другим тонкостям, которые так раздражают игроков. Из-за этого на метакритике у фифа 20 оценка игроков - 1.1. Это не значит, что игра настолько отвратительная, но опираясь на эту оценку, можно сделать вывод, что игрокам не комфортно в игре, она не оправдала их ожиданий или там есть критические моменты, с которыми сложно смириться.
Потому, я например, воспринимаю оценки игроков на метакритике, как общее отношение к игре у ее же комьюнити. Если там оценка в районе 3-4, то можно ожидать, что в игре есть: система жесткого доната, лень разработчиков фиксить баги, не соответствие канонам игрового мира. Да, оценка игроков с одной стороны примитивна, но с другой немного глубже, чем просто "графика - 7, звук - 9, геймплей -6, значит оценка 7,5".
А вот почему у Spore такие низкие оценки непонятно. Игра, по-моему, эпичная была.