5 лучших глобальных стратегий 4X для новичков и не только
Покорение исторических городов, фэнтезийных планет и даже целых галактик.
Термин 4X в 1993-м придумал автор гайда по Master of Orion Алан Эмрих. Он расшифровывается как explore, expand, exploit, exterminate («исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай), с тех пор так называют все глобальные стратегии. В них игрок управляет не отдельными персонажами или отрядами, а целыми государствами и цивилизациями. Конечная цель партии – завоевать мир и достичь пика развития. Такие игры обычно требуют времени на изучение правил и механик, но не все такие вложения оправдывают.
Sports.ru выбрал несколько 4X-стратегий, с которыми стоит познакомиться в первую очередь.
Sid Meier’s Civilization VI
Очевидный вариант – не значит плохой. Civilization известнее остальных 4X вместе взятых и дело не только в имени знаменитого канадского геймдизайнера в названии. Серия уже много лет остается довольно доступной для освоения, красивой, сбалансированной и, что важно, постоянной.
В новейшей части, Civilizarion VI, города занимают больше клеток игрового поля, чем раньше, и теперь делятся на районы. Человеку со стороны подобное покажется покажется мелочными изменениями, но они разнообразят партии. К тому же игре и не требовалось особых перемен поверх того, что было в Civ V. Спустя 4 года после релиза «шестерка» все еще висит в топ-20 Steam по количеству игроков онлайн.
Учитывая наличие двух больших дополнений и бесчисленных фанатских модификаций, в Civilization VI можно будет сидеть еще долго, как минимум до выхода следующей части.
Endless Legend
Фэнтезийная Endless Legend похожа на Civilization делением поля на соты, здесь тоже необходимо достичь территориальное, научное или дипломатическое превосходство над оппонентом. Но помимо отличных 4X-механик эта игра может похвастаться и внятной историей.
По сюжету несколько фракций терпят крушение на загадочной планете, которую им необходимо завоевать различными способами: нарастить военную мощь, развить науку, расширить земли или освоить дипломатию. У каждой фракции свои квесты, юниты и сюжетная линия, раскрывающаяся по мере прохождения. Некоторые находки игры вроде отображение нарисованной от руки карты поверх зон, покрытых туманом войны позже появились и в Civilization VI. Endless Legend сама по себе колоритная: здешний стиль сочетает черты фэнтези (например, гигантские песчаные черви) и научной фантастики.
«Герои 3» живут уже 13 лет благодаря русским фанатам: они придумали 2 новых города и не принимают донаты
Главная особенность игры: здесь не всегда выгоднее покрыть как можно большую территорию. Лучше захватывать земли по мере того как вы оптимизируется использование уже имеющихся клеток-регионов.
От графики до музыки, от древа развития технологий до сражений, которые разворачиваются на отдельном экране – Endless Legend стала классикой жанра, сполна оправдывая свое название «Бесконечная легенда».
Stellaris
В Stellaris игроку предстоит построить целую галактическую империю, управляя одной из предложенных рас или создав свою собственную. В начале партии игроку принадлежит всего лишь одна солнечная система, а дальше можно либо объединяться с другими цивилизациями, либо отыгрывать Галактическую Империю из «Звездных войн», захватывая все небесные тела силой. Или, например, прийти к галактическому господству посредством торговли.
В отличие от других игр Paradox, здесь одна ошибка вряд ли обречет вашу миссию на провал – возможностей адаптироваться под меняющиеся политические условия обычно достаточно. И не сказать, что ради доступности игра пожертвовала глубиной: тут развитая система дипломатии и система галактических событий, которые могут кардинально изменить ход партии. Другими словами, игра не бездумная, но и совсем не статичная. При этом огромный фокус сделан именно на политике, так что такие детали как выбранная форма правления сказывается на развитии серьезнейшим образом.
За годы после релиза игру значительно расширили глобальными дополнениями и фанатскими модами. Теперь здесь столько контента и возможностей, что на исследование их уйдут сотни или даже тысячи часов геймплея.
Endless Space 2
Одна из самых цельных, стильных и комплексных представительниц жанра. У каждой фракции собственный саундтрек, все арты нарисованы просто божественно, интерфейс выглядит так хорошо и утонченно, будто это приложение Apple, а не глубокая стратегия. С механиками и системами тоже все в порядке: Endless Space 2 вобрала в себя идеи Endless Legend и первой Endless Space.
Помимо обширной политической системы игра делает ставку на особенности каждой научно-фантастической расы: их история и даже биология сказываются на ходе партий в зависимости от выбранной стратегии, что значительно углубляет геймплей. Endless Space 2 также не заставляет придерживать одной стратегии вплоть до самой победы, так что ближе к лейтгейму можно, например, ослабить свою военную хватку и вложиться в развитие экономики. Правда, из-за этого игра, наоборот, наказывает стремящихся к абсолютам игроков и требует поддерживать хоть какой-то баланс в своей деятельности. К счастью, нормальное обучение и отличный интерфейс помогает не теряться в происходящем.
Если вам понравится Endless Space 2, стоит следить и за находящейся в разработке стратегией Humankind от тех же разработчиков.
Europa Universalis IV
Наконец, игра для тех, кто готов дольше изучать механики и правила, а еще не может выбрать между 4X и историческими стратегиями. Europa Universalis IV следует канонам поджанра «четырех иксов», но при этом детально воспроизводит исторические эпохи XV-XIX веков.
От других стратегий в списке EUIV отличается в первую очередь сложностью – привыкать придется даже опытным игрокам Civilization. Долгое время будет казаться, что возможности игры ничем не ограничены, а еще игра вынудит вас следить сразу буквально за всеми аспектами развития и жизни государства. Объявление войн после тщательного и долгого поиска весомого повода, исследование отдаленных континентов, организация свадеб, организация или борьба с работорговлей. Еще нужно соблюдать традиции своей нации, следить за радостью, гневом и усталостью людей... Стоит допустить хотя бы одну заметную ошибку, как ваше государство начнет разваливаться по частям.
Конечно, мириться с такой неприступностью на первых порах и, например, невозможностью строить новые города (поскольку здешний мир предопределен реальной историей) – особенности, которые отпугнут значительную часть потенциальных игроков. Зато оставшихся Europa Universalis поразит своим масштабом и продуманностью – если разберетесь в происходящем, почувствуете себя практически настоящим правителем.
Залетать на релизе - идея такая себе. Вот вышел император, выйдет ck3, первый - абсолютно голая игра без длс, вторая, скорее всего, выйдет такой же.
И то, зная параходов, для исправления косяков и ввода нормальных функций им нужно 3-4 длс...
Так что еще года 2-3 посидим в европке, хойке и в прочих вещах