Обзор Mount and Blade 2: Bannerlord. В Средневековье я бы умер молодым
Впечатления новичка.
30 марта Mount & Blade 2: Bannerlord появилась в раннем доступе Steam и в первые часы порвала топ платформы Valve и взлетела на первое место среди игр на Twitch, а продажи игры перевалили за 2 миллиона копий. О серии, начатой турецкой студией еще в 2008 году, я слышал, но настолько взрывной популярности сиквела не ожидал. Разумеется, увидев ажиотаж вокруг Bannerlord, мне захотелось посмотреть на нее лично. Готовился к страданиям – их и получил, но не только.
Понимая, что в мультиплеере я просто захлебнусь в незнакомых механиках и управлении, сперва я пошел в кампанию. Здесь уже с создания героя начинается уровень отыгрыша, который почти не встречается в современных RPG. На выбор дается шесть культур, которые будет представлять ваш герой. У каждой не только свой лор, но и уникальные бонусы: ищущие приключения вландийцы имеют бонус к боевому опыту, а баттанианцы, например, быстрее передвигаются по лесам.
В редакторе внешнего вида персонажа я удивился детализации голой модели героя – такие реалистичные волосы на теле обычно видишь в зеркале, а не в играх.
Степень кастомизации абсолютно всего такая, что сразу видно – делали для ролеплейщиков, желающих лепить действительно уникальных наемников, а не выбирать из нескольких пресетов и причесок. У каждой части лица вроде носа или глаз отдельная страница с парой десятков ползунков, позволяющих настроить каждую черту в деталях вплоть до асимметрии. Можно выбрать случайную внешность, а вот вручную настраивать ширину черепа и кривизну носа можно часами. Правда, есть ощущение, что вне зависимости от ваших усилий вояка (или воительница) так и останется в типаже средневекового простака. По крайней мере, у меня так и получилось.
Погорский серьезно подсел на Доту. Теперь он уничтожает за Windranger
Обширность редактора отражается не только в настройке внешности. Вам еще дают выбрать происхождение родителей, увлечения вашего героя на каждом этапе взросления (любил кататься на лошадях, подмечал детали, связался с разбойниками), и даже предысторию сюжетной линии. Так игра определяет набор стартовых характеристик персонажа, а еще разжигают вашу фантазию. Ведь в Mount & Blade 2 нужно погружаться целиком, а не только приходить за сражениями – иначе никак.
По сюжету (по крайней мере, для персонажа из семьи городских торговцев) ваша семья собиралась переехать, но по дороге подверглась нападению. Родителей убили, младших сестру и брата взяли в плен, спаслись только главный герой вместе с одним из братьев. Как именно персонажи выбрались – тоже выбирает игрок в меню. Например, герой мог прогнать бандитов стрельбой из лука (дает по очку в стрельбу и тактику), либо возглавить хаотичный бунт (по очку в лидерство и харизму).
Даже сложность в игре выбирается хитро. Вместо того чтобы дать игроку одну общую настройки, разработчики разбили ее на несколько: количество получаемого урона, сложность рекрутинга, скорость передвижения по карте. При этом по умолчанию ползунки стоят на минимальном положении «Очень легко», которые можно переключить на «Легко» или «Реализм». С одной стороны, подход необычный, с другой – путает. Авторы даже не притворяются, что игра сделана для широких масс: либо вы учите механики и, как говорится, git gud («превозмогаете»), либо страдаете и все равно git gud, но чуть позже.
Mount & Blade 2 – игра старой закалки, вместо синематиков и подсказок в ней только текстовые диалоги без озвучки и много-много непонятных (поначалу) менюшек. Даже в необязательном обучении игрока предоставляют самому себе: вот тебе несколько тематических тренировочных зон, разбирайся сам.
Даже основная механика сражений здесь сильно отличается от типичных RPG и похожа разве что на For Honor, то есть атаковать и блокировать вы можете в одном из четырех направлений. Минут 10 я пытался понять, по какому принципу это направление выбирается. Как оказалось, его нужно задавать поворотом камеры: если повернули налево, персонаж будет бить или защищаться слева. Не супер удобно, но привыкнуть можно. Правда, из-за странности системы мне больше понравилось стрелять из лука – там управление классическое.
Правда, хорошо (или, в моем случае, удовлетворительно) сражаться в Bannerlord одному недостаточно. Во время битвы герою также необходимо отдавать приказы своему отряду, и здесь все еще сложнее. Игра объясняет только использование «В атаку!» – ваши подчиненные побегут в указанную сторону и будут хаотично атаковать врагов поблизости. Кроме этого есть с десяток формаций и тактических маневров, которые не объясняются никак. К счастью, по началу использовать их нет нужды, а со временем разобраться, наверное, получится.
Я попался на удочку разработчиков и вместо оскорбительного «Очень легко» выбрал уровень сложности «Реализм», поэтому в боях с первыми же мародерами погибал от пары тычек копьем в бок (и правда, реалистично). Понял, что лучше быть тактиком, то есть отправлять отряд сражаться и наблюдать за происходящим с безопасной дистанции. В крайнем случае я, мертвый, молча наблюдал за подвигами своих товарищей – так выиграть сражение тоже можно.
Культ Plague Inc.: как мемная игра про пандемии спасает мир
Наиграв так несколько часов, я решил сделать перерыв в кампании и пошел в мультиплеер, который, к счастью, уже тоже доступен.
Здесь доступно три режима. Captain – битва средних масштабов, где по 6 игроков с каждой стороны управляют собственным отрядом бойцов, Skirmish – командная мясорубка 6 на 6 и Siege – масштабная осада, в которой суммарно принимают участие 120 человек. Последний, разумеется, самый популярный, ведь там настоящее мясо и средневековый эпик. Берешь героя определенного класса (копейщик, мечник, лучник и так далее), при этом внешность героя, опять же, можно настроить. Появляешься, зачастую, посреди сражения: кругом трупы, кто-то штурмует очередную контрольную точку в дворике крепости, конница несется напролом, лучники меж зубчиков каменных стен обстреливают всех подряд... Творится полный хаос – и это прекрасно.
Я сыграл несколько раз в осаду и успел привыкнуть к управлению, многокоратно умер и даже помог команде выиграть, сняв стрелами несколько особо наглых захватчиков. При этом в видимую часть таблицы команд, конечно, так и не попал – там в основном сидят более скилловые ребята, стратеги и, надо думать, давние фанаты Mount & Blade. Впрочем, славы я и не искал, а просто наслаждался сражением и любовался на кровавые виды, открывающиеся с моей стрелковой позиции.
Лучше всего суть (и красоту) Mount & Blade 2: Bannerlord проиллюстрировал случайный диалог во время осады в чате:
– Как тут, *****, лечиться?
– Умереть – вот как.