Обзор Borderlands 3 – игра затягивает не меньше Diablo или Destiny. Заслуженно ли?
Обзор задержавшегося триквела главного лутер-шутера.
За последние 7 лет Borderlands 3 обрела почти такую же меметичность, как Half-Life 3: триквел шутера от Gearbox ждали целую вечность. За это время вышла промежуточная часть Borderlands: The Pre-Sequel от другой команды, а сама Gearbox выпустила провальную Battleborn (сможете ли вы ее вспомнить без поисковика?).
Серия породила целый поджанр лутер-шутеров, вдохновив авторов Warframe, The Division и Destiny. Спрос на триквел вырос еще сильнее, а вместе с ним выросли и ожидания. Ведь кому как не Gearbox суждено переизобрести собственную нишу, тем более потратив на разработку столько времени? Видимо, все-таки не им.
Borderlands 3 будто сделали 5 лет назад, после чего игру отправили в криокамеру. Да, она переехала на новую версию Unreal Engine, похорошела визуально (хотя cell-shading графика и так не стареет), обзавелась еще большим количеством случайно генерируемых пушек и парой новых фишек – в остальном же это все та же Borderlands, что была на прошлом поколении консолей.
Не хочется проводить сильную параллель с FIFA – Borderlands 3 похожа на предыдущие части идейно, а не буквально, – но суть та же. Если вы уже провели десятки и сотни часов на Пандоре раньше, вас затянет в эту воронку вновь. В противном случае перемен не ждите.
Красавчик Джек, вернись
Самый известный персонаж серии Borderlands – Красавчик Джек, харизматичный антагонист второй игры, выдававший десятки красноречивых и смешных речей в адрес героев. Джек сделал для популярности франшизы не меньше, чем крутые пушки, и Gearbox это прекрасно понимают. Поэтому триквел вновь делает большой упор на злодеев: ими стали новые персонажи, близнецы Тайрин и Трой Калипсо. Они стали безумно популярными ЭХО-стримерами, организующими собственный культ Детей хранилища – целью близняшек, понятно, становятся легендарные древние хранилища, причем все разом.
Хотя мотивация и подача Калипсо совершенно не похожи на Красавчика Джека, вскоре становится очевидно, что сценаристы повторяют его образ, тем самым обрекая антагонистов на прямое сравнение.
Тайрин всю игру просто кривляется, пародируя реальных стримеров и ютуберов: «Ставьте лайк, подписывайтесь и подчиняйтесь» – все эти шутки приедаются мгновенно. Трой же представляет собой посредственного сайдкика, который лишь поддакивает доминирующей сестре, предсказуемо пытается стать главнее и забывается еще быстрее, чем Тайрин. В сумме из их дуэта не складывается ничего, стоящего и мизинца Джека. Не в последнюю очередь из-за того, что даже после тонны необязательной предыстории близнецы остаются просто злодеями, а не сколько-нибудь притягательными или человечными персонажами.
Геймеры вспоминают лучших игровых злодеев. Кто из них круче Дарта Вейдера?
Проблема с антагонистами отражает ситуацию со сценарием игры. Разработчики оговаривались, что тянули с «тройкой» во многом из-за желания написать достойную историю – кажется, перетрудились. Темп повествования получился таким, что игра то, по ощущениям, никак не может начаться, то вдруг скатывается в эпик и кульминацию – которая на деле лишь начинает вторую половину сюжета. Gearbox стоило позвать человека, который подсказал бы, где резать основную линию, которая местами распухла до пугающих размеров и не стала от этого интереснее.
При этом авторы использовали чуть ли ни все мыслимые сценарные ходы и трюки. В Borderlands 3 появляются почти все значимые персонажи из предыдущих игр, включая DLC и сериал от Telltale, раскрываются самые сокровенные части лора серии, а в финале масштаб происходящего достигает галактического. Во всем видна попытка добавить происходящему значимости и размаха – получается крайне фальшиво. К тому же условную четвертую часть Gearbox будет очень сложно подать: все самое-самое уже пустили на триквел.
Что касается персонажей, кроме вездесущей Лилит из первой части, вновь играющей главную роль, авторы выдвинули вперед новую «будущую сирену» Аву. Синеволосая девчонка уже стала предметом ненависти сообщества из-за клишированных черт характера озлобленного подростка. Кажется, именно ей предначертано стать центральным персонажем возможного продолжения – абсолютно незаслуженно.
В свою очередь, фактические протагонисты (которыми управляют игроки) игнорируются почти полностью. Их не просто нет в кадре во время кат-сцен – они без каких-либо причин бездействуют во время ключевых событий, находясь в той же комнате. И даже в концовке складывается впечатление, будто всю работу сделал не ты, игрок, а неигровой персонаж – просто потому что.
Чуть повеселее дела обстоят с побочными заданиями. Их все еще очень и очень много, причем разнообразных, начиная от традиционных заданий «убей именного монстра» от сэра Хаммерлока и заканчивая целыми сюжетными линиями на отдельных локациях. За свое прохождение я успел организовать доставку вкусного кофе и бургеров для победы в гражданской войне, победить в голодных играх имени местного извращенца, помешанного на электричестве и сексе, изгнать нарушившую некий «Пакт» ведьму… Словом, классическая Borderlands.
Главное о The Last of Us Part II – дата релиза и сюжетные подробности
Loot Effect 3
Самое большое отличие Borderlands 3 – действие теперь происходит на нескольких планетах, перемещаться между которыми можно с помощью корабля Убежище-3, нового хаба для игрока. Размеры игры, правда, остались примерно теми же, просто если раньше вся игровая карта была расположена на Пандоре (она осталась главной планетой), то здесь ее площадь поделили на части, расположенные в разных уголках галактики.
Можно сказать, что от этого локации стали разнообразнее: пустынная Пандора сильно отличается от миролюбивых пейзажей Афины и киберпанковых городов Прометеи, как и фауна этих планет. Тем не менее на каждой из них вам предстоит заниматься одним и тем же, расстреливать по большей части все тех же вояк корпорации «Маливан» и фанатиков Детей хранилища, зачищать те же маркеры на карте.
Когда по сюжету игрок попадет туда, где, казалось бы, уж точно не должно быть автоматов для продажи оружия и терминалов призыва транспорта – они там, конечно же, будут. Вместо того чтобы придумывать уникальные механики для разных планет разработчики лишь дают ленивые объяснения и пару раз шутят про абсурдное расположение некоторых объектов цивилизации. Не ждите даже того, что планеты будут отличаться погодными условиями или атмосферой (кроме одного слегка спойлерного исключения). Это просто декорации – на большее фантазии не хватило.
По многим техническим аспектам Borderlands 3 вообще едва отличима от оригинала 2009 года. Открытые локации все еще не бесшовны, для перемещения между зонами нужно нажать кнопку у большой голубой преграды и выждать загрузочный экран. И это при том, что игра до смешного линейная: при свободном исследовании карты я то и дело натыкался на закрытые двери, которые открываются только при взятии определенных квестов. Ленивый геймдизайн, обманка — называйте как угодно, но в 2019 году от такого не по себе.
Основные механики остались без крупных изменений. Один из видов стихийного урона, шлаковый, заменили на радиацию – пораженные ей враги ослабляются и при смерти взрываются, перекидывая эффект на соседей. Случайный генератор пушек стал выдавать еще больше возможных вариантов, буквально миллиарды. Расцветку оружия теперь можно настраивать самостоятельно – правда, лишь выбирая из готовых шаблонов. Еще на пушки можно вешать брелоки. Пополнять боезапас через торговый автомат теперь можно одной кнопкой. Чем дольше ищешь отличия третьей части от второй или The Pre-Sequel!, тем сильнее текст становится похож на патч-ноут – это говорит о многом.
С другой стороны, ядро Borderlands и не требовалось переизобретать. Достаточно поменять некоторые детали, сделать более плавные анимации, подкрутить другие цифры – машина по генерации эндорфина вновь работает исправно. Gearbox и игроки становятся заложниками ситуации, которая сама по себе превращается в некую мета-шутку. В самом начале кампании безумно надоедливый бот Железяка дает игроку ЭХО-каст третьей версии со словами «Чуть-чуть мощнее, в два раза дороже!» – так можно описать ценность Borderlands 3.
Открытый мир, молодые персонажи, робот-помощник. Gears 5 – это «Последние Джедаи»
Единственное, что в игре работает отлично и при этом является честной новинкой – это представленные игровые классы. Для них теперь доступно сразу три активных навыка вместо одного, а одновременно можно использовать до двух (пожертвовав ради этого слотом для гранат) – получается еще больше простора для креативных билдов и геймплейных стилей.
Оперативник Зейн быстрее остальных, он призывает боевого дрона, цифрового клона или большой портативный щит. Стрелок Мозера Хаюсиниан Ян-Лун аль-Амир Андреевна (или просто Моуз) в качестве ульты призывает здорового боевого робота Железного медведя, все ветки скилов связаны с его оснащением. Охотник-робот З4ЛП использует в бою питомцев и может, например, становиться временно невидимым, призывать еще больше помощников или телепортировать их. Сирена Амара – местный маг, она может специализироваться как ближнем бою, так и на дальних или средних дистанциях.
Играть даже за самого приземленного из героев, Зейна, весело. Где-то в середине игры я сбросил навыки и сделал совсем другой класс: вместо гранат и дрона и я вложился в мощный щит-купол и способность замораживать врагов критическим уроном. Но многие скажут, что играть в Borderlands (любую) в одиночку – извращение. И будут во многом правы.
Социальное безумие
В Borderlands 3 очень грамотно реализован онлайн функционал. Необязательно иметь друзей с игрой, чтобы проходить ее не в одиночестве – достаточно сделать свою сессию доступной для всех игроков. Система подберет вам людей с примерно таким же уровнем и активными квестами. Правда, при первом прохождении я решил бегать в одиночку, ведь рандомы то и дело несутся вперед, не давая тщательно прочесывать каждый угол локаций.
Отдельная настройка решает давнюю проблему с дележкой лута: его можно сделать уникальным для каждого игрока. Классический режим тоже остался – для тех, кто любит конкуренцию. Еще появилась функция обмена и отправки предметов через внутриигровую почту. К тому же уровень монстров для каждого игрока свой – значит, можно комфортно играть с друзьями, наплевав на огромную разницу в уровнях персонажей. Удобно!
Разработчики добавили два отдельных мультиплеерных режима. Полигон – это условные подземелья, пройдя которые можно завалить босса и быстро получить неплохой лут. Круг бойни – что-то похожее на режим «Орды» с несколькими волнами врагов и дополнительными испытаниями, выполнение которых увеличит ценность добычи в финальном сундуке.
* * *
Оценивать Borderlands 3 – дело неблагодарное. При всех своих недостатках она все еще удерживает своим базовым геймлейным циклом «стреляй-лутай-стреляй-лутай» крепче, чем большинство других современных игр. Я уже провел в игре больше 40 часов и, честно сказать, планирую потратить на нее еще сотню-другую.
Уже в октябре начнется ивент в честь Хэллоуина с новыми боссами и лутом, а дальше будут большие и непредсказуемые DLC – надо готовиться. Тем более что в Borderlands 3 самое интересное начинается только после первого прохождения: открывается режим «Истинного искателя хранилища» (местная New Game +) и дополнительные модификаторы сложности, которые нужны в первую очередь для увеличения шанса дропа хорошего лута в несколько раз.
Я человек простой. Вижу легендарку – радуюсь.
P.S. семерик, шо так мало!?! ;)
Даже Пре-Сиквел смотрелся лучше чесслово, 6,5 с огромной натяжкой: геймплейно это лучшая часть, а в остальном полный провал.
Ну, «движение фемок» никак не связано с тем, что Gearbox не смогли написать нормальных персонажей в этот раз. Тем более самый яркий – Б4ЛЕКС
Что ещё раздражает, то что персонажи за которых ты играешь не ощущаются как охотники за хранилищами, пусть у них и есть реплики, но нет того ощущения абсолютного психа-маньяка (Криг) или амиго который порвёт твоих врагов в прямом смысле по запчастям (Сальвадор).
+ уже прошла инфа что скорее всего новых добавлять не будут, а это уже как-бы нарушает канон ещё с второй части идущий (всегда как минимум 6 охотников).
Короче в общем целом: игра окупилась засчёт очень хорошей пиар-кампании и ожидания, но не более.
Я вторую то брал по скидке, и только недавно закончил основную кампанию на UVHM (играем вдвоем), так вот, судя по тому что я пощупал по третьей = ощущения соооовсем не те.
Может в пати конечно оно и лучше, но я всегда её прохожу в соло в первый раз, так вот: чет проходить её опять желания особо то и нету.