Открытый мир, молодые персонажи, робот-помощник. Gears 5 – это «Последние Джедаи»
Microsoft пошла на смелые эксперименты.
Еще прохождение Gears of War 4 подтолкнуло меня сравнить развитие серии тестостероновых шутеров с новейшей трилогией «Звездных войн». В сюжете Gears тоже давно завершили победой над Саранчой (все равно что Империя), а в продолжение посвятили троице молодых персонажей, один из которых, Джей-Ди – преемник оригинального протагониста Маркуса Феникса. При этом сильнее всего Gears of War 4 оказалась похожа на «Звездные войны: Пробуждение силы» своей консервативностью: авторы воспроизвели старую формулу, побоявшись предложить что-то свое.
Gears 5 лишь убедила меня в том, что тогда я попал в точку. С этим сиквелом разработчики осмелели и бросились чуть ли не в нигилизм – получилось нечто совсем новое для серии. И столь же возмутительное для ее старых фанатов, как «Последние джедаи» Райана Джонсона.
Долой коридоры
Главным нововведением Gears 5 стал уход разработчиков от линейности к большим локациям, пусть и далеким от определения «открытый мир». На словах The Coalition будто сделала свою Metro: Exodus – я было представил, как герои будут исследовать поверхность Серы, выискивать точки интереса через бинокль и ночевать в лагерях… Реальность куда более прозаична.
Поиграл в Dark Souls с пушками – она сложная и очень странная
По сути, «пятерка» осталась тем же коридорным шутером, только между кусочками привычных уровней теперь километры диких просторов, преодолевать которые нужно на особом транспортном средстве ялике (что-то вроде вездеходных санок с парусом). Авторы пока, кажется, сами не поняли, зачем Gears нелинейность: открытые зоны пусть и захватывают видами, но совершенно пусты геймплейно. Иногда на карте можно увидеть вопросительный знак и свернуть к заброшенной хибаре, чтобы найти там запчасти, чьи-то записи и подраться с монстрами. Таких мест крайне мало, меньше 10 штук на локацию. Конечно, я не ожидал увидеть в шутере наполненность карты на уровне Скеллиге из «Ведьмака 3», но этого откровенно мало.
Некоторые места помечены красным знаком черепа в шестеренке – это значит, что поблизости лежит «реликвия», улучшенная версия одного из видов оружия. Здорово, но вообще-то и глупо: Gears of War учит менять оружие как можно чаще, подбирая пушки убитых врагов. При этом таскать с собой ценные стволы, в которых кончились боеприпасы, непрактично, ведь проще поменять их на что-то заряженное, чем искать ящик с боеприпасами. Но и выкидывать жалко – они ведь уникальны!
Во второй (и последней) открытой зоне авторы делают управление яликом чуть более интересным. Здесь игроку целых два раза предстоит мчаться наперегонки с бурей, уклоняясь от бьющих по земле молний и песчаных смерчей. Хотелось бы больше подобных ивентов – просто передвигаться от точки А к точки Б надоедает моментально, а если бы я играл в кооперативе, мой напарник и вовсе бы помер от скуки. В таких секциях второму игроку только и остается что глазеть по сторонам, да слушать разговоры персонажей. Странно, почему ему не дали возможность хотя бы отстреливаться от нападающих врагов (и почему, кстати, их нет?) – такое банальное решение отчасти решило бы проблему.
Серо-коричневая гамма больше не в моде
Gears 5 окончательно отказалась от столь родной для серии эстетики ржавчины и дерьма. Хотя действие миссий все еще разворачивается преимущественно в заброшенных военных и военно-научных помещениях, они выглядят ярче. В первом акте герои оказываются чуть ли не в тропических джунглях, во втором – в вечной мерзлоте, а третий акт проходит в пустыне с красным песком (тоже параллель с «Последними джедаями», визуальная). Только большая финальная миссия возвращает героев в привычный для франшизы сеттинг – кажется, чтобы попрощаться с ним навсегда. Правда, разнообразие скорее визуальное. В снежной локации под ногами врагов можно расстреливать лед – на этом фишки, в общем-то, заканчиваются.
Зато арсенал пополнили несколько новых видов оружия, среди которых выделяется криопушка, замораживающая врагов. Есть и пара орудий ближнего боя, но встречаются они редко и ломаются моментально – все-таки это шутер. К тому же индустрия еще не придумала лучшей расправы в ближнем бою, чем распиливание врага пополам бензопилой верного «Лансера».
Фауна врагов тоже стала разнообразнее. Больше всего разработчики гордятся Стаей – тучей летающих пиявок, способных разорвать кого угодно за секунды. Боссов в игре несколько – из них запоминается лишь один файт, который, правда, почти полностью повторяется в самом конце кампании. Судя по паре отдельных эпизодов Gears 5 и финальной миссии предыдущей игры, The Coalition умеют делать эпик, но будто жадничают – его мало. Радуют сведенные к минимуму стычки с охранными ботами, сильно портившие четвертую часть. Ведь Gears of War – она про отвратительно приятные мясные звуки от разорванного хэдшотом врага! И здесь они воспроизведены максимально достоверно.
Русский геймер с ДЦП играет без рук, стримит без голоса и не унывает
Главная геймплейная новинка – летающий робот-помощник Джек. Это чудо техники, опять-таки, напоминающее какого-нибудь R2D2 или BB-8 своими умилительными гудками, открывает море новых возможностей для игрока. Например, Джек может дать вам временную невидимость, чтобы обойти снайперов с фланга и прикончить их со спины. Или установить электрическую ловушку, чтобы помочь пережить набег Малюток — шустрых недоростков Саранчи, берущих исключительно числом и проворством. Или принести по вашему приказу хорошее оружие, лежащее чуть ли не под носом у врага, а затем обеспечить поддержку в бою шокером. В общем, Джек не извратил классический геймплей Gears, но сделал его более многогранным, гибким и динамичным.
Для максимальной полезности бота нужно прокачивать, находя нужные детали в тех же вопросительных знаках на карте и отдельных комнатах в миссиях. Кто мог подумать, что в Gears of War можно добавить систему способностей, не сломав при этом все? Тем не менее The Coalition это удалось.
Сценаристам плевать на фанатов
Самая спорная часть Gears 5 – это, однозначно, сюжет. Не хочу портить чье-либо прохождение спойлерами, так что обойдусь общими словами.
Здесь перевернули (или все-таки дополнили – как посмотреть) фундаментальный лор серии, который строился еще с первой части. Помимо этого главным действующим лицом, ожидаемо, стала Кейт, а не сын Маркуса Феникса – на это намекала еще концовка предыдущей части. Что шокирует сильнее: Джей-Ди, кажется, оказался совсем вторичным персонажем, которого может и не быть в Gears 6.
Наконец, авторы зачем-то добавили в кампанию одну, но крайне серьезную сюжетную развилку – непонятно, потребует ли продолжение переноса сейва или спросит у игрока о принятом ранее решении. Либо разработчики сделали первый шаг в сторону RPG-составляющей с заделом на будущее, либо амбиции тут одолели здравый смысл.
О том, что The Coalition смотрит куда-то вдаль говорит и оборванная клиффхэнгером концовка, которой не хватило разве что надписи «Продолжение следует...». При этом студия не называет текущие части серии «трилогией» – возможно, подобным образом закончится и Gears 6, и 7, и так далее.
Синглплеер – не главное?
Хотя Gears of War всегда имела сильную одиночную кампанию, с годами мультиплеерная часть этих игр стала не менее важной, чем в Call of Duty. Основательный разбор сетевых режимов Gears 5 вышел бы больше, чем весь этот обзор, так что буду краток – стало больше и лучше.
Отдельно стоит отметить изменение фирменного режима «Орда», в котором пятеро игроков должны продержаться 50 волн врагов. Теперь здесь можно поиграть за того самого Джека – геймплей бота совершенно не похож на других персонажей. Он задуман саппортом, который лечит и воскрешает союзников, таскает ресурсы, чинит укрепления и дает сдачу электрошоком. Изредка можно использовать ульту, захватив разум одного из врагов: при этом игрок получает временный контроль над бойцом Саранчи и может устроить масштабную диверсию врагу.
Джека представили как альтернативу для тех, кто не очень-то любит шутерную механику, а в Gears играет, например, ради сюжета и строго в кооперативе с друзьями. Теперь такие геймеры смогут втянуться и в мультиплеер.
Геймергейт начался 5 лет назад. Этот скандал влияет на игровую индустрию до сих пор
На самом деле скилловый робот может повернуть ход всего сражения. Мне нередко удавалось воскресить сразу четырех сопартийцев, починить турели, оглушить особенно опасного противника и спасти команду от поражения. Таких крутых саппортов нет даже в Overwatch – The Coalition превзошли себя.
* * *
Gears 5 – это необходимое доказательство того, что потенциал серии еще не иссяк и она не обречена на вечное самокопирование. Пусть некоторые решения студии спорны, а открытость локаций иллюзорна, смелость The Coalition – то, от чего нельзя отступаться. Шестая часть уже наверняка выйдет на следующем поколении Xbox, так что простор для экспериментов у серии там будет еще больше.