Обзор Control – уникальной супергеройской игры про научную фантастику, крипипасту и спасение мира
Мы попробовали новый экшен от авторов Max Payne и Alan Wake.
После не самой успешной игры про путешествия во времени Quantum Break финны из Remedy оказались в неловком положении: перспективы на сиквел – призрачные, а права на Alan Wake застряли в бюрократическом лимбо. Подработав на стороне (сделали одиночную кампанию для китайского шутера CrossFire HD) Remedy наконец анонсировала новую игру. Ей стала Control – фактически, совершенно новая франшиза, которая при этом выглядела как перезапуск той самой Quantum Break.
Cyberpunk 2077: будь чем угодно, играй как угодно, спи с кем угодно. Тут вообще вся информация об игре
Пусть кому-то сравнение покажется неожиданным, параллелей достаточно: от визуального стиля и сеттинга до упора на использование суперсил героя в бою. И все же Control сильно отличается от Quantum Break – в нее гораздо интереснее играть.
Наука страшнее мистики
Стас Погорский прошел новый экшен от авторов Max Payne и Alan Wake.
Главная героиня Джесси Фейден прибывает в штаб-квартиру Федерального Бюро Контроля – госслужбы, занимающейся поиском и сдерживанием паранормальных явлений и объектов – и ищет пропавшего много лет назад брата. В детстве после таинственной катастрофы в их родном городке его забрали агенты Бюро, а сестре удалось бежать. С тех пор Джесси посвятила жизнь поиску секретной организации, которую можно сравнить с Людьми в Черном. Оказалось, что их база прямо посреди Нью-Йорка скрыта аномалией: ее могут заметить только приглашенные посетители и работники Бюро. Джесси преодолевает барьер с помощью особого дара, полученного незадолго до того рокового происшествия.
В первые же минуты Control превращается в одну большую загадку. Только что пришедшая в ФБК героиня проходит по подозрительно пустым коридорам и находит труп Директора. Внутренний голос (совсем не фигуральный) подталкивает Джесси поднять орудие убийства (или самоубийства), странноватое табельное оружие, напоминающее пистолет. Девушку тут же переносит в астральное измерение, где еще один жуткий голос проводит ей смертельно опасный тест.
Пять минут спустя он объявляет героиню ни много ни мало новым Директором Бюро. Первый рабочий день (о котором она даже не просила) будет, мягко сказать, нетривиальным. Джесси нужно разобраться с худшим кризисом в истории Бюро: здание наводнили паранормальные существа Ииссы, захватившие или убившие большинство сотрудников.
После крутой завязки игрок оказывается один на один с сотней вопросов, ответы на которые придется добывать тяжелым трудом. Разработчики не соврали, сказав что Control построена вокруг тайн – и раскрывать их лучше самостоятельно.
Как и в Quantum Break, часть истории Control подается через разбросанные по локациям записи журнала, аудиодневники и видеокассеты. Правда, здесь такой подход более оправдан бюрократическим сеттингом. Судя по положению дел в ФБК, им не особенно удалась миссия по защите человечества от непостижимых сил. Зато сотрудники мастерски документируют свой реквизит!
Большинство заметок описывает альтернативные мировые события и предметы силы, которые они порождают. Из них можно узнать, например, как причиной исчезновения людей в городе Бутте стал шнурок-выключатель света, перемещающий дернувших его личностей в некий межпространственный мотель. Кстати, табельное оружие Директора (теперь это Джесси) также относится к предметам силы: оно способно мгновенно трансформироваться из пистолета в дробовик или ракетницу.
Манеру научного описания артефактов и событий с закрашиванием засекреченных данных Remedy явно подсмотрели у SCP Foundation. Так называется известный и очень старый ресурс научно-фантастической крипипасты, пользователи которого ведут псевдодокументальные дела о вымышленных фактах и объектах, вплетая их в единую историю. И хотя Control не является его прямой игрофикацией, она станет лучшим подарком фанатам SCP. На этом источники вдохновения разработчиков только начинаются: видно сильное влияние сериалов «Твин Пикс», «Сумеречная зона» и «Потерянная комната», а визуально Control напоминает недавний «Легион». Правда, этот список лишь подскажет вам, чего ожидать от здешних приемов повествования – как игра Control получилась крайне самобытной.
Федеральное Бюро Контроля – все равно что Хогвартс
В Старейшем доме – так называется штаб-квартира Бюро – можно запросто потеряться, здание постоянно меняется и живет своей жизнью. По сути это одна большая локация разбитая на этажи, зоны и комнаты, перемещаться между которыми Джесси может довольно свободно. Количество доступных мест ограничено уровнем допуска (довольно абсурдная картина – Директор добывает ключи-карты) и еще не открытыми способностями. То есть все по правилам классической метроидвании: главная героиня носится туда-сюда по заданиям, попутно убивая возрождающихся монстров и исследуя Дом.
Красоте и стилю Control я посвятил отдельный большой картинкопост
Несмотря на то что Control – первый нелинейный экшен Remedy, беготня по одним и тем же местам здесь куда интереснее какой-нибудь Wolfenstein: Youngblood (подробнее – в рецензии на нее). Старейший дом открывается послойно и в нем без шуток хочется проверить каждый уголок: добраться, осмотреть, попытаться сломать стену (иногда работает). Наградой будет какая-нибудь интересная записка, очки опыта, модификаторы для оружия и ресурсы для крафта. Сложно сказать, что из этого радует больше.
Джесси – супергероиня с суперпушкой
Основная способность главной героини – это телекинез. С его помощью Джесси может швырять во врагов предметы окружения, чередуя это с классической пальбой. Как и все остальные навыки, телекинез можно прокачивать, что заметно повысит не только урон, но и эпичность атак: если в начале в зараженных Ииссами сотрудников приходится швырять мелким хламом и кусочками стен, то под конец я казнил сразу нескольких врагов спутниковыми тарелками, валунами и даже погрузочными машинами. Другие суперсилы развиваются похожим образом – под конец сюжета начинаешь чувствовать себя Суперменом.
Правда, о смертности героини быстро напомнит почти отсутствующая регенерация здоровья. Для лечения нужно подбирать выпадающие из убитых врагов осколки, что будет лишней причиной постоянно маневрировать по полю боя. И в целом к единственному уровню сложности Control претензий не возникает, умирать приходилось только после глупейших ошибок и на нескольких боссах.
Единственным неудобством для меня оказалась стрельба. Она сделана отлично, но целиться в состоянии левитации в стрессовых ситуациях на геймпаде довольно сложно, проще полагаться на самонаводящийся бросок. При этом с шутерными элементами все прилично: чудо-пушка Джесси по нажатию одной кнопки переключается между двумя выбранными режимами (пистолет, УЗИ, подобие снайперского арбалета, ракетница, дробовик), каждый из которых по-своему эффективен и подходит под разные стили игры. К тому же оружие можно и нужно усиливать модификаторами на урон, уменьшение отдачи и другие характеристики. За количество патронов и перезарядку переживать не придется: обойма регенерируется за несколько секунд «отдыха».
Подписывайся на лучший инстаграм об играх и киберспорте
У самой Джесси тоже есть несколько открываемых слотов для улучшений вроде бонусов к энергии или уменьшения ее затрат для определенных навыков, более эффективного лечения и других. Благодаря гибкой кастомизации оружия, экипировки и прокачки можно сделать подходящий набор под свой стиль игры. В моем случае получился типичный биотик из Mass Effect: максимум упора на швыряние объектов, левитацию и рывки, минимум стрельбы! И ощущается это так же классно, как в серии BioWare.
Не все тайное станет явным
Когда где-то через 15 часов прохождения добираешься до титров Control, позади остается запоминающийся и местами довольно психоделический трип, один из эпизодов которого я буду с удовольствием пересматривать в отрыве от игры и спустя годы. Спойлерить ничего не стану: вы сами поймете, что я имею в виду в одной из поздних сюжетных миссий. При этом о побочных заданиях тоже не стоит забывать – там достаточно интересных сюрпризов.
Пусть и со второй попытки, студия Remedy наконец выдала безоговорочно крутой сай-фай экшен, в котором хватает всего: стиля, выдумки, оригинальных механик, интриги и сюжета. Удалось адаптировать даже худшую идею Quantum Break с сериальными вставками между главами: на актеров тут можно посмотреть на видеозаписях, разбросанных по Бюро. Есть еще и по-настоящему жуткое живое кукольное шоу, созданное для обучения лабораторных детей понятиям вроде астрального измерения и государственной тайны.
***
Единственную обиду на Control я затаил в самом конце: сюжет заканчивается несколько скомкано, делая неприкрытый намек на необходимость ждать DLC. И действительно, еще задолго до релиза Remedy говорила о двух дополнениях: одно выйдет в конце 2019-го, а второе аж в 2020 году. Понятно, что решение приняли из-за нехватки времени и денег. И все же игра заслужила более яркий и внятный финал.
Shut up and take my money!