Почему больше не снимают смешные комедии
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Возможно, вам знакома ситуация, когда в пятницу вечером вы хотите посмотреть что-то веселое, а в итоге судорожно перелистываете всевозможные топы, чтобы выудить хоть одну достойную внимания комедию. Давайте разберемся, существует ли проблема кризиса жанра, и если да, то что с этим делать.
Юмор – штука субъективная. Но пользовательские рейтинги – более-менее адекватное мерило качества продукта. Заглянем на «Кинопоиск»: в топе лучших комедий за все время практически нет новых полнометражных картин. Попадаются хорошо оцененные сериалы, но и их рейтинги становятся ниже. Почему?
Смешение жанров
С течением времени жанр эволюционировал от чистой комедии к постмодернистской. От фильмов c Чарли Чаплином до криминальных комедий Гая Ричи, от в «Джазе только девушки» до драмеди «1+1», и так далее. Режиссеры уделяют все больше внимания образам и характерам героев. В свою очередь, авторы других жанров стали приправлять сюжеты юмором: будь то супергеройские («Человек-паук»), драмы («Паразиты») или хорроры («Прочь»). На этом фоне классические комедии выглядят примитивно, и продюсеры все меньше делают на них ставку. Оглушительный успех комедийно-драматического сериала «Удивительная миссис Мейзел» (в котором комедийного не так уж и много) также доказывает, что сейчас в тренде переплетение жанров.
Самоцензура и политическая повестка
Комедиям сложно оставаться смешными: список табуированных тем все шире и шире. Всегда есть шанс ненароком задеть селебрити с тонкой душевной организацией или обидеть целую социальную группу. Едва ли мы увидим нового «Плохого Санту», в котором чернокожий карлик, изрыгая проклятья, бил в промежность маленького мальчика. Страшно за готовящийся ремейк «Офиса» – каким в нем изобразят бесшабашного и неполиткорректного Майкла Скотта? Даже такие мастодонты злободневной сатиры как Мэтт Стоун и Трей Паркер (авторы «Южного парка») в новых сезонах шоу куда осторожней, чем раньше.
Кризис идей
Кинематограф тонет в самоповторах и тянет с собой на дно жанр комедии. Причина тому – интересы бизнеса. Нет смысла изобретать что-то новое и рисковать, если можно стабильно собирать кассу на бесчисленных ремейках и продолжениях популярных франшиз. Вспомните, чем закончили «Один дома» и «Очень страшное кино» или кощунственные ремейки советской классики.
Новые идеи и излишнее остроумие – потенциальная угроза кошельку инвестора. Студии производят усредненное кино для усредненного зрителя. Вот и юмор получается посредственный, хотя по определению должен быть остросоциальным, поднимать актуальные проблемы и высмеивать современные тенденции.
Комедийные сериалы тоже деградируют
Комедийные телешоу сейчас куда смешнее, чем полнометражные комедии. Сериалы отобрали кусок пирога у создателей полного метра: ведь зрителя намного легче удержать у экрана коротким эпизодом, да и насыщенность шутками у сериала выше. К тому же, даже если хохмы не блещут разнообразием, они не успевают приедаться.
Почему же сериалы тоже падают в рейтингах? Причины те же: самоцензура, повестка, самоповторы, желание угодить всем и каждому, большая доля супергеройских франшиз. Часто авторы не могут закончить сериал на мажорной ноте и выжимают из шоу все соки. В лучшем случае становится не смешно зрителю, в худшем – сами герои сериала становятся посмешищем.
Ситкомам, в частности, не идет на пользу чрезмерная сюжетная ориентированность: когда вместо смешных ситуаций и диалогов на первый план выходят, например, романтические линии. «Теория большого взрыва» образца последних сезонов буквально погребена под ненужным слоем любовных метаний героев.
* * *
Что же делать зрителю? Есть два пути.
Первый – ждать, когда комедии вернутся со свежим витком жанровой эволюции, либо индустрия задаст новый глобальный тренд.
Другой путь – выходить из зоны «кинокомфорта», искать новое или вспоминать хорошо забытое старое. Возможно, что-то от вас ускользнуло. Увлекались абсурдными комедиями Коэнов – разбавьте классическими французскими фильмами. Смотрели ситкомы – попробуйте драмеди. Нравился черный юмор – посмотрите что-то более жизнеутверждающее («Тед Лассо» к вашим услугам!). Голливуд исписался? Нестрашно: обратите внимание на другие культуры. У юмора много граней – постарайтесь разглядеть их все.
По поводу политкорректности. Мне кажется, советское кино сравнивать не очень правильно (хотя те же "Джентльмены удачи", возможно, вообще моя любимая комедия). Во-первых, оно шло к своим шедеврам не одно десятилетие - ранние советские фильмы мне кажутся очень плоскими в плане юмора, и лишь после оттепели стали появляться острые шутки. Во-вторых, советских режиссеров ограничивала именно цензура, а не самоцензура, т.е. они четко знали правила игры, и искали темы шуток сразу в тех плоскостях, где это было возможно. И им это удавалось. Голливудским же режиссерам, которым раньше можно было шутить "про негров и геев", теперь... вроде бы формально тоже можно шутить обо всем, но только они шутят на полшишечки, вместо поиска новых тем, и выглядит это вяло. Возможно, они тоже перестроятся, как советские коллеги когда-то.
Про российские комедии. В "Кахе" можно шутить про негров, но нельзя про расовый вопрос...скажем, другого плана. В "Крымском мосте" можно шутить про геев, но не нельзя про политику. Т.е., нельзя шутить на актуальные ДЛЯ НАС темы, а значит не остро, не злободневно. Раньше же можно было и над политикой посмеяться ("Куклы", "День выборов"), и над пороками русского человека ("Особенности национальной...", "ДМБ") и т.д. Но, конечно, в российском кино цензура - далеко не единственная и не главная проблема.
Помимо комедий, сейчас нет популярных мелодрам, чистых боевиков и прочего. Потому что жанры сейчас существуют либо для сплоченного комьюнити (типа фанатов хорроров ) либо в рамках стримингов. Тот же Нетфликс выпускает комедии с Сэндлером с изрядной долей регулярности.
Как мне кажется дело в том, что жанровые фильмы заменили блокбастеры: Форсаж комедия, фильмы Марвел комедия. Точно так же как и драма или боевик. Сейчас блокбастер - это универсальный аттракцион, который стремится дать весь спектр эмоций. И причины тут во многом чисто экономические и социальные: кинотеатры потеряли исключительное право на премьеры, люди начали реже ходить в кино и практика потребления изменилась.
По поводу "эпохи политкорректности" мне кажется влияние ее в данном случаи сильно переоценено. Ну т.е. да эти два процесса - уход жанрового кино и "повесточка" совпали, но Гайдаю, Рязанову или Данелия (а два последних как по мне просто гении комедии) советская цензура, которая была гораздо строже современной, не мешала снимать классные комедии. Как и отсутствие контроля со стороны твитерского большинства не помогает российским комедиям. Вот в "Кахе" или "крымском мосте" можно и про негров шутить и про геев и вообще... и чего? Чувствуется дух свободы и юмор уровня Апптоу? Вряд ли
И конечно пересматривать "Друзей"!