HR-оники СНГ: Desafio Internacional
В ночь с воскресенья на понедельник в Бразилии закончился Desafio Internacional, который стал вторым международным турниром, на котором приняла участие полноценная команда из СНГ-региона.
Если выступление в Турции на IWCI было первым опытом для представителей CIS региона выступить единой командой, и получилось отлично для первого раза (4-2 групповой этап: победа и над Турцией, и над Бразилией; 1-3 матч против главных фаворитов турнира INTZ), то на Desafio перед командой уже была поставлена планка, ниже которой упасть было нельзя.
Главной задачей для команды HR было выйти в гранд-финал против Pain и постараться показать там как можно более достойную игру. Проиграли бы 2:3 — никто бы и слова дурного не сказал, похвалили бы, что бой хороший смогли дать.
Результат получился полностью провальным — 1:3 (1:4 с учетом Tie-breaker матча) и вылет из группы на третьем месте. Такого, конечно же, не ожидал никто, кроме поклонников региона Латинской Америки, который представляла команда Kaos Latin Gamers, которая, в итоге, и обыграла HR.
Искать виноватых поздно, ругать ребят за поражение или нет — решает каждый болельщик для себя. Я предлагаю нам проанализировать те проблемы и причины, которые привели к поражению самую сильную команду СНГ региона в 2015 году. В качестве причин и проблем я приведу те, которые СНГ-коммьюнити использует чаще всего, когда говорит о поражении HR.
1) В СНГ регионе нет денег, огромных зарплат у игроков и тимхаузов, где они могли бы тренироваться 24/7/365, и это мешает показывать результаты.
Я не согласен, причем очень сильно. Что дают огромные зарплаты и тимхаузы? Возможность тренироваться и выкладываться игрокам, не задумываясь о необходимости прокормить себя или обеспечивать свое будущее с помощью основной работы/учебы.
На мой субъективный вкус, тимхаузы и многотысячные зарплаты должны быть заслуженными. Уровень дедикации и выступлений должен соответствовать вознаграждению, и, в общем-то, у HR он с весны этого года не двинулся ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса, как и у большинства СНГ команд; и это примерно соответствует тем условиям, которые сейчас есть в регионе. Когда отдельные игроки и команды будут показывать выдающийся уровень игры, их усилия точно будут вознаграждены. Тем не менее, моё мнение в этом вопросе очень неоднозначное, потому что прямой корреляции между условиями игроков и их уровнем выступления на мировой сцене нет.
Вернемся к теме: ни один из основных аккаунтов игроков Hard Random не задержался или вообще не был в Challenger дивизионе EUW сервера этим летом, ни один из основных аккаунтов не тренировался в режиме хотя бы 10-12+ игр в день на долгом промежутке. Средний соло-эло-рейтинг команды на EUW составляет высокий уровень D1-низкий уровень Мастер Тира. Даже не говоря о том, что количество игр на аккаунтах не является слишком большим, без опыта игры против ЛЦС-игроков Европы (то есть, как минимум, середина Челленджера) гарантировать соло-выступление игроков на стандартном расположении на карте (1-1-2 и лесник) нельзя, более того, оно вызывает серьезные опасения. Тем более, что SoloQ на очень высоком уровне создает не только более выгодные условия для победы на лейн-фазы, но и более жестко наказывает ошибки противника и дает понимание конкретных игровых ситуаций, а это ведет к общему росту игры команды.
Для примера:
Два аккаунта корейского игрока SKT T1 Faker-а на данный момент имеют 1400 игр в сумме в топ-15 Челленджер Кореи, со средним винрейтом 57-58%; два акканунта Fnatic Huni имеют в сумме ~1100 игр со средним винрейтом 60-61% в топ-15 Челленджер Европы
Ни в коем случае не хочу садиться на эло-поезд и доказывать, что эло решает абсолютно всё, но при безумно жестком формате Desafio и учитывая минимальное время на адаптацию, пренебрегать нельзя ничем. Конечно же, Faker и Huni — примеры очень яркие и это одни из лучших игроков всего мира, но всё, чего бы хотелось мне — чтобы ребята постоянно тренировались только с лучшими игроками, с которыми возможно, а это на данный момент — LCS игроки Европы.
Более того, игра в SoloQ -> новые пики ->новые стратегии.
4 самых востребованных/свежих пика на топ+лес патча 5.15 (Гангпланк, Фиора, Шен, Элиза) команда так ни разу и не пикнула по ходу турнира, что повлекло за собой определенные проблемы уже на стадии драфта.
На мой взгляд, HR-ы явно не смогли подойти к турниру в оптимальной индивидуальной форме, и я не вижу у этого объективных причин. Игроки закончили сессии, имели возможность тренироваться более, чем достаточно (учитывая буткемповые условия последние ~1,5 месяца с небольшими перерывами), но прогресса я не увидел.
Вывод: Проблематика региона была косвенной для команды причиной, которая если и стала ключевой на этом турнире, то в ней виноваты сами игроки/координация тренировок команды.
И что с этим делать?
Очевидно, нужно уделять больше времени соло-тренировкам. В команде, которая приедет на IWCI в следующем году, должно быть хотя бы 1-2 игрока уровня топ-5/6 LCS EU с очень солидными игроками на всех остальных позициях, а иначе каждый Wild Card команде из СНГ придется уповать на удачу и ошибки противника, а не на свой отыгрыш.
2) СНГ — самый слабый регион, поэтому самая сильная команда самого слабого региона все равно будет показывать худшую игру. Поражение 1-2 от KLG и 0-2 от Pain являются доказательством этого утверждения.
Более сложная и комплексная проблема. На мой взгляд, все IWCI турниры 2015 года были очень похожи на LAN-финалы Старсерии. Побеждает не самая сильная команда, не инфрастуктура региона и не зарплаты, которые получают игроки и всё это работает не так.
Турнир выигрывает та команда, которая смогла лучше всех подготовиться к патчу и смогла очень быстро собраться даже после неудачного старта по ходу турнира и камбекнуть. Характер, концентрация и умение поймать момент — это невероятно важные составляющие на турнире с общим количеством игр менее 10. Уровень игры имеет ключевое значение, однако разрыв между худшим регионом этого IWCI (СНГ/Япония) и лучшим (Пока что Pain/BKT) был абсолютно минимальным, и преодолеть его можно было бы легкой кровью.
Для примера:
IWCI в Турции Бешикташ начал просто отвратительно, однако собравшись и выкатив свои оптимальные пики, они прокатили по плей-оффам со счетом 6-1, отыграв группу кое-как. Полностью обратной ситуацией стал второй IWCI, где Dark Passage, имея явный отрыв по всем показателям до начала турнира, просто растерялись и проиграли две игры BKT и одну Chiefs, и этого хватило, чтобы они потеряли шансы поехать на Worlds.
Тилтанули ли HR-ы в Бразилии? Мне кажется, нет — они показали вполне ожидаемый уровень игры, просто ошибок было слишком много, и самых разных. Групповой этап в Бразилии не был чистым ни от одной из команд, каждая игра была близкой и каждую команду турнира можно и нужно было абузить. HR-ы не смогли ни отыграть свои сильные стороны (в силу причины #1), ни заабузить слабые стороны противника. Они допустили больше ошибок и чем Pain, и чем KLG, и с такой игрой они не заслужили выйти из группы, что и произошло.
Отыграй HR свои сетапы на 5-10% лучше, и этого хватило бы, чтобы выйти из группы. Отыграй они свои сетапы на 20% лучше, и этого хватило бы, чтобы выйти из группы с первого места.
Частично, в этом вина HR-ов, но частично это проблематика всего региона. Например, в СНГ нет достаточно сильных мидеров, чтобы наказывать Киру за ошибки и адаптироваться под его игровой стиль, а в Латинской Америке и Бразилии нашлись. Как итог — он выиграл только один мидлейн из пяти, а HR-ам крайне непривычно играть игру, когда Кира позади, да и сам он продолжает пытаться переигрывать противника постоянной агрессией, за которую его наказывали очень жестко. И таких игровых ситуаций и проблем много.
Нынешние HR-ы, все-таки, отличная команда для Лиг, которая будет выступать против одной и той же команды всё лучше и лучше с каждой следующей игрой. Если бы IWCI была на все команды, как весной, и к каждой было бы уйма времени на подготовку и 3-5 матчей за один турнир, не факт, конечно, что HR-ы были бы топ-2 среди всех команд IWCI, но шансы бы выросли и сильно.
Но риска, куража и опасности у летних HR-ов даже меньше, чем весной, а другие регионы и выросли по уровню игры, и адаптировались под уже известную всем команду.
У каждой сильной команды во всех регионах есть игроки, которые готовы вытягивать чизовые пики и круто их реализовывать, HR-ов же на Desafio можно было читать, как открытую книгу, а рисковать они не решились до самого конца. В итоге, на последнюю игру команда вытащила из пыльного чулана композицию Сивир-Владимир-Хекарим, которая в этом патче сильно слабее, чем весной и требуют более четкой и чистой реализации, а не ошибок на всех стадиях игры.
Вывод: Отсутствие более солидного соревнования внутри региона сильно подвело HR-ов на Desafio, однако с такими же проблемами столкнулись и остальные команды Desafio, особенно, KLG. Тем не менее, все, кроме HR, смогли показать более высокий уровень адаптации к условиям непосредственного турнира. Вывод — Hard Random не сделали необходимые выводы из финалов Летнего Сплита, и в итоге, ситуация вышла из под контроля. Не забиваешь ты — забивают тебе.
И что делать?
Регион остро нуждается в новых кадрах, а команды, которые подходят к финалам всего сезона в околокризисном состоянии, не должны выигрывать лигу внутри региона. Нужно искать интересных игроков и вовлекать их в процесс образования/решафла команд. Фейкер не был бы Фейкером, если бы на пятки ему не наступал пяток не менее талантливых и интересных мидеров, каждый из которых выкладывается нон-стоп и показывает разный стиль игры, заставляя думать головой и нажимать на кнопки намного активнее.
3) Необходим кик Смурфа/Симфони/Киру/Лекса/Димонку/Всех вместе, они тянут команду на дно!
Легко сказать, да сложно сделать. На последнем ЛАН-финале Старсерии не было ни одного нового СНГ игрока, на предпоследнем ЛАН-финале дебютировал только LeX и Skash, один из которых был ценным кадром уже почти год, но не мог найти команду своего уровня, а второй был заменен и неизвестно, вернется ли он когда-то в команду топ-4 уровня СНГ.
Текучка кадров низкая, игроки зачастую формируют команды на основе дружеских отношений и зоны комфорта, а не с точки зрения получения результатов и оптимальной игровой формы. Конечно, страшно тащить ребят из солоку и учить их играть, но именно так и формировалось половина топовых команд мира, и СНГ тоже нужно к этому стремиться. На русском сервере очень много талантливых игроков, просто таланты эти нужно увидеть и не забить на них после пары неудачных тренировок/трай-аутов.
Как итог, кадровая проблема привела состав Dayruin-а (HR/M5/JustMSI) из топ-1 в топ-5/6 Старсерии этого сезона, а состав HR из одной из самых ярких и сильных команд IWCI весной в объективных аутсайдеров среди всех команд развивающихся регионов в конце лета 2015 года. У HR-ов эта проблема не так ярко выражена, однако она есть.
Частично эта проблема будет решена с более обширным появлением тренеров и менеджеров, а также пониманием самих игроков, что играть с друзьями — это здорово и комфортно, но далеко не всегда дает победы.
Вывод: Турнир проиграл не один игрок, турнир проиграла вся команда. Индивидуальный уровень игры, командный отыгрыш и движения на карте — ничто из этого у HR не было лучше, чем у Pain или KLG. Кадровые проблемы нужно решать путем постоянного поиска новых талантов и комплектацией действительно оптимального состава.
И что делать?
Команды в СНГ тонут и задыхаются без новых кадров. За русскоязычный сервер отвечают Riot Games, но спасение киберспортивной составляющей сервера — дело самих утопающих, т.е. про игроков и команд. Нужно по-другому смотреть на игроков своего региона и искать молодых и перспективных, а не проверенных, но средних игроков, и этим должны заниматься не только HR-ы (которые активно занимались HR Academy весь сезон), но и все остальные команды в СНГ.
Шотколлеры не растут в солоку как грибы, но найти механически сильных игроков с широким набором чемпионов, которые будут слушаться уже устоявшихся шотколлеров (Например, Смурфа, Лазанью, Дейруина и т.д.) в СНГ можно.
Итог всего:
Провал Desafio был следствием целого комплекса проблем конкретной команды Hard Random, которая подошла к главному турниру года не в самой оптимальной форме, при этом оппоненты могли хорошо читать их пики и движения на карте. Сами HR-ы не смогли поймать кураж/мораль, а продолжали играть очень ровно, но в короткий срок не смогли адаптироваться и сконцентрироваться на матчах так, как это сделали их противники. Всё это стало следствием как проблем самой команды, так и обширным набором новых и старых проблем региона.
В 2016 году нужно формировать профессиональные команды, искать новые кадры и нам всем вместе работать над уровнем региона: обычным игрокам, зрителям и комментаторам киберспортивных мероприятий, профессиональным игрокам, составам и организациям, в которых они играют. Nam vitiis nemo sine nascitur — СНГ команда могла бы прыгнуть выше головы и поехать на MSI/Worlds, но эта поездка была бы больше результатом удачи, чем работы, по крайней мере, по сравнению с другими регионами.
Мы имеем все основания расстроиться и разозлиться из-за результатов Hard Random, но опускать руки после этого турнира точно не стоит.
О том, насколько правильные выводы смогут сделать СНГ команды из 2015 года, мы узнаем уже очень скоро, во время решафлов. Тогда и увидит свет второй выпуск HRоник СНГ, а пока хотелось бы узнать ваше мнение насчет Desafio Internacional и этого блога!
PS: Что касается HR — их это поражение не сломит, я лично знаю каждого игрока и весь менеджерский состав, и, хоть это был не тот опыт, который кто-либо хочет получить, я на 100% уверен в том, что они продолжают идти первыми не только в результатах — они думают о будущем и 2016 год может стать для них успешным не только внутри региона, но и вне его.
Блог писался по горячим следам, и надеюсь, не обидит никого из команды HR, потому что я старался быть максимально объективным и откровенным.
PPS: АТР, я скучаю! :*
Это пока первые мысли. Можно больше написать, мне пока лень.
Блог отличный. Не хватает таких блогов от других людей или игроков. Было бы полезно, чтобы после какого либо события в Лоле, был написан материал с аналитикой этого момента. Будь то недавнии матчи в Америки с9 или какие то другие вещи. Чтобы люди не смотря игры могли не тратя время прочитать самое важное в статье.
Мне больше приятно, что на турнир таки полетел АТР и вообще надо, чтобы в нашем регионе тренерское ремесло процветало. А то я кроме тренирующего комментатора АТР-а никого не знаю. У команд на лане не было тренеров полноценных ни у кого. Что очень печалит. Всё-таки тренера/аналитики они очень полезны. Так как это разгружает часть работы для капитана и это время, что он смотрит демки и пики противников он мог потратить в соло-ку на отработку своей механики и так далее, но увы.
P.S. Возлагаю надежды на Солар Винд. Хочу увидеть не ланах следующих, может они и станут следующим свежим глотком.
Я вот тоже вчера не особо понял пост Ликкрита, где была затронута тема с гейминг хаусами, зп и т.п., но ведь под боком есть и другие дисциплины, где у людей это далеко не самая первичная задача, когда они пытаются играть на серьезном уровне.
Да, приятно смотреть на другие регионы, видеть отношение Riot и организаций к своим составам, но пока нужно подымать уровень игры региона в целом, а потом уже ждать каких-то инвестиций. От обратного, к сожалению, это не работает.
Понравилась, что была поднята тема скаутинга (поиска новых талантов). Этого действительно не хватает. Не нужно бояться воспитывать своих игроков, в будущем это принесет огромную пользу. Примеров немало.
*Плюсик за блог, хотелось бы видеть такие посты почаще.
И в последней игре, если честно - я не очень понял пиков HR. Вот все, что было в драфте выбрано KLG было просто лучше. На субъективный взгляд - тут игра была проиграна еще на этапе драфта. Хотя шансы у HR и были, но только до лэйта.
А по поводу новых игроков - ребята, у вас есть битвы университетов. Так и ищите там игроков - это отличный лифт-турнир. Вспомним команду УГАТУ в полуфинале. Там хотя и были слиты обе карты, но УГАТУ себя очень красиво показал. Особенно их лесник - Ковальски. И лично мне еще понравился мидер, но забыл его ник.
Вот там и нужно искать игроков и брать их под крыло.