«Встал из-за компа и подумал, что все – прошли игру». Интервью с Адреном
Разговор с Даниилом Савкиным.
Adren – икона казахстанского СS. В первую очередь его помнят из-за победы на мейджоре в Кракове с Gambit, но и без этого карьера у Даурена была богатая: он выходил в еще один финал мейджора с Avangar, играл с совсем молодым Симплом и даже катал за Faze вместе с Нико. Обо всем этом (а также о заводе по производству кумыса, конечно же) мы поговорили на BB Dacha от FISSURE.
«Мыслей, что я зря закончил, не возникало». Как живет Адрен после карьеры
– Что самого кайфового в жизни завершившего карьеру каэсера, которому больше не надо соблюдать режим, играть праки и кататься на турниры?
– Кстати, есть своего рода этот кайф, что больше не надо посвящать себя полностью CS. И сейчас я хочу заняться исполнением простых желаний – например, сходить на концерт или на футбольный матч, на UFC. Раньше таких возможностей не было из-за плотного графика, в котором постоянно приходилось тренироваться. А во время отпусков не всегда появлялась возможность куда-то сходить, потому что не совпадало по датам.
После завершения карьеры главное найти себя.
– Ты нашел?
– Ну частично нашел себя, но все равно остаются отголоски «А вдруг если? А что если снова попробовать?». Но нет, нет. Мыслей, что я зря закончил, не возникало. Я долгое время играл на тир-1 уровне, а под конец карьеры был в К23 – то есть на тир-2. Я поймал себя на мысли, что не готов тратить еще год, проходить квалы. Я хотел играть на тир-1, но туда меня никто не звал. Я был слишком стар, чтобы делать все заново, и выбрал другой путь.
– Не было мыслей под конец карьеры стать капитаном, как Taz, собрать молодую пятерку игроков из Казахстана и поднять их на новый уровень?
– Были такие мысли, но это все зависит от спонсоров и финансов. Такими финансами, чтобы заниматься меценатством и содержать эту команду, я не обладаю. И спонсоров, которые поддержали бы такое и дали все необходимое, тоже не было.
– Сейчас ты живешь медийной жизнью – ютубчик, турниры, трансляции. Не утомляет?
– Да нет, на самом деле. Главное, кайфовать от этого. Я себя нашел в другом амплуа, и мне это доставляет удовольствие. Даже сейчас перед BetBoom Dacha я стримил не так много и не так много мы снимали роликов. По сути, я не находился в работе долгое время и соскучился по трансляциям, матчам и чемпионатам.
– Ютуб-канал «Квартира 36». Как это случилось?
– Все очень просто. Мы сидели с друзьями и думали: мы играем в CS, обсуждаем что-то, почему бы это не показывать людям? Плюс я на ютубе не видел киберспортивного контента, который мне хотелось видеть. И решили попробовать – как-то все сложилось.
Название «Квартира 36» – это реальное место, где мы обитали. Это такая наша мини-студия была в квартире под номером 36. Сейчас мы расширились. У нас большой офис с несколькими зонами: там и подкастерские, и компьютеры, и PlayStation. Можно снимать разный контент.
– Когда записывали первые видосы, было сложно или даже волнительно?
– Волнительно – нет. Было интересно, зайдет или нет, было интересно почитать комментарии. Нам повезло с аудиторией. Она у нас такая добрая. Мы увидели кучу комментариев, как все классно.
«Встал из-за компа и подумал, что все – прошли игру». Разговор про два финала мейджора, психологию и Зевса
– Давай поговорим про твою карьеру. Есть ли такой матч, который ты бы хотел переиграть?
– Хороший вопрос. Возможно, это финал Берлина, где мы в 2019-м играли против Astralis. Я бы сыграл этот матч в другом ключе.
– Были реальные шансы хлопнуть ту Astralis?
– Знаешь, это как во «Мстителях» Доктор Стрэндж говорил: есть один шанс из 14 миллионов. Вот так могли бы выиграть у них.
Возможно, мы были слишком неопытны и зеленые. Только я был на опыте и мог что-то подсказать. Было очень много мыслей: я понимал, что против Astralis играть так же, как раньше, будет сложно. Во-первых, мы с ними тренировались очень много, а во-вторых, они хорошо готовятся под соперника.
Я хотел сказать, что нужно играть неординарно, не так, как мы привыкли: удивить их в начале, чтобы они поняли, что мы играем в другой Counter-Strike. С другой стороны, было стремно, потому что мы все-таки дошли до финала, играя в свою игру. Был выбор: продолжать играть так же или удивлять.
– Второе место – все равно успех, несмотря на разочарование от проигранного финала?
– Да, я считаю это успехом, потому что мы тем составом поиграли 4-5 месяцев. И мы достигли такого результата, а потом приехали в Москву на BLAST и победили там. То есть мы закрепили успех.
Так что успех – да, но я был сильно разочарован. Не в своих ребятах, а из-за ситуации в целом. Я был близок к тому, чтобы залутать второй трофей. За это было обиднее всего.
– Ты пересматривал тот финал?
– Да. Мне было интересно по-другому взглянуть на финал и понять, что мы могли бы поменять. Что могло бы измениться. Ну, по игре было видно, что тяжело было что-то поменять и как-то им противостоять.
– Удавалось Astralis обыгрывать на праках?
– Мы играли с ними очень часто, и да, удавалось обыгрывать. Конечно, они нас часто закапывали. Но Astralis – команда, которая не всегда выкладывается на праках полностью. Они что-то тестируют и как тренировку используют. Мы тоже это использовали как тренировку, но и свою уверенность еще хотели поднять.
– То есть выиграть на праке тоже важно?
– 90% команд играют на праках на победу. Такие команды, как Astralis, могут позволить себе тестировать и пробовать что-то.
– Когда вы проигрывали все праки перед краковским мейджором, это пугало?
– Может, первые несколько дней и пугало, но потом мы прошли все этапы – гнев, принятие… И в конце мы уже поняли, что такая ситуация, ничего нельзя сделать.
– Когда ты получаешь MVP мейджора – что чувствуешь? Опустошение?
– Было опустошение, когда мы выиграли мейджор. Я когда встал из-за компа, подумал, что все – мы прошли игру, все закончилось. Потом мы сидели в раздевалке, обсуждали, радовались, праздновали. И меня позвали – я думал, что на интервью. А мне говорят, что я MVP получил. Я такой: «Прикольно». Пацанам говорю, они поздравляют. А у меня не было осознания полного, да и до сих пор нет, что я MVP мейджора получил.
– Был жесткий упадок мотивации после победы на мейджоре?
– Был, потому что мы не могли найти новую цель и мотивацию. Я искусственно создавал себе это – хотел доминировать и сколотить эру. Но это уже было не то. Победой на мейджоре мы горели.
– Стать топ-1 игроком мира – недостаточная мотивация?
– Такие амбиции были, и хотелось. Но после победы на мейджоре я стал капитаном Gambit, и мои показатели сразу полетели вниз.
– Помню, как Зевс во влоге, уже играя за NAVI, подходит к тебе и говорит, что у тебя есть шанс стать единственным капитаном, который жестко играет и хорошо капитанит. В итоге не сложилось. Стать капитаном – ошибка?
– Возможно, стать капитаном было ошибкой. Но это было не мое решение. Мне предложили – я согласился. Помешало очень много факторов. У меня была мотивация стать лучшим капитаном, но для этого надо сплотить вокруг себя команду и дать общую цель. А на тот момент, как я уже сказал, общей цели не было. Мне для начала нужно было самому понять, какая цель у команды именно, а я придумал цель только для себя – эгоистично, грубо говоря. Стать лучшим капитаном. Нужна была общая. Тут я, наверное, и зафакапился.
– Ты до турнира вдохновлялся книгой про Майкла Фелпса. Основная идея там в том, что просто нужно делать все сверх плана.
– Грубо говоря, да. Основная задача – ставить себе и выполнять сверхзадачи, которые, по сути, невыполнимы. Но это верхушка айсберга. В этой книге очень много деталей, как готовиться психологически и приходить в себя.
Также мне брат подарил книгу, старую такую, потрепанную. Там про аутогенную тренировку, про дыхательные упражнения. Их использовали спортсмены СССР при подготовке к Олимпийским играм. Я эту систему тоже практиковал.
– Это помогает успокоиться?
– Да, там фишка, что ты можешь восстановить свои нервы, агрессию или злость, потратив на это 2-3 минуты.
– Показывал тиммейтам?
– Показывал, но единственный, кто использовал это, был я. Я использовал все возможные методы, чтобы достичь цели.
– Ты часто прибегал к подобным книжкам, может, смотрел видео про психологию?
– Нет-нет. Я это не практиковал, но когда появилась конкретная цель – плюс мне брат сказал, что нужно качать все аспекты в игре, – я начал прокачивать свою ментальную составляющую. Для меня было важно чувствовать себя спокойно и уверенно.
– До этого ты не справлялся с психологией и эмоциями?
– Я бы сказал, что я больше не справлялся с мотивацией. У меня вообще было другое представление о подготовке к турниру. Вот что я от Зевса уловил? Хорошая у него фраза была: «Ребята, мы должны приезжать на турнир с таким подходом, чтобы после, в случае поражения, задать себе вопрос: сделал ли я максимум для победы?» Если ты можешь честно ответить себе, что ты сделал максимум, ну, тогда не повезло, сорян. Но надо честно с собой разговаривать.
Чаще всего отвечаешь себе, что мог потренироваться на 10 часов больше, посмотреть на 30 демок больше, сыграть больше каток в FPL. С такой психологией успех гарантирован.
– После ухода Зевса ты задавался этим вопросом?
– Я постоянно задаюсь этим вопросом. Даже сейчас, если что-то мне не нравится, я могу сесть и сам с собой поговорить. Сказать: «Все ли я сделал, чтобы этот проект стрельнул?» И там всплывает очень много вопросов. Я честен с собой.
– Легко ли быть честным с самим собой?
– Тяжело. Мне кажется, этому надо учиться. Для начала нужно принять себя.
– Расскажи про Зевса. Мы привыкли, что он веселый, везде видосы снимает, 100 дел параллельно делает. В жизни он такой же?
– Да, в жизни он тоже был веселый, подбадривал всех ходил. Были, конечно, моменты, когда он грустил и ни с кем не разговаривал. У всех такие бывают дни. На камеру ты не будешь выставлять моменты, когда тебе плохо.
– Zeus – самый сильный капитан в твоей карьере?
– Zeus – самый сильный, и я бы сказал, даже самый фартовый капитан.
– Фартовый?
– Да. Было много моментов, где он мог просто от балды сказать колл, и он срабатывал.
– Это точно было от балды? Может, он читал игру?
– Это было сто процентов от балды. Знаешь, такие ситуации, когда играешь тяжелый матч, и капитан уже тильтует. Он говорит нам, что мы что-то делаем не так, и замолкает на несколько раундов. И ты ему говоришь: «Слушай, скажи что-нибудь».
И он такой: «Пойдем на Б». И это срабатывало. Мы выходили на пустой плент. Появляется уверенность, все забывается, начинаешь брать раунды.
– Какие-то капитанские фишки от Зевса перенял?
– Да, я понимал его примерное видение и понимал, что он от нас хотел. Я примерно того же ожидал от ребят, но мне не хватало всегда такого же игрока, как я. Чтобы заряжать пацанов. Не хватало второго коллера.
Ну вот как это работает? Капитан говорит идти на Б. Игроки спрашивают, как они будут выходить: под раскидку или контактом; там куча вариаций. Допустим, капитан коллит, что под раскидку. И в этот момент, когда капитан обдумывает раунд, второй коллер может распределить, кто куда идет, кто куда кидает смок или «молотов». А когда ты полностью сам проговариваешь всем, что им делать, тебе самому становится сложнее играть. Нужно контролировать все процессы плюс следить за соперником.
«Мы ожидали, что он может что-то сказать. Это Саня». Про молодого Симпла, невероятного Нико и Faze
– Блейд сейчас главная звезда NAVI. Он работал тренером Gambit – понятно, что недолго и что у вас мало что получилось. Но все же какой он тренер?
– Блейд сейчас и тогда – абсолютно разные тренеры. Он сильно прокачался в плане подхода к игрокам. Раньше он был прагматичным тренером, у которого все должно работать как часы. На словах все было настолько четко, что в игре не учитывались фактор удачи или фактор глупого игрока – условно, кто-то может выбежать в дым. Соответственно, не все работало.
А сейчас я смотрел его интервью – он дает больше свободы игрокам. Поэтому я считаю, что он очень сильно прокачался.
– Все равно есть ощущение, что он игроками играет в шахматы и всех четко контролирует.
– Да, в контроле важна дисциплина, но не надо забывать, что каждый игрок индивидуален, он как художник: нельзя запрещать делать какие-то вещи, которые они любят делать. Надо это балансировать. У Блейда получается идеально балансировать как тактическую составляющую и дисциплину, так и давать свободу игрокам, чтобы они не зажимались.
– Когда NAVI собрали этот состав, что ты о нем думал?
– У меня были сомнения по поводу Вандерфула – сомневался, что он сможет заиграть на уровне Симпла. По Иму сомнений не было, но он почему-то провалил стартовый отрезок в NAVI. Мне нравился jL, у Aleksib были спорные моменты – он был хорошим капитаном, но поменял много команд, ну Бит – это Бит, он всегда на месте.
– Когда ты попал в Faze и начал играть с Niko, было такое, что ты на него смотрел и в шоке был от того, что он делает?
– Нет, я прекрасно понимал, что и как он делает. Единственное, было удивительно наблюдать за его механикой: расположение прицела, как он аимит, как готовится к стрельбе. Таких игроков я еще не видел.
– Ты ведь играл с Симплом в HellRaisers – хотя он был слишком молод, да?
– Да, это был совсем другой Симпл с иными мыслями.
– Сложно было с ним играть?
– Мне нет. Мы были взрослые ребята. Симпл не так часто свое стремление выиграть показывал – вот так это назовем!
Были моменты, когда он что-то говорил, но все быстро решалось. Суперконфликтных моментов не было. Это Саня. Мы ожидали, что он может что-то сказать. Главное, чтобы он не сильно переходил на личности.
– Когда ты пришел в Faze, насколько было сложно из-за общения на английском?
– Было действительно непривычно и местами сложновато. Я-то думал, что моего уровня английского на тот момент будет достаточно
– А какой у тебя был уровень?
– Хм, я даже не знаю, как тебе его описать. Думал, что английского с Faceit и FPL будет достаточно. Но нет. Конечно, я знаю больше слов, чем «One A, one B», но молниеносно выдавать информацию, принимать решения и озвучивать их – это испытание. Я не мог так быстро поменять свою игру и быстро реагировать.
В плане общения, вот как мы с тобой беседуем, проблем не было. Только в игре. Сидишь на сцене и видишь ситуацию, которую нужно за пять секунд обрисовать или даже быстрее. Приходилось думать и подбирать слова, чтобы быстро донести все, но зачастую бывало так, что момент был упущен.
– Кстати, вы когда с Гардианом оставались в клатчах, общались на русском?
– У нас был такой прикол, что мы с Гардианом говорили на русском языке, когда оставались в клатче, а если Рейн оставался с Олофом, они говорили на шведском.
«Мечтаю провести крупный турнир в Казахстане»
– Недавно прошел трешовый турнир в Индии. За твою долгую карьеру было что-то подобное?
– Мне повезло, что я миновал все треш-турниры. Константин Грув понимал, что нас ждет на разных чемпионатах. И мы просто не ездили по сомнительным турнирам. Не было чего-то прям суперужасного.
Давно, когда я играл в HellRaisers, мы ездили на турнир – как мы его прозвали – Dreamhack Электроугли. Там просто был дом, где стояло 10 компов. Но это все равно был прикольный турнир. Не было заминок или технических неполадок.
– Кстати, те же ребята, что организовывали тот турнир, теперь делают BetBoom Dacha.
– Да, вот такой прогресс.
– С клубами были проблемы?
– В Astana Dragons нам зарплату не платили 3-4 месяца.
– А, вам же потом компьютерами отдали.
– Ну, не то что отдали – мы забрали просто компьютеры. Решили, что так будет лучше. Много разных ситуаций было в начале карьеры, когда CS был на совсем другом уровне. Не было того, что есть сейчас.
– Не грустно от этого?
– Я не грущу. У меня было прекрасное киберспортивное детство. Я провел красивую карьеру, меня все устраивает. Меня спрашивали, что бы я сказал себе 18-летнему. Я всегда отвечаю, что я бы сказал продолжать и не сомневаться в себе.
– Ты лучший каэсер в истории Казахстана. Согласен?
– Если по достижениям, то да.
Но я бы сказал, что Хоббит может побороться по достижениям. Он действующий игрок, у него еще все впереди. Мы с ним как бы наравне, но до появления Хоббита на большой сцене я был человеком, который выиграл большинство турниров в Казахстане. В целом, я первый кто, по-моему, выехал на буткемп за границу.
– Помню, видел клип с твоего стрима, где ты говорил про проблемы казахстанских игроков. И ты уверял, что дело не в пинге, а больше в ментальности.
– Да, пинг – не самое главное. Живой пример – Донк. Он играл с пингом 100 и вырвался в топ Faceit.
Считаю, здесь больше психология. Игроки, у которых большой пинг, думают, что только из-за этого они не могут никого убить. На деле не так. Надо глубже в это уходить. Если есть хорошая стрельба и понимание игры, то высокий пинг не помеха.
– Есть фишки, как играть с высоким пингом?
– Когда во время карьеры мне нужно было делать визу, я приезжал в Казахстан и играл оттуда. Я играл совсем в другую игру. Занимал другие позиции и пытался подстроиться под пинг, потому что, играя с сильными командами, нужно адаптироваться.
С маленьким пингом игра полностью менялась.
– Если проблема не в пинге, то в чем тогда?
– В подходе и понимании, что нужно делать. Думаю, многие казахстанские игроки не понимают, как правильно тренироваться и какой нужен подход. Это же как большой спорт: хочешь успеха – надо много работать. Многие футболисты в начале играли босиком.
– Может, им нужен какой-нибудь опытный наставник?
– Может быть. Я задумывался об этом, но я больше не игрок – у меня карьера аналитика и контент-мейкера. На это уходит много времени. Чтобы быть наставником и поднимать молодых игроков, нужно тратить еще больше времени. Плюс зарплата – жить-то на что-то надо.
Хотел бы я стать наставником и поднять казахстанский Counter-Strike? Конечно! Есть ли у меня на это возможности и время? Пока не знаю.
– О чем ты сейчас мечтаешь?
– Мечтаю провести крупный турнир в Казахстане – мейджор, например. Не просто привезти этот турнир, а быть его частью, организатором.
– Как думаешь, в ближайшем будущем это возможно?
– Я надеюсь, что в ближайшем будущем в Казахстане будут турниры по типу BetBoom Dacha или BLAST [Кибер: интервью записано 26 августа, а 27 августа PGL анонсировала два крупных турнира в Астане в 2025 и 2026 годах]. Я не говорю про мейджор или крупный турнир ESL, а просто про хорошие турниры. Хотя бы с этого начать. Нужно договариваться, искать правильных людей и пробовать, но пока на это времени нет. Но это в планах.
– И все-таки. Где завод с кумысом?
– Ха-ха-ха. Я уже говорил, что для завода с кумысом – как оказалось – надо было выиграть два мейджора. Денег от одной победы не хватило.
Телеграм-канал Даниила Савкина
– Представь, что тебя взяли на работу Valve. Что бы ты сделал в первую очередь?
– В качестве кого?
– Любую должность выбирай.
– Хм.
– Думал, ты сразу ответишь «Привез бы мейджор в Казахстан!»
– Ну, это вообще базовая настройка.
В первую очередь я бы сделал крупный турнир по типу Инта. Что-то масштабное и захватывающее, к чему люди готовятся год. Сейчас в СS есть мейджоры, Кельн, Катовице – они чем-то похожи.
Система с одним большим турниром выглядит привлекательнее, потому что сейчас очень много турниров проходит. Неинтересно смотреть, как одни и те же команды борются между собой в полуфиналах и финалах. А представляешь, раз в год турнир на те же 30 миллионов, которые были. Что вообще будет происходить, какие матчи будут?
– Но весь остальной год… Сейчас в Доте бесконечные онлайн-турниры.
– А я думаю, что, работая в Valve, я бы придумал такую систему, что команды должны играть эти матчи и должны набирать очки.
В CS такого не было, и мы это хотим. Дотеры, возможно, наоборот, предпочли бы несколько крупных турниров одному Инту.
– Когда вы видели бешеные призовые на Инте и всего лишь миллион на мейджоре в CS, завидовали дотерам?
– Не то что завидовали, но говорили, почему не мы? Мы же тоже люди.
– Ну, у каэсеров зарплата побольше.
– Я не знаю, какая зарплата у дотеров, но у каэсеров определенно большие зарплаты. Это точно. И со стикеров получают тоже нормальные деньги.
«Все пацаны рано или поздно начинают играть в Counter-Strike». Интервью с капитаном турецкого CS
«Я сам по себе одиночка, мне нравится одиночество». Интервью с Xertion из Mouz
Фото: BetBoom Dacha by FISSURE, соцсети Адрена