«РАНО» – великий мем. Он умрет только вместе с CS
Четыре буквы, без которых не обходится ни одна трансляция.
Если в интернете и есть что-то прекрасное, так это мемы. Их делают про людей, события, фильмы, игры. Про все. CS:GO вот 11 лет, а мемов про него наклепали на века вперед. Помните шикарный и не вписывающийся в сегодняшнюю реальность мем про Солека? Комментаторы Слэм и Страйк стебали горе-снайпера целый матч, матерились и говорили, что Солек играет с двойным зумом, потому что носит очки.
Читайте наш лонгрид про Солека
А недавний симпловский бэнгер с «Первый – бам» и так далее? Или же легендарный Маркелов и его пиво.
Чаще всего мемы просто про веселье и угар, как в трех примерах выше. Но бывает, что за смешной картинкой или надписью скрывается нечто большее и сложное. Как в меме «РАНО», который породил Блейд.
«РАНО» – часть стратегии Блейда. Он любил затянутые и вязкие выходы
Мем «РАНО» появился в году 2015-м благодаря Блейду, когда он еще не тренировал NAVI, а капитанил во Flipsid3. В тиммейтах у Андрея почти не было звезд, разве что ранний Симпл, который пропускал турниры ESL из-за бана, и ранний Электроник. Worldedit, Shara, Waylander, угасающий Markeloff – с далеко не топовыми игроками и без тренеров с аналитиками Блейд раз за разом выводил команду на мейджор. На восемь мейджоров. И однажды, в Кельне-2016, даже в плей-офф зашел.
«Я рад, что он ушел». Как Симпл бросил Flipsid3 – и почему команда об этом не жалела
Блейд – динозавр. На про-сцене он с 2005 года и почти всегда был капитаном. Стиль Андрея был простым, но эффективным: он опирался на скрипты – заготовленные и заученные до секундочки и миллиметрика раунды, которые легко объяснить молодым и неопытным игрокам.
Скриптованные идеи хороши тем, что каждый четко знает, что делать: на какой секунде выходить, какую гранату кидать, куда вставать после выхода и так далее. В таком строгом СS нет пространства для творчества и фантазии. Игра строится на будто вычитанных в школьном учебнике теоретических знаниях.
«Помню, играли против Faze [матч закончился победой Flipsid3 16:10] на Mirage на PGL Major Krakow 2017. И весь наш геймплан строился на скриптах: мы делали один заготовленный раунд, Faze что-то меняла – и мы делали другой. Они поняли, что мы пытаемся их запутать, и снова что-то меняли, а мы делали еще один скрипт. Это рабочая система, с ней не стать чемпионом, но удивлять топовых соперников реально».
Скриптованный стиль не без минусов. Если в составе есть топ-игроки, CS по учебнику зажимает их в рамки. Да и готовиться к таким командам легко: если внимательно посмотреть демки, то во время матча по паре гранат легко разузнать, какой именно скрипт делает соперник. Но в 2015-м до определенного уровня работало и результат приносило.
У блейдовских тактик была отличительная деталь: зачастую атака в его командах была вязкой и нудной, выходы на точки начинались на самых поздних таймингах, из-за чего порой банально не хватало времени на установку бомбы. И раунд проигрывался бесплатно. Было численное преимущество и преимущество в позициях, но толку уже не было: таймер заканчивался, а знакомый голос озвучивал: «Counter-Terrorists Win». Чувствуете? «РАНО» все ближе.
Блейд пришел в NAVI с другим майндсетом. Но тогда все вспомнили «РАНО»
Скриптованый СS – пережиток прошлого и, что занятно, больше фишка каэсеров из Восточной Европы. Остальные всегда играли чуть иначе: по минимуму заготовок, ставка – на разыгровку исходя из собранной во время раунда информации. Cеня – легенда 1.6 – очень удивлялся тимспику праймовой Fnatic из 2015 года:
«Они идут все время без заранее подготовленных тактик. У них нет такого, как у нас, когда каждый знает, что делать. Они постоянно общаются друг с другом и отталкиваются от инфы».
Блейд поменялся, когда стал тренером – особенно с приходом в NAVI. Он понимал, что с топовыми игроками калибра Симпла и Электроника можно выстраивать какую угодно игру и не убиваться одними лишь скриптами. Хотя и они никуда не делись, частота их использования сильно сократилась.
«У меня было много времени подумать, что правильно, а что нет. Когда ты играешь скриптами, тиммейты не могут полностью раскрыть потенциал. Допустим, капитан находится в одной части карты, тиммейт – в другой, и он видит дыру в защите. Ему нужно принимать собственное решение, но в скриптовой игре он не может этого сделать. Получается, что он, во-первых, не развивается как игрок, а во-вторых, не использует свои сильные стороны. Но это работает для молодых, которые не знают, как играть», – размышлял Блейд.
Пока Блейд осознавал современный CS и думал, как распоряжаться топовыми игроками, сообщество – ничего нового – рофлило. Над теми самыми медленными выходами, которые внезапно вспомнили и которые были главной ассоциацией с Блейдом, когда он только стал тренером NAVI.
«Кто теперь тренировать-то будет? Блейд? И че, мы будем смотреть на эти выходы за 10 секунд до конца раунда? Не, спасибо, я не фанат такой Доты», – говорил Райз еще до официального анонса Блейда.
NAVI проигрывали много раундов из-за нехватки времени. Так «РАНО» захватило чат Твича – и стало классикой
Другой подход к построению игры и меньшая зависимость от нашифрованных раундов не забрали у Блейда любовь к выходам на суперпоздних таймингах. И поначалу NAVI слишком много фейлили в таких раундах. Они в целом тогда играли неважно – это был состав с Гардианом. Некогда топ-снайпером, который редко набивал плюсовой K/D.
Не замечать постоянные проигрыши из-за таймера было невозможно, NAVI фейлили уж слишком часто. Классический пример: раскидка плента начинается за 16 секунд до конца раунда. И вроде даже зашли нормально, но плентящего бомбу убили через смок.
Тот же (!) матч. NAVI опять кидают гранаты очень поздно. На точке лишь один соперник, но он решает исход раунда – снова прострелом устанавливающего С4 через дым.
И таких примеров – сотни.
Казалось, что у NAVI три проблемы: Гардиан, Симпл, играющий не с AWP, и слишком поздние выходы, над которыми все смеялись. Тогда-то и завирусилось знаменитое «РАНО» – не без помощи Райза, кстати. В своих видео он постоянно критиковал команду и постоянно делал акцент на заигрывание игроков Блейда с таймером. Расфорсил мем, в общем. «РАНО» спамили в чатике Твича всякий раз, когда NAVI вновь затягивали с выходом. Такая ирония в лоб: мол, слишком рано выходите, 10-я секунда не предел, надо еще подождать.
Глобально выходы на поздних таймингах – не плохо. Это лишь один из вариантов доигровки раунда, и такое можно увидеть практически у любой команды – именно когда это спланировано, а не вынужденно.
Время шло. NAVI научились делать подобные раунды чище и не выходить слишком поздно. «Мем родился еще во времена Flipsid3, когда Андрей там играл. Потом он пришел в NAVI, и все про это вспомнили. Раз сейчас из-за этого мы перестали проигрывать раунды… Все к этому шло: из слова «рано» родилась эра NAVI. За год мы прошли путь от насмешек над тем, что пропагандирует Андрей тактиками с поздними выходами, до успеха», – вспоминал экс-аналитик NAVI Pradigg.
Читайте наше интервью с Прадиггом
Но успех, трансформация NAVI в не жалеющую никого машину и купание в трофеях не лишили нас мема «РАНО». Фейлы-то все равно случались, да даже без них это наречие спамили в чате, как только становилось понятно, что выход будет поздний.
Золотой рано-момент, причем уже в составе с Sdy. NAVI выходят на плент за десять (10) секунд до конца, да еще и на четверых.
А вот совсем свежее «РАНО» от состава с Aleksib.
«РАНО» писали и пишут до сих пор не только в матчах NAVI. Это короткое слово, без которого не обходится ни одна трансляция, стало универсальным описанием происходящего на карте: если строчат «РАНО», значит, на таймере осталось секунд 15-20. Если команда часто проигрывает такие раунды, можно в прикол написать, что они рано выходили. Но вроде как и не в прикол, ведь сразу ясно, про что речь.
«РАНО» – классика. Это и описание стратегии, и мем, который умрет только вместе с CS. Потому что будет актуален ровно столько, сколько отведено этой ужасно прекрасной и раздражительно отвратительной игре.
Потому что тактика команды за Т заключалась к началу раскида за 20 сек до конца раунда))))