Топ-30 лучших фантастических фильмов. Без «Интерстеллара» и «Терминатора»
Некоторые места вас удивят.
Научная фантастика – мой любимый жанр фильмов. Я пересмотрел почти все известные сай-фай картины и собрал только самые важные из них. Рейтинг получился очень личным. Вы не найдете здесь «Терминатора», «Матрицу» и несколько других хороших фильмов, но наверняка откроете для себя что-то новое. Поехали!
Подпишись на наш телеграм про игры и кино. Все новости и инсайды там!
30. «Звездный путь» (2009)
«Стартрек» появился до «Звездных войн» и долго был самой популярной космической оперой мира. Команда звездолета «Энтерпрайз», в которую принимали инопланетян, посещала необычные миры и попадала в приключения. Сериал был прорывным для своего времени. Из него выросла серия фильмов, но ряд средних картин в конце 90-х затормозил франшизу.
Перезапуск «Звездного пути» от Джей Джея Абрамса держится на команде харизматичных актеров: Крисе Пайне (Кирк), Зои Салдане (Ухура), Карле Урбане (Маккой) и Закари Куинто, который сыграл безэмоционального вулканца Спока. Дух командного приключения – главное достоинство картины. Он так впечатлил меня, что поставил «Стартрек» в один ряд со «Звездными войнами» и заставил пересмотреть пару похожих сериалов – «Звездный путь: Энтерпрайз» и «Орвилл».
29. «Человек с Земли» (2007)
«Человек с Земли» – удивительный фильм. Прощальная вечеринка профессора университета Джона Олдмэна (Дэвид Ли Смит) неожиданно превратилась в вечер откровений, на котором он рассказал бывшим коллегам о давнем странствии по Земле и бессмертии.
Малобюджетная картина Ричарда Шенкмана похожа на любительскую, в ней нет ни одного известного актера и практически одна локация, но увлекательные диалоги о тайне прошлого главного героя не отпускают – правду мы поймем лишь в последние несколько минут. Даже странно, что по этому сценарию до сих пор не сняли блокбастер!
28. «12 обезьян» (1995)
«12 обезьян» – одна из самых странных работ Брюса Уиллиса. «Крепкий орешек» сыграл необычную роль уголовника в антиутопичном мире будущего, уничтоженного смертельной эпидемией. Ученые отправили его в прошлое и пообещали освобождение, если он спасет человечество.
Авторский взгляд Терри Гиллиама подарил «12 обезьянам» незабываемый стиль. Специфическая картина напомнила артхаус и первое время отталкивала странными декорациями, но скачкообразное развитие истории и нетривиальная концовка запомнились мне надолго.
27. «Столкновение с бездной» (1998)
Фильмы-катастрофы не нравятся критикам и редко изобилуют проработанными деталями. В них много научных глупостей, которые бросаются в глаза. «Столкновение с бездной» посвящено возможному столкновению кометы с Землей и не лишено множества клише. Здесь наглая журналистка шла наперекор этике, а правительство вновь скрыло надвигающуюся угрозу.
Я хотел бы назвать пять причин, почему «Столкновение с бездной» лучше других катастроф, но их нет. Все проще! Мне понравилась человеческая история героини Теа Леони: ее трансформация по ходу фильма и живые поступки смягчили шаблонный сценарий. После концовки «Столкновения» я испытал печаль, которая накрыла меня на несколько часов.
26. «Я, робот» (2004)
«Я, робот» – блокбастер Алекса Пройаса о трех законах робототехники Айзека Азимова. Он рассказывает историю полицейского детектива Дэла Спунера (Уилл Смит), который не свыкся с появлением роботов и относился к ним с большим недоверием. Он взялся за расследование гибели доктора Альфреда Лэннинга – старого знакомого и конструктора корпорации по производству андроидов.
У фильма слишком простой сюжет: даже если вы не знаете законы робототехники, то наверняка уже поняли, что именно пошло не так. Визуальный стиль роботов тоже оставляет вопросы – жутковатый робот Санни не раз пугал меня в детстве. Но легкая детективная атмосфера и харизма Уилла Смита окупила для меня все недостатки. «Я, робот» так и остался лучшим попсовым фильмом про искусственный разум.
25. «Судья Дредд» (2012)
Судья Дредд – полицейский в постапокалиптическом Мега-Сити. Огромные территории вокруг превратились в безжизненную пустыню, а сам мегаполис полон трущоб и преступности. Только судьи защищают хрупкий порядок города-государства.
Первое появление Дредда в кино было не слишком удачным, поэтому у меня не было больших ожиданий от этого боевика. Как же я ошибался! Карл Урбан (Дредд) и Оливия Тирлби (курсант Кассандра Андерсон) отлично дополнили друг друга, а фраза «Я – закон!» навсегда врезалась в память. «Судья Дредд» попал в мою копилку «гилти плеже». Эту версию «Крепкого орешка» я готов пересматривать вечно.
24. «Хроники хищных городов» (2018)
«Хроники хищных городов» – экранизация романа Филипа Рива. После глобального конфликта человечество переселилось на огромные города на колесах, а одержимая местью Эстер Шоу (Гера Хилмар) по неизвестной причине преследовала главу Гильдии историков Лондона – Таддеуса Валентайна (Хьюго Уивинг). Знакомство с молодым парнем Томом Нэтсуорти (Роберт Шиэн) поменяло ее жизнь..
Кому-то этот выбор покажется спорным, но фильм мне действительно понравился. «Хроники хищных городов» – глоток свежего воздуха в фантастике 2010-х, которая значительно просела под натиском комиксов. В фильме необычный постапокалиптический мир с огромными «хищными» городами на колесах и предыстория похлеще «Безумного Макса», но неопытность режиссера превратила великолепную задумку скромную подростковую фантастику.
23. «Назад в будущее» (1985)
«Назад в будущее» – режиссерский прорыв Роберта Земекиса. Первый фильм трилогии рассказывает о приключениях подростка Марти Макфлая (Майкл Джей Фокс) и его необычного друга – ученого Эмметта Брауна по прозвищу «Док» (Кристофер Ллойд). Новый эксперимент закончился трагедией: изобретателя убили, а Марти очутился в 50-х.
Земекис создал легкую комедию, которая заставила меня переживать за главных героев. Марти оказался в безвыходной ситуации, но не отчаялся, и смело искал выход. Особенно мне понравились эпизоды, в которых он бился над воссоединением его будущих родителей. Недавнее прошлое оказалось идеальным временным промежутком, а Марти и Док – душевной парой киногероев. Неудивительно, что их дуэт вдохновил авторов «Рика и Морти».
22. «Пассажиры» (2016)
«Пассажиры» – научно-фантастический фильм с элементами мелодрамы. Космический корабль «Авалон» перевозил колонистов на новую планету в гибернационных капсулах. Из-за попадания астероида проснулся один из членов экипажа, а череда случайностей запустила основной сюжет картины.
«Пассажиры» не снискали большой любви у критиков и получили целых 30% свежести на «Томатах», но гораздо сильнее зацепили зрителей. Потрясающая синергия Криса Пратта (инженер-механик Джим Престон) и Дженнифер Лоуренс (писательница Аврора Лейн) превратила для меня среднюю фантастику в интригующую и колкую мелодраму. Эгоистичная выходка давит на Джима весь фильм, но мог ли человек поступить иначе? В такие нелепые истории почему-то хочется верить.
21. «2001 год: Космическая одиссея» (1968)
«Космическая одиссея» – культовая научная фантастика Стэнли Кубрика. Фильм рассказывает про группу исследователей, которые обнаружили внеземной монолит на Луне. Он послал сигнал на орбиту Юпитера, поэтому ученые отправились в экспедицию на новейшем корабле «Дискавери» – с капсулами анабиоза и искусственным компьютером HAL 9000.
«Космическую одиссею» модно критиковать. Ее сцены затянуты и не вписываются в современные зрительские ожидания, проблема ИИ раскрыта гораздо хуже, чем ее описывают в многочисленных обзорах, а концовка без объяснения попросту непонятна. Однако я получил большое удовольствие от этого кино. Эпическое путешествие по миру Кубрика даст неожиданные ответы, а эстетика космоса порадует даже тех, кто не разберется с остальными деталями.
20. «Вторжение похитителей тел» (1955)
«Вторжение похитителей тел» – один из самых успешных хорроров XX-го века. Доктор Майлс Беннелл вернулся с медицинской конференции в небольшой городок Санта-Миру и обнаружил странные жалобы людей, чьих знакомых якобы подменили. Что это: массовое помешательство или начало вторжения инопланетян?
Создатели «Вторжения похитителей тел» умело использовали несовершенство техники тех лет и передали страх через диалоги, которые в других обстоятельствах мы сочли бы обычными. Картина передает ощущение приятного сна, который медленно обрастает напряжением и заставляет проснуться от ужаса. Чистый саспенс.
19. «Грань будущего» (2014)
«Грань будущего» – фантастический фильм о вторжении враждебных инопланетян. «Имитаторы», крупные монстры с щупальцами, всего за несколько месяцев захватили большую часть Европы. Редкие успехи принесли бойцы в экзоскелетах – основная сила объединенного человечества. Разжалованный майор Уильям Кейдж (Том Круз) попал в смертельную высадку в Нормандии, но не умер и оказался в «Дне сурка».
Кажется, открытое противостояние с инопланетянами – удел фантастики прошлых веков или ужастиков. «Грань будущего» доказала, что эта тема небезнадежна. Враждебные пришельцы по прозвищу «имитаторы» как будто специально лишены глубокой идеи, быстро мелькают в кадре и обезличены. История фильма сфокусирована на главном герое, который развивается в бесконечных циклах во временной петле. Лаконичная идея фильма прекрасно скомбинирована с экшеном в исполнении Тома Круза и Эмили Блант.
18. «Начало» (2010)
Кристофер Нолан известен фантастическими картинами. В 2010-м он создал «Начало» – фильм про «извлекателей» Доминика Кобба (Леонардо Ди Каприо) и Артура (Джозеф Гордон-Левитт), которые погружались во сны людей и находили необходимую корпоративную информацию. Бизнесмен Сайто (Кэн Ватанабэ) был наслышан об их методах и предложил амбициозную цель – внедрить идею в подсознание соперника по бизнесу.
«Начало» – самая грандиозная концепция, которую я увидел в фантастике. Меня поразили эпические многослойные миры подсознания и гравитационные парадоксы, а сцена в Париже по праву стала культовой – в 2010-м это был разрыв! Но больше всего меня зацепила трагическая история любви Кобба и его жены. Люди не воспринимают всерьез сны, но наши иллюзии и правда часто становятся реальными и приводят к непоправимым ошибкам.
17. «Дежавю» (2006)
Специальный агент Даг Карлин (Дензел Вашингтон) расследовал теракт на морском пароме и обнаружил несколько странностей. Среди погибших оказался его напарник, а на берегу еще до взрыва обнаружили мертвую девушку. Расследование привело Дага в секретную организацию, которая изобрела необычный способ слежения.
Тони Скотт прославился классными боевиками. «Дежавю» начинался типично, но неожиданно вышел за рамки жанра и удачно вписал в приземленный сюжет хитроумные манипуляции с недавним прошлым. В «Дежавю» трогательная романтическая линия. Из-за нездоровой тяги главного героя поначалу она показалась мне безумной, но к концу фильма любовную историю окутали философские мотивы на тему судьбы.
16. «Бегущий по лезвию 2049» (2017)
«Бегущий по лезвию 2049» – продолжение экранизации Филипа К. Дика 1982 года. В мире будущего люди сосуществовали с репликантами – искусственными андроидами, которые исполняли грязную работу. Главный герой офицер Кей (Райан Гослинг) охотился на репликантов-нелегалов, но встреча с фермером (Дэйв Батиста) и информация о рождении ребенка андроидом зародила в нем сомнения.
Оба «Бегущих» прекрасны, но современная версия мрачного киберпанка понравилась мне чуть больше. Необычные отношения репликанта Кея и голографической программы Джой в исполнении Аны де Армас украсили картину (чего только стоит их поцелуй под дождем), а визуальный стиль Дени Вильнева выкрутил атмосферу на максимум. «Бегущего» хочется покритиковать за незавершенный сюжет, но в остальном он прекрасен.
15. «Тринадцатый этаж» (1999)
В 1999 году вышло сразу два фильма про виртуальную реальность. «Тринадцатый этаж» Йозефа Руснака понравился зрителям, но затерялся на фоне дорогого блокбастера о приключениях Нео. Сюжет фильма опирается на книгу Дэниела Ф. Галуя «Симулакрон-3» и рассказывает о машине виртуальной реальности, которая находится на 13-м этаже компьютерной фирмы и имитирует Лос-Анджелес 1937 года. Владелец компании погибает, а его главный помощник разбирается в таинственной смерти старого друга.
Глубокие идеи «Тринадцатого этажа» о природе сознания поданы в простой истории. В ней нет эффектных сцен и инопланетных захватчиков, а с ролью антагонистов неплохо справились сами люди. Меня поразила пугающая легкость, с которой фильм переступил черты виртуальной реальности.
14. «Обливион» (2013)
«Обливион» – сай-фай антиутопия о будущем цивилизации. В 2017 году инопланетяне атаковали Землю и уничтожили Луну. Люди отбились с помощью ядерного оружия, но планета стала необитаемой, поэтому человечество переселилось на спутник Сатурна Титан. На Земле остались автоматизированные фабрики по производству термоядерной энергии, за которыми следили станции управления. На одной из них жили Джек Харпер (Том Круз) и Виктория Олсен (Андреа Райсборо), пока однажды их райская работа не затрещала по швам.
«Обливион» – несовершенный фильм. Первая половина наполнена магической атмосферой забвения и одиночества, которую непросто ощутить в жизни. Потом события стали шаблонными, а концовка – смазанной. Если вы почувствуете мир и проникнитесь удивительным саундтреком «Обливиона», то закроете глаза на эти недостатки.
13. «Эквилибриум» (2002)
«Эквилибриум» – антиутопия о выцветших чувствах. После Третьей мировой мир разрушен, а в городе-государстве Либрии установился теократический тоталитарный режим. Эмоции назвали виновниками жестокости и объявили вне закона, произведения искусства сожгли, а жители Либрии каждый день принимали «Прозиум» для их подавления. Главный герой Джон Престон (Кристиан Бэйл) занимал высокий пост и активно боролся с эмоциональными преступниками, пока однажды не разбил капсулу и вновь не ощутил прилив чувств.
Антиутопию о мире, в котором люди подавляют эмоции, а порядок защищают полицейские в эффектных плащах, разгромили критики. Чувственные изменения героя Кристиана Бэйла отмели в сторону, но их заметили зрители. Микромимика актера в сценах моральных терзаний сделала для меня «Эквилибриум» одним из любимых фильмов. Эмоции перевесили заимствования из «Матрицы» и простенький экшен.
12. «Город Эмбер: Побег» (2008)
«Город Эмбер» – мрачная детская антиутопия. Юные Дун Хэрроу (Гарри Тредэвэй) и Лина Мэйфлит (Сирша Ронан) жили в постапокалиптическом подземном городе, люди которого давно свыклись с существованием и не мечтали о настоящем мире. Любопытные подростки начали искать тайну прошлого города.
«Город Эмбер» провалился в прокате. Критики указали на сходство с «Домом забытых детей» и неприветливую атмосферу, которая отпугнула детскую аудиторию. Тот случай, когда я совершенно не согласен с оценками. «Город Эмбер» – поучительная история про преодоление устаревших догм, которая стоит потраченного времени. Отдельное очарование – игра маленькой Сирши Ронан.
11. «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
«Иван Васильевич меняет профессию» – знаменитая советская комедия Леонида Гайдая. Шурик изобрел машину времени и в результате несчастного случая переместил соседа-управдома Ивана Васильевича Буншу в прошлое, а его тезку и царя Ивана Грозного – в настоящее. Для усиления комического эффекта обоих персонажей сыграл Юрий Яковлев.
Если вы всегда пропускали «Ивана Васильевича» на новогодних праздниках, то зря это делали. Легкая комедия про перемещение во времени удивляет на хуже других классических комедий, а историческая линия добавила картине двойное дно. Сюжетка вора-рецидивиста Жоржа Милославского в исполнении Леонида Куравлева – отдельное украшение фильма.
10. «Дюна» (2021)
Еще один фильм Дени Вильнева в моем топе. «Дюна» – эпическая фантастика и экранизация известного романа Фрэнка Герберта. По сюжету фильма император отправил Дом Атрейдесов на Арракис – пустынную планету, на которой производили бесценный спайс. Пол Атрейдес (Тимоте Шаламе) учился боевым искусствам и полетел за семьей на Арракис, где их ждали коварные планы враждебного Дома Харконненов.
Мне не понравилась оригинальная «Дюна» Линча. Она страдает от безнадежно устаревшего визуального стиля и поактового театрального повествования. Дени Вильнев будто создан для этой вселенной! Его неспешная режиссура прекрасно передала путешествие по бесконечным пескам Арракиса и наполнила фильм незабываемой атмосферой. Будущая трилогия «Дюны» – важнейшей событие современной фантастики.
9. «Марсианин» (2015)
«Марсианин» – твердая научная фантастика Ридли Скотта. Земная экспедиция «Ares III» высадилась на Марса, но из-за песчаной бури спешно покинула планету. Одного из членов экипажа Марка Уотни (Мэтт Дэймон) унесло бурей и он остался на базе. Марку предстояла долгая борьба с суровыми условиями Марса за слабую надежду вернуться домой.
Многие фильмы про космос посвящены инопланетянам или непонятным парадоксам. Мне понравилось решение создателей «Марсианина», которые поступили гораздо проще и рассказали реалистичную историю потери астронавта на чужой планете. В фильме нет напускной драмы и остросюжетных поворотов, он развивается планомерно и, несмотря на ряд фактических ошибок, раскрывает красоту науки. В этом главная ценность «Марсианина».
8. «Вечное сияние чистого разума» (2004)
Вы вряд ли слышали про режиссера Мишеля Гондри, но точно помните его лучшую работу – «Вечное сияние чистого разума». Романтическая драма рассказывает от отношениях серьезного Джоэла Бериша (Джим Керри) и импульсивной Клементины Кручински (Кейт Уинслет). Они совершенно не похожи, но по непонятной причине их тянет друг к другу. После очередной ссоры Клементина воспользовалась услугой по стиранию воспоминаний, и Джоэл попытался ответить ей тем же.
«Вечное сияние чистого разума» – одна из немногих картин, где Джим Керри отошел от роли комика и исполнил драматическую роль. В этой мелодраме нет сложного сюжета, она наполнена откровенно ребяческими сценами, но прекрасно показывает, почему неидеальность человеческих отношений – это естественно и даже романтично.
7. «Звездные войны: Эпизод 3 – Месть ситхов» (2005)
Трилогия приквелов – мои любимые фильмы по «Звездным войнам», а лучшим из них традиционно считают «Месть ситхов». Странности Джа-Джа Бинкса и слабая игра Хейдена Кристенсена, о которых говорили кинокритики, меня никогда не смущали. Наоборот, в трилогии есть все элементы классной космической оперы: интересные герои, разнообразная политическая структура и мощный оригинальный сюжет. А еще очаровательные герои Натали Портман и Юэна Макгрегора.
Главный злодей трилогии Дарт Сидиус оказался большим шагом вперед после Вейдера. Он давил не только харизмой, но и легкими нотками серой морали. В детстве я не сразу понял, что именно он манипулировал событиями! Таинственная арка лорда ситхов завершилась эффектной цитатой Падме: «Вот такой свобода и умирает – под гром аплодисментов». Разве можно не любить этот фильм?
6. «Престиж» (2006)
«Престиж» – фантастический фильм Нолана по мистическому роману Кристофера Приста. В центре сюжета история соперничества двух знаменитых иллюзионистов начала XX-го века: Роберта Энжиера (Хью Джекман) и Альфреда Бордена (Кристиан Бэйл). Необычная структура фильма состоит из флешбэков.
«Престиж» – это фильм про страсть к работе. Поначалу противостояние иллюзионистов Роберта и Альфреда кажется красивым соперничеством, но с каждый новой сценой оно становится все более безумным. Фильм балансирует между главными героями и до самого финала сохраняет паритет, чем сильно выделяется среди множества «черно-белых» картин. «Престиж» показывает цену успеха для тех, кто не справился с соблазнами совершенства.
5. «Контакт» (1997)
Тема контактов с пришельцами была очень популярна в 90-х. Роберт Земекис вдохновился реально существующей программой поиска внеземных цивилизаций (SETI) и построил вокруг нее драму. Элли Эрроуэй (Джоди Фостер) рано потеряла маму, поэтому часто втайне настраивала радиоприемник в надежде услышать ее. После смерти отца любовь Элли к науке усилилась, и она стала большим специалистом по поиску внеземных цивилизаций.
Поначалу «Контакт» кажется научным кино. Героиня Джоди Фостер – увлеченный астроном: она слушала радиоволны, копалась в данных, а тяжелое детство придало ей сил в тяжелых поисках финансирования. Любовь к проповеднику Палмеру Джосу (Мэттью Макконахи) что-то в ней изменила. Элли исполнила мечту, но получила гораздо более ценные ответы.
4. «Планета Ка-Пэкс» (2001)
«Планета Ка-Пэкс» – фантастическая драма с большим подтекстом. В психиатрический центр Манхэттена попал Прот (Кевин Спейси). Он утверждал, что прилетел на Землю с далекой планеты Ка-Пэкс и привел несколько доказательств: точно показал на созвездие Лиры и обладал на удивление чистой биографией. Психиатра Марка Пауэлла (Джефф Бриджес) заинтересовал его случай.
«Планета Ка-Пэкс» – удивительный фильм. Попытки врача Марка доказать человеческое происхождение Прота держит в напряжении, а зритель принимает сторону инопланетянина и болеет за него до самого конца. «Ка-Пэкс» приковывает к экрану не только загадочным событиями, но и завораживающим музыкальным сопровождением. Тяжелый драматический финал фильма заставил меня задуматься о хрупкости жизни.
3. «Алита: Боевой ангел» (2019)
«Алита: Боевой ангел» – антиутопия с элементами киберпанка Роберта Родригеса. Доктор Дайсон Идо (Кристоф Вальц) нашел на свалке и починил девушку-киборга, в которой увидел погибшую дочь. Алита (Роза Салазар) ничего не помнила, но неожиданно обнаружила в себе старые боевые знания. Она познакомилась с механиком Хьюго (Киан Джонсон) и отправилась на поиски прошлого. Все зацепки вели в Залем – богатый летающий город, который висел бедными трущобами.
С первых кадров фильма я проникся его визуальным стилем и саундтреком. Большущие глаза и наивное поведение Алиты очаровали меня. Понравилась и сюжетная часть: тайна города Залема и его смотрителя Новы, а также марсианское прошлое девушки-киборга. «Алита» – один из немногих фильмов, который после повторного просмотра не поблек, а восхитил меня еще больше. Очень жаль, что эту атмосферную историю вряд ли расскажут до конца – ее сборы едва окупили бюджет.
2. «Особое мнение» (2002)
«Особое мнение» – фантастический триллер Стивена Спилберга на тему мыслепреступлений. Джон Эндертон (Том Круз) – полицейский будущего и командир отряда по профилактике преступлений, которая снизила убийства почти до нуля. За предсказания отвечают три «прова» – провидца, которые точно определяют время и место убийства. Но однажды в будущем покушении обвинили самого Джона.
«Особое мнение» – моя любимая экранизация Филипа К. Дика. В фильме показана этическая дилемма мыслепреступления и предотвращения несовершенных незаконных действий. «Особое мнение» умело сочетает элементы нуара, боевика и детектива, и дает однозначный ответ на главный вопрос фильма. Люди имеют право выбирать свою судьбу.
1. «Гаттака» (1997)
В вымышленном мире «Гаттаки» люди делятся на два социальных класса: «годных» и «негодных». Главный герой Винсент Фримэн (Итан Хоук) с детства мечтал о звездах, но родился естественным путем, поэтому законно мог стать лишь уборщиком в космическом агентстве. Винсент решился на крупную аферу и купил чужую личность, чтобы получить шанс полететь на Титан. Параллельно развивается трагедия Джерома Морроу (Джуд Лоу), который родился «годным», но не справился с идеальным будущим.
Я знал победителя этого топа еще до его составления. «Гаттака» – совершенная антиутопия. Ее интернациональный архитектурный стиль сохранил красоту технологий и практически не устарел в наши дни, а тоскливая музыка Майкла Наймана задала тон во время просмотра. Финальная сцена «Гаттаки» доводит до слез. Она говорит: «Неважно, кем ты родился. Важны лишь усилия, которые стоят на пути к мечте». Я больше нигде не видел такого привлекательного несовершенства человеческой природы, торжества веры в себя и боли от непреодолимой слабости.
Еще бы добавил из не самого очевидного "Связь" (Coherence), снятую за 50 000 долларов. Такой то уровень саспенса держит за счет сценария.
Очевидная "Аннигиляция". Сцена с медведем-полиморфом - главный хоррор-момент за последние много лет. Да ив вообще, это один из самых смелых фильмов прошлого десятилетия.
Да и много что ещё можно вспомнить