Как фильмы врут про гипноз. Разоблачаем самые популярные: от «Иллюзии обмана» до «Мстителей»
А существует ли гипноз на самом деле?
Кино успешно производит поп-культурные стереотипы, которые прочно застревают в голове. Но если к странным явлениям в фантастике и хоррорах мы относимся скептически, то разобраться с околонаучными вещами гораздо сложнее.
Подпишись на наш телеграм про игры и кино. Все новости и инсайды там!
Гипноз – удивительное состояние. Считается, что в трансе человек отвлекается от внешних шумов, концентрирует внимание и становится внушаемым. До сих пор ведутся споры о том, меняет ли гипноз сознание, однако он широко применяется – и привлекает режиссеров блокбастеров.
Осторожно, возможны спойлеры к фильмам: «Проклятие нефритового скорпиона», «Олдбой», «Иллюзия обмана», «Прочь», «Транс», «Планета Ка-Пэкс», «Первый мститель: Другая война», «Маньчжурский кандидат» и «Чужие среди нас».
Мы расскажем, в чем обманывает гипноз из фильмов и как его техники используют на самом деле.
Режиссеры любят классический гипноз. Он держится на авторитете и внушении
Традиционный вариант внушения называют директивным гипнозом. Для него используются жесткие прямые команды, а гипнотерапевт давит на человека авторитетом. Этот метод развился еще во второй половине XIX века – в начале карьеры его применял даже Зигмунд Фрейд. Но уже тогда стало ясно, что действие гипноза выглядело эффектно лишь в задумке и плохо повторялось на практике.
Во многих фильмах, таких как «Проклятие нефритового скорпиона», «Олдбой» и «Иллюзия обмана», используется примитивная начинка. Гипнотизер щелкает пальцами, водит маятником или произносит кодовое слово, после чего человек впадает в неконтролируемое состояние и становится доступным для управления.
Более убедительным кажется гипноз из фильма «Прочь». По сюжету хоррора фотограф Крис Вашингтон поехал к родителям подруги. Ее мама оказалась гипнотерапевтом и предложила ему избавиться от курения. Она использовала точки концентрации внимания и монотонные движения ложкой по чашке, чтобы ввести Криса в состояние повышенной внушаемости. На этом реалистичные моменты закончились. Главный герой будто вывалился из сознания: его парализовало, а после сеанса Крис по команде терял контроль над телом.
В угоду зрелищности классический гипноз в фильмах превратился в суперспособность. В реальности метод не дает власти. Под гипнозом нельзя полюбить или украсть. Загипнотизированного человека не заставишь совершить поступок, с которым он не согласен.
Недирективный гипноз сложно показать в фильме − он диктует сюжет. В жизни бывает проблема ложных воспоминаний
В середине прошлого века мода на прямое внушение закончилась. Ему на смену пришел недирективный гипноз − это техника введения пациента в транс путем «мягкого» внушения. Работа с сознанием проводится через косвенные действия, человеку в трансе позволяют самому делать выводы.
В фильме «Транс» гипноз стал центральной частью сюжета. Его использовали для получения информации о неудачном воровстве дорогой картины Гойя. Персонаж Джеймса Макэвоя Саймон работал на аукционе, но во время ограбления спрятал картину и получил амнезию в драке с сообщником. Чтобы найти раритет, бандиты прибегли к гипнозу.
В фильме продемонстрировали прием переноса на другой объект – искали ключи вместо картины, но из-за обмана он закончился неудачно. В последующих сеансах гипноза вновь использовали классическое углубление и метафоры, с помощью которых пытались добраться до правды. Саймон поддавался внушению и легко представлял себя в необходимых условиях.
В этом моменте картина напомнила «Планету Ка-Пэкс» и затронула проблему ложных воспоминаний. В фильме с Джеффом Бриджесом и Кевином Спейси зритель пытается разгадать историю Прота – капэксианина, который попал в психиатрическую клинику.
В обоих фильмах мы видим аккуратные гипнотические сеансы, пусть и по воздействию они несколько преувеличены. Главным решением стало обращение к прошлым воспоминаниям – регрессии.
Действительно, когда мы расслаблены, то можем перенестись в забытые события. Процесс погружения в прошлое используют в разных методах психотерапии, например, в классическом психоанализе. Однако копаться в воспоминаниях опасно: наше воображение изменяет их, а иногда и полностью переписывает.
На волне популярности гипноза и психоанализа в прошлом веке выявили, что достоверность вновь полученной информации о прошлом невозможно проверить. Новые воспоминания часто оказываются вымышленными. Героям наших фильмов повезло, и они обнаружили правду внутри себя. В жизни проблемы ложных воспоминаний сильно ударили по регрессивным практикам.
Пленным промывают мозги боевым гипнозом. Так родились Зимний солдат и «Маньчжурский кандидат»
Схожие примеры боевого гипноза мы увидели в фильмах «Первый мститель: Другая война» и «Маньчжурский кандидат». Во втором фильме Капитана Америки он встретил знакомого, которого превратили в чудовище. ГИДРА промыла ему мозги, а знаменитый код «Желание. Ржавый. Семнадцать. Рассвет. Печь. Девять. Добросердечный. Возвращение на Родину. Один. Товарный вагон» активировал его программу. Баки Барнс стал Зимним солдатом и превратился в наемного убийцу, пока управление над ним не прервали.
В ремейке «Маньчжурского кандидата» подопытным стал бывший солдат Рэймонд Шоу. Он получил медаль Почета и строил политическую карьеру, однако оказался спящим агентом, которым управляла группа заговорщиков.
Ключевым элементом боевого гипноза в фильмах выступает триггер: слово или кодовая комбинация, которая активирует ранее запрограммированные действия. Человека лишают воли и превращают в послушного робота.
В реальной жизни боевой гипноз отвергли в середине XX века. Военные пришли к выводу, что гипноз не выходит за рамки обычного внушения и действует через повышение мотивации. А промыть мозги несложно и без насилия.
Зловещие вышки и НЛП массово зомбируют людей в фильмах. На деле групповой гипноз самый безобидный
Массовый гипноз в фильмах творит чудеса. Наверное, поэтому он редко встречается – среди хитов его можно увидеть разве что в картинах «Чужие среди нас» и «Иллюзия обмана».
В фантастическом триллере Джона Карпентера главный герой случайно нашел очки, которые открыли ему истинный вид Лос-Анджелеса. Реклама использовала НЛП и выдавала команды, вроде «Подчиняйся», «Потребляй» и «Женитесь и размножайтесь», а половина людей города оказалась пришельцами. Центрами гипнотического воздействия стали специальная вышка и телевизионная станция.
Более прямолинейно поступили создатели «Иллюзии обмана». В одной из сцен фильма заранее загипнотизированные зрители выбежали на сцену и завалили полицейского, который пытался арестовать знаменитую четверку иллюзионистов. Хватило кодового слова, чтобы толпа потеряла рассудок.
Практика группового гипноза в жизни мало отличается от индивидуального. Люди не общаются между собой, а директивные команды терапевта воздействуют на всех одновременно. С помощью массового гипноза также отбирают наиболее гипнабельных людей. Групповой сеанс проводят для сохранения времени, что сказывается на его качестве.
Гипноз действительно применяют? Да, но он почти бесполезен
Если гипноз и работает, то весьма ограниченно. Исследования подтверждают влияние гипнотерапии при синдроме раздраженного кишечника, менопаузе и хронических болях, однако в большинстве метаанализов экспериментальных данных польза от нее не найдена.
Независимо от вида, гипноз трудно назвать эффективным. Внушаемые люди могут почувствовать его работу, но достигнутый результат близок к эффекту плацебо и зачастую требует повторных сеансов. Так, в 2015 году власти Москвы запретили кодирование от алкоголизма, которое было очень популярно в нулевые – с реальными проблемами «ролевая игра воображения» не справлялась.
Гипноз может стать дополнительным инструментом в руках опытного психотерапевта, но служит лишь для расслабления и фокусировки внимания на важных мыслях. До серьезных открытий в нейрофизиологии говорить о большем применении этого метода невозможно.
* * *
Гипноз из блокбастеров – красивая сказка. Он пропитан ощущением таинственности и дарит иллюзию власти, но больше подходит супергероям.
Обзор «Топ Ган: Мэверик». Фильм, в котором Том Круз победил смерть и прогресс
Обзор первых серий «Оби-Вана»: худшее из новой трилогии теперь и в сериалах