Бросить МГУ ради Доты и стать тренером HellRaisers. Accell – о профессии тренера, проблемах СНГ-студий и мете про-сцены
От редакции. Вы находитесь в блоге «Нестудия», автор которого разбирает игры и интересные моменты в Доте. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты! И не забывайте про комментарии – они мотивируют авторов писать больше и делают их посты лучше.
* * *
Александр “Accell” Литвиненко – стример, аналитик, персональный коуч и тренер состава HellRaisers по Dota 2 в запасе. Он проработал в команде Nix восемь месяцев. За это короткое время Accell успел начать стримерскую карьеру и побывать на RuHub в качестве аналитика.
В этом интервью вы не только познакомитесь с новой медийной персоной в СНГ-комьюнити, но и узнаете, как можно стать тренером профессиональной организации, чем занимаются коучи команд, что не так с русскими студиями освещения турниров, почему для проведения персональных тренировок недостаточно быть просто хай-ММР игроком, а также поймете, как сформировалась текущая мета на про-сцене и почему ваши любимые команды драфтят именно то, что вы видите.
С чего все началось?
– На своих стримах ты говорил, что раньше в Dota 2 ты лишь «фанился» по выходным, и только пару лет назад решил стать профессионалом. Как это произошло?
– Когда я учился в МГУ на физфаке, у нас была студенческая лига, которую организовывала ФКС. Я поучаствовал в ней, после чего у меня появилось желание заняться Дотой серьезно. Это перевесило даже желание закончить МГУ, и я ушел в другой ВУЗ. Совмещать МГУ и Доту было просто невозможно.
– Сколько у тебя было ММР на момент проведения студенческой лиги?
– Порядка 6000.
– А, то есть ты даже «по фану» играл на высоком рейтинге?
– Как сказать по фану. Я играл 15 часов в неделю. Еще в школе я поиграл на тир-3 уровне. Потом просто отложил Доту, сделал упор на учебе.
– Как быстро поднял 8000 ММР?
– Я очень долго сидел на одном месте. Потом за лето, которое было перед переводом в другой университет, я поднялся до 7000. Буквально через полгода я попал в HellRaisers, где проработал 8 месяцев, и за это время я с 7800 добил до 8900, при этом играя очень мало. Я уже был внутри команды, играл максимум по 2-3 игры в день, потому что времени особо не было – просто винрейт был большой, потому что все остальное время тоже находился в Доте.
– В каких составах ты играл? С кем дошел до финала открытых квалификаций на Major?
– Я играл с Kodos, который буквально год назад подавал большие надежды, даже в Team Empire играл. Играл в стаках с Mastery, который сейчас в Empire; играл с Imba4, TTR – незнакомые ники для тех, кто не варится в тир-3 каше. Ни с кем из знаменитых никогда не играл.
В финале открытых квал мы проиграли Team Spirit, у которых был новый состав с DyrachYO, если я ничего не путаю. Тогда мы играли с TTR, imba4, Funn1k и Gilgir. С двумя последними потом встретились в HellRaisers.
– То есть в HR тебя позвал Funn1k или Gilgir?
– Gilgir и Funn1k пригласили потеститься. На тестах им нужна была пятерка, и Gilgir предложил меня. Я попробовал, всем понравилось, но в итоге решили, что я буду тренером. У меня уже был большой опыт персонального коучинга на тот момент, а других кандидатов на место тренера не было, поэтому я предложил себя на эту роль. Еще раньше, в немного другой состав, звали Daxak тренировать, но он не согласился. На место пятерки взяли Miposhka, о котором Nix очень хорошего мнения.
Неизвестный и очень открытый Никс: был на учете в милиции, играл в школьном театре, не пьет ради КПД и медитирует
– Можно ли сейчас попасть в организацию тренером не по знакомству, а, условно, по открытой вакансии?
– Не думаю. Тебе дадут шанс потеститься, если кто-то о тебе хорошо отзовется, желательно несколько человек. И при этом никто не должен отозваться плохо. Это не «пропихивание» знакомых; знакомство дает тебе именно возможность потеститься. Плюс нужно иметь определенный рейтинг или компетитив-опыт. Попасть с нуля не получится – придется пройти через тир-3 кашу, побултыхаться там и пострадать, но, если ты себя хорошо покажешь, тебе дадут шанс.
– Видишь ли ты себя тренером других Dota 2 составов? Открыт для предложений?
– Наверное, да, но сейчас я больше хочу играть, а не тренировать. Когда я только приходил в HR, мне оба дела были одинаково интересны. Теперь, набравшись опыта, поработав с более-менее именитыми игроками, посмотрев, как это выглядит изнутри, съездив на первый буткемп и сыграв с топовыми командами, я больше захотел играть. Чувствую, что могу играть минимум на уровне тир-2, а то и выше.
Если будет крутое предложение тренировать тир-1 команду, я, очевидно, его рассмотрю. Но шанс на это маленький.
Про тренерство
– В чем заключались твои обязанности в HellRaisers?
– За 8 месяцев в HR я чем только не занимался. Разве что психологию не трогал, потому что на тот момент у меня не было такого опыта. Все, что касается игровых вещей, я делал: в какой–то момент занимался драфтами, хотя у меня это получалось хуже, чем у Nix, поэтому я скорее помогал, а не полноценно отвечал за них; разбирал наши игры и КВ; разбирал оппонентов, их реплеи, драфты, героев, вардинг и так далее; составлял расписание на буткемпе.
Изначально моей основной задачей была работа с саппортами – Gilgir, Miposhka, RodjER. Досконально изучал все их игры, давал оценку, потом мы это обсуждали, спорили, приходили к истине. Саппорты были довольны моей работой.
– Должен ли тренер заниматься оптимизацией тренировочного процесса, как это делал ты, или для этого нужен отдельный человек?
– Зависит от конкретного тренера. Нигде не прописано, что должен каждый тренер уметь или делать. В СНГ топовые тренеры – Arszeeqq, ArtStyle и Boo1k; три абсолютно разных человека, с разными подходами и разными спектрами задач. Еще зависит от того, что нужно организации или составу в конкретный момент.
– Придет ли киберспорт к системе из большого спорта, когда у команд на постоянной основе будет крупный тренерский штаб – с главным тренером и его помощниками, аналитиками, скаутами, физиотерапевтами, психологами и нутрициологами?
– У некоторых организаций это уже есть: отдельно тренер, отдельно – статсмен. Я считаю, что это не совсем правильно. Если в большом спорте статистика далека от процесса, то в киберспорте тебе как тренеру статистика нужна всегда – на драфтах, во время игры. Лучше самому собирать эту статистику. Прикольно иметь статсмена, но он не должен собирать и анализировать всю статистику за тренера. Статистика может врать, и ее нужно прогонять через свое понимание, свой опыт. Не думаю, что статсмен может с этим справиться.
Касательно остальных – в топовых командах такое тоже есть. У OG – психолог, который всегда с ними и который вносит большую лепту. В CS:GO у некоторых команд есть физиотерапевты с медицинским образованием. Но это могут себе позволить только богатые организации.
– Арзсик в интервью для cyber.sports рассказал фишку, которую он вместе с No[o]ne использовал для оптимизации драфта героев в мид (табличка матчапов всех героев). Можешь поделиться какой–нибудь фишкой, которую ты выработал за время работы в HR и которая помогала вам в аналитическом процессе?
– Для саппортов был документ, куда мы с ними выписывали игровые паттерны, которых стоит придерживаться при игре на определенном герое в определенной ситуации. Например, для Вована мы вырабатывали жесткие паттерны на Chen, как стоять конкретную линию, как расставлять приоритеты и все в таком духе. Я этот документ структурировал для игроков, а они перед матчами его открывали и могли быстро освежить у себя в голове нужную информацию.
«Люди думают, что я какая-то тварь». Мощнейшее интервью с Арсзиком про развал Virtus.pro, хейт и титул гения-психа
Мета компетитив и просцена
– Тебе нравится новая система драфта, с семью банами в формате 2–3–2?
– Драфтить стало проще. Легче готовиться к матчам: одно дело – придумать 4 бана против соперника, другое дело – два. То, что происходит дальше – отчасти импровизация.
– Сейчас керри в 99% случаев не оставляют на последний пик. Зачастую его берут и в первой стадии. Почему в мете брать первую позицию на ранних стадиях?
– Из-за трех банов во второй стадии. Во-первых, слишком много керри можно забанить, во-вторых, взяв героя на 7-8 пик [то есть вторым в своем драфте – прим. автора], можно сделать много банов под него. Например, если ты берешь Anti–mage на 8-й, то ты банишь Slardar, Terrorblade и еще кого-то. Это удобно, все это понимают, что мудрить. Но все может измениться – Dota ничем тебя не ограничивает, главное, чтоб работало.
– В предыдущих патчах многие коллективы старались очень гибко драфтить в первой стадии. Сейчас почти всегда понятно, куда идут герои, взятые на первую стадию, хотя из–за двух банов в начале флексовые герое, наоборот, стали доступнее. Как ты думаешь, почему так?
– Для меня это тоже загадка в определенной степени. Не знаю, зачем люди отказываются от этой гибкости – она тебе ничем не мешает, наоборот, помогает в конце драфта что-то крутое завернуть. Как я видел, топовые команды оставляют себе какой-то флекс, хотя бы небольшой. Без него тяжело.
Все из–за меты. Сейчас очень мало героев играется. Пул на каждую роль небольшой, поэтому хочется метовых героев забрать как можно раньше.
– Возможно, отчасти это связано с тем, что некогда метовых Death Prophet, Dragon Knight, Ember Spirit, Nature Prophet сейчас меньше рейтят? Почему, кстати, с ними такое случилось? В патче их почти не меняли.
– Их ослабили. Ты читаешь патч – вроде героя не трогали, такой же крутой. Pangolier, например. Раньше он всегда появлялся в первой стадии, на четверку, на тройку, в мид, против контрпиков – неважно. А сейчас – где герой? В 1 из 10 игр появляется. Казалось бы, героя не меняли. Его вообще не трогали.
Суть в том, что теоретический анализ патча не помогает. Рейтинг всех героев после патча меняется. Та же Death Prophet была хороша в прошлом патче, когда темп игры был другой – из-за вышек, голды. Сейчас она просто не выигрывает, хотя вроде бы такая же – побеждает мид и так далее. Условные Anti-Mage и Terrorblade ее вообще не чувствуют; вот их возьмут на 8-й – и что, тебе в них брать DP?
– С чем связано возвращение Faceless Void? Он стал намного сильнее благодаря улучшению Hand of Midas и +1 к ударам по яйцу Phoenix на 1 уровне, или же просто нечем играть?
– Сейчас очень маленький пул героев на первую позицию. Так сложилось, что все поголовно играют с хард-керри: нет ни Ember Spirit, ни Riki, ни Lycan. Все играют в суперсильного керри. Чем хорош Faceless Void? Тем, что ты ставишь на этого керри Chronosphere и убиваешь его – и не важно, сколько там слотов. Плюс темп игры замедлился, и Войд успевает нафармить. Можно сделать под него больше банов, убрать офлейнеров, которые сильно мешают.
Поэтому в мете герои под Войда. Их довольно много. А еще есть Phoenix, который либо в бане, либо в пике в 9 играх из 10.
– Почему все команды сейчас играют в чистые 4+1?
– Казалось бы, нелогично: подняли голду за убийство, хочется бегать и драться. Но на самом деле – нет: подняли Hand of Midas, усилили вышки, замедлили игру, изменили структуру драфта. Тебе на 8-й хочется взять керри, а иногда и на 5-й [первым в своем драфте – прим. автора] какого-нибудь Войда. А если ты так рано берешь керри, то хочется взять такого, который точно выиграет игру, потому что ради него тратится три бана.
Но мета меняется и без прямого вмешательства разработчиков. Раньше, в течение самых долгих патчей, которые длились по полгода, набор героев и стратегий очень сильно менялся. Если посмотреть на мету в начале тех патчей и в конце, ощущение, что это две разные игры.
– Вопрос к персональному тренеру и к тренеру профессиональной команды одновременно: есть ли смысл средним игрокам пытаться копировать в пабах игру Пуппея, или она слишком зависима от командной стратегии, и без такой взаимосвязи, какая есть в Secret, этого не получится?
– Паблики он ведь выигрывает? А делает то же самое. Только вчера смотрел его реплей, где он на Nature’s Prophet пятой позиции с двумя Wraith Band и Orchid Malevolence чувствовал себя отлично. Да, Пуппей играет мало пабов, но у него сотый ранг, иногда поднимается до 50 ранга. Но для копирования его плейстайла как минимум нужно выиграть линию, чтобы столько фармить. Пуппей всегда ее выигрывает, даже в пабах.
Все зависит от того, как ты поймешь игру Пуппея. Это тяжело исполнять, но можно пробовать.
Стримы
– Почему ты начал стримить?
– Мне всегда было интересно и приятно общаться с моей небольшой аудиторией, чем-то делиться, чему-то учить. Мне вообще нравиться учить, поэтому я занимался персональным коучингом. Я вообще думал, что стану преподавателем после окончания университета.
На стриме много именно обучающего контента: я объясняю людям, что надо делать, причем советую и конкретно по игре, и по развитию в киберспорте. Я понимаю, что эту информацию неоткуда взять, поэтому мне нравится стримить.
Плюс мне сейчас особо нечего делать. Постоянные стримы заставляют тебя чем-то заниматься, ты меньше ленишься. То есть стримы – самомотивация, приносящая удовольствие.
– Ты рассматриваешь стриминг как основной способ заработка в перспективе в случае, если в организации больше не позовут?
– Нет. Если мне нужны будут деньги, я буду активно заниматься персональным коучингом. Стримингом основательно займусь после окончания карьеры, если что–то не получится. Сейчас это просто хобби. Моя цель – стать профессиональным игроком и найти подходящую команду.
– Кого из стримеров ты бы порекомендовал смотреть тем, кто хочет поднять ММР?
– Daxak. Единственный на Twitch, который является профессиональным игроком, при этом каждый день стримит, объясняет, что он делает, записывает обучающие видео, пусть и далеко не идеальные в плане формата. Аналогов просто нет.
Тем, кто захочет учиться: есть платформа GamerzClass – единственная в интернете, на которой про-игроки выпускают толковые обучающие видео. Там есть Сr1t-, N0tail, скоро появится Topson. Курс – 20 видео по 10 минут. Не реклама, просто совет. Я многое оттуда почерпнул.
– А Ghostik?
– Точно, забыл про него. Я с ним не знаком и не смотрю его. Знаю, что он делает обучающие видео, но ручаться не могу. Но, думаю, про-игрок ерунды не скажет.
– Ты кастишь киберспортивные турниры, как и многие стримеры, которые разбираются в игре на высоком уровне. Возможен ли сценарий, при котором в процессе роста конкуренции (и количественно, и качественно) со стороны индивидуальных кастеров студии рано или поздно разорятся?
– Не думаю. Аудитория «индивидуального кастера» в любом случае выберет его, а не RuHub или Maincast. Те, кто к Доте не имеют особенного отношения, не смотрят стримы каждый день и просто хотят посмотреть вечером какой–то матч, будут смотреть студию. Они не знают, кто такие Daxak, Nix, Sh4doweh, им интересны не эти люди, а профессиональное освещение от студии со всякими приколюхами.
Если от студии уходят люди к кому-то другому, это проблема самих студий. Нужно повышать качество контента, прислушиваться к аудитории. Основная проблема, из-за которой зритель может уйти к «индивидуальному кастеру» в лице про-игрока, это уровень аналитики и кадров, понимание Доты, профессионализм. Многие говорят то, что даже про-игроки не могут позволить себе сказать.
Скажу по себе: мне иногда смешно слушать, как человек, который почти не имеет отношения к Доте, не играл компетитив и вообще имеет 3 тысячи ММР, высказывается негативно в адрес профессионалов, в адрес людей, которые выигрывали The International. У меня это отбивает желание смотреть стрим дальше.
– Но ведь у этого человека с 3к ММР и отсутствием достижений такая работа – выражать свое мнение.
– Это можно делать по-разному. Можно выражать свое мнение, а можно настаивать на том, что оно единственно верное.
– То есть проблема в том, что некоторые аналитики и комментаторы некорректно высказывают мнение?
– Многие, я бы сказал. Недостаточно профессионально. Можно сравнить с Beyond the Summit, посмотреть на их набор талантов и поведение в студии, их профессионализм, корректность. Они преподносят мнение именно как мнение, а не как незыблемый факт, как многие в СНГ-комьюнити. BtS смотреть намного приятнее.
NS учил нас жизни в прямом эфире. Прямо как батя
Коучинг и персональные тренировки
– Когда ты начал проводить персональные тренировки?
– Года три назад, когда у меня было 6к ММР. Не особо серьезно, для удовольствия. В тот момент я больше занимался репетиторством. Профессионально занялся этим с 8000 ММР.
– Сколько может получать персональный коуч в неделю?
– Сильно зависит от его медийности. Медийка играет более важную роль, чем статус или качество тренера. Тот же Daxak, если захочет заниматься этим постоянно, может зарабатывать очень много. Среднестатистический игрок с примерно 8к рейтинга же может получать чуть больше 100$ в неделю. Если стараться. Не так много клиентов, зато коучей достаточно, и среди них нужно выделяться.
– Давай составим портрет среднего клиента, который заказал у тебя персональную тренировку. Сколько ему лет, какой у него ММР, какие цели он ставит перед собой?
– Тяжело говорить о «среднем», разброс сумасшедший. Последнее время я не занимаюсь коучингом людей, у которых меньше 5к рейтинга, потому что это не очень эффективно, но раньше приходили люди с 2к рейтинга, возрастом до 30, даже больше. Дяденька приходит с работы, играет в Доту по вечерам или на выходных, хочет получать от этого кайф, то есть играть хорошо. Он просто говорит: «слушай, нет никаких глобальных целей, просто хочу стать лучше, чтобы не было плохо от самого себя».
В то же время приходят игроки под 7к рейтинга, говорят, что хотят на про-сцену, спрашивают, что им делать, как совершенствоваться, как смотреть реплеи. Контингент абсолютно разный.
Последнее время клиенты преимущественно в возрасте 20 лет, с 5-6к ММР.
– Что происходит во время индивидуальной тренировки?
– Зависит от клиента. Если приходит человек с запросом попасть в киберспорт, то сначала я отвечаю на все его вопросы – их накапливается очень много, а найти на них ответы невозможно. Стоит ли играть в тир-3 стаках или лучше сосредоточиться на ММР, на что стоит обращать внимание, что придется пройти, какие шансы и так далее. С человеком, у которого 5-6к рейтинга, мы в первую очередь именно по игре общаемся. Лейнинг, пул героев, как учиться, кого слушать, кого нет.
Основная концепция – не дать человеку конкретный набор знаний, а научить его учиться. Меня в свое время МГУ научило учиться, структурировать знания, постоянно подстраиваться и меняться. Dota 2 постоянно меняется. То, что тебе рассказали год назад, через год уже будет неактуально. Поэтому я стараюсь научить людей мыслить, выстраивать логические цепочки, пользоваться статистикой, следить за игрой.
Есть большая разница между коучингом и разбором реплея. Две абсолютно разные вещи. Достаточно быть игроком с высоким ММР, чтобы объяснить человеку конкретные ошибки в конкретной игре, посмотрев реплей. Чтобы заниматься коучингом, этого недостаточно.
Про жизнь и планы на будущее
– Ты уже сказал, что учился на физфаке МГУ, но перевелся. Куда пошел? Закончил обучение?
– В МИРЭА. Не закончил – я взял год академического отпуска. Хотел полностью на Доте сконцентрироваться. Хотя университет мне не очень мешал, если сравнивать с МГУ: два раза в неделю пришел, посмотрел, что там проходят, и все. Но я взял год академа и, скорее всего, буду заканчивать заочно.
– Если бы не Dota, ты бы остался в сфере физики?
– Я бы окончил МГУ, но физикой бы не занимался. Наука, в частности теоретическая физика, требует 40 лет жизни, чтобы дойти до топового уровня с лучшими учеными. И только тогда ты начинаешь заниматься реальной наукой. Не хочется всю жизнь на это положить.
– Можешь найти общую черту, которой тебя зацепила точная наука и Dota?
– Не особо вообще люблю точные науки. Математика – интересно, конечно, но не мое. Меня интересовала романтическая часть физики, которая даже ближе к философии; с ней в какой-то момент переплетается теоретическая физика. Мне нравилась тема космоса, мироздания, астрофизика.
В Доте мне нравится компетитив, а также ее постоянное развитие и изменение. Мне нравится учиться. Не важно, что это – физика, психология, которую я изучал после возвращение с буткемпа, литература. Дота позволяет постоянно учиться. Потолка нет.
– Как отдыхаешь от Dota в свободное время? Есть необычное хобби?
– Читаю. Очень люблю читать, не важно, что – художественную, научно-публицистическую, по саморазвитию, по психологии. Гуляю редко, фильмы и сериалы не очень люблю смотреть.
До 18 лет я ездил с отцом на охоту на Белое море. Мне нравилось, но в один момент мое мировоззрение резко поменялось, и охота стала мне чужда. То же с рыбалкой – раньше нравилось, теперь не хочется.
Сейчас нравится именно психология. Если в будущем буду заниматься коучингом, то, может быть, схожу на какие-то курсы.
– Есть люди, которые очень любят говорить, буквально получают от этого кайф. Например, Nix – он об этом рассказывал в недавнем интервью. Ты испытываешь удовольствие, когда много говоришь, например, когда комментируешь или сидишь в студии аналитиком, или тебе приходится пересиливать себя?
– Я чем–то похож на Nix по характеру, но я все же интроверт в большей степени. Мне нравится разговаривать тет-а-тет, по душам, но не каждый день. Я открыт для общения, хоть и интроверт, но большого удовольствия от обычной болтовни не получаю. Мне нравится говорить о чем-то интересном для себя лично – если есть с кем, я могу делать это очень долго.
На RuHub не было тяжело говорить. Дискомфорт доставляла только камера, но, думаю, и он пройдет, если этим заниматься. В аналитике мне наоборот не хватало времени, я хотел сказать больше. Могу и 20 минут рассказывать о командах, игроках, текущем состоянии коллективов.
– Последний вопрос. Появишься еще в студии RuHub? Хочешь еще туда прийти?
– Скорее всего, появлюсь, но я все еще жду фидбек от RuHub по тем двум дням, которые я там провел. Мне там понравилось: и студия, и люди.
– Сел бы в комментаторское кресло?
– Да. Мне кажется, комментировать намного интереснее. На аналитике очень мало времени, а я много могу рассказать.
* * *
Ссылка на Twitch Accell, а также на его группу ВК.
P.S.: Подписывайтесь на этот блог и обязательно оставьте комментарий, даже негативный. Любой фидбек важен. Спасибо)
P.S.S.: Еще можно на мой твиттер подписаться :D
Другие интервью наших блогеров:
-
«Мне желали смерти, и в этом нет ничего уникального». Булк – о карьере тренера, отношении к жизни и шутках про окно
-
Alliance случайно пикнули Гиро и вылетели с TI9. На самом деле этот фэйл спас команду от развала
-
«Люди думают, что я какая-то тварь». Мощнейшее интервью с Арсзиком про развал Virtus.pro, хейт и титул гения-психа
-
«Сильная сторона Артстайла-тренера — то, что он игрок». Год – про смену позиции, онлайн-турниры и успех VP.P
-
«Я бы давно могла себе позволить iPhone 11, но трачу деньги на Мирану и Луну». Косплеер – о токсичном комьюнити и проблемах новичков
Создавайте блог на cyber.sports.ru и творите. А мы поможем вам найти спикеров и сделать так, чтобы ваши материалы увидели тысячи единомышленников