«Преступление и наказание» – лютый артхаус. Янковский танцует голым, дети играют с трупом
Достоевский не для всех.
Сериал «Преступление и наказание», который 26 октября выйдет на «Кинопоиске», меня обманул. Трейлеры выглядели адекватно, место режиссера занял автор «Топей» Владимир Мирзоев, актерский состав впечатлял: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Юлия Снигирь и прочие звезды.
Казалось, из этих переменных сложится пронзительная драма с классическим повествованием. Вот только ничего классического в экранизации нет. Это вызывающий эксперимент, который проверит неподготовленного зрителя на прочность.
📌 Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!
«Преступление и наказание» – не дотошная экранизация Достоевского, а переосмысление. События разворачиваются в наши дни: питерские дороги вечно ремонтирует спецтехника, Раскольников пользуется мессенджерами, а Мармеладовы живут в обшарпанной постсоветской общаге.
Впрочем, главное отличие от романа в запредельном сюрреализме. Возьмем роскошный бал у Свидригайловых. Дуня страстно танцует с Аркадием, гости восторженно глазеют, а глаза Марфы Петровны наливаются ревностью.
И тут бал внезапно перебивается кадрами с удивительной дичью. Голый Иван Янковский танцует на столе. Непонятные брызги крови летят на стену. Теперь уже полуголый Янковский карабкается на холм, на вершине которого танцуют мохнатые чудики. Пару кадров спустя дети качаются на качелях – с ними сидит труп. Все это повторяется несколько раз.
Прессе показали два эпизода, они насквозь пропитаны подобной экстравагантностью. Затянутые философские диалоги, иносказательность в каждом кадре, необъяснимая чертовщина, превращающая обыденную сцену в дикую. Герои просто сидят у набережной и трапезничают, а на фоне почему-то горит дом. Какого черта?
Режиссер Владимир Мирзоев еще и подчеркивает сюрреализм, расписывая питерские стены граффити со словом «Зачем?» Фанаты артхауса с легкостью отыщут ответы и раскроют всю правду на форумах. Мне же всегда требовалась помощь, чтобы осмыслить такое творчество. Вот почему внушительную часть пресс-показа я просидел с обескураженным лицом.
А потом проникся. И на выходе решил: если простому зрителю и смотреть артхаус, то именно такой.
📌 «Анора» – самый пронзительный фильм года. История о стриптизерше не зря покорила мир
Главный секрет «Преступления и наказания» в актерах, которые даже безумные сцены превращают в изумительные. Чего стоит диалог Аркадия Свидригайлова со следователем. В поместье произошло страшное преступление, а персонажи попивают шампанское, едят фуа-гра и в извращенной форме обсуждают взятку. Пронзительные взгляды, словесные танцы вокруг запретной темы, впечатляющая мимика. Сыграно столь филигранно, что по коже бегут мурашки. И ведь это еще не основные актеры!
В центре внимания Родион в исполнении Ивана Янковского. Он пугающе сходит с ума, убедительно трясется при мысли об убийстве, ошарашивает внутренним раздраем – ходит с гнилыми зубами и мечтает о нормальном обеде, но уверяет себя и остальных, что вот-вот разбогатеет.
Янковский, он же Вова Адидас из «Слова пацана», отменно отыгрывает сложного персонажа. Иногда мямлит, иногда горит фанатично-праведным гневом. Временами путается в мыслях, временами доходчиво размышляет о высоком. Такой Родион уже интригует, хотя основные его перформансы в первые эпизоды не попали.
Дуня Раскольникова, которую играет Любовь Аксенова, поначалу огорчила. Больно театральными показались ее слезы, трясущиеся руки и прочие страдания. Но к финалу второй серии она выдала такую мощную сцену, что о недавнем переигрывании забываешь. Визит женихов к матери – пронзительная феерия.
Похвалить стоит и вполне осязаемого дьявола, который отражает темные стороны героев. В экранизации Раскольников, как и другие герои, общается не с собой, а с таинственным трикстером. Харизматичным, опасным и в нужные моменты забавным. У него хороши даже размышления о разнице менталитетов. «В Америке говорят: «Сделай или умри». В России – «Сдохни, но сделай». У вас даже смерть – не оправдание».
Запоминающаяся особенность есть у каждого персонажа, пусть он появляется в паре кадров. Будь то Марфа Петровна с ее маниакальным желанием все контролировать, утопленница с выразительными глазами или заглянувший на минуту Разумихин.
Стоит смотреть?
«Преступление и наказание» – чистый артхаус. Но артхаус красивый, роскошно сыгранный и дополняющий философию Достоевского.
Перед началом показа режиссер признался, что жаждал ответить на вопрос: «Может ли существо, утратившее душу, снова стать человеком?» Ни преступления, ни наказания еще не показали, но ответ, кажется, уже понятен. Однако благодаря мастерству Владимира Мирзоева и всего каста путь к истине все равно хочется прожить.
* * *