CS 2Dota2
Коэффициенты предоставлены

«Преступление и наказание» – лютый артхаус. Янковский танцует голым, дети играют с трупом

Достоевский не для всех.

Сериал «Преступление и наказание», который 26 октября выйдет на «Кинопоиске», меня обманул. Трейлеры выглядели адекватно, место режиссера занял автор «Топей» Владимир Мирзоев, актерский состав впечатлял: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Юлия Снигирь и прочие звезды.

Казалось, из этих переменных сложится пронзительная драма с классическим повествованием. Вот только ничего классического в экранизации нет. Это вызывающий эксперимент, который проверит неподготовленного зрителя на прочность.

📌 Подпишись на наш телеграм про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже там!

«Преступление и наказание» – не дотошная экранизация Достоевского, а переосмысление. События разворачиваются в наши дни: питерские дороги вечно ремонтирует спецтехника, Раскольников пользуется мессенджерами, а Мармеладовы живут в обшарпанной постсоветской общаге.

Впрочем, главное отличие от романа в запредельном сюрреализме. Возьмем роскошный бал у Свидригайловых. Дуня страстно танцует с Аркадием, гости восторженно глазеют, а глаза Марфы Петровны наливаются ревностью.

И тут бал внезапно перебивается кадрами с удивительной дичью. Голый Иван Янковский танцует на столе. Непонятные брызги крови летят на стену. Теперь уже полуголый Янковский карабкается на холм, на вершине которого танцуют мохнатые чудики. Пару кадров спустя дети качаются на качелях – с ними сидит труп. Все это повторяется несколько раз.

Прессе показали два эпизода, они насквозь пропитаны подобной экстравагантностью. Затянутые философские диалоги, иносказательность в каждом кадре, необъяснимая чертовщина, превращающая обыденную сцену в дикую. Герои просто сидят у набережной и трапезничают, а на фоне почему-то горит дом. Какого черта?

Режиссер Владимир Мирзоев еще и подчеркивает сюрреализм, расписывая питерские стены граффити со словом «Зачем?» Фанаты артхауса с легкостью отыщут ответы и раскроют всю правду на форумах. Мне же всегда требовалась помощь, чтобы осмыслить такое творчество. Вот почему внушительную часть пресс-показа я просидел с обескураженным лицом.

А потом проникся. И на выходе решил: если простому зрителю и смотреть артхаус, то именно такой.

📌 «Анора» – самый пронзительный фильм года. История о стриптизерше не зря покорила мир

Главный секрет «Преступления и наказания» в актерах, которые даже безумные сцены превращают в изумительные. Чего стоит диалог Аркадия Свидригайлова со следователем. В поместье произошло страшное преступление, а персонажи попивают шампанское, едят фуа-гра и в извращенной форме обсуждают взятку. Пронзительные взгляды, словесные танцы вокруг запретной темы, впечатляющая мимика. Сыграно столь филигранно, что по коже бегут мурашки. И ведь это еще не основные актеры!

В центре внимания Родион в исполнении Ивана Янковского. Он пугающе сходит с ума, убедительно трясется при мысли об убийстве, ошарашивает внутренним раздраем – ходит с гнилыми зубами и мечтает о нормальном обеде, но уверяет себя и остальных, что вот-вот разбогатеет.

Янковский, он же Вова Адидас из «Слова пацана», отменно отыгрывает сложного персонажа. Иногда мямлит, иногда горит фанатично-праведным гневом. Временами путается в мыслях, временами доходчиво размышляет о высоком. Такой Родион уже интригует, хотя основные его перформансы в первые эпизоды не попали.

Дуня Раскольникова, которую играет Любовь Аксенова, поначалу огорчила. Больно театральными показались ее слезы, трясущиеся руки и прочие страдания. Но к финалу второй серии она выдала такую мощную сцену, что о недавнем переигрывании забываешь. Визит женихов к матери – пронзительная феерия.

Похвалить стоит и вполне осязаемого дьявола, который отражает темные стороны героев. В экранизации Раскольников, как и другие герои, общается не с собой, а с таинственным трикстером. Харизматичным, опасным и в нужные моменты забавным. У него хороши даже размышления о разнице менталитетов. «В Америке говорят: «Сделай или умри». В России – «Сдохни, но сделай». У вас даже смерть – не оправдание».

Запоминающаяся особенность есть у каждого персонажа, пусть он появляется в паре кадров. Будь то Марфа Петровна с ее маниакальным желанием все контролировать, утопленница с выразительными глазами или заглянувший на минуту Разумихин.

Стоит смотреть?

«Преступление и наказание» – чистый артхаус. Но артхаус красивый, роскошно сыгранный и дополняющий философию Достоевского.

Перед началом показа режиссер признался, что жаждал ответить на вопрос: «Может ли существо, утратившее душу, снова стать человеком?» Ни преступления, ни наказания еще не показали, но ответ, кажется, уже понятен. Однако благодаря мастерству Владимира Мирзоева и всего каста путь к истине все равно хочется прожить.

* * *

+9
10 комментариев
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Чистый арт-хаус? Чистое дерьмо более подходящее определение
+5
-2
+3
Выглядит чудовищно. Буду смотреть
+4
-1
+3
ясно говно
+3
0
+3
Ответ Hardpacino
Чистый арт-хаус? Чистое дерьмо более подходящее определение
Про какой артхаус такого не говорили)
+1
0
+1
Ответ TIMSTEFF
Окей, фильмы Лантимоса тогда не арт-хаусные по вашей логике?)
А по вашему это артхаус? Это массовое кино сделанное под артхаус (ну возможно за исключением совсем ранних работ). Артхаус не собирает десятки миллионов в кинопрокате хотя бы потому, что нишевое кино если и выходит в прокат, то не в массовый, а в исключительно таких же нишевых кинотеатрах и собрать там 100 млн$ просто физически невозможно.
+1
0
+1
не нравится артхаус. но это посмотрю, дам шанс.
+1
-1
0
Ответ jugO
Про какой артхаус такого не говорили)
Тоже правда. Но если продолжить душнить, то это не арт-хаус: снято не независимым режиссёром, по заказу вполне конкретной компании, с рекламным бюджетом да ещё и 100% с эфиром на каком нибудь канале (если конечно дотечёт эта непонятная калька на Достоевского, мб её смоют в унитаз публика онлайн кинотеатра как 90% другого шлака). Всё же у артхауса есть свои отличительные черты оправдывающие самое откровенное г. Хотя опять же - статья явно рекламная, как и многие статьи в блоге. Если полистать, то там и на более лютоый кал были восторженные отзывы.
0
0
0
Ответ Hardpacino
Тоже правда. Но если продолжить душнить, то это не арт-хаус: снято не независимым режиссёром, по заказу вполне конкретной компании, с рекламным бюджетом да ещё и 100% с эфиром на каком нибудь канале (если конечно дотечёт эта непонятная калька на Достоевского, мб её смоют в унитаз публика онлайн кинотеатра как 90% другого шлака). Всё же у артхауса есть свои отличительные черты оправдывающие самое откровенное г. Хотя опять же - статья явно рекламная, как и многие статьи в блоге. Если полистать, то там и на более лютоый кал были восторженные отзывы.
Окей, фильмы Лантимоса тогда не арт-хаусные по вашей логике?)
0
0
0
Ответ Hardpacino
А по вашему это артхаус? Это массовое кино сделанное под артхаус (ну возможно за исключением совсем ранних работ). Артхаус не собирает десятки миллионов в кинопрокате хотя бы потому, что нишевое кино если и выходит в прокат, то не в массовый, а в исключительно таких же нишевых кинотеатрах и собрать там 100 млн$ просто физически невозможно.
Как по мне есть массовое кино, и есть артхаус. Авторское кино со своим видением, сделанным не для всех. И это кино может собирать кассу, опять же, как мне кажется. Тот же Лантимос, согласитесь, делает далеко не блокбастеры. Недаром же его причисляют к «греческой странной волне». Его Клык, Убийство Священного оленя, лобстер, бедные несчастные - артхаусное кино, однако кассу свою они собрали. «Олдбой», «Маяк» Эггерса ещё как варианты в голову сразу пришли
0
0
0
Ответ TIMSTEFF
Как по мне есть массовое кино, и есть артхаус. Авторское кино со своим видением, сделанным не для всех. И это кино может собирать кассу, опять же, как мне кажется. Тот же Лантимос, согласитесь, делает далеко не блокбастеры. Недаром же его причисляют к «греческой странной волне». Его Клык, Убийство Священного оленя, лобстер, бедные несчастные - артхаусное кино, однако кассу свою они собрали. «Олдбой», «Маяк» Эггерса ещё как варианты в голову сразу пришли
В кино не для всех, на мой взгляд, не вкладывают бабки в продвижение и маркетинг. То, что у Лантимоса оригинальный взгляд - не делает каждый его фильм артхаусом. Условно у Содерберга тоже есть артхаусные фильмы, но это же не значит, что 11 друзей Оушена это артхаус. Как и у Андерсена условный отель Гранд Будапешт это не артхаус. Но мы тут немного от темы отходим: конкретно сий шедевр судя по сценарию, трейлеру и прочему явно не тянет на артхаус - челы по сути затащили достоевщину в современные рамки (особо оригинально, ага) пригласили кучу местных селеб, взяли бабки у крупной корпорации и теперь в обзорах то и дело мелькает модное "артхаус".
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости