Что смотреть после The International? 7 лучших фильмов из Дании
Конечно, с работами Ларса фон Триера.
После окончания The International пора смотреть депрессивные датские фильмы.
Режиссеров из Дании и правда сложно назвать оптимистами. Они тонко чувствуют мир и бесстрашно вглядываются в безобразную реальность. Кибер выбрал шесть наиболее репрезентативных датских фильмов и один сериал, чтобы лучше понять дух страны.
Охота (Jagten), 2012
Психологически напряженный фильм Томаса Винтерберга с Мадсом Миккельсеном в главной роли. Воспитателя детского сада Лукаса ложно обвиняют в насилии над детьми и домогательствах. И без того непростая жизнь мужчины, переживающего развод и борющегося за опеку над сыном, превращается в ад. От Лукаса отворачиваются друзья и близкие. Он становится изгоем. И даже после оправдательного приговора его продолжают преследовать за преступления, которые он не совершал.
В образе Лукаса Миккельсен покорил новую вершину в своей карьере – прежде он играл неоднозначных персонажей или антагонистов. На этот раз его персонаж обладает удивительной добротой. Насыщенный эмоциями и чувством паранойи фильм удивляет сочетанием гнетущего настроения и качествами главного героя, противостоящего жестокому обществу.
Винтерберг изначально хотел снять драму о социальном непринятии, но долго искал подходящую историю. В итоге за основу сценария он взял реальный кейс из практики датского психолога, который изучал случаи ложных воспоминаний. Вместе со сценаристом Тобиасом Линдхольмом у Винтерберга получилась грустная притча о ненависти и прощении.
Ковбой из Копенгагена (Copenhagen Cowboy), 2023
Николас Виндинг Рефн после голливудского успеха вернулся в родную Данию и снял необычный сериал «Ковбой из Копенгагена». Проект выглядит как сюрреалистичная экранизация игры. Здесь много NPC, есть парочка боссов, а действие разворачивается в необычных локациях, сочетающих эстетику Восточной Европы и Японии. Этакая смесь Dark Souls, Resident Evil, GTA, если бы их разрабатывал Дэвид Линч.
Главную героиню этого неонового темного фэнтези зовут Миу. Кроткая девушка в спортивном костюме считается талисманом удачи. Она обладает суперспособностями: исцеляет от боли, восстанавливает плодородие в почвах и женских детородных органах. Миу пребывает в албанскую общину, расположенную вблизи Копенгагена, но не по своей воле. Героиня оказалась в плену у злой Розеллы, а получить свободу она может только если поможет Розелле наконец забеременеть. Свобода и принципы Миу дороже. Она сбегает от рабовладелицы и отправляется в путешествие по миру, встречая вампиров, гангстеров и боссов мафии.
Сериал стоит смотреть не столько ради сюжета, сколько из-за его красоты, мистики и морока тайн. А также необычно реализованных боевых экшен-сцен. Рефн стирает грань между сном и явью, конструируя гипнотизирующее пространство, словно живущее вне времени.
Танцующая в темноте (Dancer in the Dark), 2000
«Танцующая в темноте» Ларса фон Триера – совсем не типичный мюзикл. Здесь даже танцевальные номера – шоустопперы – не развлекают, а вгоняют в тоску. Исландская певица Бьорк написала музыку к фильму и исполнила роль Сельмы, работницы завода, приехавшей в США из Чехословакии. Девушка постепенно теряет зрение, как и ее маленький сын. Но скрывает свой диагноз от окружающих. Справляться с наступающим бесперспективным будущим и неуютной реальностью Сельме помогает ее любовь к мюзиклам. Она преобразует грустные будни, напевая радостные песни. И начинает танцевать.
Если фантазия героини еще способна видеть красоту там, где ее нет, то Триер таким талантом не отличается. Он смотрит ужасной реальности в глаза. На уровне сюжета, цвета и выбранных документальных ракурсов Триер демонстрирует, насколько чудовищен и безобразен окружающий нас мир. Насколько общество жестоко в отношении тонко чувствующих натур. Фильм обладает настолько сильным психологическим эффектом, что после съемок Бьорк долгое время не могла вспоминать или обсуждать это кино – она слишком привязалась к героине и ее печальной истории.
Еще по одной (Druk), 2020
Даже в смешные комедии датчане умудряются добавить экзистенциальную грусть. Оскароносный фильм «Еще по одной» Томаса Винтерберга посвящен кризису среднего возраста и дружбе после сорока. Школьные учителя Мартин, Петер, Николай и Томми проводят эксперимент. Как сообщают последние исследования психологов, капля алкоголя в крови повышает уровень счастья и продуктивность. Как раз то, что нужно, ведь поводов для радости с годами становится меньше, да и профессия уже не приносит никакого удовлетворения.
На некоторое время жизнь героев и правда налаживается. Улучшаются отношения в семье, работать и сохранять фокус на хмельную голову стало значительно проще. Но вскоре шуточный эксперимент приводит друзей к серьезной алкогольной зависимости. А преобладающее веселое настроение фильма сменяется тяжелым похмельем.
Дилер (Pusher), 1996
Суровый дебют Николаса Виндинга Рефна. Это «Карты, деньги, два ствола», но со скандинавским холодным характером. В центре сюжета барыги Франк, Радован и Тонни и секс-работница Вик. Франк попадает в беду и готовится бежать из Дании, но враги и обстоятельства вмешиваются в его планы.
Рефн вдохновлялся гангстерскими фильмами Кассаветиса и Скорсезе. После учебы в американской киноакадемии он привез присущий фильмам Нового Голливуда стиль на родину и смешал его с визуальными приемами фон Триера – ручной камерой и натурализмом. В результате из криминального сюжета выросла социальная и крайне эмоциональная драма в духе Достоевского.
Антихрист (Antichrist), 2009
Кто создал мироздание – Бог или Дьявол? Пессимистичный Ларс фон Триер знает ответ и поделился им в «Антихристе». По сюжету после смерти ребенка женщина впадает в депрессию. Ее муж пытается оказать ей психотерапевтическую помощь. Но ничего не работает. За исцелением супруги отправляются в место, нанесшее женщине травму – в их загородный дом с говорящим названием «Эдем». Она и Он бродят по лесу, встречая воплощения своих тайных страхов и желаний. Сходят с ума и калечат друг друга.
Фон Триер снял один из самых жестоких и сложных для восприятия фильмов. Посредством библейских метафор и религиозного подтекста режиссер исследует бессмысленность бытия, границы сексуального опыта и показывает стадии морального разложения двух людей.
Реконструкция (Reconstruction), 2003
Фильм Кристоффера Боэ – почти фантастическая драма о любви и природе авторства. Фотограф Алекс влюбляется в Аме – жену писателя Огуста. Проведя с любимой женщиной страстную ночь, Алекс просыпается в новой будто параллельной реальности. Все знакомое, но совершенно чужое. Привычные лестничные пролеты ведут к неизвестным дверям. Любимые и близкие перестают узнавать героя. Потерянный Алекс не может понять, что же с ним происходит? Может, он стал безвольным персонажем чьей-то истории, воплощением воображения писателя Огуста? Или все случившееся – всего лишь сон?
Боэ закручивает сюжет и на дает никаких прямых ответов. Его искренне волнуют открытые философские вопросы о восприятии реальности и ее изменчивости. И, конечно, проблематика любви. «Реконструкция» – не обычная мелодрама, а проницательное и лиричное кино о силе и эффектах наших чувств и человеческой близости.
* * *
А какие датские фильмы нравятся вам? Делитесь в комментариях.
Но вот я нашел описание "Еще по одной":
"Заходят как-то в бар профессор истории, психолог, экономист и физрук. И решают проверить научную теорию: c самого рождения человек страдает от нехватки алкоголя в крови. Чтобы стать по-настоящему счастливым, нужно быть немного нетрезвым. Бокал вина утром, пинта пива в обед, стакан виски вечером. Казалось бы, что может пойти не так?"
Выглядит, как анекдот, действительно стоит попробовать