«Дюна 2» уничтожает кинематограф. Настолько грандиозно, что смотреть другие фильмы больше не хочется
Шаламе и Вильневу – по «Оскару».
Когда в прошлом году вышла Baldur’s Gate 3, разработчики были в ужасе. Они намекали, что игра вредит индустрии, ведь отныне геймеры будут ждать таких же качества, ролевого отыгрыша, вариативности. Увы, ни у кого кроме Larian нет столько таланта и трудолюбия.
С «Дюной 2» похожая история. Продолжение во всем превосходит первую часть и встает в один ряд с классикой кинематографа вроде «Интерстеллара» и «Властелина колец». Вот только смотреть обычные фильмы после него уже не хочется.
Оскар-бот на Кибере! Угадай победителей и получи призы! ✨
Эта «Дюна» лучше, чем в моих фантазиях
Я трижды читал роман Фрэнка Герберта и каждый раз представлял главные сцены – к примеру, первую поездку Пола Атрейдеса на колоссальном черве. Фантазия была настолько детальной и красочной, что идти в кинотеатр было страшно. Дени Вильнев – хороший режиссер, но по силам ли ему переплюнуть воображение? Оказалось, что по силам.
В подготовку к испытанию и каждое мгновение на спине Шаи-Хулуда вложено запредельное количество эмоций. Там и неуверенность при первом взгляде на монстра, и нерушимая стойкость, когда песок хлещет в лицо, а хватка вот-вот расцепится. Все это с визуалом, где каждый кадр оправдывает бюджет в $200 млн. В итоге во время испытания я так впечатлился, что не дышал и не моргал – боялся разрушить магию.
Вся «Дюна 2» состоит из похожих моментов, которые превосходят ожидания, разносят фантазии в пух и прах. Гладиаторские бои в обители Харконненов идеально показывают безжалостность великого Дома, напряженная дуэль с Фейд-Раутой ловко обманывает зрителя, Марго Фенринг завораживает манипуляциями. Неудивительно, что дилогия Вильнева воспринимается лучшей версией «Дюны» – даже роман не так цепляет.
Раньше я уважал Шаламе, теперь всем сердцем полюбил
За три часа Пол Атрейдес проделывает огромный путь. В начале фильма он будет задумавшим месть мальчишкой, в середине – лидером фрименов, который отчаянно отталкивает предназначение, в финале – мессией, принявшим разрушительную судьбу. Это разные личности: они по-своему смотрят на мир, все сильнее отказываются от личного счастья.
Тимоти Шаламе столь талантливо подчеркнул изменения, что заслужил следующий «Оскар». У каждой версии Атрейдеса особые взгляд, настрой, манера речи. Запомните потерянного парня из начала «Дюны 2» и дождитесь, когда ближе к финалу он произнесет впечатляющую речь. Она источает силу, ошарашивает наглостью, ломает вековые порядки. Такой Пол устрашает и мало чем походит на прежнего.
Еще лучше справляется Остин Батлер, которому доверили роль Фейд-Рауты. Признаюсь, в романе Герберта я так и не разглядел в племяннике барона Харконнена поехавшего садиста, каким все его называли. Зато в фильме прочувствовал безумие с первого кадра. Причем это не причудливое сумасшествие Джокера, в нашем случае экспрессия скрыта под маской тотального самоконтроля и в основном читается в глазах, мышцах лица.
Чего стоит момент, когда на глазах Фейд-Рауты жестоко убивают родственника. Тогда персонажа показывают крупным планом – на его лице застывает оргазм. Смотрится ужасно и великолепно одновременно.
С той же самоотдачей играют все – от Ребекки Фергюсон, у которой много экранного времени, до Ани Тейлор-Джой, появившейся на пару секунд.
Это все еще созерцательный фильм Вильнева
«Дюна 2» превосходит первую часть, но все еще остается фильмом не для всех. Завораживающих видов и многозначительных диалогов тут в разы больше, чем экшена. Взять хотя бы финальную битву: к ней готовятся 2.5 часа, но происходит все минут за 10.
Меня тягучий и медитативный подход Вильнева завораживает со времен «Пленниц», поэтому каждый кадр с пустыней все сильнее погружал в атмосферу, все сильнее влюблял в фильм. Вот только шумная компания за спиной уже через час назвала «Дюну» бредом и вышла из зала. Вероятно, прошлые работы режиссера их не зацепили, поэтому и у новой не было шанса.
Стоит смотреть?
Если актерская игра, многослойная история и навороченный визуал для вас важнее беспрерывного экшена, отправляйтесь в кинотеатр. После просмотра вы наверняка поставите «Дюну 2» в один ряд с величайшими хитами вроде «Интерстеллара». Но будьте осторожны: после такого эпика включать обычные фильмы уже не захочется.
Берём как пример Властелин колец. Тоже одно произведение. Но каждый фильм всё равно можно смотреть как отдельное произведение. С началом и концом. Дюна не смогла в это.
В ВК хоть объясняли кто такой хоббит, кто такой назгул или гном.
Второй фильм мне НЕ понравился. Не понравился потому что как минимум, ждал развязку той заварушки из первой части. Эта развязка если и наступила, то как-будто не полностью и довольно быстро и скомкано.
В первой части мы видели пусть и не много, но достаточное количество крутых драк, механик, какие-то технологические особенности. Сардоукары были превосходными воинами, вырезавшими и уничтожившими все поселение Атрейдесов на Арракисе.
Во второй же части это просто беспомощные челы, которых ЛЕГКО разбивают аборигены фримены. Использование щитов вообще показано единично. Появились всякие пулеметы и тд, хотя вроде как в книге ими не пользуются, т.к. попадание в щит грозит большим взрывом, эквивалентным ядерному.
Роббан, который в первом фильме доминировал на Арракисе, вдруг стал эмоциональной дешевкой, принимающей истеричные решения и чуть что сразу бегущей. То есть в книге по сути он таким стал в ходе многочисленных многолетних поражений от фрименов (вместе с Полом) на поле боя, потерь коллекторов специи и тд. Но в фильме все происходит в кратчайшие сроки, меньше полугода.
Далее нам показывают внезапно сцену как успешных на поле боя фрименов вдруг легко разносят обстреливающие корабли под предводительством Фейд-рауты. А Роббан так сделать не мог? xdd. Всего лишь одно это обстоятельство заставляет Пола принять свою судьбу и стать Мехди xdd.
Мать Пола вообще стала шизоидной фанатичкой. При этом нам не показывают что она там увидела. Выглядит, будто она просто решила отомстить Харконенам и беспощадно использовать фрименов в своих целях.
По истечению двух фильмов что мы вообще увидели по сюжету? Как одна семья враждовала с другой, пока одна из них не нашла способ одолеть их и возвыситься до статуса правителей империи. Никаких высших посылов продемонстрированно не было, то есть о спасении человечества речи не идет. А значит фримены это действительно просто жертвы этого противостояния, которых использовали в своих целях.
Я делаю свои выводы исходя из того, что будет всего два фильма и это произведение для Вильнева закончено. Если их всего два, то это скомканное ни к чему особо не приводящее повествование в красивой обертке.
Если же будет третий фильм, то конечно возможно нам и расскажут для чего Пол стал императором и какой путь он увидел в своих видениях и чем это все завершится. Но опять таки, делать два фильма не завершенные сами по себе и которые в отдельности друг от друга не имеют никакого смысла, это такое себе. Лучше уж тогда сериал снимать, ибо я уже два раза сходил в кино на две части, а гештальт так и не закрылся.
Но я в принципе не люблю сценарии Гойера. Да и Нолан - шикарный режиссер, но однозначно не мой любимый. В плане построения сцен и работы с оператором - он гений, то в плане выстраивания хода повествования - у меня есть неприятие его подхода. Но опять же это мои личные мысли. Большинство его работы устраивают.
1) Сценаристы и режиссер книгу не читали, не собирались и не уважают. Непонятно что хотели сказать авторы фильмом, отсутствуют любые намеки на идеи. ФИЛЬМ НИ О ЧЕМ, И НЕ ПО КНИГЕ - ЗАЧЕМ ОН ТОГДА НУЖЕН?
2) Актеры подобраны никак не подходящие под персонажей, игра отсутствует - одно лицо на весь фильм, развитие персонажей (а в книге оно еще как есть)- отсутствует.
3) Мотивация персонажей отсутствует. Все хаотично мечутся. Повесточка! Весь фильм девочки-подростки визжат на военных вождей и не выполняют приказы.
4) Всех действующих лиц кастрировали и уничтожили. Муад Диба лишили статуса Мессии- Бога! Муад Диба лишили даже любимой Чани, вместо этого выдав какое-то злобное существо (спасибо не парня, хотя кто знает). А вместо самого Мессии (с яйцами из обедненного урана по сюжету и харизмой размером в планету) - паренек с лицом испуганного метросексуала, пребывающий в перманентной истерике. Вместо Императора - робот Бишоп, вместо Фейд-рауса - Воландеморт на минималках, вместо Барона - грустный Карлсон, вместо Матери - бледная немочь. Вместо фрименов - толпа алжирских беженцев, вместо Сардаукаров из первой серии - пионерский отряд. Все персонажи совершенно не убедительны.
5) Постановка боевых сцен - отвратительная, ну неужели нельзя было нанять хотя бы одного инструктора по ножевому бою?
6) Монтаж традиционно рваный, непоследовательный, нелогичный, сцены режутся в самом неподходящем месте.
7) Всего один плюс - дизайн боевой техники, кораблей и сцены с ней. Но очень мало.
Я например терпеть не могу Темного рыцаря. Просто не перевариваю, там столько проблем с логикой персонажей, что меня аж корежит. Я ни разу его не смог досмотреть, даже включая на фоне. Но по оценкам и сборам - это чуть ли ни один из самых великих фильмов. Но я не ставлю свое мнение выше всех. Я говорю про себя, и высказываю мнение про то, что будет дальше с фильмом. Вы можете соглашаться, можете нет.
Хоббит отдельная тема. Он вторичен во всём и с годами всё больше видно, насколько слабее оригинальной трилогии получилось.