Почему «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун станут классикой артхауса
И зачем его смотреть простым смертным.
Спустя полгода после победы на Венецианском кинофестивале комедия Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» вышла в цифре. Я посмотрел картину, чтобы рассказать о ее ценности, уникальном визуале и шансах на «Оскаре».
Ждешь Оскар? Выбирай фаворитов в нашем в боте! 🔥
О чем фильм
Белла Бакстер родилась не из чрева матери, а на хирургическом столе безумного хирурга. Доктор Годвин выловил еще не остывший труп беременной женщины и пересадил в него мозг ее же нерожденного ребенка. Нам показывают, как время, книги и разнообразная компания из мужчин и женщин сделали из этого «гомункула» человека. Человека, который смотрит на этот мир иначе и хочет изменить его.
Почему он считается артхаусом
Режиссер избрал непривычный зрителю киноязык. Первые 40 минут – в черно-белых тонах, символизирующих детство Беллы и время, проведенное взаперти. Характерно, что картинка приобретает яркость в момент первого соития: персонаж словно оживает и вкушает жизнь впервые за годы. Причем поначалу цвета кислотные: Белла часами гарцует в постели, пьет алкоголь, впервые видит прибрежный город. Постепенно яркость сбавляет обороты, картинка становится теплой, а после нейтрально-сбалансированной, как и жизнь Беллы.
Вокруг секса крутится вообще все: фразы, поступки героев, попытка понять себя. Но не обманывайтесь, «Бедные-несчастные» далеки от изобличения нимфомании или даже обычной одержимости удовольствием. Просто Белла так узнает мир, а заодно идет путем наименьшего сопротивления для заработка денег. Количество наготы на экране тоже намекает, что перед нами не мейнстрим-кино.
Еще лучше об этом говорят потрясающая операторская работа и пиликающий саундтрек, которые вам надолго запомнятся. Общие планы зачастую сняты с использованием эффекта «рыбьего глаза», а средние быстро превращаются в крупные благодаря угрожающему наезду камеры. Эти приемы передают искаженность мира и деформируют картинку: порой кажется, что подглядываешь за героями сюрреалистичной сказки.
Высшей похвалы заслужил художник-постановщик: у него получилось создать крайне непохожий на наш, но такой притягательный и необычный мир в стилистике стимпанка. Декорации разнятся от уютных до весьма величественных и футуристичных – нас бросают от готического дома хирурга в выдуманную викторианскую Англию с дирижаблями.
Впрочем, больше всего меня поразили визуальные эффекты. Когда герои плывут на стимпанковском корабле по Средиземноморью, небо затянуто тучами удивительного цвета, и картинка максимально нереалистична. Это в очередной раз подчеркивает странное настроение картины, которое работает в унисон с экзистенциальным сюжетом комедии.
Почему фильм все равно вам понравится (а не только критикам)
Слишком причудливый трейлер и синопсис могут вас оттолкнуть. Но несмотря на необычную подачу, фильм все равно вполне зрительский. Немалый хронометраж в 2 часа 20 минут пролетает как мгновение.
История цепляет с первой попытки Беллы сыграть на фортепиано ногами, и далее ты проживаешь ее с героиней. Радуешься ее успехам, удивляешься метким фразам и взрослому взгляду на жизнь. Она смотрит на мир глазами ребенка и плачет навзрыд, когда впервые осознает, насколько наш общественный строй несправедлив к слабым. Поэтому в финале героиня вызывает уважение. И да, я бы глянул ситком с участием Беллы, это было бы феерически!
Как комедия фильм тоже работает. Некоторые диалоги хочется заучить: все благодаря искренней наивности Беллы, которая частенько забывает, как надо общаться и чего говорить не стоит. Для меня это стало сюрпризом, ведь ни одна из прошлых работ Лантимоса так не веселила.
Даже секс постановщик превращает в шутку: порой забавную, порой уморительную, иногда архистранную и неповторимую. Если считаете нагую Эмму Стоун причиной для просмотра фильма – я вас разочарую, ее сцены далеки от возбуждающих. А вот насладиться ее талантом можно сполна – актриса великолепно отыграла широкий спектр эмоций. В начале героиню справедливо называют «прелестной дурындой»: только за такие по-хорошему идиотские роли и нужно давать второй «Оскар».
* * *
Рик вернулся! Каким получился сериал «Ходячие мертвецы: Выжившие»
Что посмотреть: советуем главные фильмы марта
«Настоящий детектив» – больше не про детектив. Это красивая, но пустая драма
Тоже самое и намек на оскар-байт в конце. Во-первых, как уже сказал, Лантимос всегда так снимал, даже когда еще на уровне Греции был. Во-вторых, напомните, когда там повесточное оскар-байт кино брало главную премию? В-третьих, ага, экспериментальный хаус с фишаем, порно - это, конечно, самый надежный план для Оскара. "Как швейцарские часы".
Логику я понял: любое кино, где есть чёрные/представили меньшинств - это повесточное кино. Могу лишь сказать, что это полный бред. Действительно повесточное кино - это кино, которое спекулирует на актуальной теме, которое объясняет за счёт "повестки" сюжетные ходы и дыры, которое выкидывает лозунги в виде прямой речи героев, которое - если из него убрать "повесточный каркас" - разваливается на части. Поэтому из всех перечисленных фильмов повесточным, да и то, с натяжкой, можно назвать лишь "Лунный свет". Да и то, повесточность не обнуляет его самоценность, как фильма - он действительно хорош.
Итого, 1 фильм за весь 21 век. Но зато каждый оскаровский сезон я читаю шутки про то, как "вот снимут сейчас про геев-негров и все Оскары заберут!!!".
Окей, отвечу, хоть это и бесконечно уныло.
1. Весь фильм построен по пути осознания, эмансипации, да как угодно называйте девушки. И парни, что встречаются на ее пути - это типичный калейдоскоп того, через какие отношения проходит женщина. Для этого и нужна была сцена с лесбийским опытом, так как огромное число девушек проходят через такой опыт, особенно в период разочарования парнями.
Претензию к цвету кожи читать и смешно и нелепо. О каких вообще "доп шансах на Оскар" идет речь? Если вы считаете, что фильмы подобные "Бедняжкам" снимают с расчетом на "Оскар", то вы ничего вообще не знаете и не понимаете в "Оскаре". Говорю вам как человек, что уже 10 лет прогнозирует эту премию.
2. В чем суть претензий? Вы сами придумали месседж (про "оправдание проституции", прости-господи) и сами его критикуете.
3. Про "ничего он ей не сделал" повеселило (скорее наоборот), конечно. Надеюсь вы к своей женщине подобным образом - как к собственности, у которой и друзей не может быть - не относитесь. И сталкингом не занимаетесь.
Претензия про "не тому пересадили мозг" тоже великолепна. Ну, извините, что Лантимос не в марвел с хэппи-эндом поиграл, а решил показать аллюзию, мол, "лучше уж с мозгом козленка, чем с мозгом, что способен на насильственное женское обрезание".
Если же вас ущемило, что действительно ничтожные мужланы в кол-ве двух штук были наказаны (при этом абсолютно прощен отец и получил по итогу то, чего хотел, его ассистент) - это повод к психологу обратиться. А не искать повестку там, где ее нет.
Рядовому зрителю плевать на историю фильмов автора. Он хочет видеть кино.
Повесточное кино, которое получило Оскар, никогда же такого не было. Лунный свет? 12 лет рабства? Зелёная книга? Кода? - нет? Из того что вспомнил сразу
(часть из этих фильмов хорошие, но это не делает их не-повесточными)
Вы не ответили ни на одну мою претензию по сюжету ни на 1, ни на 2, ни на 3
- сами сделали вывод, сами написали абзац об этом и опровергли, хотя я такого нигде не писал.
Я писал о бесполезной и нелогичной, для сюжета, путане, которая отлично выглядит, изучает социалогию и как человек хороша. И которая ВООБЩЕ не нужна для сюжета, что бы изменилось, если бы её убрали? Я писал о множестве глупых моментах в сюжете, которые делают его повесточным.
2. То есть проститутки - это счастливые дамы, которым просто нужно перед соитием спрашивать у клиента истории и тогда все будут счастливы. Ну ок, допустим.
3. Он начал это делать, после того, как сошёл с ума. А с ума его свела она: выкинула его деньги, изменяла ему (много раз), позорила перед друзьями, хотя первоначально он ей помогал любил её. Наказан ли он за сталкинг и жестокое обращение? Да.
А наказана ли хоть как-то абъюзерша-женщина?
> , так как огромное число девушек проходят через такой опыт,
Насколько огромное? Судя по фильму, первая встречная подруга оказалась лесбиянкой. Вот это да! А, хотя это же режиссёр такой, он всегда так снимает.
> а решил показать аллюзию, мол, "лучше уж с мозгом козленка, чем с мозгом, что способен на насильственное женское обрезание"
Ох как же мне нравится, что действия в фильме не продиктованы логикой, которую фильм пытался выстроить до этого, а тем что режиссёр решил показать "аллюзию". Мы же не художественный фильм смотрим, а набор аллюзий. Это как если бы в Побеге из Шоушенка глав герой превратился бы в конце в птицу. Нелогично, но аллюзия свободы же.
Еще мне нравится ужасный мужчина, который появляется за 15 минут до конца фильма. И он такой показательно злой, с пистолетом, угрожает слугам, еи хочет отрезать клитор. Вот негодяй!
Вот ни разу не карикатурный персонаж. Который появился ни для чего, а просто чтобы его сразу же наказать.
Хотя может у режиссёра всегда так, тогда, конечно же, фильм хорош. Просто я ни в Оскаре не в режиссёре не разбираюсь. Просто как рядовой зритель смотрю, наверное, один такой.
В плюсе остался только один мужчина - который простил даму, что первый раз от него уехала, усыпив его. Потом, будучи обручена была проституткой. И он её все равно её принял. Потом согласилась с ним жениться, но убежала будучи со свадьбы, но потом он её все равно принял.
Теперь они живут в доме с её любовницей лесбиянкой.
Ну здорово же! Такими парни и должны быть, даже если их чувства втаптывают в грязь по несколько раз, даже если им изменяют, то они должны прощать. Только так можно не умереть, не угодить в психушку, или не стать козлом.
В итоге у нас не делаются, логичные действия, появляются кусты из рояля, возникают серьёзные допущения в сюжете - и все ради того, чтобы показать, что женщины сильные, а мускулиные мужчины плохие и ещё чёрные женщины умные.
Ну это тоооочно не повестка. Ну точно же? Просто докапываюсь с ничего. В Лобстере же тоже были чёрные лезбиянки.
Ну и плюс тейки, что мне нужно к психологу это пассивная агрессия. Это не круто.
P. S. я отвечать больше не буду, по сути уже все сказал. Спасибо за дискуссию!