Обзор мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных». Лучшее, что происходило с Человеком-пауком
Шедевр.
Существование «Человека-паука: Паутина вселенных» – само по себе небольшое чудо и повод для радости. Оригинальный мультфильм «Человек-паук: Через вселенные» вышел в прокат в 2018-м и собрал довольно скромную кассу – всего 384 млн долларов. Однако Sony Pictures не задушила сиквел, но еще и дала дуэту Фила Лорда и Кристофера Миллера (известны по фильмам «Мачо и ботан» и «ЛЕГО Фильм») снять целую трилогию. И я уже сейчас могу сказать, что это станет одним из лучших решений в истории компании как минимум с творческой точки зрения. Таких выдающихся студийных анимационных фильмов просто не делали – в сравнении с «Паутиной вселенных» даже замечательный «Кот в сапогах 2: Последнее желание» выглядит как довольно стандартная и безопасная поделка.
Чтобы вы сразу понимали, «Человек-паук: Паутина вселенных» – на самом деле только первая половина огромного 5-часового (!) приключения. Да, для Человека-паука это настолько же кульминационное произведение, как «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» – для MCU. По сюжету «Паутины», Майлз Моралес вернулся к рутинному геройствованию после предотвращения коллапса мультивселенных в предыдущих фильмах. Вот только на самом деле он не решил эту серьезнейшую проблему в корне, а лишь налепил несколько слоев изоленты. Это становится очевидно, когда на другой Земле, где живет Спайдер-Гвен, появляется Стервятник из вселенной Леонардо да Винчи – натурально картонный злодей, выглядящий как движущийся старинный чертеж и использующий гаджеты эпохи Возрождения.
Проблема с хаотично возникающими порталами между измерениями вот-вот станет еще серьезнее, поскольку Майлз на своей Земле встречает нового злодея Пятно – человека, чья кожа покрыта движущимися черными дырами. И Моралес, к своему сожалению, относится к Пятну как к «злодею недели», слишком поздно осознавая, какую угрозу человек с такими способностями может представлять в контексте метавселенной.
«Человек-паук: Паутина вселенных» – редкий фильм, способный изменить человека даже за несколько минут просмотра, что и говорить про полный сеанс. С самого начала меня атаковало мощнейшее крещендо творческих приемов, к которым я не был готов даже после нескольких пересмотров первой части. У каждой версии Земли и Людей-пауков в фильме свой разительно отличающийся визуальный стиль: мир Майлза Моралеса напоминает современные комиксы, Спайдер-Гвен живет в неоново-акварельной вселенной, Панк-Паук похож на оживший коллаж из газетных вырезок... И все эти стили постоянно перемежаются между собой, наслаиваются и контрастируют – но никогда не превращаются в какофонию.
При выходе из кинотеатра я увидел припаркованную рядом машину скорой – и тут же (в шутку) предположил, что на сеансе были профессиональные аниматоры, которые просто не выдержали безумия увиденного. Даже у меня, обычного насмотренного зрителя, шла кругом голова от совершенной неудержимости экшен-сцен фильма. Представьте себе все ярчайшие сцены супергеройских сражений, которые вы придумывали в детстве, умножьте их интенсивность на десять, добавьте чудовищно качающий саундтрек и отдайте весь этот концентрированный поток сознания на доработку команде талантливейших аниматоров. Теперь вы чувствуете примерно половину фактической крутости «Паутины вселенных».
Мне сложно писать какой-то связный текст и подбирать эпитеты, чтобы должным образом передать нескончаемый аудиовизуальный восторг от просмотра мультфильма. Потому что даже сейчас, на следующий день после сеанса, мне хочется просто кричать о его крутости.
Однако кроме чумовой режиссуры и невероятного стиля – нет, правда, вы гарантированно не видели ничего подобного – «Человек-паук: Паутина вселенных» цепляет еще и повествованием. Это не просто очередная история о Человеке-пауке, а ультимативная арка, которой можно было бы отправить персонажа на пенсию. Что-то похожее я чувствовал при просмотре «Человека-паука: Нет пути домой». Однако так прием с «тремя Пауками» все же был скорее эпическим студийным флексом и мощнейшим фан-сервисом. Здесь же сценаристы взяли все комикс-серии о Пауке, все мультфильмы, все фильмы, все перезапуски, все мемы – и построили на их основе грандиозный мегасюжет. Для Человека-паука – не конкретно Майлза Моралеса, Питера Паркера или Гвен Стейси, а персонажа в целом – это настоящий magnum opus.
Крайне амбициозное приключение, заслуженно разделенное на две гигантские части, прекрасно работает и на личном уровне конкретно для Майлза. Не вдаваясь в спойлеры, скажу лишь, что фильм очень органично поднимает тему права на существование и самостоятельность других Людей-пауков, кроме оригинального Питера Паркера. И, если честно, теперь мне даже не хочется сравнивать их и распределять по тир-листам, а просто радоваться их многообразию.
Конечно, нужно учитывать, что фильм по факту обрывается на середине истории – и восприятие арки в целом будет зависеть от того, что произойдет в следующей части. Однако «Человек-паук: Паутина вселенных» в любом случае заслуживает высочайших почестей и наград. Этот анимационный фильм гарантированно войдет в историю кинематографа, его будут анализировать эссеисты, преподаватели и аниматоры по всему миру. Да, это бескомпромиссный шедевр.
Оценка Кибера: 10 из 10.
Но ведь кот реально стандартная и безопасная поделка. Хороший крепкий мульт, но не более: даже половину от уровня Шреков не выдает.