Обзор 2-го сезона «Игры на выживание». Вымучили
Это провал.
«Игра на выживание» – единственный российский сериал последних лет, который не хотелось вырубить спустя пару серий. Он цеплял будто клещ и не отпускал до самого финала. Я глянул его за 3-4 вечера, чего не случалось уже очень давно. Второй сезон ждал с предвкушением: хотелось узнать, кто же создатели игры и какие цели они преследуют. Лучше бы не узнавал.
Чем цеплял первый сезон? Динамикой и непредсказуемостью событий. Участников шоу кидало из одного сеттинга в другой, они постоянно перемещались и не давали заскучать. Радовал и абсурд происходящего: после нападения троицы сбежавших зэков герои натыкались на деревню каннибаллов, а потом их окружали зомби. Зритель почти сразу понимал, что это постановка и что с героями играют в изощренную и крайне опасную игру. Вопрос было в том, зачем играют и с кем конкретно?
Редкость для российского шоу: каждую серию хотелось обсудить и поделиться мыслями или теорией, ведь там было где разгуляться фантазии! Я вот считал, что организаторы сделали масштабные декорации и влили кучу денег ради того, чтобы узнать нечто крайне важное у одного участника шоу – и весь сезон размышлял, у кого же именно. Все остальные 15 игроков – актеры, которых убивают не по-настоящему: в ход идут спецэффекты да хитрости, ну и закапывают неглубоко. Теория до поры подтверждалась, ведь первые смерти участников были нереалистичны (а иногда нам даже тела не показывали). Увы, я промазал, в игре действительно умирали, а актеров была только парочка – они старались вести остальных в нужную сторону.
И все-таки организаторы не убивали участников. Те сами успешно справлялись с задачей, убивая то из страха, то из-за огромного волнения и возбуждения, порой из глупости. Во втором сезоне же организаторы регулярно нарушают собственные правила – и вся затея и смысл рушится.
Первый сезон вплоть до последних серий был весьма логичен и последователен. Участников можно было пугать, издеваться и заставить убивать друг друга, ведь они находились в сибирской тайге, где сотни километров до хоть какой-то цивилизации. Игроки предоставлены сами себе, у них нет связи, крова и еды совсем мало: в такой ситуации нужно огромное самообладание, чтобы не слететь с катушек и поступать по-человечески. Второй сезон проходит в иных условиях.
Герои попадают в Узбекистан – страну, где некоторые взрослые люди помнят русскую речь. Поэтому весь сеттинг второго сезона в бывшей советской республике – редкостная чушь, в которую не верится. Вокруг вас цивилизация – да, не Москва, но тем не менее рядом живут десятки миллионов людей. Всех их не купишь и не проследишь за тем, чтобы участникам не помогли добраться домой. У Коли, Тани и Оли большой опыт в игре: могли бы уже догадаться, что в них встроен передатчик с GPS-сигналом. Надо было найти его и уничтожить: у новых игроков обязаны были остаться следы.
После этого остается проблема с камерами, которая легко решается париками, очками и гримом. Попросить незнакомых людей помочь? В Москве с кучей видеодоказательств они подняли бы нехилый шум. А вот сидеть в якобы заброшенном замке, где повсюду камеры или продолжать идти по сценарию – тотальная глупость и недальновидность.
Линия с организаторами еще хлеще. Отец Оли – самодовольный психопат, который судя по всему раздобыл рецепт эликсира молодости и ради него готов жертвовать не только людьми, но и собственными дочками. И если в первом сезоне сам он никого не убивал, то во втором пошла околесица. Под его гнев регулярно попадают сотрудники: некоторых он убивает лично, а большую часть предпочитает взорвать. И если Инга его якобы предала, то чем не угодил бородач в очках осталось за кадром.
Важный недостаток новинки: отсутствие прежней динамики. Вплоть до пятой серии события шоу были размазаны тонким слоем. Разговоры, нудные беседы, бесконечные флэшбеки, которые удивительным образом мало дополняют героев и не доносят, что же они делают на этом шоу и ради чего приехали. Более того, флэшбеков удостоились только участники первых шоу, а новичков так никто и не потрудился раскрыть. Возможно, я чего-то не понимаю, но зачем им ехать на шоу, где погибли их родные? Почтить память – глупейшая причина, не находите?
Вот и вышло, что у новичков довольно мало экранного времени, а имеющееся они пусто болтают и за весь сезон рассказывают максимум одну ключевую историю. Клим вроде как должен быть харизматичным бывшим воякой, но кроме экшен-сцены в бане и грустного рассказа про убитых детей после захвата школы террористами, герой больше ничем не запоминается. Люба сразу притягивает внимание лидерскими качествами и признанием, что сидела за убийство. И на этом ее персонаж закрыт, она будет погонять другими и делать нелогичные вещи. Эти герои даже близко не стоят с участниками предыдущего шоу: тех сумели раскрыть как полноценных личностей без потерь в динамике. С ними было порой больно прощаться, их смерти трогали за душу – с новичками этого не добились, ведь почти все они крайне аморфные и скучные.
Первый сезон сравнивали с «Остаться в живых» и «Побегом». Схожий сеттинг с шоу ABC, те же проблемы, большая группа разных героев, среди которых с ходу намечаешь любимчиков. И, конечно, динамика «Побега» – непредсказуемость следующих 5 минут, частые клиффхэнгеры. Второй сезон же по такой аналогии напоминает мне второй сезон «Побега», только гораздо хуже. У героев другая цель. Они бегают по новым локациям, но смотреть это не так интересно, а в происходящем куда меньше смысла.
Обсуждать второй сезон не особо тянет: единственными темами на форумах были герои Вики и Оли, и кто подставные на этот раз. Это закономерно, ведь уже всем зрителям ясно – это игра и большинство участников погибают взаправду.
Еще меня огорчили беззубый сценарий и режиссура. Первый сезон действительно удивлял и шокировал: сцена изнасилования почти дотянулась до постановки эпизода 7.1 в «Ходячих мертвецах», где Ниган выбирал себе жертву – напряжение будто висит в воздухе! А сцена драки двух голых мужиков в сауне – ну очень смешная и задиристая! Второму сезону отчаянно не хватает перчинки: секс исчез, как и женская обнаженка. Все ЛГБТ-темы же свернули на корню, а Таня из феминистки и бисексуалки внезапно надела хиджаб, влюбившись в восточного мужчину. Не верю!
Финальный твист остается на совести сценаристов. За 8 серий они сделали максимум, чтобы третий сезон никто не ждал.
Оценка Кибера: 4 из 10.
Сценаристы сказочные мудаки. Откуда таких берут?
В остальном, эмоций от второго сезона просто нет.
P.S. У Оганесяна точно прописан в контракте пункт про гачи-эпизод раз в сезон в сауне – иначе не объяснить две эпичнейшие драки голых мужиков за два сезона.
Кажется, Субботе придётся пережить ещё один гаччи-баттл в третьем.