Обзор «Сердца Пармы». Великолепный российский фильм, который уничтожит наш кинематограф
Бюджет – 670 млн рублей, но отбить их невозможно.
Романы Алексея Иванова часто экранизируют. Истории писателя пропитаны эстетикой Руси или СССР, персонажи харизматичны, а интриги порой не хуже, чем в «Игре престолов». Однако режиссеры не всегда справляются с задачей: на удачные «Географ глобус пропил» и «Пищеблок» найдется провальный «Тобол». Но что насчет «Сердца Пармы», самого дорогого и эпичного российского фильма последних лет? Кино получилось отменным, но наш кинематограф оно не спасет – скорее, добьет его.
Русские против язычников
Русь XV века – загадочное, многоликое и неприветливое место. В государстве полно проблем, а на единство и намека нет: если на условных московитов нападут, пермяки и новгородцы не пойдут на помощь. Однако государь все равно расширяет владения, порождая новый хаос.
Самое оторванное от Руси место – Парма. Часть территорий уже захватили, но в округе до сих пор много воинственных язычников. В таких условиях и придется править князю Михаилу Ермолаевичу. Иноверцы из народа вогулов убили его отца и отобрали часть владений, подданные не верят в новые порядки, а московиты шлют агрессивные приказы и требуют дань.
Другой князь сдался бы, но Михаил – не такой, как все. Он с рождения связан с якутской ведьмой, которая преданна другим богам и традициям, но все равно притягивает. Очаровательная ведьма помогает разглядеть в язычниках не врагов, а обычных людей с чувствами, желаниями и стремлением к мирной жизни.
В итоге Михаил решает проблемы не силой, а пониманием. Он не навязывает чуждые правила, поэтому Парма объединяет народы разных верований и взглядов на жизнь. Но это устраивает не всех: могучие московиты настаивают на новых завоеваниях и единой религии. Это и становится причиной конфликта.
«Сердце Пармы» – фильм о людях, которые сохраняют единство, несмотря на разногласия. Плевать на разных богов и традиции – все ходят под одним небом и находят общий язык. Но есть те, кто силой навязывает единые порядки и законы. Это ломает даже крепкую дружбу.
Авторы преданы идее, что быть разными – норма. Поэтому в фильме толком даже антагониста нет. На роль злодея претендует несколько персонажей, но ненавидеть их трудно. Каждый преследует понятные и даже благородные цели – но вместо того чтобы сесть и договориться, противники размахивают кулаками.
Убедительно рассказать сложную историю помогают актеры – они великолепны. Из Александра Кузнецова вышел отличный князь, Евгений Миронов талантливо отыгрывает сочувствующего крестителя, а Елена Ербакова ничем не хуже Карен Фукухары из «Пацанов». На съемки забежал даже Бондарчук – его роль скромная, но даже минуты хватает, чтобы он запомнился.
Визуал лучше, чем у Marvel
«Сердце Пармы» – очень красивый фильм. Операторы всегда выбирают идеальные ракурсы, природа чарующая, а костюмы идеальны. Фишка в том, что авторы сделали ставку на натурную съемку: они полтора года строили декорации, а ради хорошего кадра даже приводили в павильон настоящую рысь.
Масштабные сражения тоже сняты почти без эффектов. Авторы реально собрали в поле сотни людей и заставили их размахивать мечами, стрелять из пушек и разъезжать на лошадях.
Правда, совсем без графики не обошлось – и с ней все плохо. В фильме есть мистика: к примеру, языческие шаманы порой превращаются в зверей и лезут в драку. Тогда авторы прибегают к эффектам, которые будто вдохновлены бюджетными боевиками из девяностых. К счастью, подобное встречается редко.
В остальном визуал хорош. Я с удовольствием пересмотрю фильм, чтобы еще полюбоваться атмосферной столицей Пармы, уральскими лесами и бескрайними полями. Фильмы Marvel, которые почти целиком снимают на зеленом фоне, выглядят гораздо хуже.
На историю не хватает даже трех часов
История, съемка и битвы хороши, но и минусов достаточно. К примеру, сценаристы копируют худшие идеи из «Дома дракона». Они неторопливо погружают зрителя в атмосферу, смакуют детали и по несколько минут показывают идущего по дороге героя. Но затем внезапно переносятся на много лет вперед, опуская множество значимых событий. Такой прием резко контрастирует с общим медленным темпом.
Скачки во времени легко понять, ведь фильм и так идет почти 3 часа. Но все равно чувствуешь, будто пропустил нечто важное.
А еще в кино много второстепенных персонажей, на которых в середине фильма просто забили – опять же в целях экономии времени. Еще в завязке спутником героя становится сын одного из пермских правителей – он проявит себя лишь в самом финале. К тому моменту можно забыть, кто он и откуда взялся.
Фильм не понравится фанатам экшена. В «Сердце Пармы» есть бои, но смысл не в них. Авторы уделили больше внимания людям и их отношениям – кому-то такое покажется скучным.
Все хорошо, но плохо
На «Сердце Пармы» потратили 670 миллионов рублей – деньги взяли у «Фонда кино», пермской кинокомиссии, частных инвесторов и из бюджета «России 1». Чтобы окупить затраты, нужно собрать в прокате хотя бы 1,3 миллиарда, но это невозможно. Даже грандиозный блокбастер «Мстители: Финал» заработал на нашем рынке лишь вдвое больше. А ведь неторопливая и серьезная драма про христиан и язычников привлекает меньше внимания.
Несмотря на все достоинства, «Сердце Пармы» станет кассовым провалом и докажет, что ни государству, ни частным инвесторам невыгодно вкладывать столько денег в хорошее кино. Уж лучше проспонсировать новую «Бабушку легкого поведения» – зрители пойдут в кинотеатр чисто поржать и сделают кассу. Кажется, так и умрет последний шанс на качественное и дорогое российское кино.
А вы пойдете на «Сердце Пармы» в кинотеатр? Пишите в комментариях!
***
«Тут просто сказки». Первый трейлер российского исторического фэнтези «Сердце Пармы»
«Чиполлино», «Приключения Буратино» и «Тайна третьей планеты» снова выйдут в кинотеатрах России