Что если «Властелин колец» сняли бы с советскими актерами? Мы подобрали фото
Создаем фильм мечты.
В Советском Союзе несколько раз адаптировали произведения Толкина. Издать оригинал было непросто, потому что государственная цензура сочла трилогию «Властелина колец» «содержащей пессимистическую концепцию о необратимом влиянии зла на историческое развитие».
Первый разрешенный «перевод» «Властелина колец» написала Зинаида Бобырь в конце 50-х годов. Ее «Повесть о кольце» сокращена до пары сотен страниц и сделана с кучей изменений. Например, кроме кольца Всевластия, у Саурона был Серебряный Венец Всеведения, который испепелял недостойных правителей. А повествование и вовсе шло от лица ученых будущего, которые изучали события толкиновской трилогии как исторический документ.
Другая адаптация родом из 80-х годов – смешной и кринжовый спектакль по Хоббиту с Зиновием Гердтом в роли Толкина. За ним последовал еще более неуклюжий спектакль по «Властелину колец» 1991 года, до недавнего времени считавшийся утерянным.
А вот «Хоббит», будучи детской сказкой, не вызывал возмущения советской цензуры и издавался в блестящем переводе Рахмановой, Комаровой и Усовой. Иллюстрации создал Михаил Беломлинский: внешность Бильбо скопирована с актера Евгения Леонова.
Леонов до того хорошо смотрится в роли Бильбо, что поневоле задаешься вопросом: а какие советские актеры могли бы сыграть персонажей толкиновских книг. Соберем каст мечты?
Во что поиграть летом? Собрали 8 лучших игр (почти все со скидками)
Арагорн – Борис Хмельницкий Борис Хмельницкий больше всего известен своей ролью в эпических фильмах на средневековую тематику: «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о рыцаре Айвенго». В обоих фильмах Хмельницкий сыграл мужественного и сурового Робина Гуда. Образ шервудского стрелка хорошо соответствует Арагорну, ведь Робин тоже аристократ, выбравший вольную жизнь и скитания.
Леголас – Александр Абдулов
Абдулов сыграл чуть ли не большинство принцев и рыцарей в советском кино. Он стал бы отличным Арагорном, но ему не хватает духа бродяжничества, который есть у Хмельницкого. Зато Абдулов с его субтильным и лиричным типом – идеальный эльф и прекрасный актер на роль Леголаса.
Гимли – Армен Джигарханян
Невысокий рост, горячий темперамент и мастерство комического и драматического актера делают Армена Джигарханяна идеальным кхазадом. Тем более что Армен Борисович мог бы сыграть Гимли, не выходя из образа Санчо Пансы из фильма «Возвращение Дон Кихота». Разве что бороду пришлось бы подкрасить.
Фродо – Иннокентий Смоктуновский Фродо Бэггинс – сложный образ с множеством нюансов. Персонажу пришлось нести тяжелейшую ношу, а страдать на экране так, как это делает Смоктуновский, не может никто. Например, в «Гамлете» 1964 года на лице Иннокентия Михайловича вся скорбь человеческой юдоли.
Гэндальф – Евгений Евстигнеев Сложно себе представить кого-то в роли мудрого волшебника, кроме Евстигнеева. Его Филипп Филиппович Преображенский из «Собачьего сердца», как и Гэндальф, – это такой Бог-отец. Мудрый, но нетерпеливый, помощник всем достойным, но вестник несчастья. А главное – полный достоинства, проницательности и внутренней мощи.
Саруман – Олег Янковский
Ну кто как не Янковский мог бы сыграть Сарумана? Актер всю карьеру провел в амплуа романтического негодяя за пределами человеческой морали. Сыграл таинственного и пугающего волшебника в «Обыкновенном чуде», а потом и поистине сарумановского Дракона в «Убить Дракона» Григория Горина и Марка Захарова.
Арвен – Анастасия Вертинская
У Анастасии Вертинской большой опыт в ролях принцесс в заключении и томящихся в золотой клетке птиц. Вертинская и принцесса в «Тени», и Лиза Болконская в «Войне и Мир», и изумительная Офелия в «Гамлете». От своего отца, великого поэта и музыканта Александра Вертинского, Анастасия унаследовала какую-то трансцендентную, мистическую печаль в глазах, незаменимую для эльфийской принцессы.
Голлум – Константин Райкин
У Константина Аркадьевича конкурентов на роль Смеагола-Голлума нет. Тут и нетипичная внешность, и феноменальная пластика. А если судить по его исполнению Ричарда III в спектакле по пьесе Шекспира в театре Сатирикон, то все сомнения отпадают вовсе.
Что касается Хоббитов: на роль Бильбо мы уже утвердили Евгения Леонова. Мало того, что это самый каноничный канон, так актер еще и читал вступление «Хоббита» для телепередачи. С Фродо тоже разобрались, идем дальше.
Сэм – Виталий Соломин
Сэма, как самого знакового героя второго плана, должен сыграть главный сайдкик советского кино Виталий Соломин. Кстати, к позднему этапу карьеры он принял вполне хоббитовскую форму, да и британская тема ему близка.
Пиппин – Савелий Крамаров
Чтобы сыграть идеального Пиппина, актер «должен иметь вид лихой и придурковатый», если переиначить слова Петра Великого. Внешность добродушного, но недалекого хулигана – это почти исчерпывающее описание Пиппина и многих ролей Савелия Крамарова. Достаточно снять с него накладную бороду из «Иван Васильевич меняет профессию» − и можно отправлять на съемочную площадку бесить Евстигнеева.
Мерри – Александр Калягин
Пухленький авантюрист с хитрым и располагающим к себе лицом – это Мериадок Брендибак и герои Александра Калягина. Калягин – выдающийся трикстер советского кино, особенно в швейцеровских «Мертвых душах», где актер сыграл бесподобного Чичикова.
Боромир – Владимир Высоцкий
Если меня попросят назвать самого брутального советского актера, я скажу: «Баталов. Но на роль Боромира нам нужен Высоцкий». Все дело в том, что Боромиру требуется этот самый нерв, надлом между долгом и чувством несправедливости. Ярость воина и поэтическое ощущение жизни. Плачущему над Гэндальфом Боромиру-Высоцкому я бы поверил.
Фарамир – Николай Караченцов
Как хорошо Николаю Караченцову даются благородные и добрые герои, обиженные судьбой! Он часто играл идеальных персонажей второго плана, которые ничем не хуже главного героя, но слишком прямодушны, чтобы оказаться в центре внимания. Судя по ролям Караченцова в «Человеке с бульвара Капуцинов» и «Собаке на сене», из него бы получился прекрасный Фарамир.
Денетор – Владислав Дворжецкий
Обремененный неограниченной властью маньяк с безумными глазами и суицидальными наклонностями – это краткое описание роли Дворжецкого в фильме «Бег». От мысли, как бы он ел помидоры под сцену разгрома войск Боромира, мне уже становится жутко.
Эовин – Наталья Андрейченко
Наталья Андрейченко – не только само совершенство из «Мэрри Поппинс, до свидания». В ее амплуа роли возлюбленной солдата из «Военно-полевого романа» и сбежавшей из семьи кулаков девушки в «Сибириаде».
Теоден – Юрий Яковлев
Яковлеву удивительно хорошо дается играть уставших от жизни персонажей. Тут и пацак Би из «Кин-дза-дзы», и Ипполит из «Иронии судьбы». Но актеру не чужды и проникновенные, трагические роли. В молодости он сыграл Мышкина по «Идиоту» Достоевского. Статного правителя Рохана ему помог бы исполнить опыт в роли грозного Ивана IV из «Иван Васильевич меняет профессию».
Галадриэль – Маргарита Терехова Благочестивая Марта, коварная Миледи – в советском кино не так много загадочных фем-фаталь, а Маргарита Терехова – одна из них. Терехова смогла бы сыграть эльфийку − «королеву, не темную, но прекрасную и ужасную, как рассвет».
Элронд – Олег Даль
В советском кино мало актеров с более неземной, эльфийской внешностью, чем у Олега Даля. Он сыграл правителей и шутов (гениального дурака в «Короле Лире»), героев и мерзавцев («Тень», где, кстати, играл с Вертинской, нашей Арвен). Но даже если бы этих ролей не было в актерском багаже Даля, он стал бы идеальным эльфом за то, как пел и читал стихи. Хотя, конечно, лучшая эльфийская роль для Даля – Феанор, но это другая история.
* * * А каких советских актеров вы бы взяли на главные роли «Властелина колец»? Кто бы мог сыграть Тома Бомбадила или Гриму Червеуста, а Торина?
Хмельницкому в 1979-м 39 лет, Абдулову 26, Джигарханяну 44, Райкину 29, Леонову 53, Караченцову 35. С этим кастом я полностью согласен ) А вот дальше...
Янковскому тоже 35, слишком молод и слишком хорош собой для Сарумана (собственно, на фото это заметно). Неупомянутый в подборке Гафт старше на 9 лет, и хотя Воланда он сыграет только через полтора десятилетия, в 1979-м он уже вполне демоничен (https://www.kino-teatr.ru/acter/album/950/186423.jpg ) Резкие черты лица, рост, фактура, всё при нём. А из Янковского неплохо получился бы какой-нибудь Глорфиндэйл или Эомер )
А вот Смоктуновский, наоборот, слишком стар для роли Фродо - ему уже 54. Из него бы вышел прекрасный Гэндальф (https://biografii.net/wp-content/uploads/2018/11/0iXu1qX2vic7_innokentii-smoktunovskii.jpg ), лучше Евстигнеева, который в свои 53 всё ещё не благообразный Преображенский, а интеллигентный, но довольно неказистый Петя Ручечник. Ну а Фродо, безусловно, это 19-летний Меньшиков (https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/6038/2968.jpg )
Вертинской 35, она уже не так юна, чтобы выглядеть Арвен, зато на роль Галадриэли подходит великолепно (https://www.kino-teatr.ru/acter/album/739/243885.jpg ). Арвен же... Назвал бы Ольгу Машную, но ей в 1979-м всего 15, поэтому пусть будет Ирина Алфёрова (https://2aktera.ru/uploads/irina-alferova-muzhya-i-deti-lichnaya-zhizn-6193.jpg )
Дворжецкий на год моложе Высоцкого, даже между Шоном Бином и Джоном Ноублом разница в 11 лет, а тут совсем уж никуда, на роль Денетора нужен кто-то постарше ) Например... Евстигнеев - помидорку он способен скушать так, как никому другому и не снилось ) Хотя Олег Ефремов подошёл бы ещё больше (https://www.kino-teatr.ru/acter/album/1470/131176.jpg ).
Даль в свои 38 слишком несерьёзен и невнушителен. Если он и эльф, то из "Хоббита", а не из "ВК" (кто понимает разницу). А Элронд это всё же правитель. Такой, как например Олег Стриженов (https://www.kino-teatr.ru/acter/album/4146/1093674.jpg ).
Теоден - эталон мужества и благородного пафоса. Ну то есть вылитый 54-летний Кирилл Лавров (https://mtdata.ru/u29/photo0FDA/20896155575-0/original.jpg ). Никак не Яковлев )
Эх, продолжил бы и дальше, да слишком уж долгим оказался этот квест ) Но было очень интересно погрузиться в советский кастинг 1979-го года. Спасибо!
ЗЫ. Саруман это Василий Лановой, а Фарамир - Харатьян
Неземная внешность Даля
Подземная скорее. Обычный невзрачный мужичок без лица и всего остального, что есть у хороших актёров.
Райкин? Да никогда в жизни. Это убожество даже в шутку не стоит куда-то вмешивать.
Абдулов? Туда же. Как человек он, может и хороший был, как актёр - никто.
Вот Леонов-Бильбо прям 1000%.
Арагорн шикарный вышел бы из Спиридонова.
Теоден - я б Клюева молодого назвал.
А Горлум шикарнейший вышел бы из Милляра.
Гафт на роли Сарумана был одной из моих кандидатур, но уж больно мне хотелось провести параллель с Драконом и Волшебником из фильмов Захарова.
Меньшиков -- чудо, но не слишком ли у него шалопайский типаж для Фродо?
Даль -- это вы с языка сняли, конечно, идеальный Элронд из "Хоббита".
Лавров на роли Теодена отличный, хотя мне нравится и вариант с Клюевым.
Насчет Боярского: во многом вы правы, он актер одной роли. Впрочем, у него был недурной Тартюф в фильме Яна Фрида.