Реклама 18+
CS:GODota2
Коэффициенты предоставлены

Обзор «Топ Ган: Мэверик». Фильм, в котором Том Круз победил смерть и прогресс

Поставил себе памятник при жизни.

В мировой (но не российский) прокат вышел фильм «Топ Ган: Мэверик» – продолжение первого блокбастера Тома Круза, в котором он сыграл дерзкого и гениального пилота Мэверика. Между релизами картин прошло 36 лет: за это время сильно изменились кинематограф, мир и технологии, а вот Том Круз остался прежним.

Я уже посмотрел новинку – рассказываю, зачем понадобилось возрождать забытую многими серию.

В новом «Топ Гане» Мэверик все еще летает – теперь в качестве пилота-испытателя, а не инструктора. Одни начальники негодуют, почему он не поднимается по карьерной лестнице, другие заявляют, что пилоты вот-вот исчезнут как вид, – а ему хоть бы что. Неисправимого бунтаря Мэверика до сих пор терпят в ВВС США лишь потому, что ему покровительствует старый друг Айсмен (Вэл Килмер), ставший влиятельным командиром. Он же поручает герою обучить молодое поколение топгановских пилотов, в числе которых Рустер (Майлз Теллер) – сын Гуса из первого фильма. Молодым военным предстоит выполнить критически важную миссию на вражеской территории, из которой у них практически нет шансов выбраться живыми.

Популярная для продолжений культовых блокбастеров тема смены поколений (те же «Звездные войны») целиком обрамляет картину. Она даже начинается с чуть ли не покадрового ремейка оригинала: те же вступительные титры, похожая сцена взлета истребителей. И снят «Мэверик» так же честно, без постмодернистских приемов и абсурдных CGI-сцен. Отличаются будто бы только качество картинки (особенно в IMAX) и количество морщинок на лице Круза – в остальном все словно застыло во времени.

Правда, позже «Мэверик» все же раскрывается как более матерое, осмысленное кино. Это уже не та клишированная история о становлении своенравного, но талантливого смельчака, а что-то ближе к приключенческой драме. Протагонист теперь летает не во имя погибшего когда-то отца, а обучает преемников, чтобы избежать новых жертв. И наконец прорабатывает травму, полученную из-за гибели лучшего друга: самые эмоциональные сцены получились именно с участием героя Теллера, который всячески косит под своего отца. Вообще, чем больше задумываешься о сиквеле, тем больше находишь в нем отголосков и повторов оригинала. И они работают, поскольку на этот раз у Мэва совсем другая, почти родительская перспектива.

Посыл фильма – простой, но тем не менее трогательный: человека, мол, нельзя заменить машиной или программой. Особенно если этот человек – Том Круз за штурвалом. Да и не только он, конечно, а любой профессионал своего дела: пилот, способный выполнить невозможный маневр, или учитель, которому недостаточно просто зачитывать студентам текст учебника. Собственно, команда Мэва на самом деле сражается не столько с конкретными плохишами, задумавшими недоброе на неприступной базе в горах. Скорее герои противостоят самому прогрессу: можно окружить себя ракетными установками, взять лучшее вооружение – и все равно проиграть людям, которые верят в свое дело. Решает не самолет, а пилот.

Хотя сложно отделять героя «Мэверика» и фильм в целом от Круза в жизни. Всем известно, что Том принципиально выполняет даже сложнейшие и опаснейшие трюки без каскадеров, он даже управляет истребителями сам – какие уж тут спецэффекты. И этому удивительному актеру охотно веришь, не чувствуя фальши: да, человеческий фактор превыше всего. Даже если это противоречит логике и здравому смыслу. Можно даже сказать, что нас учит не конкретная лента, а Круз, своим примером. И, учитывая, что его философия без потерь перенеслась на кинопленку, его наследие будет жить вечно – и это до слез прекрасно. Мало кому удается использовать кино вот так – тоже своего рода подвиг.

Помимо этого «Мэверик» гораздо лучше структурирован и снят – поверьте мне как человеку, посмотревшему оба фильма подряд. В сиквеле ощутимее нарастает напряжение, в нем органичнее сплетены разные сюжетные линии. Ну а третий акт получился просто зашкаливающе эмоциональным, причем даже без паразитирования на ностальгии и совсем уж манипулятивных сцен. Разве что ближе к финалу фильм начинает походить на «Миссия: невыполнима», но это тоже можно понять и простить. Уж Том Круз заслужил вдоволь посамолюбоваться на старости лет, чем он, собственно, и занимается без какого-либо стеснения.

Каким-то образом я, человек в целом равнодушный к Тому Крузу, всю рецензию хвалю больше его самого, чем фильм. И чувствую, что в данном случае иначе никак.

* * *

«Топ Ган: Мэверик» – редкий пример классического летнего блокбастера, в котором нет ничего лишнего. Никакого засилья CGI, никаких сюжетных мостиков для потенциальных продолжений и спин-оффов. Только Круз, который символически совершил полный круг в своей блестящей карьере, чтобы вскоре приземлиться и уехать на мотоцикле в закат. Впрочем, Тома, как и Мэверика, чревато заранее списывать со счетов – он наверняка еще всем покажет.

Оценка Sports.ru: 9 из 10.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Впервые посмотрел «Топ Ган» – гей-драму о пилотах, сделавшую Тома Круза звездой

Badcomedian – не настоящий кинокритик. Но очень важный блогер в русском YouTube

+11

Опрос

голосов
Популярные комментарии
Hardpacino
+5
Это другой фильм, друг
Ответ на комментарий maxuser
Администрация лещей надавала за прошлый вариант статьи?)
Антон Викторов
+1
"харизматичного, но талантливого"
А это как? Харизма мешает таланту, или талант мешает харизме? Не понял.
maxuser
0
Администрация лещей надавала за прошлый вариант статьи?)
Написать комментарий 6 комментариев

Новости