Как снимали «Брата 2»: Бодров понял, в чем сила, а Балабанову не понравилось работать с американцами
15 историй со съемок главного российского сиквела.
Этой весной российские кинотеатры повторно показали дилогию «Брат» и другие фильмы Балабанова. Мы уже писали о съемках первой ленты, а в новом материале расскажем о любопытных эпизодах съемочной жизни сиквела. Внутри много мудрых мыслей Сергея Бодрова-младшего, исполнителя роли Данилы Багрова.
- Для эпизода, когда Данила встречался с армейскими друзьями на телевидении, съемочной бригаде нужна была реальная телепередача с реальным ведущим. Договорились с Любимовым, но в последний момент не срослось. И тут в коридоре им встретился человек в черных очках – Иван Демидов, который шел на запись своей программы. Они познакомились, и Демидов согласился помочь: «Балабанов честно сказал, что [выбрал меня] не потому что я такой талантливый, а потому что у него просто выбора нет: нужно быстро снимать. И я понял, что если у него хватило хамства так предложить, то… интересный человек. Я с удовольствием помогаю».
- В дни съемок эпизодов в Москве обстановка в столице была очень напряженная: тогда все искали террористов и проверяли буквально каждую вторую машину. Вся милиция была на ногах. За отсутствие штампа о прописке высылали из города без каких-либо разговоров, а у половины питерской съемочной группы паспортов вообще с собой не было! Рисковали не на шутку: бригада ехала на съемку, а под сиденьем везла с Мосфильма автоматы и кучу другого оружия. А Бодров с Сухоруковым перемещались по Москве с тяжелыми спортивными сумками. Бодров: «Конечно, кино, «Брат», объяснились бы! Но если бы поймали, то без неприятностей не обошлось бы точно. И не говоря уже о сорванной съемке».
Подпишись на наш телеграм про игры и кино. Все новости и инсайды там!
- Оружие из бункера Фашиста настоящее. Его находили на полях сражений еще с Великой Отечественной войны.
- Особняк героя Маковецкого расположился в усадьбе «Большие горки», в поселке Горки Ленинские. Бодров признался, что был здесь второй раз: впервые Сергей побывал в музее Ленина, когда его принимали в пионеры. Ну а Маковецкий частенько забывал текст: бригада даже шутила, что актер специально забывает слова, чтобы съемки подольше продолжались. Ему явно очень нравилась обстановка: костюмы, прекрасный интерьер, машина, которая даже когда-то принадлежала Геббельсу.
- Для сцены с героем в камере искали место в настоящей тюрьме. Непростая задача, учитывая, что тюрьмы переполнены, а в отделениях милиции были лишь клетки, которые не подходили задумке режиссера. Решение нашел продюсер Сергей Сельянов: эпизод сняли в бывшей гауптвахте московской комендатуры еще дореволюционной постройки. Когда-то там сидели Троцкий, Берия и сам рядовой Сельянов. Хорошо, что лишь трое суток.
- Балабанов настаивал на максимальной реалистичности. Он хотел, чтобы все было настоящим: оружие, милиционеры, тюрьма, таксисты, телеведущий и… Салтыкова. Ему была нужна настоящая поп-звезда современности со своей одеждой, манерами и квартирой. Ирина Салтыкова: «Принесли они бутылочку вина, чтобы мы познакомились с Сережей. И действительно, такой контакт тесный получился, как будто мы друг друга давно знали». Сцены поцелуев прошли сложнее: «Первый раз в жизни я целую человека, который не мой близкий. Для меня это было сложно! После поцелуя мне смешно стало. Я рассмеялась, а Балабанов кричит «Ира, в чем дело? Мы же снимаем», а Сережа вроде как застеснялся, и мне показалось: «Он, может быть, подумал, что мне не понравилось!»
- Сергей Бодров о съемках в США: «Наконец мы очутились там, куда готовились попасть два года: в Америке, в Чикаго. Нас было 15 человек русских, американская группа, актеры и абсолютно незнакомая чужая страна. Мы высадились как конкистадоры на берег, загрузили свои железки в автобус и поехали. Главным местом был Чикаго: старая криминальная столица Америки. Там мы жили и работали почти полтора месяца».
- Были среди американских темнокожих актеров и фанаты первого «Брата». Бодров делится воспоминаниями: «Трое веселых ребят (сутенеры) носили имена трех великих людей: Дарвин, Милтон и, кажется, Мартин. В шапочке − это Мартин: он несколько раз смотрел «Брата» и пересказывал своим друзьям. Очень ему кино понравилось. Он не все понял, например, что такое кирдык. Как мог ему объяснил. А на следующий день он спросил: «А тебе правда вот совсем американская музыка не нравится?» В общем, трогательный был паренек, правда, здесь он мне два ребра сломал. По-моему, Балабанов им говорил: «Бейте сильнее, чтобы натурально все выглядело». Свое дело они делали. Как и Балабанов. Как, наверное, и все».
- Сергей Бодров увидел сильные стороны западных кинематографистов: «Американцы действительно привыкли работать совсем по-другому: порядок, безопасность, правила, комфорт. А мы все время что-нибудь нарушали: от правил вежливости до правил дорожного движения. Но зато у нас все получалось быстрее».
- Балабанов другого мнения: «Американцы – народ неприсобленный для нормальной жизни. Случись что, отключат воду или электричество, они сразу завалятся. Потому что эти люди… не то что мы, которые все детство провели во дворе, стреляли из рогаток (а они не знают, что такое рогатка), из самострелов, делали бомбы! Когда в сценарии было записано, что Данила делает нормальный самострел, который мы делали всегда в детстве… естественно, американцы даже не знали, что это такое. Ну, Астахов (оператор) сделал всего минут за 40 самострел и попросил их притащить немного пороха, чтобы зарядить и попробовать – это был страшный скандал».
- При съемках сцены в туалете ресторана «Метрополь» пострадали два члена съемочной бригады. Пиротехник Мэтт, который до этого не давал добро на использование самострела, на этот раз налажал с безопасностью: в кинематографистов отскочили мелкие осколки, которые потом «неделю вытаскивали».
- Бодров: «Нам везло, самые мучительные проблемы решались вдруг и каким-то мистическим образом. Ну, например, нам нужен был трак – огромный грузовик, который ездит по всей Америке, снабжает всю страну. Собственно, символ Америки после статуи Свободы. Но оказалось, что стоит такая машина не меньше $150 тысяч, и управлять ей невозможно без кучи специальных лицензий. Там 32 передачи, и вообще это космический корабль! Неразрешимая была проблема, не знали, что делать. И вдруг появился человек на большом красном траке, груженном кукурузой. Он сказал, что «едет в Детройт и у него 4 часа. Если хотите – садитесь. Я только болтать за рулем не люблю и радио у меня нет». Ну, мы сели, поехали и сняли эпизод с грузовиком. Посадили даже актера Бена Джонсона за руль этой машины, а водитель помогал ему и подсказывал. Уже когда в Детройте прощались с этим удивительным дядькой, на его кабине увидели надпись: Todd Johnson Trucking – он оказался однофамильцем нашего героя».
- Местная съемочная бригада действительно мало знала о русских. Бодров: «Наша американская группа относилась к нам слегка покровительственно, но не без опаски. Действительно, чего ждать от русских, которые носятся с камерой по хайвею, пьют пиво в автомобиле, топчут газоны и отказываются от каскадеров? Мы привезли с собой чемодан фальшивых денег (почти $2 млн), нам нужно найти настоящих полицейских, которые, кстати, могут в любой момент арестовать, а снимать надо в черном районе, куда даже днем страшно зайти. Девушки обижались, когда наши пытались помочь им таскать тяжелые коробки: считали, что мы не уважаем их труд и профессионализм. Потом привыкли, наверное, решили, что «дикие, но благородные сердцем». Как-то постепенно они поняли, что все-таки многое нас объединяет и связывает, мы говорили об истории, судьбах двух государств. А потом наша подружка Линдси спросила: «Ребят, а вот во Второй мировой войне русские были на чьей стороне: за нас или за немцев?»
- Балабанову очень понравилось работать с Брюсом, вторым режиссером: «Он быстрый, умный, сам режиссер-постановщик и сделал очень неплохую картину. Так что он абсолютно точно представляет, что такое кинопроцесс. Человек ответственный и знает, можно ли это сделать или нельзя. Понимает раскадровку, что мы собираемся делать и как, ему не надо все время объяснять. Он не тупой исполнитель, а очень творчески подходил к вопросу. Еще он профессионально работал с массовкой, я вообще не совался. У меня такого ассистента никогда в жизни не было, и у нас их, наверное, и нет».
- Бодров резюмирует идеи фильма и своего персонажа: «Все мы, в России и на Западе, ищем внутреннюю свободу, ищем источник силы. Мы поехали туда именно потому, что сегодня именно там главное место мира, где происходят события, крутятся деньги, снимается кино, живут звезды. Данила Багров должен был там появиться. Ну а где она, эта сила, трудно сказать: я думаю, внутри человека. Понятно уже, что не в Америке. Силы-то там как раз и нет.
- Я все время думаю, есть ли на самом деле такой человек: молодой парень, как Данила, или постарше; дембель или служит еще где-то; живет в каком-нибудь небольшом городке? И смог бы кто-нибудь так же, как он: не имея ни денег, ни связей, ни языка, − отправиться на другой конец Земли просто потому, что надо помочь брату армейского друга? Никто его не просил, и он никому ничего не обещал. У него что, дел своих нет или время девать некуда? Ответ существует: потому что так надо, по-другому просто нельзя. Это же ясно. Значит, он есть, наверное, такой. Да, точно есть!
- Хочется ли быть на него похожим? Не знаю. Мне лично хочется. Другой вопрос: вот смог бы ты так же, как он? У меня странное к нему отношение: он и похож на меня, и не похож. И проще чем-то, и взрослее. Ну, в общем, действительно брат!»
* * *
Как снимали «Брата»: бандиты подарили Buick LeSabre Круглому, а одного актера чуть не застрелили