Как снимали трилогию «Темного рыцаря»: Джокера избивали по-настоящему, а Кристиан Бэйл так и не освоил бэтцикл
17 историй о съемках, кастинге и декорациях.
1 марта в большинстве стран мира стартовал показ нового «Бэтмена». Это перезапуск культовой франшизы про миллиардера в маске летучей мыши. Премьера в России планировалась на 2 марта, но за день до релиза прокат отменили. Самое время вспомнить, как снималась трилогия Нолана: в подборке вы найдете любопытные факты о съемках, кастинге и декорациях.
Становление Темного рыцаря
- Студия Warner Bros после «Бэтмена и Робина» долго размышляла, в какую сторону им вести франшизу. В проектах были адаптации комиксов «Возвращение Темного рыцаря» и «Бэтмен. Год первый», но их отменили. «Бэтмен против Супермена» тоже запускался в производство, кроссовер от Вольфганга Петерсена планировали выпустить в 2004 году, но после теракта 11 сентября 2001-го студия предпочла финансировать «Супермена» Джей Джей Абрамса. Пожалуй, самым странным запланированным фильмом была вторая попытка студии адаптировать «Бэтмен. Год первый». Его должен был снимать Даррен Аронофски, известный по фильмам «Реквием по мечте» и «Мама!». Сценарий был основан на одноименном комиксе, где маленького Брюса Уэйна воспитал механик, после чего Брюс становился бесконтрольным мстителем в маске в духе Трэвиса Бикла из «Таксиста».
- «Бэтмен» Кристофера Нолана во многом обязан «Супермену» Ричарда Доннера 1978 года. Нолан признался, что был поражен тем фильмом. В частности – рассказом полной истории происхождения супергероя. В «Бэтмене» Тима Бертона 1989 года герой к началу фильма был уже сформировавшимся протагонистом, так что в своем первом фильме о Бэтмене Нолан увидел шанс раскрыть героя в стиле старого фильма Доннера. Он хотел показать реальный мир с единственной в нем необычной фигурой.
- Кристиан Бэйл был уже седьмым актером, сыгравшим Бэтмена. Режиссер «Бэтмен: Начало» просил всех потенциальных кандидатов проходить прослушивание на главную роль исключительно в старом костюме Бэтмена Вэла Килмера из «Бэтмен навсегда». По словам Нолана, роль Бэтмена на экране превзошла такие понятия, как химия и актерский талант. Вместо этого ему нужен был правдоподобный и убедительный актер, который бы не оставался в тени культовых образов прошлых исполнителей роли. К тому же предполагаемый кандидат должен был отлично смотреться в костюме.
- Хотя дворецкого Альфреда и сыграло немало актеров, лучшим все же считается воплощение Майкла Кейна. Актер подарил нам дворецкого, который пойдет на все, чтобы поддержать усилия Брюса Уэйна по спасению Готэма. В то же время он хочет только счастья и спокойной жизни для Брюса. Однако Кейн мог и не сыграть эту роль. Актер признался, что когда к нему впервые обратились, он был совсем не в восторге: «Я думал, что это не очень хорошая роль. Я буду говорить: «Ужин подан» и «Не хотите ли кофе?». Наверняка Кейн думал о предыдущих версиях персонажа, например, версии Майкла Гофа из фильмов Тима Бертона, где образ совсем не вязался с помощником супергероя. К счастью, Нолан сумел уговорить Майкла Кейна, рассказав о больших планах на персонажа во всей трилогии.
Гениальная роль Леджера
- Хит Леджер, сыгравший Джокера в «Темном рыцаре», во время съемок вел дневник. Там он записывал все свои реплики и мысли, которые могли прийти Джокеру в голову. В дневнике также хранилось немало фотографий из великого фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» – Леджер черпал вдохновение из игры Малкольма Макдауэлла.
- Первая совместная сцена Кристиана Бэйла и Хита Леджера наверняка запомнилась обоим. Леджер попросил коллегу, который сыграл Бэтмена, в сцене допроса бить его по-настоящему. Бэйл сомневался, но Леджер показал серьезность намерений, когда сам стал биться о стену и даже расколол плитку. Таким образом актер, блестяще воплотивший образ Джокера, хотел сделать сцену допроса максимально правдоподобной.
- Грим Джокера намеренно сделали таким небрежным. Режиссер трилогии Кристофер Нолан хотел добиться большей реалистичности и избавиться от гротеска в личностях злодеев. Образу помогло и творчество Фрэнсиса Бэкона – кожа Джокера также просвечивала сквозь краску, как и в картинах Бэкона. Визажист фильма признался, что ему было крайне трудно игнорировать весь свой опыт и специально отправлять актера под камеры с таким неряшливым гримом. Его работу впоследствии отметили номинацией на «Оскар».
- Хит Леджер между дублями постоянно разъезжал на скейтборде по всей съемочной площадке и часто курил. По словам одного из членов команды Леджер так расслаблялся, а заодно и веселил других. Мэгги Джилленхол вспоминала, как на съемках первой совместной сцены ее поразил пугающе напряженный образ Леджера, но когда камера выключилась, то актер моментально стал «обычным парнем».
- Ханса Циммера очень впечатлила игра Леджера во время съемок. Он восхищался тем, что лишь небольшой грим может сделать образ настолько ярким и запоминающимся. Композитор сделал композицию Джокера предельно простой – по итогу в ней лишь две ноты, правда они постоянно имитируют другие звуки. Циммер хотел сделать композицию крайне неприятной, чтобы люди ее возненавидели – и прониклись большими чувствами к злодею.
- Сейчас довольно странно осознавать, что когда-то студия Warner Bros. очень сомневалась в выбранной кандидатуре Хита Леджера. Сценарист фильма Джонатан Нолан рассказал, что «студия действительно не понимала видение фильма Кристофером и считала, что приглашение Леджера станет провалом». Напомним, на тот момент самыми знаковыми ролями актера были перфомансы в «Горбатой горе» и «Истории рыцаря».
Съемки «Темного рыцаря»
- «Темный рыцарь» снимался на IMAX-камеры. И хоть они и дают удивительный опыт, работать с ними сложно – они крупные, тяжелые и очень дорогие. Однажды такая IMAX-камера сломала установку стедикам – систему стабилизации для съемки в движении. При создании «Темного рыцаря: Возрождение легенды» дублер Энн Хэтэуэй не справился с управлением бэтцикла и врезался в одну из дорогущих камер.
- Для сцены с «исчезающим карандашом» компьютерная графика не использовалась. Операторы сняли два дубля: один с карандашом, а второй – после того, как он исчез. На монтаже сцены объединили – вот и магия кино.
- Сцену с огромным переворачивающимся грузовиком тоже сняли без компьютерной графики. Постановщики трюков установили на грузовик большой стальной поршень и взрывчатку. Когда она взорвалась – сработал поршень, и грузовик перевернулся вокруг оси. Кабину машины дополнительно укрепили сталью, чтобы каскадер не пострадал.
- На съемках «Темного рыцаря» было и транспортное средство, которым крайне сложно управлять. Речь о бэтцикле: Кристиан Бэйл признавался, что учился его водить, но потерпел крах. На площадке это удавалось только каскадеру Жан-Пьеру Гою. По словам Бэйла, причина была в огромных колесах – их размеры доставляли проблемы даже профессиональным каскадерам.
- Кристиан Бэйл навсегда запомнил костюм Летучей мыши. И хотя он и выглядел потрясающе, носить его было крайне тяжело, и даже повернуться было проблемой. Актер прямо-таки мучился в костюме и всерьез переживал, что проблемы с ним будут видны на экране. Многим из нас понравился образ Бэйла в трилогии, но актер признался, что изобразил Бэтмена «не совсем так, как хотел».
- Мэр турецкого города Батман с населением в 370 тысяч человек подал в суд на Кристофера Нолана за то, что тот не получил разрешение на использование слова «Бэтмен». Мэр обвинил фильмы Нолана о Темном рыцаре во многих бедах своего города, но не смог доказать ни одного пункта своих обвинений и проиграл дело.
- Студия Warner Bros. хотела запустить проект «Лиги Справедливости» еще в 2007 году. Вот только Кристофер Нолан не выразил заинтересованности в проекте, и производство сборника супергероев отложили.
* * *
На съемках «Гарри Поттера» Алан Рикман обожал пугать детей. Он отыгрывал Снейпа даже вне роли
8 главных сериалов февраля. Включая сиквел «Викингов» и мультсериал по Cuphead
33 любопытных факта о съемках «Гарри Поттера», про которые вы не слышали