С репрезентацией женщин в кино и играх все плохо. Объясняю, что именно и на кого равняться
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
От редакции: этот текст участвует в конкурсе блогеров.
За последние несколько недель в соцсети X (бывший Twitter) шло довольно бурное обсуждение. Фанаты злились, что их привычный мир зачем-то искажают, а активисты однообразно бубнили, что все геймеры и вахолюбы – патриархальные сексисты. На самом деле проблема не в сексизме, а в том, что корпорации превращают хорошие идеи в шлак. Вот примеры.
Женщин должно быть больше, но они должны быть глупее (если автор не может возразить)
Начну я с одного из самых дорогих сериалов в истории (что, впрочем, некоторая манипуляция, ведь рекордный бюджет ушел в основном на права) – «Кольца Власти». Шоу охватывает довольно большой промежуток времени в мире «Властелина колец» и сжимает его в очень короткую историю. Более того, авторы сериала исказили как историю, так и персонажей.
В сериале главной героиней стала эльфийская владычица Галадриэль, причем в период, когда она еще не достигла пика власти. И это весьма неплохо, ведь она была мудрой и рассудительной, ее уважали и высоко оценивали. Галадриэль была очень важной частью мира «Властелина колец», но создатели сериала Джон Пейн и Патрик Маккей превратили ее из царственно величественной и возвышенной в довольно глупую и истеричную девицу. Она прыгает с корабля, чтобы переплыть вплавь океан (и, разумеется, не может), закатывает скандалы на аудиенциях с монархами и непрерывно находится на грани истерики. Не совсем понятно, почему она так себя ведет, ведь по сюжету ей не 20, а несколько тысяч лет. Возможно, шоураннеры считают это правильной репрезентацией: взять сложную героиню и превратить ее во взбалмошную девицу? Вокруг такой героини, конечно, можно накрутить много сюжетных поворотов, но разве такую репрезентацию женщин мы хотели видеть?
Или еще очаровательный сериал (также от Amazon, кстати) – «Колесо времени». Тоже дорогой, тоже по классическому фэнтези. Первоисточник был довольно прогрессивен для своего времени. Помимо рассуждений о превосходстве женщин над мужчинами и наоборот, Роберт Джордан, автор книжного цикла, привнес нечто куда более подходящее для гендерного равноправия. Он подарил нам прекрасных персонажей, чей интеллект и характер зависит не от пола или цвета кожи. Да, в книге были девушки, которые собирались сделать из мужчин рабов, но были и мужчины, планировавшие то же самое.
Роберт Джордан, в отличие от Рейфа Джадкинса (автора экранизации), показывал нам, что по-настоящему могучими и сильными становятся персонажи, которые пытаются строить мир со свободой для всех. В конце побеждали те, кто уважал любого не за внешний вид и степень эмансипации, а за поступки, характер, идеи.
Конечно, экранизация от этого ушла далеко. Первоисточник подвергся жесткому насилию, половину сюжетных линий изменили до неузнаваемости, но главное – исказили базовые законы мира Джордана. В книгах магия реальна и обладает разрушительной силой, и именно поэтому все правители и сообщества постоянно озабочены контролем за теми, кто ей способен управлять. А в сериале запросто возникает тайное сообщество женщин-колдуний, которое отважно защищают людей от врага.
Важнейшим элементом сеттинга в книгах является то, что решающий удар Злу должен нанести мужчина, использующий магию. Но если он воспользуется такой силой, то будет обречен на безумие; главный герой решается на это, осознавая, какую цену придется заплатить. А в сериале с порога сообщается, что у нас все равны, женщина тоже может стать Возрожденным Драконом, так будет даже удобнее, потому что ей ничего не будет угрожать.
Репрезентация и равенство – это, безусловно, важно. Общество, в котором значительная его часть чувствует себя ущемленной, от этого страдает. Но разве мы можем считать общество равным, если в нем намеренно внедряются персонажи, чьи черты (точнее, их часть) абсолютно рудиментарны? И если мы рассматриваем фильмы или игры как способ самовыражения для женщин, разве мы должны поощрять таких агрессивных персонажей, как Эбби из The Last of Us Part 2 или Галадриэль из «Колец Власти»? Если у нас цель – показать сильную женщину, то пусть она проявит свою силу не только физически. Нас определяет не физическая сила и не внешний вид.
Я приведу пример положительной, как мне кажется, репрезентации женщин в кино. Сериал «Экспансия» по циклу Джеймса Кори – снятый, кстати, создателями оригинала (Джеймс Кори – это псевдоним двух писателей) – пестрит разными персонажами. И сильные женские в нем тоже есть. Вот, например, Камина Драммер:
Она шеф безопасности на одной из космических станций. У нее четкие принципы и идеи. Она сильна физически и морально. Это крутой персонаж, ведь ты видишь не просто стереотип, а человека, сложного и интересного. Это тот персонаж, который находится в произведении, потому что он что-то ему дает, а не выступает в роли пластиковой заглушки.
Молотом по логике
Warhammer 40,000 – это огромная и старая вселенная. И там, несмотря на всю мрачность, есть место для каждого. Я прочитал очень много книг по вселенной и знаю, о чем говорю. Там есть Братство мужчин, измененных на генетическом уровне и сделанных идеальными воинами. Казалось бы, не слишком маскулинно? Но на одном уровне с воинами-полубогами сражаются и обычные люди. Например, капитан Лотара Саррин, командующая флагманом самого агрессивного легиона Астартес. И, на мой взгляд, такие персонажи, намного более ценны для репрезентации, чем просто картонка с надписью: «Я свободна и сильна».
Есть Сестры Битвы, которые сражаются в серьезных схватках, а ведь они даже не модифицированы генетически – просто натренированы. Или Сестры Тишины, принявшие обет молчания и способные нейтрализовать местных магов. Это примеры чисто женских сообществ, а еще есть смешанные боевые подразделения, есть институции (например, Инквизиция, Администратум и даже Адептус Механикус), где для успешной карьеры не важен пол, там женщины на любом посту.
У авторов очередной версии вархаммеровских кодексов есть огромный простор для создания по-настоящему крутых женских персонажей, добивающихся успеха в самых разных сферах. Но вместо этого нам просто предлагают самое убогое решение из всех возможных. Взяли орден самых могучих воинов, который описывался в книгах и правилах буквально как братство (в кодексе так и написано – Brotherhood of Demigods) и заявили, что в нем есть и женщины. Просто потому, что так в GW понимают diversity – когда в боевой броне не отличить мужчину от женщины.
И это, как кажется, самое обидное. Равенство полов, репрезентация женщин, blind casting и diversity – это отличные идеи, их воплощение дает создателям книг, фильмов, сериалов и игр возможность делать свои произведения интереснее и оригинальнее, дает шанс расширить аудиторию и дать миллионам людей новые ролевые модели. Но когда «эффективные менеджеры», оседлавшие модную повестку, выполняют свою работу формально, это только раздражают. Они портят имидж тех самых прекрасных идей, за которые ратуют на словах.
Яркие женские персонажи не должны быть неотличимы от мужчин или постоянно говорить о girl power. Галадриэль у Толкина видела безумие вождей эльфов и братоубийственную резню, училась у полубогов и стала величайшей колдуньей и воплощением мудрости и света. Женщины Айз Седай в книгах «Колеса времени» знали, что им доступна только половина Силы и что величайшие чудеса и свершения возможны, когда они объединяют силы с мужчинами (хотя у них были очень разные взгляды на то, как с мужчинами взаимодействовать). В Warhammer 40,000 одновременное существование чисто женских и чисто мужских организаций (и их взаимодействие) до сих пор было важнейшим элементом сеттинга, очевидной отсылкой к средневековым рыцарским орденам и монастырям, соответствующей мрачному духу безнадежного будущего, в котором технология соседствует с религией. Разрушать эти тщательно выстроенные гармоничные миры ради галочки в графе «работы по репрезентации» в годовом отчете перед акционерами –это бессмысленно и неправильно.
История строиться должна не на этом, и никакие проблемы в обществе так не решают. Последовательность – matters. Показная поддержка – нет.
Как фанат Колеса Времени особенно рад тому, что автор правильно понял само произведение, я не стал даже пытаться смотреть сериал после того, как изменили всю суть книги
А по тому, как компании пытаются показать женщин – всё уравнивают, но кому в жизни будет интересно общаться с человеком, который неотличим от тебя? Почему сейчас распространяется мнение, что различия – плохо? Либо же часть различий внезапно испаряется, как будто их и не было, а другие гиперболизируются
разве не странно смотрелась бы экранизация истории/мифологии африканцев, в которой роли исполняли бы не-африканцы?
🙄
Джоди Тернер-Смит в роли Анны Болейн говорит, что можно ;)