2021 год – лучший для русских игр. У наших проектов отличные продажи и мировой успех
Встаем с колен.
2021 год оказался одним из худших для крупных видеоигровых студий. Игры от EA, Activision, CD Projekt RED, Rockstar получили разгромные оценки от прессы и игроков. Важные тайтлы выходили либо неинтересными и однообразными, либо сырыми, либо вообще стыдными, как GTA: Trilogy Definitive Edition.
Ставить нули плохим играм – правильно. Только так можно влиять на разработчиков
Тем не менее полным провалом 2021-й назвать нельзя. Даже наоборот, ведь это был лучший год в истории российского игропрома. За последние 25 лет выходили отличные русские игры, которые становились популярными во всем мире. Heroes of Might and Magic V, «Космические рейнджеры», «Корсары», «Дальнобойщики», «Санитары подземелий», «Мор: Утопия», серия игр «Князь» заслуживают своей популярности, но это почти все успешные отечественные проекты за XXI век. При этом только за прошедший год вышло сразу 5 русских игр с высокими оценками и продажами в Steam.
Black Book – открытие года с мифами коренных жителей Перми и «Дураком» вместо «Гвинта»
Black Book – это карточная RPG от пермской студии Morteshka с тремя штатными разработчиками. Главная героиня знатка Василиса стремится вернуть из мира мертвых своего жениха. Для того чтобы воскресить любимого, верующей и богобоязненной девушке предстоит использовать книгу запретных чар.
На этом и строится ролевой элемент игры. Василисе приходится балансировать между молитвами и черными заговорами. Первые лечат героиню и помогают местным жителям справиться с темными силами, вторые наносят урон и порчу, повышая счетчик грехов Василисы. Только совмещая темную и светлую силы можно пройти игру, ведь без атакующих темных чар Василиса не может справиться с чудовищами, которые встают на ее пути.
Критики высоко оценили ролевые элементы, боевые механики, художественное и музыкальное оформление. Игрокам понравилась атмосфера мрачной сказки и славянский колорит. Ну и в какой еще игре можно решить конфликт с нечистой силой партией в подкидного «Дурака»? За первые недели игру купили 100 тысяч раз, а оценки на Metacritic для PC составили 75 из 100 баллов от прессы и 87 из 100 баллов от игроков.
Pathfinder: Wrath of the Righteous – образцовая адаптация DnD на сотни часов
На первый взгляд адаптация настольной Pathfinder от русской студии Owlcat Games мало чем отличается от классических RPG вроде Neverwinter Nights, Baldur’s Gate и Planescape Torment. Однако кроме отличной ролевой составляющей авторы Wrath of the Righteous добавили в формулу CRPG элементы пошаговой и глобальной стратегии.
По ходу сюжета персонаж игрока проходит путь от рядового борца с демонами до настоящего полководца. Геймплейные нововведения позволяют ощутить масштаб истории. Со второй главы противостояние силам зла превращается в настоящий крестовый поход, который возглавляет игрок. Кроме обычных для жанра боев с тактической паузой появляются пошаговые сражения, похожие на Heroes of Might and Magic. А после и управление своими территориями на глобальной карте.
Pathfinder: Wrath of the Righteous – это действительно огромная игра, в которой только создание персонажа может занять несколько часов. Масштаб и высокий порог вхождения не отпугнули геймеров и не помешали продажам. Уже за неделю с релиза тираж превысил 250 тысяч копий. RPG получила 83 балла от критиков и 77 от игроков на Metacritic.
Atom RPG: Trudograd – тот самый «русский «Фоллаут», который пытаются создать 25 лет
2021 оказался годом возрождения русских RPG. Кроме Black Book и Pathfinder вышла вторая часть постапокалиптической ролевки Atom RPG: Trudograd. Геймеры середины нулевых помнят словосочетание «отечественный «Фоллаут» как мем игровой прессы тех времен. Тогда очень многие студии вдохновлялись игрой от Interplay и пытались сделать что-то подобное. За редким исключением получалась калька в духе Fallout 2 с неработающими игровыми механиками.
По впечатлениям от раннего доступа «Трудограда» можно сказать, что у русских разработчиков получился полноправный наследник тех самых изометрических «фоллычей». Игра погружает в мир антиутопического будущего с черным юмором и ретрофутуризмом. Пошаговые бои, перки и интерфейс напоминают олдскульные RPG 90-х, но отлично играются и сейчас.
У игры очень положительные отзывы в Steam, 83 и 87 баллов от прессы и игроков на Metacritic.
Potion Craft взлетела в топы Steam за пару дней и полюбилась игрокам стилем и морем отсылок
Неожиданным хитом 2021 года оказался с виду простенький симулятор алхимика Potion Craft от компании niceplay games. Игра возглавила мировой чарт продаж за 3 часа с момента выхода и продалась сотней тысяч экземпляров за 3 дня. В отзывах игроки отмечают медитативный, затягивающий геймплей и визуальное оформление в духе средневековых гравюр.
Главный герой – алхимик, делающий зелья на заказ жителям фэнтезийного городка. Каждое зелье создается вручную из ингредиентов, растущих в саду. Снадобья могут лечить болезни, приносить удачу и привораживать: на этом и строится геймплей. В лавку игрока приходят горожане и просят помочь им в быту или любовных делах.
Среди посетителей куча персонажей, знакомых по другим играм и фэнтези-вселенным. Например, этот седой охотник на чудовищ может прийти за помощью в составлении эликсиров:
Loop Hero – главная инди-игра 2021 и рогалик, который играет сам в себя
Главным успехом прошлого года для русского игропрома стала Loop Hero от Four Quarters. Loop Hero купили 500 (!) тысяч раз за неделю, а к декабрю продажи перевалили за миллион. Все дело в уникальности проекта и безумном смешении жанров.
Loop Hero – это рогалик с элементами градостроительной стратегии, где управлять надо не героем, а миром вокруг него. Протагонист сам ходит по кругу, сталкиваясь с противниками. В бою герой использует свои навыки и выданное ему снаряжение.
Главное в макроменеджменте для игрока – застройка карты. Можно строить на пути героя деревни, где тот сможет набраться сил. Или добавлять горы, которые не только принесут новые сокровища, но и вызовут набеги гоблинов.
Объекты на карте взаимодействуют друг с другом. Например, особняк вампиров рядом с деревней приведет к вымиранию поселения, но через 3 круга по захваченной нечистью деревушке, игрок начнет получать впечатляющие бонусы.
Изначально игра была выпущена только на ПК и Mac, но недавно добралась до Switch. На всех платформах рейтинг игры превышает 80 баллов и по рецензиям прессы, и по отзывам игроков.
* * *
2021 год вызвал у меня нескрываемую гордость. В детстве, как и многие геймеры, я мечтал создавать свои игры. В подростковом возрасте, глядя на состояние индустрии в стране, я решил, что у меня не будет будущего в этой профессии. Однако прошлый год показал, как много могут сделать талантливые разработчики, если следуют за своим видением, а не за трендами стагнирующих мегакорпораций.
Называть 2021 год худшим для игр ни в коем случае нельзя, потому что в нем вышли прекрасные произведения со всего мира. И среди них много отечественных проектов, доказывающих, что ничего невозможного нет.
А какие у вас любимые инди-проекты 2021 года?
Я забросил игры, но вернулся после смерти бабушки. Оказывается, для игр надо повзрослеть
5 причин, почему боевая система Elden Ring будет лучшей в серии Souls