Дополнение к Elden Ring – парадокс. Все гениально и бездарно одновременно

Обзор Shadow of the Erdtree.

Давайте сразу разберемся с самым скучным, чтобы не подводить к очевидному вердикту. DLC к Elden Ring – маст-хэв, если вам понравилась основная игра и трата вашего времени, если Elden Ring не зашла на релизе. 

Аддон обновил игру, но не поменял ее суть. И если бы он не был НАСТОЛЬКО огромным, никакого бы обзора вовсе не требовалось. Можно было бы перечислить новые клевые фичи и озвучить оценку. Но как со всеми проектами Fromsoftware, так просто не бывает.

Shadow of the Erdtree – это не Elden Ring 1.5. Вместо работы над ошибками – те же плюсы и минусы

Я пишу этот текст, 

 • убив всех 11 основных боссов (а финального 5 раз в кооперативе), 

 • еще около 20 из 42 побочных боссов, 

 • прокачав где-то четверть из 108 новых оружий,

 • пройдя 11 из 14 новых квестовых цепочек (я нечаянно убил часть сюжетных персонажей), 

 • и где-то половину из всех опциональных пещер, катакомб и кузниц. 

Масштаб Shadow of the Erdtree можно сравнить с классическими DLC, такими как Frozen Throne для Warcraft 3 или «Кровь и Вино» для третьего «Ведьмака», которые довели до совершенства и без того прекрасные игры. И масштаб действительно похож, но вот исполнение не выдерживает никаких сравнений. 

Лучшими DLC считаются те, которые берут из основной игры все лучшее и переносят это в более сжатую форму. Вам понравились компаньоны и разветвленные квесты Dragon Age: Origins? Вот вам Awakening. Полюбили Cyberpunk 2077 за атмосферу и постановку? Ловите Phantom Liberty. 

На первый взгляд то же делает Shadow of the Erdtree. Все боссы дополнения либо на уровне самых крутых из основной игры, либо еще лучше. Каждое побочное подземелье на голову выше любого из оригинала. Персонажи и квесты стали настолько интереснее и понятнее, что на мгновение кажется, будто игру делал не Миядзаки

К примеру, все, связанное с Мессмером, – просто вершина геймдизайна и философии игр Fromsoftware. Первые же встреченные враги DLC готовят игрока к противостоянию с боссом. Кто-то использует его заклинания, кто-то технику боя копьем. По мере приближения к его замку спутники рассказывают о его зверствах и силе, а когда игрок попадает в логово босса, начинают плести друг против друга интриги, напрашиваться в помощники и заключать союзы. Их отношения развиваются по мере того, как игрок поднимается по этажам черной цитадели, встречая все более опасных врагов. Каждый побежденный мини-босс в локации Мессмера – маленький ключик к победе над главарем, но как бы хорошо игрок ни научился справляться со свитой, хозяин замка все равно его удивит. Не только сложностью и приемами, которые игрок еще не видел, но и неожиданным поворотом прямо во время боя – он поменяет отношение к боссу.

Увы, недостатки и недоработки игры никуда не делись. Чтобы найти карту самой запутанной (и пустой) локации открытого мира, надо спуститься на нижний уровень через пещеру и болото в совершенно другой опциональной зоне. Любимые игроками Погребальные птицы, Стражи дерева, Древесные духи, даже, черт их возьми, Лодочники Тибии встречаются в открытом мире. Билды на кровь все еще имба, билды на святой урон все еще бесполезны. За настоящей полосой препятствий из врагов, ловушек и иллюзорных стен игрока частенько ждет вознаграждение в виде кузнечного камня +4 или редкого расходника для крафта.

В общем, вместо классического рецепта продолжения «все лучшее из оригинала, только вдвое больше», FromSoftware взяли лучшее и худшее по принципу «и того и другого, и можно без хлеба». 

Миядзаки хотел сделать «Зельду», но ему не хватило смелости

В какой-то момент прохождения я забрался в первую кузницу в дополнении и неожиданно почувствовал нечто очень знакомое. Я пробрался через простенький платформинг, решил пару головоломок, увидел ужасно милую сценку с големом, который гладил по голове ожившую каплю магмы, будто своего питомца, и вдруг понял: «Это же побочный данж в духе Breath of the Wild!».

Выбравшись наружу, я увидел вдалеке деревни, форты, соборы, черный замок босса в самом центре карты. Дизайн открытого мира тоже показался мне очень похожим на последние две «Зельды», в которых основная цель тоже всегда где-то поблизости, но перед тем как отправиться в решающий бой, стоит посетить дополнительные зоны. Только в «Зельдах» побочные зоны манят и чуть ли не приглашают в гости, а в Shadow of the Erdtree заставляют наворачивать круги в поисках единственного секретного прохода. Такое решение мне кажется совершенно неоправданным.

Во-первых, зачем с одной стороны подталкивать игрока к исследованию, а с другой максимально ограничивать эксплоринг? В дополнении есть Осколки древа упадка, предметы для баффа характеристик, без которых даже первых боссов почти невозможно пройти. Во-вторых, зачем давать доступ к секретным зонам только одним неочевидным способом? От добрых 15 часов контента игрока отделяет буквально одна пещера в руинах Мурта, которую запросто можно пропустить, если не играть по гайдам.

И ладно бы были спрятаны невразумительные локации в духе руин Рауха или могилы Харо, но нет! В части Теневого Альтуса, закрытой от игрока абсолютно дурацким способом, находится лучший квест, три основных босса, лучшее оружие DLC и просто море интересного лора. Неужели игра пострадает, если в эту локацию можно было бы попасть двумя способами? 

При этом все, связанное с квестами дополнения, вызывает восторг. Сюжетные персонажи обладают характером и делятся мотивацией, предлагают занять их сторону, предать других спутников – и все это влияет на награды и даже концовку. 

Перед финальным боем против игрока выступят двое слуг главного злодея и спутники, чьи задания игрок проигнорировал. Помогая друзьям в коопе, я участвовал в трех разных сражениях, где отличался состав NPC-союзников, врагов и реплики, которыми персонажи обменивались во время боя.

Герои побочных квестов не уступают: Игон, кроющий дракона Бейла благим матом на протяжении всего босс-файта, навсегда останется одним из самых эпичных моментов в серии soulsborne.

Элементы RPG в дополнении смотрятся интересно, ново и повышают реиграбельность дополнения. А отбивают желание перепроходить DLC как раз детали метроидвании, которые прекрасно работали в первой Dark Souls и просто бесят в Shadow of the Erdtree.

* * *

Shadow of the Erdtree – проект-парадокс. Слишком большой для DLC, слишком вторичный для отдельной игры. Средний не потому что посредственный, а потому что по-настоящему гениальные моменты уравновешиваются просто бездарными. На каждый восторг придется по одному разочарованию. Если игрок пришел в дополнение за шикарными боссами, его ждет путаный путь к ним. Если за исследованием – отстойные награды за увлекательный поиск секретов. Если за лором – захватывающие ответы на вопросы, которые никто не задавал, и ноль информации по главным загадкам игры. 

И все же Shadow of the Erdtree продало мне новую игру. Я хочу попробовать новое оружие на начальных боссах основной игры, хочу пройти Малению с новой слезой на парирование из Sekiro, хочу снова встретиться с одним из боссов оригинала и посмотреть на него совсем, совсем по-другому. И точно хочу снова бросить вызов блестящим боссам дополнения, уже не занимаясь зачисткой локаций и поиском усилений.

Может, Shadow of the Erdtree и получилось средним дополнением, но оно разнообразило великолепную Elden Ring билдами, сражениями и загадками. 

* * *

В Elden Ring почти нет диалогов. Это огромная ошибка Миядзаки Elden Ring − приквел всех игр Миядзаки? Разбираем фанатскую теорию

Лоскутик появлялся во всех играх Миядзаки. Вспоминаем его воплощения

+7
Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий

Новости