GTA 4 – недооцененный шедевр. Зачем вам ремастер, если можно перепройти «четверку»?
Лучшая часть серии.
С чем у вас ассоциируется Нью-Йорк? Кто-то скажет – с мрачными полупустыми улицами из фильмов Скорсезе или «Джокера» Филлипса. Кто-то назовет шумные улицы Манхэттена, по которым ходили героини «Секса в большом городе». А для кого-то Нью-Йорк – это парад кафешек и уютных переулков из ситкомов «Друзья» или «Сайнфелд». Но когда я думаю о Нью-Йорке, первый образ в моей голове – это стремительная поездка на тонированном инферно под «Никого не жалко» Шнура.
Я выхожу из машины у дома моего брата Романа. Не так давно я купил дорогой костюм и надел его поверх треников. Так получается выглядеть представительнее на работе. Как хитманы из голливудских фильмов. Америка, лэнд оф худж оппортьюнитис.
GTA всегда была чем-то средним между мрачной серьезностью серии Mafia и совсем уж безудержным трешем Saint’s Row. Rockstar смело пародировала политиков, поп-культуру, клише из гангстерских фильмов. Но только в одной из игр серии разработчики решились на поистине отважный шаг: сделать сюжет с психологизмом, неожиданными поворотами и настоящей драмой.
Можно сказать: «а как же предательство Биг Смоука?!» «Разве ты не плакал, когда убивал Лэнса в Vice CIty?» Но, знаете, нет, как-то не довелось. Игры из «классической трилогии» – это постмодернистский винегрет, где смешана ностальгия по 80-м и 90-м с узнаваемыми персонажами культовых фильмов. Персонажи этих игр – не личности, а пародии. Хиппи Правда из San Andreas – на детей цветов, а дон Леоне – на стереотипного босса мафии. И какой же взрослой кажется на этом фоне четвертая часть!
Откуда взялись герои? И почему русские?!
Герои серии, как правило, имеют криминальное прошлое. Поэтому они без колебаний берутся за угон и заказные убийства. Поэтому они умеют стрелять или драться ножом.
Протагонист GTA IV – Нико Беллик тоже неплохо обращается с пистолетом и даже винтовкой. Но не потому, что он бандит. Нико прошел через сербскую войну в 90-е. Там он видел зверства, пытки, массовые убийства. Его брат погиб в первые дни боев. Тетю, маму Романа, изнасиловали и убили после того как кузен иммигрировал в США. Под конец войны его отряд попал в засаду из-за предательства двух близких друзей. Выжил только Нико.
После сербского конфликта Беллик потерял всех близких и средства к существованию. Он находился в тяжелой депрессии и страдал от ПТСР. Из-за нищеты он занялся по-настоящему грязным делом – похищением людей и перепродажей их в рабство и на органы. Но в какой-то момент Нико получил письмо от своего брата Романа.
В письме кузен рассказывал о своей шикарной жизни в Либерти Сити. Об успешном бизнесе, о куче любовниц и о шикарной квартире, в которую Роман звал Нико погостить. И вот, неадаптированный к мирной жизни ветеран войны из восточной Европы едет в город к брату, который по слухам там большой человек. Никого не напоминает?
Главный герой фильма «Брат», Данила Багров точно так же поехал к своему брату в Питер и там стал частью бандитских разборок. А во втором «Брате» он же оказался в Америке, где тоже поучаствовал в местной войне банд.
Работая с русской темой, разработчики Rockstar сделали неплохой ресерч образа восточноевропейских бандитов в массовой культуре. Например, внешность Нико скопирована с роли киллера Саши из фильма «В тылу врага». Ветерана сербской войны и наемного убийцу сыграл Владимир Машков.
Актеру даже предлагали озвучить Беллика в игре, но Машков отказался. Позже он объяснил это тем, что не понял, что именно от него хотят.
«Я очень рад, что эта игра собрала за месяц полмиллиарда долларов. То есть это самая продаваемая игра в мире. И они использовали мой образ из картины Джона Мура под названием «В тылу врага». Вот, им понравилось такое. Я очень старался, собирал по кусочкам этот бомжеватый вид. И мне не сказали тогда, что это такое. Может быть, я озвучил бы. Не знаю. Ну, это интересно, часть профессии, но не особенно меня это увлекает. Я даже не знал, что это, я не принял это всерьез».
Белликом движет много мотивов: психологические травмы после войны, стремление к искуплению и к мести, а также забота о брате-растяпе. Он получился не стереотипным русским бандитом, а живым и неоднозначным персонажем
Сама игра начинается на Хоув-Бич локации-отсылке к Брайтон-Бичу – району Бруклина. Здесь можно увидеть надписи на русском, играет отечественная поп-музыка, местные могут обругать трехэтажным матом, если наступить на ногу.
Криминальные авторитеты тоже получились узнаваемыми
Например, Влад, автор гениальных афоризмов о превосходстве картошки над капустой – еще одна отсылка к «Брату». В фильме Балабанова есть эксцентричный криминальный авторитет, который любит поговорки – Круглый. И Влад и Круглый становятся жертвой главного героя, который защищает от них брата. И оба бандита пытаются соблазнить и даже изнасиловать девушку брата протагониста.
Отдельный повод любить GTA 4 – Vladivostok.fm. Радиостанция – даже повод скачать нелицензионную версию
Но работа Rockstar с национальной темой не ограничилась только антуражем и киноотсылками. Музыка, играющая на радиоволне Vladivostok.fm – настоящий памятник эпохе, а ведущая Руслана краш с детства и на всю жизнь. На волне звучат Баста и Глюкоза для тех, кто ностальгирует по поп-музыке, Звери, Сплин и Кино для любителей рока… И, конечно, Ранетки! Пытались когда-нибудь расстрелять врагов из окна машины под «О тебе»?
Если нет, то сейчас этот опыт будет непросто повторить. К юбилею GTA 4 истекла лицензия на некоторые композиции из саундтрека. В результате Vladivostok.fm исчезла из игры, а вместе с ней большая часть атмосферы. Rockstar заявляли, что не планируют возобновлять лицензию на удаленную музыку.
В GTA было радио для наших. Там играли «Кино», Серега и «Ранетки»
Треки Сереги (и Сереги Шнурова тоже) – повод искать игру не в магазине Rockstar. Если вы хотите получить полноценный опыт от GTA 4 2021 году, ее лучше скачать. Если принципы не позволяют, то лучший вариант – купить версию для XBOX 360 или PS3. Да что уж там, Vladivostok.fm настолько хорош, что ради него можно купить и сами консоли этого поколения. Без шуток, GTA IV без Русланы – то же самое, что «Дикая охота» без песни Присциллы.
GTA IV реалистична и в геймплее и в сюжете. Здесь лучшая физика машин в серии
Когда я впервые запустил GTA IV и увидел физику тел, я позвал всю семью к компьютеру и показывал родителям, как Нико ходит по лестнице. Я просто не мог поверить, что такое возможно, и хотел показать всем, как герой подгибает ноги на ступеньках, как эффектно по ним скатываются NPC, если их столкнуть. В пятой части серии физика тел шагнула вперед, но управление транспортом из GTA 4 осталось лучшим в серии.
Вес машины тут чувствуется при каждом нажатии клавиш не хуже, чем при использовании контроллеров Dualshock с адаптивными курками. А вот в GTA V, к примеру, управление больше напоминает аркадную физику LA Noir. Повернул влево – тут же перестроился в левый ряд, нажал на тормоз – мгновенно остановился. Конечно, GTA – это не автосимулятор, но проработанная система передвижения на машине играла на общий реализм происходящего, прямо как физика лошадей и повозок в Red Dead Redemption 2.
Отдельного об образе Нью-Йорка: пожалуй, так точно город не был воссоздан ни в одной другой игре. В отличие от, например «Человека паука» 2018 года Rockstar передала дух улиц Нью-Йорка, а не просто предложила посмотреть на достопримечательности. Разработчики старались создать достоверный образ города, поэтому заселили его узнаваемыми нью-йоркскими фриками.
«Мы собрали полный набор классический Нью-Йоркских архетипов. У нас есть злющая женщина в стиле «Секса в большом городе», которая все время глотает снотворное. Парень, который ко всем пристает с просьбами купить его его микстейп... – рассказывает Дэн Хаузер, вице-президент Rockstar Games – Люди в Сохо дорого одеты и занимаются шоппингом. В Нохо NPC другие, в Гарлеме совсем другие. Мы стараемся дать каждому прохожему характер, пусть и умещающийся в две строчки. Обычно это циничный комментарий к типичным жителям Нью-Йорка. У нас нет цели показывать персонажа просто как чернокожего или латиноамериканского жителя города. Вместо этого мы создаем образ невротика, который хочет быть крутым. Или крутого парня, который мечтает быть поэтом. Или бандита, посещающего психологические тренинги для управления гневом».
В GTA IV лучший сюжет в серии, но полностью он раскрывается в DLC. И они тоже бомбические
Завязка GTA IV с контрабандой бриллиантов очень напоминает «Большой куш» Гая Ричи. Драгоценные камни прибыли в Либерти Сити на одном корабле с Нико и запустили целую серию событий, объединяющих GTA 4 и Episodes from Liberty City. И общую историю можно сложить, только если пройти сюжет за Нико, Луиса Лопеса и Джонни Клебица!
«Ладно, ребята, давайте в последний раз». Бриллианты везли в Америку для Рэя Булгарина, но они достались Тони Принсу, также известному как Гей Тони. Позже их украл байкер Джонни Клебиц, протагонист The Lost and Damned. Клебиц вместе с Нико собирались перепродать украденные камни, но они попали в засаду, устроенную Луисом, главным героем The Ballad of Gay Tony.
Столкновение всех трех главных героев четвертой части и дополнений происходят в миссии Museum Price. В Episodes from Liberty City события можно увидеть с точки зрения Луиса и Клейбица в миссиях Collector’s Item и Not so Fast.
И именно в «Эпизодах из Либерти» рассказывается, кому же в финале достались бриллианты. Финальный твист уровня Гая Ричи.
А ведь кроме основного сюжета, герои постоянно пересекаются в ходе игры! Луис видит Нико за рулем машины в самом начале «Баллады о Гей Тони», позже в бар Принса заходит Роман. А во время работы на ирландцев Нико грабит банк, в очереди которого стоит Луис.
* * *
GTA IV – главное достижение Rockstar за все время существования компании. Это самая реалистичная и проработанная игра серии, которая при этом остается верна фирменному юмору GTA. Но кроме гротеска и сатиры здесь есть живые, правдоподобные персонажи, есть драма и выбор.
И когда я пишу об этой игре, воспоминания такие живые, что кажется: «Cейчас позвонит Роман». Роман скажет: «Нико, летс гоу боулинг». А я и не против.
Ремастер трилогии GTA – позор и провал. На игру детства противно смотреть
5 отсылок к кино в серии GTA: от «Скорости» с Ривзом до диалогов из фильмов Тарантино
Теперь без «потрачено». Как перевели мемные фразы в GTA Definitive Edition
Но
Я купил новый комп в 2018 году. Решил пройти GTA 4 и 5 друг за дружкой, чтобы наверстать упущенное – в своё время GTA 4 на херовом ноуте 2011го года шла еле-еле. И на абсолютно новом компе 2018 года она шла тоже хреново. Я уже думал, что Рокстар не могут в пека. Какое же облегчение было, когда GTA 5 без проблем шла на высоких настройках! При этом с более красочной картинкой, с лучшим освещением и стрельбой.
Особенный шарм у 4ки есть, но ИМО GTA 5 > GTA 4. К чёрту говёные порты.
- сюжет хорош, но довольно затянут и интересных миссий единицы, в основном типичное приедь-убей, довольно много людей её из-за этого бросили не пройдя до конца. В пятёрке над этим уже поработали как следует.
- управление авто: GTA всегда была аркадой, в которой вождение одновременно и лёгкое, и интересное и это на самом деле достижение, в большинстве GTA-клонов этот аспект хуже, что тогда, что сейчас. "Реалистичное" управление в четвёрке напрочь убивало интерес к использованию транспорта и многие игроки (как и я) просто-напросто до сюжетных точек ездили только на такси. Проще говоря - если я захочу поиграть в автосим - я запущу автосим. Опять таки - исправлено в пятёрке, в которой управление авто самое сбалансированное во франшизе.
- мультиплеер даже после всех патчей остался слабоиграбелен, не говоря уже о том, что он по задумке своей даже близко не стоял рядом с фанатским продуктом для SA. Опять таки, огромная работа проведена в пятёрке (даже слишком).
Так что V на две головы выше IV, первый опыт на новом движке вышел хоть и не комом, но шероховатостей хватало. Хотя эпизоды - уже неплохая работа над ошибками, LaD, каюсь, так и не прошёл, но вот баллада была шикарнейшая.